Южно-Казахстанский индустриально-инновационный колледж
Разработка плана учебного занятия
|
Модуль/Дисциплина |
Русский язык и литература |
||||||||||||||
|
Направление |
Общественно-гуманитарное |
||||||||||||||
|
Раздел |
Человек и история |
||||||||||||||
|
Тема занятия |
О. Сулейменов «Одна война закончилась другой…» |
||||||||||||||
|
Подготовил педагог |
Пивненко А. В. |
||||||||||||||
|
Общие сведения |
Курс 1 группа БҚ9-24 /грант |
Дата: «17» 03.2025 |
|||||||||||||
|
Тип занятия |
Теоретико-практическое |
||||||||||||||
|
Цели, задачи |
Определять основную мысль текста, выявляя авторскую позицию, выражая свое отношение. |
||||||||||||||
|
Ожидаемые результаты |
Определяет основную мысль текста, выявляя авторскую позицию; составляет самостоятельные выводы, выражая свое отношение. |
||||||||||||||
|
Необходимые ресурсы |
учебное пособие, учебник, раздаточный материал, иллюстрации, таблица, компьютер, интерактивная доска, презентация, слайды |
||||||||||||||
|
Ход занятия |
|||||||||||||||
|
Начало урока 5 мин |
Организационный этап Приветствие, отметка отсутствующих, мобилизация внимания. Создание психологической атмосферы. «Словесная благодарность». Создание коллаборативной среды. |
||||||||||||||
|
Середина урока 35 минут |
I.Актуализация знаний. 1.Прогнозирование учащимися темы урока. Эпиграф Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат. А. В.
Суворов Прочитайте слова из облака слов. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
ФО Словестное поощрение. II. Изучение нового материала 1)Работа в группах для понимания замысла автора.
Задание. Прочитайте 1 часть стихотворения и составить вопросы к отрывку, дайте ответ на составленные вами вопросы: От чьего имени …? Сколько героев…? Кто… на фронт»? С каким наказом … ? Какие чувства…, провожая сына? Какое письмо …? Какая традиция…?
2) Задание. Прочитайте стихотворения М. Светлова «Неизвестному солдату» и О. Сулейменова «Одна война закончилась другой…» сравните чем они похожи и чем отличаются? Составьте диаграмму Венна.
3). Задание. Прослушайте 2 часть стихотворения. Ответьте на вопрос: Почему дед на стал перевозить останки сына на Родину? Почему традиция, принятая с древних времен не была соблюдена? Как бы поступил ты на месте деда?
ФО Взаимооценивание 4). Задание для студента с особыми образовательными потребностями. «Заметка в газету» Задание. Дайте описание иллюстрации, используя следующие слова и словосочетания:
Иллюстрация «Посещение братской могилы президентом Казахстана К.К Токаевым в деревне Трубино»
ФО Взаимооценивание
5. Определение основной мысли текста.
Стратегия «Бортовой журнал» Задание. Напишите в таблицу тему и основную мысль стихотворения.
ФО Взаимооценивание.
III. Закрепление изученного материала.
1.Задание. Объясните позицию автора, зачем он написал стихотворение о войне, используя следующие шаблоны.
Стратегия «Свободный микрофон». Каждый представитель группы приводит свои ответы.
ФО Словесное одобрение
2.Задание. Напишите о своем отношении к стихотворению О. Сулейменова «Одна война закончилась другой..»
Стратегия ПОПС-формулы: Позиция – Я считаю, что … Обоснование – Потому что… Подтверждение – Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста… Следствие – Сформулируем вывод о том, что… ФО Словесное одобрение
|
||||||||||||||
|
Конец урока. 2 мин |
3.Информирование о домашнем задании. Дифференцированное домашнее задание Всем учащимся: напишите эссе по теме: «В книжной памяти мгновения войны». Большинство учащихся: выучите отрывок из стихотворения Некоторым учащимся: напишите поэтический перевод на казахский язык отрывка стихотворения
|
||||||||||||||
|
Рефлексия. 3 минут
|
Рефлексия
ФО Аплодисменты
|
||||||||||||||
Приложение.
