Материалдар / Развитие навыков грамотного чтения
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Развитие навыков грамотного чтения

Материал туралы қысқаша түсінік
Определить степень владения техникой чтения можно с помощью таких качеств как беглость, выразительность, правильность, чистота. Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что обучение навыку чтения на уроках русского языка и литературы предусматривает работу над техникой чтения, пониманием и осознанием прочитанного. Педагог должен знать, что конечной целью чтения является понимание изучаемого текста.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Желтоқсан 2021
391
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Развитие навыков грамотного чтения


Омарова Карлыгаш Адихановна

Учитель русского языка и литературы

ОСШ № 20 имени Т. Рыскулова

Туркестанская область, Жетысайский район, г. Жетысай


Искусство читать – это искусство мыслить с некоторой помощью другого.

Эмиль Фаге


Чтение — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного. Овладение чтением — процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению по всем предметам, так как чтение — навык общеучебный. Даже при разнообразных подходах учителю и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении. А нерешенная проблема — прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом.

Определить степень владения техникой чтения можно с помощью таких качеств как беглость, выразительность, правильность, чистота. Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что обучение навыку чтения на уроках русского языка и литературы предусматривает работу над техникой чтения, пониманием и осознанием прочитанного. Педагог должен знать, что конечной целью чтения является понимание изучаемого текста.

Этой цели можно достичь, привив обучающимся навыки осмысленного чтения с помощью следующих приемов:

- прием «вхождeния» в текст (заглавие, подзаголовки, опорные слова, иллюстрации и т.д.);

- приемы поставки вoпросов по содержанию текста и ответы на данные вопросы;

- прием состaвления плана текста (после деления его на смысловые части) и др.

Учитель на уроках русского языка и чтения должен правильно и логически организовать работу обучающихся над совершенствованием навыков чтения. Е. А. Быстрова выделила пять основных этапов работы с учебно-лингвистическим текстом:

1 этап: подготoвительный.

Работа на данном этапе направлена на подготовку обучающихся к восприятию содержания текста учебника. Приемы, которые использует педагог:

- выявление темы и главной мысли текста;

- прогнозирование сюжета произведения по названию, рисунку и т.д.;

- словарная работа (поиск значений ключевых, малознакомых, незнакомых слов текста);

2 этап: ознакoмительное чтение текста.

Рaбота на этом этапе проводится для того, чтобы понять основное содержание текста. Чтение может быть сопровождено такими заданиями как:

- постановка вопроса перед началом чтения текста;

- уточнение темы, основной мысли текста;

- деление текста на части и составление плана;

- мaркировaние текста (выделение основной информации текста, ключевых фраз);

- словарная работа;

- составление опорных схем, таблиц, кластеров;

- ответы на вопросы по содержанию текста.

3 этап: информационно-смысловая переработка текста на основе изучающего чтения.

Данный этап предусмотрен для того, чтобы понять, запомнить предлагаемый изучению текст и передать его основное содержание. Работу на этом этапе можно организовать по частям текста, выделенным обучающимися на предыдущем этапе. Каждая из частей подвергается смысловому, структурному и языковому анализу. Дети читают фрагмент текста вслух, отрабатывая выразительное чтение; фиксируют фрагмент текста в тетрадях в виде конспекта, тезисного плана, схемы, кластера, цитат.

4 этап: выразительное чтение.

Работа на этом этапе направлена на отработку у школьников навыков выразительного чтения, что позволяет еще раз изучить содержание текста в полном объеме.

5 этап: пересказ текста.

Этот этап помогает обучающимся освоить художественную, научную речь; способствует построению высказываний на различные темы. Можно выделить следующие виды пересказов:

- полный;

- краткий;

- устный;

- письменный.

Научить детей правильному, выразительному, чистому и беглому чтению – одна из основных задач обучения. Этой задачи можно достичь с помощью использования на уроках русского языка и литературы упражнений, направленных на формирование навыков качественного чтения.

Прежде всего, на каждом уроке организовывать учебную деятельность следует так, чтобы она была направлена на достижение следующей цели: формирование читателя грамотного, владеющего не только техникой чтения, но и приемами понимания текста.

Достижение этой цели предусматривает решение ряда задач:

- формирование и совершенствование навыка чтения;

- развитие речи (устной и письменно);

- развитие творческих способностей обучающихся.

Исходя из этих данных О. Я. Гойхман выделяет следующие группы упражнений:

  1. Упражнения, направленные развитие правильности чтения.

Задания, входящие в данную группу, необходимы для обучающихся, допускающих большое количество ошибок во время чтения текста. Примером такого задания может служить чтение строчек наоборот по словам: текст читается начиная с последнего слова, т.е. в итоге последнее слово текста окажется первым, а первое – последним.

  1. Упражнения, направленные на развитие скорости чтения.

Формированию скорости чтения способствуют так называемое «чтение глазами» или динамическое чтение. Оно предполагает развитие зрительной памяти, внимания, поля зрения. Этому может способствовать упражнение «Раздели слова на две группы. Развитию зрительной памяти могут также способствовать задания на увеличение поля зрения, например упражнение «Найди начало и конец слова».

  1. Упражнения, направленные на формирование умений понимать текст.

Обучающие читают текст сознательно, понимая его структуру и содержание. В эту группу входят упражнения:

- «Прочитай текст, добавляя недостающие слова»;

- «Прочитай текст, закрывая последние две буквы всех строчек текста» и т.п.

Используя приведенные выше упражнения в процессе формирования и совершенствования техники чтения, ее развитие идет гораздо быстрее и легче. Наполнение урока заданиями подобного типа, помогает сформировать культуру звуковой речи, вырабатывать память (зрительную, слуховую) и умение читать без страха и напряжения у обучающихся.

Результатом такой работы на уроках станет сокращение у обучающихся количества ошибок при чтении текста, улучшение показаний навыков чтения, снятие напряжения, трудности, страха и неуверенности.

В заключении стоит отметить, что правильное чтение играет огромную роль не только для учебного процесса, но и для развития ребенка как личности. Правильное чтение залог правильной речи. Умея четко, а главное грамотно и доходчиво выражать мысли человек может без особого труда общаться с окружающими.

Важно знать, что чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует практики, следовательно, обучающиеся должны отводить ей как можно больше времени.


Литература:


Ахутина Т. В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания. – М.: Наука, 1985. – 99 с.

Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. – Русский язык в школе. – 1996. - № 1. – с.6-9.

Гойхман О. Я. Речевая коммуникация: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.

Карпов Н. Л. Исследования чтения и грамотности В Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – 132 с.

Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1975. – 170 с.

Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М.: Просвещение, 1978. – 82 с.

Будникова, И. Н. Развитие навыка грамотного чтения у школьников / И. Н. Будникова, Н. Б. Цивенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3334/


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!