Тема: Реки и озёра
Казахстана.
Цель: дать
представление о реках и озёрах
Казахстана, а так же умение определять и находить их на
карте,
Задачи:
обобщить знания
учащихся о воде и строении рек и озёр, о значении воды
для жизни всего живого на Земле.
Повышать познавательную активность детей,
развивать речь, память, наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к
окружающему миру.
Ход
урока
-
Организационный
момент.
Присутствовало
Отсутствовало
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я
доложить
Без неё нам не прожить.
2.Опрос домашнего
задания:
1)Мозговой
штурм:
1.Три состояния
воды.(твердое, жидкое и газообразное)
2.Свойства воды.(прозрачна,
текучая, при замерзании расширяется, при нагревании
сжимается…)
3.При какой температуре вода
замерзает? Закипает? ( 0° и +100°С)
4.Какая вода бывает пресная
и …(соленая)
5.Сколько пресной?
(2%)
6.Сколько
соленой?(98%)
7.На земном шаре чего больше
воды или суши?
8.Сколько суши? Сколько
Воды? (воды ¾ части, суши ¼ часть)
9.Что такое река?(природный,
постоянный, водный поток)
10.Что такое
озеро?(природное углубление, в которое стекает и накапливается
вода)
11.Какие бывают
озера?(сточные и бессточные)
12.Чем отличается озеро и
море? (Море- это часть океана. Озеро – не имеет выхода в
океан.)
13.Место, по которому течет
река? (русло)
14.Исток – это… (начало
реки)
15.Место, где река впадает в
озеро – это…(устье)
16.Каким цветом на карте
обозначают реки и озера? (синим)
17.Благодаря чему вода на
Земле не заканчивается? (круговорот воды в природе)
2)Тест по теме
«Вода»
1.Три состояния
воды:
а)мягкое, твердое,
нежное
б)жидкое, твердое,
газообразное
в)густое, газообразное,
твердое
2.Какая вода
замерзает?
а)пресная
б)соленая
в)минеральная
3.Сахар растворился в воде.
Назовите свойство воды:
а)текучесть
б)растворитель
в)прозрачность
4.В воде не
растворяется:
а)глина
б)соль
в)песок
5.На стенках стакана есть
пузырьки. Это…
а)соль
б)песок
в)воздух
6.Естественное углубление
земной поверхности, в которое стекает и накапливается вода. Нет
выхода в океан:
а)озеро
б)море
в)река
7.В каком состоянии будет
вода при температуре -20°С:
а)газообразном
б)твердом
в)жидком
8.Воды, которые используют
для лечения людей:
а)минеральные
б)горячие
в)газообразные
9.Для кого вода не является
местом обитания?
а)щука
б)сом
в)олень
10.Вода в природе –
это…
а)парки, скверы
б)низины, равнины,
впадины
в)реки, озера, моря,
океаны
3.Введение в новую тему
урока
1)Послушайте звуки
природы.
-Что вы услышали? (Шум
воды)
-Как вы думаете – что это?
Вода из крана? (нет шум реки)
2)Работа в парах:
Зачеркните повторяющуюся
букву и прочитайте тему нашего урока
ДРЕДКИ И ОЗДЁДРА
КДАДЗАДХДСДТАНДА
-Сегодня на уроке мы с вами
ребята познакомимся с 7 самыми большими реками Казахстана и
озерами. Найдем и отметим их на карте Казахстана.
4.Объяснение нового
материала:
1)Учитель: учебник стр.
50
На севере нашей страны течет
река Иртыш. Она берёт своё начало в Китае. Её общая протяжённость
4.248км. По территории Казахстана – 1700км. Есиль и Тобыл – её
притоки.
На реке Есиль (Ишим) стоит
главный город нашей страны - столица Астана. Общая протяженность
Есиля 2450 км, по Казахстану – 1400км.
Река Тобыл протекает чрез
город Костанай. Общая – 1591км, по Казахмтану – 800км.
В России река Иртыш впадает
в реку Обь. На Иртыше построена Бахтурминская ГЭС.
Запись рек в порядке
возрастания по протяженности км.
2)Озёра
-Какие озёра вы знаете в
Казахстане?
-Что вы можете сказать о
Каспийском море?
-Про озеро
Балхаш?
Работа по учебнику стр 51
чтение учащихся
Рассказ учителя о
экологической катастрофе Аральского моря.
5.Работа с контурной
картой.
6.Итог:
-Названия каких рек
Казахстана вы запомнили?
-Какие озера Казахстана вы
знаете?
-Какому озеру Казахстана
грозит экологическая катастрофа?
7.Игра (резерв
времени)
Разделите названия на две
группы реки и озера.
Есиль, Иртыш, Каспийское,
Сырдарья, Балхаш, Жайык, Аральское, Шу
8.Домашнее
задание:
Стр.49-52 читать,
Заполнить таблицу
Название
|
Площадь
|
Где находится?
|
Какая рыба водится?
|
Какая вода?
|
|
|
|
|
|