Ресурсы:
-
Облако слов

2. Диаграмма Венна

3. Текст 1
...Одна
война закончилась
другой.
Мой дядя, брат
отца, ушёл на фронт.
Ушёл он
добровольно? Я не помню.
Но помню — от
бессонницы ушёл,
От белых
окон
и ночных
испугов,
От резких
тормозов на повороте.
Он шёл с мешком
вдоль пыльного арыка,
А я бежал,
цеплялся и просил
Взять в плен
фашиста,
Если он не
сдастся, —
Ударить
шашкой,
Или так на
штык,
Или ногой в
живот —
Пусть будет
больно,
Порезать
руки,
Чтобы кровь
хлестала...
Он сбоку
поглядел в мои глаза,
Дед хмуро
кашлял и плевал под ноги...
Всё реже в
домик приходили письма,
Потом пришло
одно.
В нём
говорилось:
Мой дядя пал
хорошей смертью храбрых.
А я не
понял,
И был счастлив
я,
Увидев слово
храбрый.
Дед не
плакал.
Решил старик,
застенчивый, угрюмый,
Проехать
полстраны с голодным
внуком,
Чтоб
разыскать
Могилу
сына.
Дед не
разрешал
Сынам своим
лежать в чужой земле. Олжас
Сулейменов
4.Текст 2 Неизвестному солдату .
Он умер от семьи своей вдали,
И гибели его нам неизвестна дата...
К могиле неизвестного солдата
Известные солдаты подошли...
Мы этот образ до сих пор храним -
Истерзанный свинцом лежал парнишка,
И не было при нём военной книжки -
Она в бою погибла вместе с ним.
Пусть мы его фамилии не знаем, -
Он был - мы знаем - верным до конца.
И мы в молчанье головы склоняем
Перед бессмертным подвигом бойца.
И дружба воинов неколебимо свята,
Она не умирает никогда!
Мы по оружию родному брату
Воздвигли памятник на долгие года!
Соединим же верные сердца
И скажем, как ни велика утрата, -
Пусть нет фамилии у нашего бойца, -
Есть звание Советского солдата!
Михаил
Светлов
5.QR-код аудиозаписи 
6.Транскрипт аудиозаписи
Я помню — полустанок,
зной, бесхлебье,
Солдаты в
пролетающих вагонах,
Разбитая
земля, остовы танков,
Голодное ворьё пустых
вокзалов,
Сожжённые
деревни и коровы,
Разбухшие
от порыжелых трав.
Я помню —
реки, реки, реки,
Дожди, то
моросящие, то ливни,
Стволы
осин, дубов заплесневелых
И глина, глина, глина по
колено.
Нам показали дядину
могилу,
Она была за маленькой
деревней,
Едва
просохшей после серых ливней.
Над мелкой речкой — глиняный
бугор.
Дед помолился, пожевал
насвая,
А я глазел на глиняную
землю,
Она была, земля, почти
такою,
Как
наша,
Только мокрой. Я
запомнил.
Вокруг
стояли жители деревни,
Одна из них казалась мне
красивой,
С худыми,
но румяными щеками.
И злая как
соседка. Я запомнил.
Мой дед не
обращал на них вниманья,
Он снял бешмет и, обойдя
могилу,
Вонзил лопату в
глиняный бугор.
И женщины
вдруг обступили деда,
Та, что была с румяными
щеками,
Сказала. Я
запомнил.
— Разве
можно...
Здесь
восемнадцать человек лежат.
Мой дед уже чуть понимал
по-русски,
Он
осторожно вытащил лопату,
Рукой погладил рану в чёрной
глине
И вытер руку о сухой
сапог.
Мы просидели день у
тихой речки.
До темноты
следили ребятишки.
Дед, плача,
пел арабскую молитву,
А я гонял травинкой
муравьёв.
