Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Развитие у учащихся моторики рук на уроках технологии
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Запорожская средняя школа
Доклад
( семинар технологического цикла)
Подготовила учитель технологии: Жакенова Б.А
2016-2017 уч.год
Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности учащихся, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира самого ребенка.
Великие педагоги и ученые неоднократно отмечали в своих работах, что младший школьный возраст успешен для развития творческих способностей, развивая которые, ребенок сможет найти выход из любой сложившейся ситуации. Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).
Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников.
Программа по технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества.
Рассмотрим более подробно виды работ с разными материалами.
Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка. Лепить можно из разных материалов, но самым удобным материалом для лепки, вне всякого сомнения, является пластилин.
Значение лепки не стоит недооценивать, эти занятия не только развлекают ребенка, но и развивают его:
-
Ребенок начинает более точно воспринимать формы, фактуры и цвета.
-
У ребенка развивается воображение и пространственное мышление.
-
Тренируются обе руки, учатся взаимодействовать друг с другом.
-
Ребенок учится воплощать свой замысел.
-
У ребенка развиваются эстетические чувства.
Развитие творчества и умение детей свободно
задумывать тему и решать ее зависит от того, насколько хорошо они
владеют техникой лепки. В связи с этим на каждом занятии наряду с
задачами творческого характера необходимоставить и задачи обучения
детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических
приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий
характер приобретает его лепка.
(см. Приложение 1)
Набор разноцветных прищепок. Обычные бельевые прищепки - это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам руки. Важно научить детей брать прищепки тремя пальцами – большим, указательным и средним и цеплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус. (см. Приложение 4)
Помогут обыкновенные прищепки и в развитии чувства ритма у ребенка: прищепки прикрепляем к разнообразным деревянным, пластмассовым, картонным полоскам, группируя и складывая их в ритмический рисунок-узор: две-три рядом, затем промежуток, потом еще одна. А можно чередовать прищепки по цвету, создавая неповторимые цветовые комбинации. И конечно, неплохо, если дети будет пересчитывать прищепки, определять их количество определенного цвета.
Пуговицы, бусы. Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их – вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, пересыпать пуговицы и бусины из ладошки в ладошку. Благодаря «пуговичному» массажу активизируется так называемый «мануальный интеллект». Таким образом происходит сенсомоторное развитие, являющееся условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Если ь насадить пуговицы различных цветов и размеров на жесткую прочную леску, получится универсальное приспособление, которое может служить и пособием для развития слухового восприятия, и счетным материалом, и наглядным пособием для изучения цвета, счета и размера. Самое простое упражнение с пуговицами — разложить их в три отделения коробки в соответствии с диаметром. Сначала дети каждый раз прикладывают пуговицу к эталону, нарисованному на дне коробки ярким фломастером, а потом научаются сортировать их на глаз.(см. Приложение 5)
Пластмассовая пуговица с деревянной иглой, имеющей отверстие для шнурка или толстой нити - одна из наиболее распространенных игр-шнуровок. Ребенок «пришивает» безопасную пуговицу (ее диаметр – до 10 см.), подражая действиям взрослых.
Эффективным пособием для тренировки руки ребенка признаны бусы. Предлагая ребенку для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, учитель способствуют постоянному совершенствованию координации системы «глаз-рука», приучают пальцы совершать точные движения под контролем зрения. Нанизывая бусы, ребенок учится по-разному складывать пальцы в зависимости от того, какой формы и толщины предмет ему приходится брать: или тремя пальцами («щепотью»), или двумя (кончиками большого и указательного пальцев – «пинцетный захват»). Игры этого типа помогут скоординировать движения обеих рук ребенка.
Шнурки, шнуровки. Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости.Самым простым вариантом шнуровки являются плоские деревянные или пластмассовые цветные двусторонние фигурки, изображающие зверей, рыб, насекомых и другие предметы. На каждой из фигур имеются до двух десятков маленьких отверстий-дырочек, в которые можно протянуть шнурок, тесьму, ленту, толстую синтетическую нить или шпагат. Задания для ребенка могут быть различными: 1) протянуть шнурок в каждое из отверстий через край трафарета, 2) протягивать шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контуру, 3) пришнуровать фигурки друг к другу и т.д На следующем этапе используются сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности. Например, шнуровки, у которых на каждом элементе всего по 2-3 дырочки и порядок их прикрепления не имеет значения, относятся к разряду простых. Сюжетные шнуровки дают более широкое поле для фантазии. Пришнуровывая грибы и фрукты к ежику или белочке, можно сочинить сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед. Ребенок научается накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали.(см. Приложение 6)
Бумага для бумажной пластики. Игры с бумагой – очень полезное коррекционное мероприятие. Нужно научить ребенка
-
мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики;
-
создать из комков бумажную скульптуру - забавного снеговика, цыпленка, ежика;
-
распрямлять ладонью и пальцами смятые листы бумаги;
-
отщипывать мелкие кусочки от целого листа;
-
скатывать из бумажных полосок «рулончики», «трубочки».
