Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
___________ Шингисова Ж.М
Краткосрочный (поурочный) план
Тема урока: Этапы эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. Дифференциация тканей и органов. Органогенез
|
Раздел: |
XI. Рост и Развитие. |
|||||
|
ФИО педагога: |
Мажитова Баян Бакытбековна |
|||||
|
|
Школа: №275 |
|||||
|
Количество присутствующих : |
Количество отсутствующих: |
|||||
|
Тема урока: |
Этапы эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. Дифференциация тканей и органов. Органогенез |
|||||
|
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке: |
8.2.3.1 объяснять этапы эмбрионального развития 8.2.3.2 описывать дифференциацию тканей и органов, формирующихся из разных зародышевых листков |
|||||
|
Цель урока: |
Все учащиеся смогут: - Объяснить, что такое бластула, гаструла и нейрула, а также характерные особенности каждого этапа Большинство учащихся будут уметь: - Описать, как происходит дифференциация клеток и формирование органов на основе зародышевых листков Некоторые учащиеся смогут:. - Приводить примеры органов, которые развиваются из каждого зародышевого листка |
|||||
|
Ценности урока: |
Наличие академических и технических знаний о современнных технологиях и методах,необходимых для эффективного выполнения поставления задач; Готовность много работать для достижения и улучшения результатов; |
|||||
|
Ход урока |
||||||
|
Этапы урока / время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
||
|
Начало урока 3 мин 5 мин Изучение нового материала Середина урока Конец урока |
I. Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задание: Методом блиц опроса:
Метод
«Мозговой штурм» Что такое эмбрион? Назовите основные этапы развития зародыша у человека. Что такое клеточная дифференциация?
1. Бластула Описание: Бластула — это стадия эмбрионального развития, которая наступает после дробления зиготы (оплодотворенной яйцеклетки). Это полый шар клеток, называемых бластомерами, внутри которого формируется полость, называемая бластоцелью. Процесс: В процессе дробления клетки не увеличиваются в размере, а только делятся, образуя слой клеток вокруг полости. Эта стадия характерна для всех многоклеточных организмов. Клетки на этой стадии не дифференцированы, и их задача — продолжить деление и подготовить эмбрион к следующей стадии — гаструляции. 1.2. Гаструла Описание: Гаструла — это стадия эмбрионального развития, на которой происходит начало формирования трех зародышевых листков: эктодермы, мезодермы и энтодермы. Это этап, на котором начинает формироваться основа всех тканей и органов. Процесс: Во время гаструляции клетки начинают мигрировать и организовываться в слои. Эктодерма (внешний слой) образует ткани, такие как кожа и нервная система. Мезодерма (средний слой) даст начало мышцам, костям, кровеносной системе и почкам. Энтодерма (внутренний слой) формирует внутренние органы, такие как желудок, кишечник и легкие. Ключевая особенность: Гаструляция — это важный этап, на котором клетки начинают специализироваться и становятся различными типами тканей, что имеет решающее значение для дальнейшего развития организма. 1.3. Нейрула Описание: Нейрула — это стадия, на которой начинается формирование нервной системы из эктодермы. Этот этап также называется началом нервной трубки. Процесс: Эктодерма начинает изгибаться и образовывать нервную пластинку, которая затем закручивается, образуя нервную трубку. Это предшествует формированию головного и спинного мозга. Нейрула — важный этап, поскольку именно на этом этапе закладываются основные структуры нервной системы. 