Развитие науки в Казахстане. Ученый Каныш Сатпаев.

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Развитие науки в Казахстане. Ученый Каныш Сатпаев.

Материал туралы қысқаша түсінік
Конспект урока.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Предмет: Познание мира. Урок 11.

Сквозная тема: Культурное наследие.

Подраздел: Выдающиеся исторические личности и деятели культуры.

Урок: познание мира

Школа: КГУ «ОСШ им. И.М. Астафьева»

Дата: 22.11.2021

ФИО учителя: Поляков И.А.

Класс: 4В

Кол-во присутствующих: Кол-во отсутствующих:

Тема:

Развитие науки в Казахстане. Ученый Каныш Сатпаев.

Цели обучения, которым посвящен урок

4.3.3.1 объяснять достижения Казахстана в ХХ–XXI вв. в науке;

4.3.4.1 основываясь на биографических данных выдающихся деятелях творческих и трудовых профессий излагать об их вкладе в развитие страны.

Критерии оценивания


Все учащиеся будут:

понимать роль науки в обществе:

называть основные вехи жизни КанышаСатпаева.

Многие учащиеся будут:

объяснять, в каких сферах жизни применяются достижения науки;

составлять кластер «Ученый КанышСатпаев».

Некоторые учащиеся будут:доказывать, почему именно КанышСатпаев был избран первым президентом Академии наук Казахстана;

выяснять, используя дополнительные ресурсы, имена ученых из своей области, уточнять, в каких отраслях науки они работали

Языковая цель

Ключевые слова. Наука; ученый; производство.

Предметная лексика и терминология. Академия наук Казахстана, новые образцы техники, новые сорта культурных растений, геолог по профессии. Серия полезных фраз для диалога/письма. В ХХ–ХХI вв. В стране проис-ходило бурное развитие науки.

КанышСатпаев, будучи геологом, интересовался историей, археологией, литературой, написал первый школьный учебник алгебры на казахском языке.

Вопросы для обсуждения.

В каких отраслях знаний проводились научные исследования?

Какие новые сорта культурных растений и домашних животных были выве-дены в Казахстане?

Почему КанышаСатпаева называют «генералом тыла»?

Охарактеризуйте, каким человеком был КанышСатпаев.

Как увековечена память о КанышеСатпаеве в нашей стране?

Письмо. Написать несколько предложений о КанышеСатпаеве

Материал прошедших уроков

Элементарные представления о науке.


План

Временное планирование

Планируемые мероприятия

Ресурсы

Побуждение

2 мин.









3 мин.



































2 мин



















2 мин.

Создание положительного психологического настроя на работу.

Учитель. Я рад вас видеть, ребята! Мы снова отправляемся в волшебный мир знаний! Помните:

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы учитесь.

Сегодня вам нужно не только слушать и смотреть, но и рассуждать, действовать самим, помогать друг другу!

(И) Проверка домашнего задания.

Ответы на вопросы теста по пройденным темам посредством «Plickers»

На партах у вас лежит ваш личный QR-code. Каждая грань вашего QR-code соответствует букве ответа на тест. Для того, чтобы ответить на тест поднимите карточку так, чтобы буква ответа которую вы считаете верной находилась на верху.

Вопросы:

  1. Как называлось государство, в состав которого входила Республика Казахстан? Союз Советских Социалистических Республик.

  2. С какого по какой год Казахстан входил в состав СССР?

С 1922 по 1991 год

  1. Как называется завод по производству скоростных пассажирских вагонов в городе Нур—Султан? Тулпар-Тальго

  2. Первый и крупнейший автосборочный завод в Казахстане: «АзияАвто»

  3. Как называется Казахстанская кондитерская фабрика, которая известна своей продукцией далеко за приделами государства. «Рахат»

  4. Петропавловская фирма, которая специализируется на производстве макаронных изделий, марка которых известная по всей стране? «Султан»

В конце тестирования на доске показана диаграмма ответов учащихся. Родителям отправляются итоги проверки домашнего задания.


(И, К) Прием «Ассоциации».

-Ребята, какие ассоциации (представления) возникаюту вас когда вы слышите слово «наука»? (Математика, биология, история, география, ученый, профессор, учитель, студент, учеба,книга, исследование, изучение, институт, университет, космос,техника, ум, прогресс и т. д.)


-А что же такое наука?


- Наука -это бласть человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности


- Может ли современное общество прожить без науки?

(Нет, современное общество не сможет отказаться от благ,достигнутых благодаря науке.Наоборот, оно должно развиватьих, иначе общество не сможет решить проблемы голода,перенаселения, воды, энергии.)


Целеполагание.

Сегодня мы :

узнаем о достижениях Казахстана в науке;

узнаете о жизни учёного Каныша Сатпаева, выясните, какой вклад он сделал в развитие науки в нашей стране.

- создадим кластеры о деятельности Каныша Сатпаева


Осмысление

10 мин





























1 мин.



10 мин.



























5 мин















5 мин.



(К, П) Прием «Чтение с остановками».

Чтение текста учебника от начала до слов «...очень продуктивны».Учащиеся читают отрывки текста и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка.

-Открываем учебник на странице 47 . Начинаем читать текст по очереди.

1.В каком году была открыта Академия наук Казахстана?(1946 году)

2. Кто был избран президентом Академии наук Казахстана? (Сатпаев)

3. в 21 веке в Казахстане активно развивалась…(наука)

4.Какие сорты полезных растений создаются в 21 веке?(пшеница, рис,ячмень)

5. сколько кг шерсти можно настричь качественной тонкой шерсти?(10кг)

6. Рассмотрите иллюстрации в учебнике «Казахстанский меринос» и «Мугалжарская порода лошадей».

Какую пользу для хозяйства страны дало выведение этих пород домашних животных?

Увеличение уровня производства одежды из шерсти, увеличение мясной и молочной продукции, а значит укрепление и рост экономики Казахстана.


(И) Работа в тетради ученика. На парте у вас лежат карточки, в номере под буквой «А» дополни высказывание, опираясь на данные, которые мы выделили из текста.


(К) Минутка отдыха «Чоки на пшоду»


(И, К) Учитель. Отгадайте загадку.

Путь его тяжел и долог,

Ищет залежи... (геолог).

Ребята! Что вы знаете о профессии геолога?


Геологи – это люди, которые изучают недра земли. Они ищут уголь, нефть, золото, железную и медную руду, строительный камень, соль

и воду. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре, проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски горной породы. Геолог должен быть сильным и настойчивым, уметь находить дорогу по карте и компасу.

Сегодня мы познакомимся с человеком, жизнь которого стала ярким примером служения науке и Родине. Он был сугубо мирным человеком, но его называли «генералом тыла». Он был геологом, но интересовался историей, литературой, писал школьные учебники. Это КанышСатпаев.


Учитель делит класс на три группы.

Ребята, загляните под свои парты, там вы увидите стикеры с номером группы, в которые вы объединитесь. Пересядьте за тот стол, который соответствует номеру вашего стикера.


(Г) Создание кластера о деятельности Каныша Сатпаева. Задания группам. Прием «Выделение основной идеи текста».

Прочитайте текст который вы получили и запишите информацию в виде кластера выделяя только основную мысль..

Выступления групп.

Учитель по мере того, как учащиеся называют главные идеи абзацев в виде класстера, вывешивает их на доску.


Учитель подводит итог после групповой работы.

Каныш Сатпаев не только геолог , но и Советский учёный-геолог, один из основателей советской металлогенической науки, основоположник казахстанской школы металлогении.

(И) Работа на карточках.

Ребята, давайте вернёмся к нашим карточкам. Посмотрите на задание «С1». Кто мне может ответить, кто изображён на портрете? Правильно, на портрете Каныш Сатпаев. Запишите несколько предложений о том, что вы узнали о нем в ходе нашей работы.

Несколько учащихся прочитывают текст, который у них получился.


























Тетрадь ученика





















Учебник














Рефлексия.



4 мин.




(И) Задание С.2. Ребята, к концу нашего урока хочется понять, кто и в какой мере усвоил тему нашего сегодняшнего урока.

Посмотрите на доску. Вы видите перед собой лестницу.

Самая верхняя ступень обозначает, что вы все поняли и усвоили на уроке, средняя ступень означает, что кое-что для вас осталось неясным, а низшая ступень означает, что совсем ничего не поняли на сегодняшнем уроке. А на какой ступени находитесь вы в конце нашего урока?

Учитель по очереди делает акцент на ступени, а учащиеся поднимают руку, учитель фиксирует имя учащегося на доске маркерами.



Домашнее

Задание

1 мин.

Задание С.1. Используя дополнительные ресурсы, выясните имена ученых из вашей области. Узнайте, в каких отраслях науки они работали.

Учебник. Тетрадь ученика.


Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
doc
23.01.2025
178
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі