Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Размышления учителя об образовании»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Эссе учителя физики СОШ №25 Полулях Валерия Марковича
«Размышления учителя об образовании»
Хотел бы поделиться своими размышлениями о самом главном – об образовании, а это значит о детях, о нашем будущем.
Вся современная цивилизация, всё человечество родом из детства! А если поглядеть, как сегодня живёт это человечество и в какую сторону оно развивается, то становится очевидным, - что детство у него было без сомнения трудным.
Правильное понимание истоков появления проблемы и является как ни парадоксально главным залогом успешного их решения. Если нам плохо и мы не знаем от чего, то приём всех лекарств подряд, только потому что они лечат, может привести к печальному исходу, а позднее озарение что нужно было вначале поставить правильный диагноз и лишь затем назначить лечение - будет весьма сомнительным утешением.
Мы сами не заметили, как стали образование воспринимать в качестве необходимого прагматичного периода жизни подрастающего человека, завершающегося в итоге получением некоего документа. Документа, подтверждающего, что процесс его образования завершен с той или иной долей эффективности. В тоже время понимая, что совсем не обязательно наличие аттестата или диплома гарантирует его образованность.
Подтверждение этому искать не нужно – стоит только посмотреть новости, послушать о том, что происходит в мире, оглядеться вокруг, чтобы возникло громадное противоречие, между намерениями и действительностью, задачами и результатами. Разве то, что происходит сегодня в мире всегда говорит об образованности современного человека. Как могут образованные люди убивать друг друга? Как может человек в страхе остаться без Великой природы, создавать её комфортно-суррогатную имитацию, уничтожая настоящую? И самое главное, что сделало образование, чтобы объяснить всё это пришедшему в мир новому поколению пока ещё маленьких, но готовых слушать – людей.
Школа не формирует новое поколение людей, пришедших в этот светлый из миров, не учит их созидательной жизни, а помогает лишь приспосабливаться к ней, обучая необходимым для этого знаниям и умениям.
Казалось бы, все так просто – каждому человеку не так уж и много нужно: важно жить в добром и светлом обществе, где не нужно завоевывать жизненные радости, а можно просто жить и радоваться, не бояться темных улиц и спать спокойно в своём родном доме, не тревожась за свой завтрашний день.
Если кто-то подумал, что у нас плохо учат в школах, то это не так. У нас прекрасные школы, у нас непостижимо преданные своему делу учителя, - просто результаты нашей работы измеряются не по человеческим качествам выпускника, а по качеству его знаний. Это одна из главных ошибок современной школы.
Как только школа как главный общественный институт, в чьих руках находится будущее любого государства, вспомнит, что современное общество – это общество ее учеников, и ученики не бывают бывшими, то тогда она периодически будет спрашивать с них, а они будут нуждаться в ее советах. Поэтому очень важно помочь школам вернуть ощущение своей значимости, и, переосмыслив эффективность своей работы, новыми результатами вернуть былое уважение школе. Важно, чтобы укоренившееся в общественном сознании понятие «школе нужно помогать» заменилось на «школа поможет». Проблема современной цивилизации, а значит и современного образования, в духовной опустошенности, в кризисе общечеловеческих ценностей, в дефиците доброты, во всемирном вирусе золотой лихорадки и это очень серьезная проблема нашего общества.
Наступает эпоха учителей. Учителей в глубоком, изначально философском понимании этого слова. Когда общество не может найти ответы на первозначимые вопросы – оно обращается к учителям. Общечеловеческие ценности должны лежать в списке определения первоочередных задач современной школы. Задача школы – воспитать человека! Человека способного все материальные блага современной цивилизации направлять на достижение человеческого счастья, а не беззаботного удовольствия; человека способного созидать и творить, а не вытворять. Понимая главное, нам легче будет решать текущие проблемы современного образования. А их сегодня действительно не мало:
-
это и не совсем понятное правовое поле деятельности школы, периодически находящейся в весьма неудобной позе между Законом об образовании и реальностью;
-
это и экспансия Высшей школы в систему общего образования, практически превратившей школу в младшего брата, где осталось только переименовать её по подобию предшколы в предвуз;
-
это и периодическая бомбардировка образования «новыми терминами» современной педагогической наукой.
Для того чтобы понять какой школа должна быть, нам необходимо определить кому и зачем нужна школа.
-
Школа нужна цивилизации, обществу – чтобы сохранить и развивать цивилизацию!
-
Школа нужна государству – чтобы оно государство процветало и отстаивало своё существование.
-
Школа нужна ведомству – чтобы было чем управлять, о чём заботиться и через это быть нужным самому государству.
-
Школа нужна семье – чтобы помочь вырастить ребёнка и сделать его самым лучшим.