2. Дифференциация тканей и органов Дифференциация клеток — это процесс, в ходе которого клетки, образующиеся на ранних этапах развития, становятся специализированными для выполнения определённых функций. Зародышевые листки и их производные: Эктодерма (внешний слой): Клетки эктодермы развиваются в ткани, отвечающие за защиту и восприятие внешней среды. Из этого листка формируются: Кожа. Нервная система (мозг, спинной мозг, нервы). Органы чувств (глаза, уши). Мезодерма (средний слой): Мезодерма дает начало: Мышцам (поперечнополосатые и гладкие). Костям и хрящам. Кровеносной системе (сердце, кровеносные сосуды). Почек. Половым органам. Энтодерма (внутренний слой): Эктодерма формирует внутренние органы, такие как: Желудок и кишечник. Легкие. Печень и поджелудочная железа. Групповая работа Задание 1 Отметьте "✅" (верно) или ❌ (неверно) в утверждениях: • Утверждение: На стадии бластулы клетки уже начинают дифференцироваться в специализированные типы. Не верю. Ответ: На стадии бластулы клетки ещё не дифференцированы. Это стадия, на которой происходит активное деление клеток, но они остаются одинаковыми. • Утверждение: Гаструла — это стадия, на которой начинаются важные изменения в клетках, включая их дифференциацию. Верю. Ответ: На стадии гаструлы начинается дифференциация клеток, образующих три зародышевых листка. • Утверждение: Нейрула — это стадия, на которой из эктодермы формируется нервная трубка, из которой затем развивается нервная система. Верю. Ответ: Это важный процесс, в ходе которого из эктодермы формируется нервная трубка, предшествующая развитию нервной системы. • Утверждение: На стадии гаструлы эктодерма, мезодерма и энтодерма образуются в один слой. Не верю. Ответ: На стадии гаструлы эти три листка (эктодерма, мезодерма, энтодерма) формируются отдельно и начинают различаться по своим функциям. • Утверждение: все ткани и органы человека развиваются из одного зародышевого листка. Не верю. Ответ: Разные ткани и органы развиваются из разных зародышевых листков (эктодермы, мезодермы и энтодермы). • Утверждение: Дифференциация клеток — это процесс, в ходе которого клетки становятся одинаковыми и начинают делиться. Не верю. Ответ: Дифференциация клеток — это процесс, при котором клетки становятся специализированными и выполняют определённые функции в организме. • Утверждение: На стадии нейрулы зародыш уже начинает развивать голову и конечности. Не верю. Ответ: На стадии нейрулы формируется нервная трубка, но ещё не развиваются такие структуры, как конечности и голова. • Утверждение: Эмбрион на стадии гаструлы выглядит как сложная многоклеточная структура с несколькими слоями клеток. Верю. Ответ: На стадии гаструлы образуются три слоя клеток, которые затем дифференцируются в ткани и органы. • Утверждение: зародышевые листки формируются после стадии нейрулы. Не верю. Ответ: Зародышевые листки формируются на стадии гаструлы, а не на нейруле. • Утверждение: На стадии бластулы клетки начинают выполнять различные функции, такие как специализированная роль в органах. Не верю. Ответ: На стадии бластулы клетки ещё не специализированы и не выполняют функции органов. Задание 2. Опишите, что происходит с клетками на стадии гаструлы. Ответ: На стадии гаструлы клетки начинают мигрировать и формироваться в три зародышевых листка: эктодерму, мезодерму и энтодерму. Это разделение клеток на слои предшествует формированию тканей и органов. Задание 3. Сравните этапы эмбрионального развития: бластула, гаструла и нейрула. Укажите, в чём заключается ключевое различие между ними. Ответ: Бластула — стадия, на которой эмбрион состоит из слоя клеток (бластомеров), окружающих полость (бластоцель). На этой стадии клетки еще не дифференцированы. Гаструла — стадия, на которой начинается дифференциация клеток на три зародышевых листка: эктодерму, мезодерму и энтодерму. Нейрула — стадия, когда из эктодермы формируется нервная трубка, предшествующая развитию нервной системы. Ключевое различие: на стадии бластулы клетки не имеют специализированных функций, на стадии гаструлы начинается дифференциация клеток, а на стадии нейрулы начинается формирование нервной системы. Рефлексия: «Путешествие по зародышевым этапам» Задание: Представьте, что вы — путешественник, отправившийся в увлекательное путешествие по этапам развития зародыша. На пути вы встретите интересных «персонажей» — клетки, которые