7. Иллюстрация «Посещение братской могилы президентом Казахстана
К.К Токаевым в деревне Трубино»

8. Шаблон
|
Автор считает, что… |
|
Позиция автора такова… |
|
Автор призывает нас к… |
|
Основная цель автора заключается в том, чтобы… |
|
Очевидно, что автор осуждает (кого/что?), так как… |
|
Позиция героя (дедушки/внука) ближе автору, так как… |
|
Отношение автора. Он осуждает (что?). |
9.
Плакат рефлексии 
Ссылки:
1)Русский язык и литература. 11 класс. 1 часть Часть 1. Шашкина Г.З., Анищенко О.А., Шмельцер В.В. изд. Мектеп https://www.okulyk.kz/russkij-jazyk-i-literatura/662/
2)Русский язык и литература. 11 класс. 1 часть Г. Д. Аульбекова, К. Л. Кабдулова, Б. Д. Аульбеков, А. Б. Сырымбетова, изд. Кокжиек-Горизонт, Алматы 2020г. https://expert.study-inn.kz/uchebniki-rus/ruslit11-1
3) аудиозапись https://drive.google.com/file/d/1QhushgJOcokcfr_FdxjnIkA-csfVKLpM/view?pli=1
4) эпиграф https://www.wisdoms.one/tsitati_pro_soldatov.html?lu
5) облако слов https://wordscloud.pythonanywhere.com/?ysclid=lhq4637y4q150776398
6) стихотворение https://lit-ra.su/mihail-svetlov/neizvestnomu-soldatu/
7) иллюстрация https://el.kz/ru/kasym-zhomart-tokaev-posetil-bratskuyu-mogilu-gde-zahoronen-ego-rodnoy-dyadya_73822/
8) https://youtu.be/MPUuE-96GDA
9) рефлексия https://infourok.ru
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Разработка плана учебного занятия О. Сулейменов «Одна война закончилась другой…»
Разработка плана учебного занятия О. Сулейменов «Одна война закончилась другой…»
Южно-Казахстанский индустриально-инновационный колледж
Разработка плана учебного занятия
|
Модуль/Дисциплина |
Русский язык и литература |
||||||||||||||
|
Направление |
Общественно-гуманитарное |
||||||||||||||
|
Раздел |
Человек и история |
||||||||||||||
|
Тема занятия |
О. Сулейменов «Одна война закончилась другой…» |
||||||||||||||
|
Подготовил педагог |
Пивненко А. В. |
||||||||||||||
|
Общие сведения |
Курс 1 группа БҚ9-24 /грант |
Дата: «17» 03.2025 |
|||||||||||||
|
Тип занятия |
Теоретико-практическое |
||||||||||||||
|
Цели, задачи |
Определять основную мысль текста, выявляя авторскую позицию, выражая свое отношение. |
||||||||||||||
|
Ожидаемые результаты |
Определяет основную мысль текста, выявляя авторскую позицию; составляет самостоятельные выводы, выражая свое отношение. |
||||||||||||||
|
Необходимые ресурсы |
учебное пособие, учебник, раздаточный материал, иллюстрации, таблица, компьютер, интерактивная доска, презентация, слайды |
||||||||||||||
|
Ход занятия |
|||||||||||||||
|
Начало урока 5 мин |
Организационный этап Приветствие, отметка отсутствующих, мобилизация внимания. Создание психологической атмосферы. «Словесная благодарность». Создание коллаборативной среды. |
||||||||||||||
|
Середина урока 35 минут |
I.Актуализация знаний. 1.Прогнозирование учащимися темы урока. Эпиграф Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат. А. В.
Суворов Прочитайте слова из облака слов. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
ФО Словестное поощрение. II. Изучение нового материала 1)Работа в группах для понимания замысла автора.
Задание. Прочитайте 1 часть стихотворения и составить вопросы к отрывку, дайте ответ на составленные вами вопросы: От чьего имени …? Сколько героев…? Кто… на фронт»? С каким наказом … ? Какие чувства…, провожая сына? Какое письмо …? Какая традиция…?
