«Значение режима в воспитании старшего
дошкольника»
Большое значение для здоровья
и физического развития детей имеет режим
дня. Режим дня — это система периодов сна и
бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных
процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое,
жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в
большой мере зависит от строгого выполнения режима.
Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной
системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными,
начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят
распределения беспокойно.
В дошкольном учреждении все подчинено заранее
установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая
системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к
аккуратности, точности, порядку.
Правильный, соответствующий возрастным
возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает
работоспособность, успешное осуществление разнообразной
деятельности, предохраняет от
переутомления.
У ребенка, приученного к строгому распорядку,
потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные
промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в
деятельности всех внутренних органов. Организм как бы
заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому
она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной
энергии и не вызывает выраженного утомления. С физиологических
позиций это объясняется способностью коры головного мозга
одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент
работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те,
которые ведают данной деятельностью. Остальные области коры в это
время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий
поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для
отдыха ранее функционировавших участков
коры