Используется различная по толщине и качеству бумага: салфеточная, папиросная, калька, гофрированная, тисненая, глянцевая и др. В дальнейшем, когда дети овладевают более тонкими произвольными направленными движениями, необходимо добавить в набор листы цветной бумаги для плетения (например, ковриков, закладок), вырезания и изготовления поделок оригами. Все эти виды деятельности требуют точности и согласованности движений кистей рук.(см. Приложение 7)
Мозаика. Основная идея мозаики как пособия для развития ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу. Таким образом совершенствуется мелкая моторика рук. (см. Приложение 8)
Картинки из круп и макарон. Игры с крупами очень полезны и интересны. Подойдет все: гречка, просо, фасоль, семечки, горох, манная крупа, рожки.
Многие дети любят рисовать, но делать это можно совсем необычным способом. Потребуются небольшой поднос и крупа, лучше всего пшенная, так как она желтая, и рисунки будут выглядеть ярко. На поверхность подноса насыпается немного крупы и равномерно распределяется тонким слоем – это «холст». Ребенок пальчиком может рисовать простейшие фигуры и узоры: квадраты, ромбы, кружочки, листики, цветы. Если фигуры получаются хорошо, нужно усложнять технику нанесения рисунка. Например, можно засыпать дорожки от пальцев крупой другого цвета.(см. Приложение 9)
Макаронные аппликации. Аппликации можно делать не только из цветной бумаги и лоскутков ткани. Красиво и необычно выглядят макароны-ракушки, бантики и бабочки, наклеенные на основу из цветного картона. Макароны хорошо крепятся клеем ПВА или крахмальным клейстером к любой поверхности - бумаге, цветочному горшку, бутылке, рамочке для фотографий... Готовое изделие можно раскрасить – получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко. Еще труднее нанести на нее клеи и поместить в нужное место на «холсте». Макаронные аппликации не только маленькое произведениеребенка, но и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук.(см. Приложение 10)
Крышки от пластиковых бутылок. Эффективным тренажером для пальцев рук может стать обыкновенная крышка от пластиковой бутылки. А заданий и игр с таким простейшим приспособлением можно придумать много: «Чьи бусы длиннее?», «Змейки», «Паровозик с вагончиками». Дети выкладывают на полу или на столе цепочки из крышечек одного цвета или чередуя цвета. Чем старше дети, тем сложнее варианты, например: 4 синих, 1 красная, 2 белых и т.д.
«Пирамиды, башенки, арки, города». Пластиковые крышки с успехоммогут заменить строительный конструктор. Необычность материала пробуждает фантазию школьников. Постройки могут быть сделаны группой детей (и тогда важны умения договориться и действовать сообща в рамках единого замысла) и индивидуальные (и тогда возникает соревновательный элемент: чья постройка выше, чья прочнее, кому больше крышек понадобилось для пирамиды, башенки, домика).(см. Приложение 11)
Приложение 1
Приложение 3
Упражнения для пальчиковой гимнастики: (выполняется сидя или стоя)
-
Сжимание пальцев в кулак и разжимание
(по 20раз)
-
ладонями вверх;
-
ладонями вниз;
-
двумя руками одновременно;
-
правой и левой по – переменно.
Выполняется с усилием, в сжатом положении фиксируется 2-3секунды.
2 Вращение кистями рук (по 10 раз)
-
в правую и левую стороны;
-
внутрь (обеими кистями);
-
наружу.
3 Выгибание кистей рук (по 10-15 раз)
-
одновременно;
-
правой и левой по – очереди.
4 « Щелчки» (по 10 раз)
5 « Коготки» (полусгибание и разгибание пальцев с усилием по 10-20
раз)
6 «Ножницы» (разведение пальцев в стороны 10 раз)
-
правой и левой руки;
-
обеих рук одновременно;
-
соединив ладони вместе.
7 «Солнечные лучи» - руки в «замке» подняты вверх, ладони крепко
сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.
Упражнения для пальчиковой гимнастики: (выполняются сидя за
столом)
1 Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2 Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и
левой поочередно.
3 Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе);
-
правой руки;
-
левой руки;
-
обеих рук вместе.
4 Имитация игры на пианино.
5 Разведение пальцев врозь и сведение вместе ( ладони на столе).
6 «Бегающие человечки» - «бегать» вперед- назад указательным и
средним пальцами правой и левой руки.
7 «Футбол»- забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д.
пальцами.
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11