Тема: «Чудо – чудное -
водица»
Цель: Способствовать формированию
представлений о разном состоянии воды у детей дошкольного
возраста.
Задачи:
Развивать познавательный интерес к воде через
элементарную исследовательскую деятельность, используя зрительное,
тактильное, слуховое восприятие
Познакомить с различными явлениями и
состояниями воды в окружающей среде
Развивать экологически грамотное поведение
детей в быту
Воспитывать у детей понимание необходимости
бережного отношения к воде как природному
источнику
Планируемые
результаты:
Интегративные качества: любознательность,
активность; овладение навыками игрового опыта, умение выражать своё
мнение
Предпосылки УУД: коммуникативные - умение
слушать, регулятивные – умение выполнять по заданному образцу и
правилу
Методическое
обеспечение:
*«Откуда на земле вода?», «Агрегатное
состояние воды» - схемы - иллюстрации
*«Откуда в доме вода» - картина –
иллюстрация
*Глобус
*Дидактические игры: «Где можно найти
воду?»
*Плакаты для
беседы
*Подбор загадок и стихотворений о
воде
*Карточки «Времена года» к игре «Вода, кругом
вода»;
*Карточки к игре: «Хорошо –
плохо»
*Для опытов: разные по размеру
ёмкости
*Геометрические фигуры (для
моделирования)
* Простые и цветные
карандаши
Предварительная
работа
*Беседа с детьми на
тему:
а) «Всем нужна вода» б) «Круговорот воды в
природе»
* Разучивание стихотворений о
воде
*Чтение книг для
детей
а) «Почемучка» (из серии «Наш
мир»)
б) Экологическая
азбука»
*Рассматривание альбомов, открыток «Разное
состояние воды»
План хода занятия
Орг. момент
*Педагог: Что принёс нам Снеговичок?
(Прозрачные ёмкости наполнены снегом и льдом, которые затем
поставлены в тёплое место в присутствии детей. №1 – с рыхлым
снегом, №2 - плотно набитая снегом, №3 - наполнена
льдом)
-А второй опыт «Где быстрее замёрзнет вода?» -
(на мороз выносим две ёмкости с водой, не глубокую тарелку и
большую миска)
-Что будет со снегом в помещении, с водой на
улице? (мнения детей)
-В этом мы убедимся в конце занятия.
Послушайте стихотворение, оно подскажет тему нашего занятия. Это
стихотворение о чуде, которое есть на нашей
Земле.
Основная часть:
*Чтение стихотворения «Волшебница – вода» Н.
Рыжова (читают дети)
*Беседа с детьми
-Педагог: Почему воду назвали волшебницей?
(ответы детей)
-Волшебница, чудо – чудное – вот как красиво
можно назвать водичку. У меня есть интересные записи. (Звучит
аудизапись звуков воды)
-Что это за звуки? Кто узнал? Да, это с нами
разговаривают весенние ручейки и море.
- А узнаете ли, что нарисовано на плакате
«Вода»?(ответы детей)
-Что такое круговорот воды в природе? (плакат
«Откуда на земле берётся вода?»)?
-В каком состоянии бывает вода? (в твёрдом,
жидком и газообразном)
(картинка «Агрегатное состояние
воды»)
-Можно ли утверждать, что лёд – это твёрдая
вода?
-Где можно увидеть лёд? (на реке, на озере, в
морозилке холодильника..)
-А что такое
туман?
(Туман – это облако у поверхности земли. Он
состоит из мельчайших капелек воды. Образуется при охлаждении
воздуха, когда водяные пары превращаются в капельки
воды)
*Рассматривание
глобуса)
-Педагог: А каким цветом на глобусе обозначены
реки, моря, океаны?
-Что обозначено белым цветом? (ответы детей:
вода, льды и снега)
*Загадывание загадок о воде (дети загадывают
их друг другу)
-Педагог: Снеговичок любит загадки, но не
умеет их ещё отгадывать. Поэтому в загадках о воде, надо объяснить
свою отгадку (мнение детей):
-Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья
хлеба,
Чтобы плыли корабли — жить нельзя нам без ...
(Воды)
-По морю идёт-идёт, а до берега дойдёт — тут и
сразу пропадёт. (Волна)
-Течёт, течёт — не вытечет, бежит, бежит — не
выбежит. (Речка)
-Кругом вода, а с питьём беда.
(Море)
-Бегу я, как по лесенке, по камушкам
звеня,
Издалека по песенке узнаете меня.
(Ручеёк)
-Видно, речка замерзала и укрылась
одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет, если солнце не
поможет.
Но когда весна придёт, одеяло пропадёт. (Лёд
на реке)
-Без досок, без топоров через реку мост
готов.
Мост, как синее стекло: скользко, весело,
светло! (Лёд)
-В новой стене, круглом
окне
Днём стекло разбито, за ночь вставлено.
(Прорубь)
-Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое,
рама зелёная. (Озеро)
-День и ночь кричит, а голос не устаёт.