-
Школа нужна ученику –… и вот здесь появляется проблема, …она ему не нужна, изначально не нужна!
Изначально школа как обязательный институт, - не нужна ученику. Просто он по умолчанию не задумывается об этом, так как это и не обсуждается. У него нет такого права! Но если бы не дай бог можно было бы провести тест среди всех детей хотите ли вы учиться, и у вас есть выбор - не хотеть, впрочем, как и у взрослых, хотите ли вы работать... Ответ «хотим» будет только в плоскости интереса ученика к школе, в плоскости его интереса к любимому делу. Это как и у многих взрослых в жизни, - «всю жизнь работал, чтобы выйдя на пенсию заняться любимым делом». Поэтому и у ребёнка либо есть выбор проснуться и с удовольствием бежать в долгожданную школу, либо ...всю жизнь жить в ожидании каникул, выходных, отпуска…и пенсии. Поэтому очень важно понимать что школа это не зона и не армия, - (подъём! стройся!) это период жизни маленького человека, который пришёл на этот свет ни потому что в 5-ом классе был нужен очередной ученик, а он родился сам по себе, и для себя – и имеет право и желание быть счастливым, сегодня и сейчас!
Если мы это не поймём сегодня - завтра школа будет не востребована!
Так как:
- во-первых, развитие науки откроет для человека возможность выбора носителя информации. А это и есть главная технологическая и содержательная проблема современного образования выполняющего к сожалению и сегодня в основном функции носителя информации. У ученика будет выбор – выбрать Марью Ивановну как учителя в качестве носителя информации, или компьютер, как более комфортный искусственный интеллект способный без нравоучений передать тот же объём информации.
- во-вторых, образование как определённое состояние необходимое для того чтобы выжить или просто жить в современном мире сейчас в принципе не нужно (уровень сервиса перерос необходимость наличия маломальских знаний, чтобы ей пользоваться, сейчас даже неандертальцы смогли бы использовать современную технику, всё делается для того чтобы человек не считал, не писал, не читал...) Цивилизации перешла ту критическую отметку, где от образования человека зависело его благосостояние, сегодня, для того чтобы быть сытым – совсем необязательно быть грамотным.
Нужность же школы определяется для ученика интересом к ней, и не всякая учёба является интересной и любимой.., но если взрослый человек вынужден работать чтобы обеспечивать своё существование ожидая выходных, отпуска, наконец пенсии чтобы заняться любимым делом, то у ребёнка ещё нет этой мотивации, у него ещё не появилось этой потребности и интереса. Поэтому обязательный для него школьный путь осуществляется в вариантах:
- либо ему интересно в школе (сегодня, сейчас, это его интересная жизнь - и это мы понимая для него стараемся обеспечить)
- либо он в ней заинтересован (как в накоплении капитала необходимого для завтрашней жизни, поэтому школа ему необязательно интересна, но куда деваться – она просто нужна ему для дальнейшей жизни).
Только любимая школа, в которой ребёнок счастлив, может вырастить счастливого человека способного любить этот прекрасный мир и всех тех кто живёт вместе с ним в этом мире.
Именно тогда, когда без нажима со стороны педагогического сообщества, общество поймёт, что самое главное начинается за школьной партой, самое важное говорится у школьной доски, именно тогда появятся Нетакие учителя и Нетакие ученики, и жить мы будем благодаря Нетаким школам Не так, – а лучше!
Идеи превратились в декларации, а фантазии о светлом будущем общества в несостоятельные иллюзии. Стоит только взглянуть на некоторые из них;
- иллюзия о всеобщем (качественном) среднем образовании, наполненным наполовину учебным материалом высшей школы - которую качественно усваивают далеко не все.
- иллюзия о возможном всеобщем высшем образовании, но уже сегодня некоторые ВУЗы по качеству выпускников опустились на уровень ниже.
- иллюзия о реальном образовательном эффекте после введения авторитарной схемы профильного обучения по жёсткой схеме в старших классах. Можно уложить в жёсткую схему образовательный процесс, но процесс образования каждого человека невозможно, да и выбирают не профили, а по прежнему остаются в своих школах.
Школу важно оставить в покое как неприкосновенный институт и выдать ей охранную грамоту на её неприкосновенность, чтобы никакие изменения, происходящие в постоянно меняющемся мире не могли постоянно изменять школу превращая процесс обучения в процессию постоянно сменяющихся иллюзий. В школе должны работать лучшие из лучших, а не те, кто не смог никуда пристроиться. Учитель должен у всех вызывать уважение, а не жалость и сожаление. Учительство по остаточному принципу- это одна из самых опасных и губительных идей.
2