Кеменгерская средняя
школа
Павлодарская область
Республика
Казахстан
Урок истории
Казахстана
7 класс
Тема: Раннефеодальные государства
в VI-IXвеках
на территории Казахстана.
Подготовила и провела учитель истории
Ахметова Ляйла
Магауовна
История Казахстана 7
класс
Тема: Раннефеодальные государства
в VI-IX веках на
территории Казахстана.
Цель:
Образовательная: Обобщить и
систематизировать знания учащихся по теме «Раннефеодальные
государства в VI-ІХ веках на
территории Казахстана».
Развивающая: Умение выделять
причинно-следственные связи, умения ориентироваться в хронологии и
соотносить с конкретнымиисторическими событиями, сравнивать
аналогичные процессы и явления, работать с контурной картой,
систематизировать знания.
Воспитательная: Воспитывать
уважение к истории Родины, воспитание патриотизма, добросовестного
отношения к труду, положительного отношения к
знаниям.
Тип урока: повторительно-обобщающий (комплексное применение
знаний).
Методы: словесный,
наглядный практический, проблемно-поисковый,
интерактивный.
Оборудование: контурные карты,
жетоны, концептуальные карты, рефлексивные карты, рисунки,
интерактивная доска, карта успеха.
Знание – сокровище, которое повсюду следует
за тем, кто им обладает.
(Китайская
пословица)
Ход урока:
І.
Оргмомент
А) психологический
настрой
Б) образование рабочих групп (карта
успеха)
ІІ.
Вступительное
слово:
Проблемное
задание: Определить
особенности раннефеодальных отношений в
Казахстане.
-
Актуализация
знаний.
учитель
Учащийся
А) Вспомните, что такое феодальный
строй?
А) Это такой порядок жизни, при котором вся земля
и власть принадлежали феодалам-землевладельцам, эксплуатировавшим
зависимых крестьян (барщина, оброк), господствовало натуральное
хозяйство.
Чб) Что составляет главное содержание истории в
период раннего средневековья?
Б) переход к классовому обществу, образование
государств.
В) Дайте определение ранне феодального
государства?
В) это такое государство, которое на всей
завоеванной территории защищает жизнь и собственность феодалов-
землевладельцев и помогает превращать свободных людей в зависимых
крестьян.
Г) А какие ранне феодальные государства
существовали на территории Казахстана и как они
назывались?
Г) Тюркскийкаганат
(552-603)
Западно-тюркский каганат
(603-704)
Тюргешский каганат
(705-756)
Карлукское государство (ІХ- нач
ХІ)
Кимакский каганат (ІХ-нач
ХІ)
2. Расселение тюркских племен на
территории Казахстана
(VI-XІв)
- работа с контурными картами по группам:
нанесите границы государств, существовавших на территории
Казахстана (VI-XІв)
- взаимопроверка с образцом на интерактивной
доске.
3. викторина -
Древо знаний (вопросы
репродуктивного характера)
-
Время существования этого государства: 603 – 704?
(Западно-Тюркский каганат)
-
Основатель Тюргешской династии? (Уч -
Елик)
-
Назовите хронологические рамки существования
Карлукского каганата? (756-940).
-
Столица Кимакского каганата.
(Карантия)
-
Назовите правителей Восточно-Тюркского каганата.
(Бильге-каган, Культегин)
-
В каких источниках впервые встречается сведение о
тюрках? (В китайских)
-
Анагуй был правителем какого государства?
(Жужанского /Аварского/)
-
Какой из каганов получил титул «елхан»?
(Бумын)
-
Основное занятие населения раннефеодальных
государств? (кочевое скотоводство)
-
Государство огузов существовала?
(IX – нач. XIв)
-
Основные племена Тюргешского государства? (черные
и желтые тюргеши)
-
На сколько аймаков делилось Огузское государство?
(на 12)
-
Три ветви жикиль, три ветви бекиль, булак,
кокеркин, тухси входили в состав жителей какого государства?
(Карлукского)
-
Шахмалик – это правитель какого государства?
(Огузского)
-
На чьи земли в Х веке часто стали нападать
Караханиды? (Кимаков)
4. Исторический
диктант
Концептуальная карта -работа в
группах
І группа – Исторические
персоны.
1. Бумын 1). В 627 г он направил часть своих
войск на
2. Иштеми помощь
Византии
3. Мукан 2). В борьбе с арабами он получил
прозвание
4. Тардуш «бодливый» или
«рогатый»
5. Тон 3). Первый каган Тюркского
каганата
6. Учелик 4). Захватил
Хорезм
7. Сулу 5). Северное Ци и северное Чжоу
платили
8. Шахмалик дань этому
кагану
6). Младший брат кагана Бумына
возглавил
поход 10 Тюркских туменов на запад
Великой
степи
7). основатель Тюркской
династии
8). Первый правитель
Западно-тюркского
каганата
ключ: 1-3; 5-6; 3-5; 4-8; 5-1; 6-7; 7-2;
8-4
ІІ группа – Хронология
тюрков.
1) 542 1. Тюргеши свергли
господство Западных Тюрков
2) 552 2. Огузкий
правитель Шахмалик захватил Хорезм
3) 603 3. Первое
упоминание этнонима «Тюрк» в китайских
4) 627 летописях
5) 704 4. Падение
Тюргешского каганата и образование
6) 756 государства
карлуков
7) 840 5. Каган Тон
направил часть своих войск на помощь
8) 1041 Византии
6. Образовался Тюркский
каганат
7. Распад Тюркского каганата на Западно- Тюркский
и Восточно-Тюркский
8. Карлуки в союзе с кыргызами нанесли поражение
Уйгурскому каганату
Ключ: 1-3; 2-6; 3-7; 4-5; 5-1; 6-4; 7-8;
8-2
ІІІ группа - Историческая
терминология
1. Каган 1) Вождь племени Кимаков 2. буруки 2)
Простой народ у Тюрков
3. Карабудун 3) Военачальник у
огузов
4. Шад-тутик 4) Исполнял судебные
функции
5. Кюль еркин 5) Воспитатель наследника
Джабгу
6. Сюбаши 6) Высший титул Тюркского
правителя
7. Инал 7) Советник
Джабгу
8. Тархан 8) Наследник
Джабгу
Ключ: 1-6; 2-4; 3-2; 4-1; 5-7; 6-3; 7-8;
8-4.
5. Написание
эссе:
Письмо путешественника: Что я увидел в
тюркской стороне?-
Авторский стул-презентация лучшего
эссе
6. Работа на интерактивной доске,
тестирование.
7. Диаграмма Венна: общее и особенное в
истории раннефеодальных
государств
Общие признаки характерны для всех
государств:
-
Разложение родоплеменных
отношений;
-
Образование
классов;
-
Хозяйство смешанное (кочевое и полукочевое
скотоводство, оседлое земледелие);
-
Междоусобицы;
-
Опасность завоевания
извне.
8. Разрешение проблемного
вопроса.
Особенности раннефеодальных отношений в
Казахстане:
-
Основа имущественного неравенства – частная
собственность на скот;
-
Сохранение патриархально-родовых
пережитков;
-
Собственность феодала – считалась собственностью
рода, общины;
-
Феодальная знать использовала родовую организацию
для угнетения бедных
крестьян-кочевников;
-
Применение труда рабов в домашнем хозяйстве
феодала.
ІІІ.
Рефлексия.
IV.Подведение
итогов.
V.Д/з. Повторить таблицу «Государства
в VI –XI вв.»