РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ

Тақырып бойынша 11 материал табылды

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ

Материал туралы қысқаша түсінік
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к развитию читательской компетентности у учащихся 3-го класса в условиях современного казахстанского образования. Особое внимание уделяется практическим аспектам применения различных педагогических технологий, направленных на формирование навыков осознанного чтения и работы с текстом. Автор анализирует эффективность традиционных и инновационных методов обучения, опираясь на личный педагогический опыт и требования обновленного содержания образования. В работе представлены конкретные примеры использования различных приемов развития читательской компетентности, даны рекомендации по их применению в учебном процессе. Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов для совершенствования методики преподавания литературного чтения. Ключевые слова: читательская компетентность, методы обучения, начальная школа, текстовая деятельность, критическое мышление.
Материалдың қысқаша нұсқасы

СТАТЬЯ

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ



Евдокимова Полина Сергеевна

Школа "Golden kids" Каратауского района


Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к развитию читательской компетентности у учащихся 3-го класса в условиях современного казахстанского образования. Особое внимание уделяется практическим аспектам применения различных педагогических технологий, направленных на формирование навыков осознанного чтения и работы с текстом. Автор анализирует эффективность традиционных и инновационных методов обучения, опираясь на личный педагогический опыт и требования обновленного содержания образования. В работе представлены конкретные примеры использования различных приемов развития читательской компетентности, даны рекомендации по их применению в учебном процессе. Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов для совершенствования методики преподавания литературного чтения.

Ключевые слова: читательская компетентность, методы обучения, начальная школа, текстовая деятельность, критическое мышление.


Современное образование в Республике Казахстан предъявляет высокие требования к развитию читательской компетентности учащихся начальной школы, поскольку данный навык является фундаментальным для дальнейшего успешного обучения по всем предметам школьной программы. Особое значение приобретает формирование читательской компетентности в 3-м классе, когда учащиеся уже овладели базовыми навыками чтения и готовы к более глубокому погружению в работу с текстом [1].

В условиях реализации государственной программы развития образования Республики Казахстан и обновленного содержания образования проблема развития читательской компетентности становится еще более актуальной. Современные школьники, погруженные в цифровую среду, часто испытывают трудности с восприятием и анализом традиционных текстов, что создает определенные барьеры в образовательном процессе. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание развитию читательских навыков, применяя эффективные методы и подходы, соответствующие современным образовательным требованиям [2].

Читательская компетентность представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся эффективно работать с текстовой информацией: понимать прочитанное, анализировать содержание, выделять главную мысль, формулировать собственное мнение и строить на основе прочитанного развернутые высказывания. В третьем классе происходит активное развитие этих компонентов, что требует от педагога систематической и целенаправленной работы с использованием разнообразных методических приемов и технологий.

Анализ современной педагогической практики в казахстанских школах показывает, что развитие читательской компетентности наиболее эффективно происходит при комплексном подходе, включающем как традиционные методы работы с текстом, так и инновационные технологии обучения. Важную роль играет создание мотивирующей образовательной среды, способствующей формированию устойчивого интереса к чтению и развитию читательской самостоятельности учащихся [3].

Особое значение в развитии читательской компетентности имеет учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся третьего класса. В этом возрасте дети уже способны к более глубокому пониманию текста, могут анализировать поступки героев, выявлять причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы. Однако степень сформированности этих умений у разных учащихся может существенно различаться, что требует дифференцированного подхода в обучении.

В педагогической науке Казахстана накоплен значительный опыт по развитию читательской компетентности младших школьников. Исследования казахстанских ученых подтверждают необходимость системного подхода к формированию читательских навыков, включающего работу над техникой чтения, понимание прочитанного, развитие критического мышления и творческих способностей учащихся [4].

Государственный общеобязательный стандарт начального образования Республики Казахстан определяет читательскую компетентность как одно из ключевых метапредметных умений, необходимых для успешного освоения образовательной программы. В соответствии с требованиями стандарта, к концу третьего класса учащиеся должны не только уметь читать бегло и осознанно, но и владеть различными видами чтения, уметь работать с разными типами текстов, извлекать необходимую информацию и использовать ее для решения учебных задач.

Актуальность исследования методов и подходов к развитию читательской компетентности у учащихся третьего класса обусловлена также участием Казахстана в международных исследованиях качества образования, включая PISA и PIRLS. Результаты этих исследований показывают необходимость совершенствования методик обучения чтению и развития читательской грамотности казахстанских школьников.