(Водопад)
-Все обходят это место: здесь земля, как будто
тесто,
Здесь осока, кочки, мхи — но не удобно для
ноги. (Болото)
-По городу дождик осенний гулял, зеркальце
дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит, ветер подует —
оно задрожит. (Лужа)
-В огне не горит и в воде не тонет
(лед)
-Сперва летит, потом бежит, потом на улице
лежит….
Тогда без бот или калош его сухим не перейдешь
(дождь)
-Что за звездочки сквозные на пальто и на
платке?
Все сквозные – вырезные, а возьмешь – вода в
руке (снежинки)
-Я и туча, и туман, и ручей, и
океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!
(Вода)
*Дидактическая игра «Вода, вода – кругом
вода»
-Педагог: Научим Снеговичка определять разное
состояние воды?
(У каждого участника карточки с изображением
времён года)
- Задание: с помощью карандаша обвести овалом
такое состояние воды, которое можно найти на этих
картинках?)
(Предполагаемые ответы о видоизмененном
состоянии воды: это ручеек, водопад, капли дождя, снегопад, туман,
сосульки, лёд, снег и т.д.)
*Словесная игра «Доскажи словечко» (Упражнение
«Слова – родственники»)
-Педагог: От какого слова произошло имя
Снеговичка? - (снег)
-Это слова – родственники. Расскажем
Снеговичку о его словах – родственниках? (педагог читает, дети
дополняют)
-Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …
(снег)
-С неба всё скользят пушинки – серебристые…
(снежинки)
-Кружатся над головою каруселью…
(снеговою)
-На полянки, на лужок всё снижается…
(снежок)
-Землю белой, чистой, нежной застелил
постелью… (снежной)
-От веселье для ребят всё сильнее …
(снегопад)
-Все бегут вперегонки все хотят играть в …
(снежки)
-Снежный ком – на снежный ком, всё украсили…
(снежком)
-Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик
)
-Рядом снежная фигурка – это девочка…
(снегурка)
-На снегу-то, посмотри – с красной грудкой…
(снегири)
-Словно в сказке, как во сне, землю всю
украсил (снег).
*Физминутка
-А теперь немного отдохнем. Вспомним игру
«Дождь» (это мультимедийная игра: слайды - природное явление
"гроза, звук грома и шум дождя, радуга»). Под музыку дети выполняют
движения, педагог говорит: «пошел дождь, капельки упали на землю,
пригрело солнышко, капельки испарились и превратились в тучу, в
тучке пар превращается в дождь, дождь попадает на землю и ручьями
сбегает в реку». Дети показывают путь капельки, импровизируя
движения.
*Словесная игра. А любимая игра Снеговичка:
«Кто больше назовет съедобной
жидкости» (сок, какао, кисель, ситро,
минеральная вода, морс, кофе и т.д.)
*Чтение стихотворения «О воде» Н.Рыжовой
(читает педагог)
Вы слыхали о воде? Говорят, она
везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном
кране.
Как сосулька, замерзает, в лес туманом
заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника
шипит,
Без нее вам не умыться, не наесться, не
напиться!
Смею вам я доложить: без воды нам не
прожить!
-Вопросы: Как ласково называют водичку? (чудо
– чудное водица, волшебница)
-Можем ли мы прожить без воды? (ответы
детей)
*Проведение опыта. Хотите показать Снеговичку
опыты с водой.
*Опыт 1, в котором надо определить, одинаковая
ли вода в трех стаканах:
-по цвету и по прозрачности – как узнать?
(определяем глазами);
-по вкусу (языком), по температуре
(рукой).
-Затем кладем в стаканы – соль, сахар, лимон.
Что стало с этими веществами?
*Вывод: вода обладает способностью растворять
соль, сахар, лимонный сок. Она -
прозрачная, бесцветная, холодная, горячая,
теплая.
*Опыт 2, как узнать, есть ли вода в овощах? (с
помощью тёрки)
-в каждом фрукте и овоще есть вода: трем
морковь и отжимаем сок
-вода может растворять различные вещества,
помогает разносить питательные
вещества по всему организму
человека:
-съешь бутерброд, разжевал, проглотил, вода
растворит его на мелки кусочки;
*Подведение итога опыта «Снег и
лёд»
-Опыт 1 со снегом и льдом: «Что быстрее будет
таять?» Ёмкости были наполнены снегом, льдом (перед занятием
поставлены в тёплое место в присутствии
детей):
-Вопрос: Что было в этих прозрачных
пластмассовых ёмкостях?
-Покажем Снеговичку, что стало со снегом, со
льдом.
Под №1 – он был рыхлым; снег
растаял
Под №2 – снег утрамбованный; растаял не
весь
Под №3 – твёрдый лёд; немного
растаял.
-Опыт 2 «Где быстрее замёрзнет вода?» - (на
мороз были вынесены две ёмкости с водой, неглубокая тарелка и
миска)
- Дети высказывают мнение (в миске воды было
больше, в ней вода не замёрзла до конца; и делают соответствующий
вывод).
Заключительная
часть
*Рефлексия. Снеговичок, спрашивает, что детям
понравилось, что они нового узнали. Дети делятся своими
впечатлениями. Снеговичок благодарит детей за интересные игры,
стихи, опыты.