Материалдар / Решение задач по географии

Решение задач по географии

Материал туралы қысқаша түсінік
География пәнінен есептер жинағы мен шешу жолдары
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Сәуір 2024
116
0 рет жүктелген
2500 ₸
Бүгін алсаңыз
+125 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +125 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Мерсейіт Дана Қалдыбекқызы

Решение задач по географии

1

ӘОЖ 373
КБК 74.268
Р 42
Құрастырушы автор: Мерсейіт Дана Қалдыбекқызы
Пікір жазған:
Абай ат.ҚазҰПУ-нің Біліктілікті арттыру және қашықтықтан білім беру
орталығының доценті, педагогика ғылымдарының кандидаты,
Бельгия Жоғары Мектебінің Гонорар профессоры,
Халықаралық Ақпараттандыру Академиясының академигі -А.Ш.Орақова

Халықаралық ғылым мен білімді қолдау орталығының оқу-әдістемелік
кеңес мәжілісінде талқыланып, 2023 ж. «18» желтоқсан
№489
хаттамасымен мақұлданған және баспаға ұсынылған.

«Решение задач по географии» : /авт.бағдарл., /әд.нұсқ. /

ISBN 978-601-02-7501-24-2

2

Введение
География – сложная наука, ее задачи достаточно сложны, а база данных
обширна. Задание по географии состоит из нескольких частей. Основные данные
здесь часто представлены в виде статистических данных, карт, карт. Причем при
оценке знаний внимание уделяется не только данному ответу, но и умению
анализировать данные во всей системе обсуждения.
Кроме того, география — динамичная, меняющаяся наука, которая не стоит
на месте. Не существует природного явления, которое не было бы затронуто
влиянием человека. Поэтому с практической точки зрения современная
география напрямую связана с человеческим обществом.
Самое главное для олимпиады – это, прежде всего, база, созданная в школе,
однако олимпиада – это группа людей, которые чем-то интересуются, читают
книги, сидят в Интернете, каждый раз смотрят в Google Earth. уголок земли. А,
во-вторых, что может быть полезного из разных учебников и системы
образования.
Как обычно, участников олимпиады ждали задания, требующие не только
усвоения материала, но и творческой способности ответить на каждый вопрос.
Некоторые из представленных вопросов носили проблемный характер, и для их
решения необходимо было обладать знаниями из смешанных дисциплин. Для
учащихся 10 и 11 классов были даны традиционные задания, которые позволят
по-новому изучить знакомую географию Казахстана. Значительная часть
заданий представляла собой задачи, полученные на основе статистики для всех
молодежных групп. Работа со статистикой наглядно демонстрирует способность
участников тщательно анализировать и обобщать. К сожалению, эти задания
оказались очень трудными для 80% участников. Это показало, что в школьном
курсе географии они используют меньше статистики.
Какими бы сложными ни были олимпийские вопросы, они созданы на
основе школьного курса географии с учетом новейших методических концепций
для учителей географии. Поэтому во время подготовки участникам пришлось
уделить больше внимания новым изданиям школьных учебников, атласам и
различной методической литературе, представленной Министерством
образования.
Конкурс географов проводится для различных участников, поэтому его
приложение должно быть создано с учетом следующих знаний, гибкости и
навыков:

Знание географической номенклатуры (включая «самые высокие»
горы, длинные реки, крупные города, большое население, большие и малые
страны и т. д.)

Знание предметов, изучаемых в курсе географии 6-7 классов («План
и карта», «Размеры и форма Земли», « География веществ и океанов» и др.);

Знание местоположения местных географических объектов
(вопросы «по территории каких стран проходит», «куда течет» и т. д.);

Умение читать географические карты для определения стран по
расположению линий на карте или контурным картам;
3


Обширная эрудиция, в частности, знание национальной символики
(флаг, герб), национальных валют стран мира;

Умение относить предметы домашнего обихода (предметы быта,
одежду, «экзотические» продукты питания) к территории, на которой они
расположены;

Умение мобилизовать знания, полученные по другим предметам
(история, биология, литература, музыка) в русло географических знаний.
Упражнения, даваемые для каждого класса, должны содержать вопросы,
проверяющие знание учащимися географической карты и программных
материалов данного курса. При задании заданий можно включить следующие
задания, направленные на формирование аналитических способностей
учащихся: умение распознавать образы (например, изобразительного искусства)
по произведениям, определять логические повороты и причинно-следственные
связи (например, взаимосвязь компоненты ландшафта, их ориентация на
общепланетарно-географические законы). Олимпийские задачи включают в себя
различные географические объекты, страны и т.п. должны быть задачи,
связанные с идентификацией. Интеграция традиционных географических задач,
таких как идентификация объектов на таких контурных картах, имеет важное
значение.
Для подготовки заданий олимпиады в школьный период мог быть
использован набор олимпиадных задач разного уровня по предмету география.
Уровень сложности заданий высокого уровня усилен и перестроен в
соответствии с требованиями олимпиады.

4

Примеры задач с решениями
Задача № 1.
Определите масштаб плана, если лес площадью 20 га занимает на нем 20 кв
см.
Решение: Если 20кв см на плане соответствует 20 га на местности, то 1кв
см (квадрат со стороной 1 см) соответствует 1 га на местности (квадрат со
стороной100м). Таким образом,1 см на плане соответствует 100м на местности.
Ответ: Именованный масштаб 1см- 100м; числовой масштаб 1:10 000.
Задача № 2.
Можно ли построить сахарный завод мощностью 58 тыс. т. сахара, в районе,
где выращивается 560 тыс.т сахарной свеклы. Для получения 1 кг сахара
требуется 8 кг сахарной свеклы.
Решение: 1кг – 8 кг
560 тыс.т- х,

58*8= 464 тыс.т, значит можно

Ответ: Можно
Задача № 3 .
Определите годовой сток( водный) р. Енисей по данным: ширина русла –
1000 м, расход воды – до 20 000 м3/с, твердый сток 0,5 т/сек., скорость течения
воды – 7 м/сек. Бассейн – до 3 млн км2.
Решение: Расход воды определяется по формуле Q=FxV отсюда следует,
что Q= 3 млн. кВ.км х 7 м/сек = 21 000 м3/с
Годовой сток это расход реки за год, составим пропорцию
1 год – 365 дней – 8760 час = 8760 х 3600 с = 31 536 000 сек
1 сек - 20 000 м3
31 536 000сек- Х , Х = 630 720 000 000 м3 = 630 млн.м3.
Ответ: 630 млн.м3.

1

Задача № 4
Определить падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
Ответ: 300 – (– 28) = 328 м.

Определить падение реки Ангары.
Исток – озеро Байкал – 456 м
Устье – река Енисей – 76 м
Ответ: 456 – 76 = 380 м.

Определить падение реки Невы.
Исток – Ладожское озеро – 4 м
Устье – Финский залив – 0 м.
Ответ: 4 – 0 = 4 м

Определить падение реки Лены.
Исток –Байкальский хребет – 930 м
Устье – море Лаптевых – 0 м
Ответ: 930 – 0 = 930 м

2

Задача № 5
Решение задач на определение уклона реки.
• УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км)
I = Н : L, где
I – уклон;
H – падение;
L – длина.
• Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Ответ: Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км
• Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Ответ: Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км
• Определить уклон Невы.
Падение = 4 м = 400см
Длина = 74 км
Ответ: Уклон = 400 : 74 = 5,4 см/км
• Определить уклон реки Лены.
Падение = 930 м = 93000 см
Длина реки = 4400
Ответ: Уклон = 93000 : 4400 = 21,1 см/км
Задача № 6

3

Определить грузооборот между г.Уфа и г.Янаул за год. Расстояние между
ними 260 км. Ежедневно перевозится 6 тыс.т груза.
Решение: Г= m L ( т/км)

Г= 6 т.т х 260 км х 365 дней

Г= 569 млн.т

км
Ответ : 569 млн. т.км
Задача № 7.
По оценке экспертов для удовлетворения социально- экономических
потребностей РФ протяженность автомобильных дорог должна составлять 1
400 тыс .км. Фактическая же их протяженность -497 тыс.км. В 1993 году было
построено 7 тыс.км. Через сколько лет будет построено необходимое
количество дорог при таких темпах?
Решение: 1 400 000 км- 497 000 км= 903 000 км нужно еще проложить,
если за год будет проложено 7 тыс.км, то требуется еще 129 лет, т.е 903000: 7
т.км = 129 лет
Ответ: 129 лет
Задача № 8
Длина автомобильных дорог РФ составляет 496 тыс.км.,густота
автомобильной сети – 0,029 км/км2. Благоприятной густотой считают густоту –
0.082 км/км2. О Определите благоприятную протяженность автомобильных
дорог РФ.
Решение: Площадь РФ – 17,1 млн. км2
1 кв.км- о.082 км
17 кв.км- Х, Х = 0.082 км / 1 кв.км, Х= 1 402 000
Ответ: 1 402 000 тыс. км
Задача № 9.
Определить грузооборот железной дороги за год между г.Уфой и
г.Стерлитамак. Расстояние между ними 250 км, ежедневно перевозится 35 тыс.
т груза и за перевозку 1 т груза тратится 6 рублей.
Решение: Г= m L ( т/км), Г= 35 т.т 250 км 365 дней, Г= 3 193 750 000 , т.е
3,2 млрд т.км.
4

Ответ: 3,2 млрд.т км
Задача № 10
Через каждые 33 метра вглубь Земли температура повышается на 1 оС.
Определите температуру горных пород в шахте на глубине 900м, если
тампература слоя земной коры, не зависящая от времени года, равна +10 оС.
Решение: (900: 33)+10оС=37,2оС
Задача № 11
Расстояние между двумя селами на плане, масштаб которого 1:300 000,
составляет 22см. Каким будет это расстояние на плане с масштабом
1:1 000 000?
Решение: М. 1: 300 000
В 1см - 3 км.
3 км х 22 – 66 км.
М. 1:1 000 000
В 1 см – 10 км
66 км : 10 км – 6,6 см.
Ответ: расстояние на плане 6,6 см с масштабом 1: 1 000 000.
Задача № 12
На 1 кв. метре плодородной почвы умеренного пояса в среднем мешке 15
дождевых червей. Каждый из них за год выносит на поверхность 26,6 г почвы.
Сколько почвы за год вынесут на поверхность дождевые черви с 1 га поля?
Решение: 1 га = 10 000м2
26,6г х 15 х 10 000 = 3 990 000г
Ответ: с 1 га поля на поверхность вынесут почвы 3 990 000 г. или 3 990 кг.
Задача № 13
Если два населенных пункта находятся на одном меридиане – Москва и
Аддис-Аббеба, то определите расстояние между ними. 1о дуги меридиана
соответствует 111км.
Географические координаты: Москва – 55,8о с.ш. 38о в.д.
Аддис-Абеба – 9,1о с.ш. 38о в.д.
Решение: 55,8о – 9,1о = 46,7о
111км × 46,7 = 5180км.
Задача № 14
Определите расстояние между двумя столицами: Украины и Египта в
градусах и километрах, не используя массштаб, а только картографическую
сетку.
Решение: Каир – 31о с.ш. 31о в.д.
Киев – 51о с.ш. 31о в.д.
51о - 31о = 20о
5

111км × 20 = 2220км.
Задача № 15
В каком городе и на сколько минут Солнце восходит раньше – в Харькове
(50 с.ш. 36о в.д.) или во Львове (50о с.ш. 24о в.д.). Объясните свои расчеты.
Решение: 36о – 24о = 12о
1о = 4 мин.
4 мин х 12о = 48 мин.
Земля вращается с запада на восток.
Солнце восходит раньше в Харькове на 48 минут.
о

Задача № 16
Определить площадь острова Рудольфа, который расположен между 81,7 о
и 81,9о с.ш. и 58о и 59,2о в.д. Форма острова почти прямоугольная.
Решение: Определяем протяженность острова по широте и долготе.
81,9о – 81,7о = 0,2о,111 км х 0,2о = 22 км
59,2о – 58о = 1,2о
1о дуги на широте81,8о соответствует 16 км
16 км х 1,2 = 19 км
S = 22 км х 19 км = 418 км2
Ответ: 418 км2
Задача № 17
Плодовый сад на плане 1 : 10 000 имеет форму прямоугольника со
сторонами 97 мм и 63,5 мм. Определите площадь сада на местности.
Решение: Масштаб – 1 : 10 000
В 1 см – 100м.
2
1) 9,7см х 6,35см = 61,595см
2) 100м х 100м 10 000 м2
1см2 = 10 000м2
3) 61,595см2 х 10 000 = 615 950 м2
4) 1га = 10 000м2
5) 615 950м2 : 10 000м2 = 61,595 га
Ответ: 61,595 га
Задача № 18
Определите масштабы планов и карт по данным:
a. 100м на местности соответствует 5см на плане.
b. 700 км на местности соответствует 20см на карте.
c. 1800 км на местности соответствует 2см на карте.
Решение:
1) 100м : 5 = 20м.
В 1см – 20м , 1:2000
2) 700км : 20 = 35км
В 1см – 35км ,
1 : 3 500 000
3) 1800км : 2 = 900км
В 1см – 900км,
1 : 90 000 000
6

Задача № 19
Расстояние по экватору от нулевого до десятого меридиана по карте мира
составляет 5см. Определите масштаб карты. Записать его в виде числового и
именованного.
Решение: 1) 10о – 0о = 10о
2) 1о дуги на экваторе соответствует 111,3км.
3) 111,3км х 10 = 1113 км
4) 1113 км : 5 = 222,6 км
М В 1см – 222,6 км – (именованный)
М 1 : 22 260 000
Задача № 20
Определите атмосферное давление на вершине горы Роман-Кош, если на
высоте 200м оно в это время составляет 720 мм рт. ст.
Решение: Гора Роман-Кош – 1545м.
1545м – 200м = 1245м.
На каждые 100м подъема атмосферное давление понижается на 10мм рт.
ст.(1345 : 100) х 10 = 134,5мм рт. ст. 720 мм рт.ст. – 134,5 мм рт.ст. = 505,5 мм
рт. ст.
Ответ: 505,5 мм.рт.ст.
Задача № 21
Точка А в Африке расположена ниже уровня океана на 133м, а
относительная высота между точками 6028м. Определите абсолютную высоту
точки В. назовите эти точки Африки.
Решение: 133м + 6028м = 6161м.
Точка А – (- 133м )
Точка В – 6161м.
Задача № 22
Определить, на сколько и в каком направлении повернется Земля за 1 час 4
минуты.
Решение: 360о : 24час = 15о
1час = 15о
4 мин. = 1о
Земля вращается с запада на восток.
1час 4 мин соответствует 16о (15о + 1о)
Значит, Земля повернется в восточном направлении на 16о.
Задача № 23
Определите местное время по долготе 130о в.д., если на меридиане 40о в.д.
сейчас 6 часов 30 минут поясного времени.
7

Решение: 1) 130о – 40о в.д. = 90о
40о в.д. – 6 час. 30мин.
2) 90о : 15о = 6 час. (разница во времени)
40о – 7,5о = 32о,5` : 15о = ІІІ час поясного времени.
В ІІІ ч.п. – серед. меридиан
І ч.п. – 15о в.д. (центр меридиана)
ІІ ч.п. – 30о в.д. (центр. меридиан)
ІІІ ч.п. – 45о в.д. (центр.меридиан)
3) 40о в.д. – 6 час. 30 мин. – это время местное 45о в.д.
45о – 40о = 5о
1о = 4 мин.
4 мин. х 5 = 20 мин.
Местное время на 40 меридиане 6 час. 30 мин. – 20 мин. = 6 часов 10
минут.
130о – 40о = 90о
90о : 15о = 6 часов (разница во времени)
На 130о в.д. время местное будет 6 часов 10 минут + 6 часов = 12 часов 10
минут.
Ответ: когда местное время на 40о в.д. = 6 часов 10 минут, то в этот
момент на меридиане 130о в.д. местное время – 12 часов 10 минут.
Задача № 24
Самолет вылетел с места, координаты которого 50о с.ш. 30о в.д., и
приземлился в месте с координатами 60о с.ш. и 30о в.д. Определите расстояние
между местами вылета и приземлением самолета.
Решение: 1)60о – 50о = 10о
1о дуги на меридиане составляет 111 км.
2) 111 км х 10 = 1110 км
Ответ: расстояние между местами вылета и приземления самолета
составляет 1110 км.
Задача № 25
Поднятие Карпат происходит со скоростью 1-2см в год. Сколько лет
понадобилось горам, чтобы достичь теперешней высоты?
Решение: 2061м=206100см
206100:(1-2см)=
от 103050 лет до
206100 лет
Ответ: от 103050 лет до 206100 лет
Задача № 26
Расстояние между двумя селами на плане, масштаб которого 1:400 000,
составляет 17см. Каким будет это расстояние на плане с масштабом 1:2 000
000?
8

Решение:
1) М 1:400 000
В 1см – 4 км
2) 4 км х17 = 68 км
3) М 1:2 000 000 В 1см – 20 км
4) 68 км :20 км = 3,4 см.
Ответ: расстояние на плане с масштабом 1:2 000 000 будет
соответствовать 3,4 см.
Проверка 17:5 = 3,4, т.к. масштаб в 5 раз мельче.

9

Упражнения по физической географии и экономической, социальной
и политической географии.
1.1.
Упражнения по физической географии
1.
Не зря эту звезду назвали по-казахски «Небесный купол» постоянно
вращается, поэтому звезды на его поверхности скользят и меняют положение.
Это единственная неподвижная звезда на небе. Вокруг этой звезды вращаются
другие звезды. Неподвижное положение звезды – в северной части неба. Тот, кто
его найдет, легко найдет четыре стороны света. Оно всегда указывает на север,
напротив него – на юг, по часовой стрелке с севера на юг – восход солнца,
напротив – на запад. О какой звезде идет речь?
2.
В прошлом, чтобы избежать дневной жары в пустынных районах,
караваны уходили, как только рождалась эта звезда, а когда солнце начинало
припекать, они припарковывали свои машины и отдыхали. Какая это звезда?
3.
Известно, как найти и ориентироваться на звезду Железный Казык с
помощью созвездия Зетыкаракши.Если звезда Железный Казык закрыта
облаками, как можно сориентироваться по созвездию Зетыкаракши?
4.
Облачность часто мешает пеленгованию. Но если полное
изображение Луны видно сквозь облака, можно ли найти направление через
Луну и как?
5.
Когда дети поняли, что заблудились, было уже слишком поздно.
Слабый свет луны освещает горизонт. Сквозь облака видно немного звездного
света.
- Если бы было видно полнолуние, я бы сразу отвезла тебя на вокзал, вздохнула Алия. - До полуночи в юго-восточной части неба будет светить полная
луна.
- Я знаю, как найти направление по луне рождения и древней луне, - сказал
Асан.
- Пойдем, дети, - сказал Максат, открыл карточку и отнес ее в
противоположную сторону.
Позже дети отправились в путь и через некоторое время услышали звук
приближающегося поезда.
В каком направлении цель вела детей? Правильно ли сказала Алия, в какой
стороне Небесного Мира будет полнолуние, упомянув об изменении фазы Луны,
которая помогла ей найти правильное направление?
6.
Х. Что сделал Колумб (1451–1506) во время своего четвертого
путешествия по покорению ямайцев? Какой календарь использовался для этой
цели?
7.
«Мы столкнулись с неожиданным зрелищем, — пишет автор, — к
югу от нас стоял самый большой из виденных нами прежде горных хребтов».
Среди нескольких горных хребтов по-своему выделялась самая высокая
пирамида, покрытая белым снегом. Небо изнутри было совершенно ясным,
виднелось лишь легкое, не очень большое облако, окружающее белоснежную
горную пирамиду ниже ее вершины. Путешественники, насладившиеся
чудесным видом, пробыли на перевале 3 часа. Художник П.М. Кошаров
10

нарисовал великий горный массив. Исследования этого путешественника
опровергли великую теорию о том, что горы Средней и Средней Азии имели
вулканическое происхождение.
Вопрос: О чем исследование, а также имя путешествующего автора.
8.
На картинке ниже показано путешествие торговца. Он написал
произведение о своем путешествии. Введите имя и род деятельности продавца.
Какие города пронумерованы на схеме?

9.
Это река в Средней Азии. Его иногда называют Яксартусом по
древнегреческому названию. Греческое название реки происходит от
древнеперсидской фразы Яхша Арта («Великий коралл»), которая происходит от
цвета речной воды. Ги Ле Стрейндж, английский востоковед, в своей книге
«Земли Восточного Халифата» дал сведения об этой реке и написал, что она
называлась Шаш. Местные жители называют ее рекой Шаш, а аль-Мустауфа
говорит, что в 14 веке монголы называли ее Гульзариан. Назовите реку.
10.
В страховую компанию поступила жалоба от клиента о том, что его
яхта затонула во время тропического шторма. Он сообщил: «В марте я бросил
якорь в лесу у побережья материка. За два дня до катастрофы я покинул порт
Кингстон (столица маленькой страны, как вы ее называете). Под ногами дул
бурный ветер. Облако крутилось перед моими глазами в безумном движении по
часовой стрелке. Были уничтожены прибрежные кокосовые пальмы, гигантские
секвойи, араукарии. В лесу погибло много животных – утконосы, антилопы гну.
Ягуары и буйволы спрятались в густом лесу. Местные жители начали
поклоняться своим буддийским миротворцам. Буря уничтожила все их
виноградники, поля овса и ячменя».
11

Страховой агент задумался над словами клиента. Какие сомнения вызвала
информация, которую он предоставил страховому агенту? В какой стране был
этот шторм? Все ли, что вам говорит клиент, верно?
11. Для сохранения природы физико-географической и историкокультурной территории, расположенной на границах территории России,
Казахстана, Монголии, создан трансграничный биосферный заповедник.
Узнайте, в какой горной стране он расположен.
12. Группа туристов решила отправиться в путешествие. Маршрут они
начали с точки 1, используя свои карты. Сначала туристы пошли к берегу
океана, а затем повернули на запад. Несмотря на то, что был январь,
светило солнце и часто шел дождь. Туристы гуляли сквозь морозный
ветер, пересекали высокие перевалы, а иногда отдыхали возле зонтичных
деревьев. Так они наткнулись на большое озеро, протянувшееся с севера
на юг. Измерив глубину берега, они поняли, что впадина озера с
большими хребтами очень глубока. Прошли вдоль озера до его северного
края, повернули на северо-восток и заметили у ближнего горизонта (на
самой высокой горной вершине этой местности) снежный покров. Далее
маршрут шел на север и пересекал сухое плато. Повернув на северозапад, туристы встретили еще одно, не такое глубокое, большое озеро.
Арендовав лодки, туристы поплыли на север, затем на восток, закончив
свое путешествие на побережье.
Вопрос: Какое побережье океана покинули туристы в начале своего
путешествия? В каком это полушарии и почему в январе идут дожди? Какая это
климатическая зона? Что за озеро с большими хребтами им попалось?
Как называется гора, на вершине которой туристы увидели снежный
покров? Напишите имя персонажа. Чем объясняется сухость воздуха? Какое
озеро и какую реку пересекли туристы на север? Около какого моря закончилось
путешествие?
13. Для территории страны характерен континентальный субтропический
климат. Характерны продолжительное сухое жаркое лето, холодная
влажная осень, теплая малоснежная зима. Зима длится 1,5-2 месяца на
равнинах и в предгорьях и 5 месяцев на севере. Средняя температура
января колеблется от -8 0 С до +3,6 0 С в зависимости от региона. Абсолютный
минимум температуры составляет -37 0 С. Средняя температура июля +26
0
С в северных районах, +30 0 С на юге. Абсолютный максимум
температуры на равнинах и в предгорьях +42 0 С. Минимальное
количество осадков в равнинной части составляет 80-90 мм в год. За счет
увеличения высоты к востоку и югу количество осадков увеличивается
до 890-1000 мм. Более 70% осадков выпадает зимой и весной. Снежный
покров образуется каждый год, но он неустойчив и держится в течение
нескольких дней на равнинах и в предгорьях. Мощность от нескольких
см до 60-80 см на западе, а в восточных горных районах мощность
снежного покрова превышает 100 см. Климат какого штата описан в
этом описании?
12

14. Как наблюдается зональность в Мировом океане?
15. Почему карта, созданная Г. Меркатором, пригодна для навигации?
16. Путешествие по описываемому заповеднику предназначено для
орнитологов, зоологов, экологов и любителей познавательного туризма
на
природе.
Путешественники
смогут
познакомиться
с
достопримечательностями низменности, отдохнуть, искупаться в одном
из самых чистых озер мира и увидеть удивительный мир птиц:
• доехать на машине до дельты .......озера, проехать на лодке по
Карамойинскому озеру, можно увидеть птиц, плавающих под водой и на
поверхности воды, например, крякв, лебедей и других птиц;
• ......проехать на машине вдоль реки к местам обитания журавлей, журавлей
и белых журавлей;
• Поездка по воде на остров Аралтобе, где обитают чайки, крачки и другие
редкие птицы;
• Можно познакомиться с местами обитания сорокопутов и сорокопутов,
черноголовой поганки, большой скопы. Назовите резерв.
17. В каком регионе Казахстана нельзя доверять языку компаса. Иногда он
показывает юг или запад. Почему это?
18. Центр Азии определяется границей между Азией и Европой. Назовите
географические центры Азии.
19. Рельеф Казахстана разнообразен, 90% его занимают равнины, лишь юг и
юго-восток окружены высокими горами. Если бы эти горы окружали
Казахстан с севера, каким был бы климат нашей страны?
20. Если заблудишься в лесу, сможешь ли ты найти северное направление по
сосновым веткам без компаса и как?
21. Погода заповедника аналогична типичной северной пустыне:
продолжительное жаркое лето, относительно холодная зима, небольшая
облачность, небольшое количество осадков, около 128 мм в год,
преимущественно в холодное время года. Средняя температура воздуха
в июле +26 0 С, самая высокая температура достигает +44 0 С. Средняя
температура января -130С , самая низкая температура -360С . Зима
временами была очень суровой из-за частого прихода холодного воздуха.
Средняя скорость ветра, дующего с северо-восточного направления,
составляет 3,6-6 м/с, максимальная скорость достигает 20-24 м/с.
Снежный покров стабилизируется во второй половине декабря и тает во
второй половине марта. Зачастую снежный покров бывает
неустойчивым, и сильный ветер сдувает его. Глубина промерзания почвы
45 см, полное оттаивание происходит в конце марта.
Флора растений заповедника включает 278 видов из 174 семейств в 51
семействе. Казахстанские эндемичные виды – 14; Во флоре заповедника много
полезных растений: шалфей островной и палочник, утес Пратова, кроншнеп,
заяц-зайка, осока Талибинская и борщевский тушгул (эндемик Казахстана),
занесенные в Красную книгу Казахстана. Ценным кормом являются корни
полыни, дрока, йзена, мандарина, хао, айгирка. К лекарственным растениям
13

относятся очиток, кисть двулопастная, терн Шобера белый и многие другие.
Особо декоративными растениями являются тюльпаны Борщева и Бузовки,
паслен красный, каспийский гиацинт и др. красивый. Что это за резерв?
22. На рисунке показаны формы рельефа. Определите их.

23. Территория заповедника расположена на стыке разных регионов, в горах
Южной Сибири и Средней Азии, на обширных равнинах Западной
Сибири и в пустынях Казахстана. Благодаря расположению вдали от
океана и открытых морей погода строго континентальная, годовая и
дневная температура +1,5 0 С. Продолжительность теплого периода 130145 дней. Летом, с конца мая до середины сентября, погода
благоприятная, дневные температуры +18 0 -24 0 С. Средняя температура
воздуха в июле, самом жарком месяце, +16,7 0 С. В первой декаде августа
часто бывают сильные холода. Безморозный период длится 57-94 дня. В
конце сентября среднесуточная температура превышает 0 0 С. Зима
относительно мягкая. Температура самого холодного месяца января
составляет -46,7 0 С. Суточные колебания температуры не столь велики:
в декабре они не превышают 3,5 0 С, а в июле не превышают 10,5 0 С.
Самая высокая температура +41,5 0 С.
Основными лесообразующими деревьями являются: береза и береза
чешуйчатая, а также виды ивы. В Чиликских рощах распространены осока
тройчатая алтайская, среднерослая, осока сибирская, заракат красный.
Существует ограниченное число видов травянистых растений, среди них осока,
осока тростниковая, осока, осока сибирская, овсяница лесная, осока, осока
Лангсдорфа и др. имеет место. Узнайте название заповедника и когда он был
создан.
14

24. Определяя границы Восточного Туркестана, учёный писал: «Восточный
Туркестан с трёх сторон окружен горами: Тянь-Шань на севере, Болор на
западе и Кунь-Лунь на юге. Эти горы входят в число самых высоких
вершин Внутренней Азии и считаются естественной границей западного
региона Китайской империи. А границей действительности лучше
называть пояс станций, расположенных на склонах гор. Ведь по ту
сторону этих поясов живут кочевые кыргызы, признающие Коканское
ханство. На востоке границы Восточного Туркестана перемежаются
пустынями и степями Махая и Коныл Гоби. Пространственно Киши
Бухар расположен в долине между 36 и 43 градусами северной широты,
а также между 70 и 92 градусами восточной долготы от парижского
меридиана». Это концепции какого учёного?
25. Длина улицы 25,2 километра обозначена на проектной карте города как
8 см. Каков масштаб проектной (плановой) карты города? Покажите
методы расчета.
26. Настоящие дни не совпадают. Их продолжительность время от времени
меняется. Потому что Солнце иногда движется быстро, а иногда
медленно. Какой самый короткий и самый длинный фактический день?
В чем разница между этими двумя?
27. Расстояние между берегами реки на плане карты масштаба 1:2500 равно
4 см. Сколько будет стоить преодолеть это расстояние на месте?
28. Какое озеро (море) в Казахстане изображено на картинке? Назовите те,
которые отмечены буквами.

29. Если атмосферное давление у подножия горы 761 мм с.б. (столб ртути),
каково примерно атмосферное давление на вершине самой высокой горы
Африки (вулкан Килиманджаро, 5895 м)?
30. Если температура воздуха у подножия Монблана (4800 м) равна +20 0 С,
какова будет температура воздуха на горе? Поясните свой ответ.
15

31. Какова длина линии экватора при масштабе земного шара 1:100 000 000?
Поясните свой ответ.
32. Длина земельного плана местного значения составляет 23,5 км, сечением
9,4 см. Найдите масштаб местного земельного плана.
33. Назовите данные масштабы: 1:500, 1:10000, 1:250000, 1:1000000.
34. Назовите природные зоны, характерные для географических зон.
Географические
Природные зоны
зоны
А – Арктика
1. Арктическая пустыня
ЮАР – Субарктика
2. Тундра
К - Коныржай
3. Лесотундра
ST – Субтропический
4. Тайга лес
Т – Тропический
5. Смешанный и широколиственный лес
ЮВ–субэкваториальный
6. Муссонный лес
Е – Экваториальный
7. Вудленд
8. Поле
9. Прерия
10. Испытывающий жажду
11. Пустыня
12. Вечнозеленые лиственные леса и
кустарники
13. Влажные тропические леса
14. Саванны
15. Влажные вечнозеленые тропические леса
(Гелей)
35. Представьте, что Австралия повернулась на 90 градусов по часовой
стрелке от своей крайней западной точки. Покажите, как изменится
климат в районе Сиднея в это время.
36. Самолет находился восточнее Санкт-Петербурга в 20:00 юго -восточной
долготы. отлетел вдаль, повернул на юг и приземлился на землю,
пролетев 1100 километров. Каковы координаты места, где приземлился
самолет?
37. Два человека смотрят друг на друга. Компас первого человека
показывает азимут 135 градусов. Какой азимут показывает компас
второго человека?
38. Расположите следующие моря по возрастанию солености: Охотское,
Азовское, Кызылское, Карибское. Назовите основные факторы,
определяющие соленость моря. В каком климатическом поясе высокая
соленость воды?
39. Согласно международному договору, на сколько часовых поясов
разделена Земля? Сколько градусов в каждом часовом поясе? Сколько
часовых поясов пересекает территорию Казахстана?
40. Какой из следующих ответов правильный в двух показанных формах?
1) Крыша; 2) Равнинная земля; 3) Низменность
16

41. План четырехугольной формы размером 41,42 мм и 57 мм в масштабе
1:100 000 показывает лесной массив. Сколько гектаров лесной площади?
Выяснить. Проанализируйте свой ответ (рис. 1).
До нашей эры
b