выполняют важные задачи на каждой стадии: бластуле, гаструле и нейруле. Вопрос 1: Как бы вы описали бластулу, если бы она была персонажем? Что она делает на этом этапе и как выглядит? Какими качествами, по вашему мнению, она должна обладать, чтобы так успешно выполнять свою роль? Вопрос 2: На этапе гаструлы начинается важный процесс дифференциации клеток. Как бы вы представили себе гаструлу, если бы она была «проводником», который ведёт клетки к их будущим «ролям»? Какие чувства испытывает гаструла, когда клетки начинают преобразовываться? Вопрос 3: Теперь представьте нейрулу, как она выглядит на этом этапе развития? Что происходит в организме на этом этапе? Какие «сильные стороны» вы бы приписали нейруле, чтобы она успешно формировалась для дальнейшего развития нервной системы? Вопрос 4: Если бы вам предложили стать частью одной из этих стадий (бластулы, гаструлы, нейрулы), какую роль вы бы выбрали для себя? Почему? Цель: Такой формат рефлексии помогает ученикам не только осмыслить ключевые этапы эмбрионального развития, но и эмоционально включиться в процесс, придавая научному материалу интересную и личную перспективу. Домашняя работа. Пересказ |
Готовится к уроку. Проводят псих.настрой. Ученики отвечают на вопросы. Ученики отвечают на вопросы Ученики записывают новую тему. Ученики внимательно слушают новую тему. Ученики внимательно слушают новую тему. Ученики внимательно слушают новую тему Ученики внимательно слушают новую тему Ученики выполняют групповую работу.
Дискрипторы: Определяет, какие утверждения верные.
Дискрипторы: •Правильное описание процессов на стадии гаструлы и нейрулы.
Дискрипторы: • Способность сравнивать этапы эмбрионального развития с объяснением ключевых различий.
Высказывают свои выводы, делятся впечатле |
Словесная оценка ФО Баллы Словесная оценка
Оценивание.
Оценивание.
|
Учебник биологии Презентация Слайд 1 Учебник биологии Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4 Рисунки
Слайд 5 Слайд 6 Рисунки Слайд 7 Карточки с заданиями
Карточки с заданиями
Учебник биологии Рефлексивный лист
|
||
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
ҚМЖ Этапы эмбринального развитие
ҚМЖ Этапы эмбринального развитие
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
___________ Шингисова Ж.М
Краткосрочный (поурочный) план
Тема урока: Этапы эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. Дифференциация тканей и органов. Органогенез
|
Раздел: |
XI. Рост и Развитие. |
|||||
|
ФИО педагога: |
Мажитова Баян Бакытбековна |
|||||
|
|
Школа: №275 |
|||||
|
Количество присутствующих : |
Количество отсутствующих: |
|||||
|
Тема урока: |
Этапы эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. Дифференциация тканей и органов. Органогенез |
|||||
|
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке: |
8.2.3.1 объяснять этапы эмбрионального развития 8.2.3.2 описывать дифференциацию тканей и органов, формирующихся из разных зародышевых листков |
|||||
|
Цель урока: |
Все учащиеся смогут: - Объяснить, что такое бластула, гаструла и нейрула, а также характерные особенности каждого этапа Большинство учащихся будут уметь: - Описать, как происходит дифференциация клеток и формирование органов на основе зародышевых листков Некоторые учащиеся смогут:. - Приводить примеры органов, которые развиваются из каждого зародышевого листка |
|||||
|
Ценности урока: |
Наличие академических и технических знаний о современнных технологиях и методах,необходимых для эффективного выполнения поставления задач; Готовность много работать для достижения и улучшения результатов; |
|||||
|
Ход урока |
||||||
|
Этапы урока / время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
||
|
Начало урока 3 мин 5 мин Изучение нового материала Середина урока Конец урока |
I. Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задание: Методом блиц опроса:
Метод
«Мозговой штурм» Что такое эмбрион? Назовите основные этапы развития зародыша у человека. Что такое клеточная дифференциация?
1. Бластула Описание: Бластула — это стадия эмбрионального развития, которая наступает после дробления зиготы (оплодотворенной яйцеклетки). Это полый шар клеток, называемых бластомерами, внутри которого формируется полость, называемая бластоцелью. Процесс: В процессе дробления клетки не увеличиваются в размере, а только делятся, образуя слой клеток вокруг полости. Эта стадия характерна для всех многоклеточных организмов. Клетки на этой стадии не дифференцированы, и их задача — продолжить деление и подготовить эмбрион к следующей стадии — гаструляции. 1.2. Гаструла Описание: Гаструла — это стадия эмбрионального развития, на которой происходит начало формирования трех зародышевых листков: эктодермы, мезодермы и энтодермы. Это этап, на котором начинает формироваться основа всех тканей и органов. Процесс: Во время гаструляции клетки начинают мигрировать и организовываться в слои. Эктодерма (внешний слой) образует ткани, такие как кожа и нервная система. Мезодерма (средний слой) даст начало мышцам, костям, кровеносной системе и почкам. Энтодерма (внутренний слой) формирует внутренние органы, такие как желудок, кишечник и легкие. Ключевая особенность: Гаструляция — это важный этап, на котором клетки начинают специализироваться и становятся различными типами тканей, что имеет решающее значение для дальнейшего развития организма. 1.3. Нейрула Описание: Нейрула — это стадия, на которой начинается формирование нервной системы из эктодермы. Этот этап также называется началом нервной трубки. Процесс: Эктодерма начинает изгибаться и образовывать нервную пластинку, которая затем закручивается, образуя нервную трубку. Это предшествует формированию головного и спинного мозга. Нейрула — важный этап, поскольку именно на этом этапе закладываются основные структуры нервной системы. 2. Дифференциация тканей и органов Дифференциация клеток — это процесс, в ходе которого клетки, образующиеся на ранних этапах развития, становятся специализированными для выполнения определённых функций. Зародышевые листки и их производные: Эктодерма (внешний слой): Клетки эктодермы развиваются в ткани, отвечающие за защиту и восприятие внешней среды. Из этого листка формируются: Кожа. Нервная система (мозг, спинной мозг, нервы). Органы чувств (глаза, уши). Мезодерма (средний слой): Мезодерма дает начало: Мышцам (поперечнополосатые и гладкие). Костям и хрящам. Кровеносной системе (сердце, кровеносные сосуды). Почек. Половым органам. Энтодерма (внутренний слой): Эктодерма формирует внутренние органы, такие как: Желудок и кишечник. Легкие. Печень и поджелудочная железа. Групповая работа Задание 1 Отметьте "✅" (верно) или ❌ (неверно) в утверждениях: • Утверждение: На стадии бластулы клетки уже начинают дифференцироваться в специализированные типы. Не верю. Ответ: На стадии бластулы клетки ещё не дифференцированы. Это стадия, на которой происходит активное деление клеток, но они остаются одинаковыми. • Утверждение: Гаструла — это стадия, на которой начинаются важные изменения в клетках, включая их дифференциацию. Верю. Ответ: На стадии гаструлы начинается дифференциация клеток, образующих три зародышевых листка. • Утверждение: Нейрула — это стадия, на которой из эктодермы формируется нервная трубка, из которой затем развивается нервная система. Верю. Ответ: Это важный процесс, в ходе которого из эктодермы формируется нервная трубка, предшествующая развитию нервной системы. • Утверждение: На стадии гаструлы эктодерма, мезодерма и энтодерма образуются в один слой. Не верю. Ответ: На стадии гаструлы эти три листка (эктодерма, мезодерма, энтодерма) формируются отдельно и начинают различаться по своим функциям. • Утверждение: все ткани и органы человека развиваются из одного зародышевого листка. Не верю. Ответ: Разные ткани и органы развиваются из разных зародышевых листков (эктодермы, мезодермы и энтодермы). • Утверждение: Дифференциация клеток — это процесс, в ходе которого клетки становятся одинаковыми и начинают делиться. Не верю. Ответ: Дифференциация клеток — это процесс, при котором клетки становятся специализированными и выполняют определённые функции в организме. • Утверждение: На