Таблица 1 - Методы и приемы развития читательской компетентности учащихся 3-го класса


Метод/прием

Описание

Цель применения

Чтение с остановками

Чтение текста по частям с обсуждением и прогнозированием дальнейших событий

Развитие навыков прогнозирования, критического мышления и понимания текста

Толстые и тонкие вопросы

Составление вопросов разного уровня сложности к тексту

Формирование умения работать с текстом на разных уровнях понимания

Инсерт

Маркировка текста специальными значками ("√", "+", "-", "?")

Развитие навыков активного чтения и критического анализа информации

Составление кластера

Создание графической схемы, отражающей смысловые единицы текста

Развитие умения структурировать информацию

Дневник двойных записей

Ведение записей в двух колонках: цитаты из текста и собственные комментарии

Развитие навыков рефлексивного чтения

Чтение по ролям

Распределение ролей между учащимися при чтении диалогов

Развитие выразительности чтения и понимания характеров героев

Синквейн

Составление пятистрочной строфы по прочитанному материалу

Развитие умения выделять главное и кратко формулировать идеи

Карта истории

Графическое изображение сюжетной линии произведения

Развитие понимания структуры текста и причинно-следственных связей

Анализ данной таблицы показывает разнообразие методов и приемов, направленных на развитие читательской компетентности младших школьников. Представленные методы охватывают различные аспекты работы с текстом и способствуют формированию комплексных читательских навыков. В таблице отражены как традиционные, так и инновационные подходы к обучению чтению.

Из своего педагогического опыта работы в третьем классе могу отметить особую эффективность метода "Чтение с остановками". Например, при изучении сказки "Мудрый старик" мы с учащимися читали текст по частям, делая остановки в ключевых моментах повествования. На каждой остановке дети высказывали предположения о дальнейшем развитии событий, что значительно повышало их вовлеченность в процесс чтения и способствовало лучшему пониманию текста. Ученики активно обсуждали поступки героев, предлагали альтернативные варианты развития сюжета, что развивало их критическое мышление и воображение.

Также эффективным оказался прием "Толстые и тонкие вопросы". При работе с текстом "Весна в лесу" учащиеся составляли два типа вопросов: требующие однозначного ответа (тонкие) и предполагающие развернутый ответ с элементами рассуждения (толстые). Это помогло детям научиться различать уровни понимания текста и формулировать вопросы разной степени сложности. Особенно важно, что ученики сами учились задавать вопросы, а не только отвечать на них.

Метод "Инсерт" (маркировка текста значками) я успешно применяла при работе с познавательными текстами. При изучении темы "Животные нашего края" учащиеся отмечали известную им информацию знаком "√", новую информацию - "+", информацию, противоречащую их представлениям - "-", а то, что вызвало вопросы - "?". Такой подход позволил детям более осознанно работать с информацией и лучше структурировать полученные знания.

Прием "Составление кластера" оказался особенно полезным при работе с объемными текстами. Например, при изучении рассказа "Четыре желания" ученики создавали графическую схему, отражающую связи между временами года и впечатлениями главного героя. Это помогло им лучше понять структуру текста и взаимосвязь его частей.

Особую роль в развитии читательской компетентности сыграло использование приема "Дневник двойных записей". При чтении отрывков из произведений ученики выписывали понравившиеся или заинтересовавшие их фрагменты текста в левую колонку, а в правой записывали свои комментарии и мысли. Этот прием помог развить навыки рефлексивного чтения и научил детей формулировать собственное мнение о прочитанном.

Таким образом, регулярное использование этих методов и приемов позволило значительно повысить уровень читательской компетентности учащихся. Дети стали более внимательно относиться к тексту, научились выделять главную мысль, анализировать прочитанное и формулировать собственные суждения. Важно отметить, что успех в применении данных методов во многом зависел от систематичности их использования и правильного сочетания различных приемов работы с текстом.


Список использованной литературы


  1. Об образовании: Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2024) // Казахстанская правда. - 2007. - № 127. - С. 3-4.

  2. Государственный общеобязательный стандарт начального образования. Утвержден приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. Приложение 2 // Әділет. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан.

  3. Жунусова, К. Ж. Методика формирования читательской компетентности младших школьников / К. Ж. Жунусова // Вестник КазНПУ имени Абая. - 2022. - № 3 (71). - С. 125-131.

  4. Ахметова, Н. А. Развитие читательской грамотности учащихся начальных классов: учебно-методическое пособие / Н. А. Ахметова. - Алматы: Білім, 2021. - 156 с.


Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
07.03.2025
269
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі