Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
"Развитие творческих способностей на уроках музыки"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Выступление на методическом объединении учителей музыки.
Тема : Развитие творческих способностей на уроках музыки
Творческие способности - это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.
Формы и методы развития творческих способностей на уроках музыки
Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках музыки можно использовать следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину. Сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам музыки являются конкурсы , выступления учащихся – уроки-концерты. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет музыку на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.
Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения уроков:
Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, музыкальной грамотностью.
Уроки-конкурсы, «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, исполнять песни , искать ошибки.
Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.
Урок – прогулка/путешествие.
Урок – панорама.
Урок – репортаж с конкурса.
Урок – викторина.
Урока – игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся
На уроках музыки, для развития творческих способностей сегодня также нужно использовать компьютер.
Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке музыки создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Использование различных форм и приемов работы на уроке музыки позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс
Формы обучения:
обращаюсь к мотивирующему обучению, которое базируется на совместной деятельности педагога и учащихся;
сценарии уроков выстраиваю по схеме: "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение";
активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на уроках;
дифференцированный подход;
При проведении уроков музыки в среднем звене необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:
- От знаний к творчеству – основной метод обучения.
- Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.
- Обеспечение последовательности творческого процесса.
- Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.
- Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества - Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.
- Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок музыки должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо” Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира.
На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
Искусство - это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.
Творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.
Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться. Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.
Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств учителя как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность.
Современные исследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых, по их мнению, и составляет собственно педагогические способности:
- способность делать учебный материал доступным;
- творчество в работе;
- педагогически-волевое влияние на учащихся;
- способность организовать коллектив учащихся;
- интерес и любовь к детям;
- содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
- педагогический такт;
- способность связать учебный предмет с жизнью;
- наблюдательность;
- педагогическая требовательность.
. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Духовно-творческий потенциал художника-педагога определяется как совокупность способностей, определяющих его самореализацию и саморазвитие, позволяющих реализовать творческие продуктивные потенции