2) Задание. Прочитайте стихотворения М. Светлова «Неизвестному солдату» и О. Сулейменова «Одна война закончилась другой…» сравните чем они похожи и чем отличаются? Составьте диаграмму Венна.
3). Задание. Прослушайте 2 часть стихотворения. Ответьте на вопрос: Почему дед на стал перевозить останки сына на Родину? Почему традиция, принятая с древних времен не была соблюдена? Как бы поступил ты на месте деда?
ФО Взаимооценивание 4). Задание для студента с особыми образовательными потребностями. «Заметка в газету» Задание. Дайте описание иллюстрации, используя следующие слова и словосочетания:
Иллюстрация «Посещение братской могилы президентом Казахстана К.К Токаевым в деревне Трубино»
ФО Взаимооценивание
5. Определение основной мысли текста.
Стратегия «Бортовой журнал» Задание. Напишите в таблицу тему и основную мысль стихотворения.
ФО Взаимооценивание.
III. Закрепление изученного материала.
1.Задание. Объясните позицию автора, зачем он написал стихотворение о войне, используя следующие шаблоны.
Стратегия «Свободный микрофон». Каждый представитель группы приводит свои ответы.
ФО Словесное одобрение
2.Задание. Напишите о своем отношении к стихотворению О. Сулейменова «Одна война закончилась другой..»
Стратегия ПОПС-формулы: Позиция – Я считаю, что … Обоснование – Потому что… Подтверждение – Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста… Следствие – Сформулируем вывод о том, что… ФО Словесное одобрение
|
||||||||||||||
|
Конец урока. 2 мин |
3.Информирование о домашнем задании. Дифференцированное домашнее задание Всем учащимся: напишите эссе по теме: «В книжной памяти мгновения войны». Большинство учащихся: выучите отрывок из стихотворения Некоторым учащимся: напишите поэтический перевод на казахский язык отрывка стихотворения
|
||||||||||||||
|
Рефлексия. 3 минут
|
Рефлексия
ФО Аплодисменты
|
||||||||||||||
Приложение.
Ресурсы:
-
Облако слов

2. Диаграмма Венна

3. Текст 1
...Одна
война закончилась
другой.
Мой дядя, брат
отца, ушёл на фронт.
Ушёл он
добровольно? Я не помню.
Но помню — от
бессонницы ушёл,
От белых
окон
и ночных
испугов,
От резких
тормозов на повороте.
Он шёл с мешком
вдоль пыльного арыка,
А я бежал,
цеплялся и просил
Взять в плен
фашиста,
Если он не
сдастся, —
Ударить
шашкой,
Или так на
штык,
Или ногой в
живот —
Пусть будет
больно,
Порезать
руки,
Чтобы кровь
хлестала...
Он сбоку
поглядел в мои глаза,
Дед хмуро
кашлял и плевал под ноги...
Всё реже в
домик приходили письма,
Потом пришло
одно.
В нём
говорилось:
Мой дядя пал
хорошей смертью храбрых.
А я не
понял,
И был счастлив
я,
Увидев слово
храбрый.
Дед не
плакал.
Решил старик,
застенчивый, угрюмый,
Проехать
полстраны с голодным
внуком,
Чтоб
разыскать
Могилу
сына.
Дед не
разрешал
Сынам своим
лежать в чужой земле. Олжас
Сулейменов
4.Текст 2 Неизвестному солдату .
Он умер от семьи своей вдали,
И гибели его нам неизвестна дата...
К могиле неизвестного солдата
Известные солдаты подошли...
Мы этот образ до сих пор храним -
Истерзанный свинцом лежал парнишка,
И не было при нём военной книжки -
Она в бою погибла вместе с ним.
Пусть мы его фамилии не знаем, -
Он был - мы знаем - верным до конца.
И мы в молчанье головы склоняем
Перед бессмертным подвигом бойца.
И дружба воинов неколебимо свята,
Она не умирает никогда!
Мы по оружию родному брату
Воздвигли памятник на долгие года!
Соединим же верные сердца
И скажем, как ни велика утрата, -
Пусть нет фамилии у нашего бойца, -
Есть звание Советского солдата!
Михаил
Светлов
5.QR-код аудиозаписи 
6.Транскрипт аудиозаписи
Я помню — полустанок,
зной, бесхлебье,
Солдаты в
пролетающих вагонах,
Разбитая
земля, остовы танков,
Голодное ворьё пустых
вокзалов,
Сожжённые
деревни и коровы,
Разбухшие
от порыжелых трав.
Я помню —
реки, реки, реки,
Дожди, то
моросящие, то ливни,
Стволы
осин, дубов заплесневелых
И глина, глина, глина по
колено.
Нам показали дядину
могилу,
Она была за маленькой
деревней,
Едва
просохшей после серых ливней.
Над мелкой речкой — глиняный
бугор.
Дед помолился, пожевал
насвая,
А я глазел на глиняную
землю,
Она была, земля, почти
такою,
Как
наша,
Только мокрой. Я
запомнил.
Вокруг
стояли жители деревни,
Одна из них казалась мне
красивой,
С худыми,
но румяными щеками.
И злая как
соседка. Я запомнил.
Мой дед не
обращал на них вниманья,
Он снял бешмет и, обойдя
могилу,
Вонзил лопату в
глиняный бугор.
И женщины
вдруг обступили деда,
Та, что была с румяными
щеками,
Сказала. Я
запомнил.
— Разве
можно...
Здесь
восемнадцать человек лежат.
Мой дед уже чуть понимал
по-русски,
Он
осторожно вытащил лопату,
Рукой погладил рану в чёрной
глине
И вытер руку о сухой
сапог.
Мы просидели день у
тихой речки.
До темноты
следили ребятишки.
Дед, плача,
пел арабскую молитву,
А я гонял травинкой
муравьёв.
7. Иллюстрация «Посещение братской могилы президентом Казахстана
К.К Токаевым в деревне Трубино»

8. Шаблон
|
Автор считает, что… |
|
Позиция автора такова… |
|
Автор призывает нас к… |
|
Основная цель автора заключается в том, чтобы… |
|
Очевидно, что автор осуждает (кого/что?), так как… |
|
Позиция героя (дедушки/внука) ближе автору, так как… |
|
Отношение автора. Он осуждает (что?). |
9.
Плакат рефлексии 
Ссылки:
1)Русский язык и литература. 11 класс. 1 часть Часть 1. Шашкина Г.З., Анищенко О.А., Шмельцер В.В. изд. Мектеп https://www.okulyk.kz/russkij-jazyk-i-literatura/662/
2)Русский язык и литература. 11 класс. 1 часть Г. Д. Аульбекова, К. Л. Кабдулова, Б. Д. Аульбеков, А. Б. Сырымбетова, изд. Кокжиек-Горизонт, Алматы 2020г. https://expert.study-inn.kz/uchebniki-rus/ruslit11-1
3) аудиозапись https://drive.google.com/file/d/1QhushgJOcokcfr_FdxjnIkA-csfVKLpM/view?pli=1
4) эпиграф https://www.wisdoms.one/tsitati_pro_soldatov.html?lu
5) облако слов https://wordscloud.pythonanywhere.com/?ysclid=lhq4637y4q150776398
6) стихотворение https://lit-ra.su/mihail-svetlov/neizvestnomu-soldatu/
7) иллюстрация https://el.kz/ru/kasym-zhomart-tokaev-posetil-bratskuyu-mogilu-gde-zahoronen-ego-rodnoy-dyadya_73822/
8) https://youtu.be/MPUuE-96GDA
9) рефлексия https://infourok.ru
шағым қалдыра аласыз