стадии нейрулы зародыш уже начинает развивать голову и конечности. Не верю. Ответ: На стадии нейрулы формируется нервная трубка, но ещё не развиваются такие структуры, как конечности и голова. • Утверждение: Эмбрион на стадии гаструлы выглядит как сложная многоклеточная структура с несколькими слоями клеток. Верю. Ответ: На стадии гаструлы образуются три слоя клеток, которые затем дифференцируются в ткани и органы. • Утверждение: зародышевые листки формируются после стадии нейрулы. Не верю. Ответ: Зародышевые листки формируются на стадии гаструлы, а не на нейруле. • Утверждение: На стадии бластулы клетки начинают выполнять различные функции, такие как специализированная роль в органах. Не верю. Ответ: На стадии бластулы клетки ещё не специализированы и не выполняют функции органов. Задание 2. Опишите, что происходит с клетками на стадии гаструлы. Ответ: На стадии гаструлы клетки начинают мигрировать и формироваться в три зародышевых листка: эктодерму, мезодерму и энтодерму. Это разделение клеток на слои предшествует формированию тканей и органов. Задание 3. Сравните этапы эмбрионального развития: бластула, гаструла и нейрула. Укажите, в чём заключается ключевое различие между ними. Ответ: Бластула — стадия, на которой эмбрион состоит из слоя клеток (бластомеров), окружающих полость (бластоцель). На этой стадии клетки еще не дифференцированы. Гаструла — стадия, на которой начинается дифференциация клеток на три зародышевых листка: эктодерму, мезодерму и энтодерму. Нейрула — стадия, когда из эктодермы формируется нервная трубка, предшествующая развитию нервной системы. Ключевое различие: на стадии бластулы клетки не имеют специализированных функций, на стадии гаструлы начинается дифференциация клеток, а на стадии нейрулы начинается формирование нервной системы. Рефлексия: «Путешествие по зародышевым этапам» Задание: Представьте, что вы — путешественник, отправившийся в увлекательное путешествие по этапам развития зародыша. На пути вы встретите интересных «персонажей» — клетки, которые выполняют важные задачи на каждой стадии: бластуле, гаструле и нейруле. Вопрос 1: Как бы вы описали бластулу, если бы она была персонажем? Что она делает на этом этапе и как выглядит? Какими качествами, по вашему мнению, она должна обладать, чтобы так успешно выполнять свою роль? Вопрос 2: На этапе гаструлы начинается важный процесс дифференциации клеток. Как бы вы представили себе гаструлу, если бы она была «проводником», который ведёт клетки к их будущим «ролям»? Какие чувства испытывает гаструла, когда клетки начинают преобразовываться? Вопрос 3: Теперь представьте нейрулу, как она выглядит на этом этапе развития? Что происходит в организме на этом этапе? Какие «сильные стороны» вы бы приписали нейруле, чтобы она успешно формировалась для дальнейшего развития нервной системы? Вопрос 4: Если бы вам предложили стать частью одной из этих стадий (бластулы, гаструлы, нейрулы), какую роль вы бы выбрали для себя? Почему? Цель: Такой формат рефлексии помогает ученикам не только осмыслить ключевые этапы эмбрионального развития, но и эмоционально включиться в процесс, придавая научному материалу интересную и личную перспективу. Домашняя работа. Пересказ |
Готовится к уроку. Проводят псих.настрой. Ученики отвечают на вопросы. Ученики отвечают на вопросы Ученики записывают новую тему. Ученики внимательно слушают новую тему. Ученики внимательно слушают новую тему. Ученики внимательно слушают новую тему Ученики внимательно слушают новую тему Ученики выполняют групповую работу.
Дискрипторы: Определяет, какие утверждения верные.
Дискрипторы: •Правильное описание процессов на стадии гаструлы и нейрулы.
Дискрипторы: • Способность сравнивать этапы эмбрионального развития с объяснением ключевых различий.
Высказывают свои выводы, делятся впечатле |
Словесная оценка ФО Баллы Словесная оценка
Оценивание.
Оценивание.
|
Учебник биологии Презентация Слайд 1 Учебник биологии Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4 Рисунки
Слайд 5 Слайд 6 Рисунки Слайд 7 Карточки с заданиями
Карточки с заданиями
Учебник биологии Рефлексивный лист
|
||
шағым қалдыра аласыз