S

a

А
Д
42. Используя данную информацию, определите происхождение горных
вершин и заполните пробелы в таблице.
Версия 1
горная
Абс. Высота, м
Страна
Период
вершина
расположения
складывания
Килиманджаро
Танзания
2230
6194
США
Аргентина
Джомолунгма
Массив
5140
Винсона
Версия 2
горная
Абс. Высота, м Расположенный
Период
вершина
земельный
складывания
участок
Килиманджаро
2230
Австралия
6194
Америка
Джомолунгма
4807
Европа
17

43. Опишите Средиземное море. Через какие проливы море соединяется с
Атлантическим океаном, а через какие проливы — с Черным и Красным
морями? Какие моря входят в морской бассейн?
44. Опишите пеший маршрут в заданном масштабе. По условным знакам
определите, сколько километров прошел пешеход.
Вариант 1: Турист покинет деревню Красного Флага в 08:00. Со скоростью
6 км/ч он идет в северо-восточном направлении за 20 минут и достигает реки
Быбакти. Он пересекает деревянный мост и продолжается на север по дороге
возле деревни. Через 30 минут турист достигает отдаленного района. После этого
поверните на восток и езжайте по шоссе 1 час и доберитесь до вершины горы.
Не останавливаясь, турист идет на юг через смешанный лес в течение 40 минут
и достигает хижины лесника. После этого турист поворачивает на запад и идет
по лесу 45 минут, затем выходит на грунтовую дорогу, которая ведет его к селу
Восточное.
Вариант 2: Турист покидает село Восточное в 07:00 и всегда движется со
скоростью 6 км/ч. В 07:20 турист пересечет реку Аса по железнодорожному
мосту, направляясь на север по шоссе. После моста по обе стороны от него растут
кусты. Далее турист поворачивает на северо-восток и в 07:35 достигает
Западного вокзала.
45. От реки до станции турист шел через широколиственный лес.
Отправляясь от станции, турист через 15 минут пересекает телеграфный
провод по ровной дороге на юго-восток. Затем поверните на восток и
езжайте на юг в течение 20 минут. Слева и справа от дороги можно
увидеть болота, выехать на шоссе и ехать на юг 45 минут. Затем он
выходит на грунтовую дорогу и идет пешком 20 минут. Дорога проходит
между двумя разорванными участками. Эта тропа приводит
путешественника в яблоневый сад.
Чертеж должен быть выполнен в масштабе 1:50 000.
Турист приехал из пункта А в пункт Б с азимутом, равным 450 , а на
обратном пути из пункта Б в пункт А с магнитным азимутом, равным 220 0 .
Найдите магнитный поток (МБ).
46. Сколько километров в час составляет средняя скорость циклонов? Как
узнать, когда приближаются циклоны?
47. Географический объект 00 Ш.Б. 530 ЮВ. Приведены географические
координаты пика Талгар. Найдите этот объект и ответьте на следующие
вопросы.
1. В зависимости от высотной классификации к какому типу поверхности
она относится?
2. Название географического объекта
3. На каком континенте он расположен?
4. Какова абсолютная высота?
5. Географическое название или координаты объекта.
48. Если заблудишься в лесу, сможешь ли ты найти северное направление
по сосновым веткам без компаса и как?
18

49. На какой географической широте на меридиане вблизи экватора будет
находиться путешественник, направляющийся к озеру Ньяса? Поясните свой
ответ.
50. Где находится Австралия – Азиатское Средиземноморье? Дайте
описание.

19

1.2.

Упражнения по экономической, социальной и политической
географии

1. Один из старейших городов Европы с почти 1000-летней историей.
Название Астаны в переводе с русского означает «Торговая гавань». Сегодня
город оборудован современными широкими улицами, высотными зданиями,
бульварами и парками. Но в его старой части короткие улочки и небольшие
домики. Широкая аллея к берегу моря – место любви. Бронзовая статуя
задумчивой русалки из знаменитой сказки Андерсена сидит на большом камне у
моря. Назовите этот город и штат.
2. Города: Каунас, Кенджу, Исфахан, Киото, Алматы. Раньше они были
столицами государств. Назовите нынешние столицы этих государств. Объясните
причины, по которым эти города утратили статус столиц. Охарактеризуйте
отрасли и службы экономической специализации указанных городов в
настоящее время?
3. Самый крупный город страны. Расположенный в глубокой котловине, он
образовался 200 лет назад на месте теплого минерального источника. В прошлом
здесь жило одно из фракийских племен – серды, а его село называлось Сердико.
Кент располагался на торговых путях между Западом и Востоком и был важным
торговым центром во времена Римской империи. После освобождения от турок
этот город был объявлен его столицей. На символе города написана фраза
«Растем, но не стареем». Назовите этот город и штат.
4. Где находится Балканский полуостров и назовите балканские страны?
5. Заполните таблицу, используя данные географические названия и цифры:
Любляна, Индия, 779, 66, Япония, Дели, 2, 3288, 1014, 372, Словения, Токио.
Страна
Площадь суши
Население (млн
Капитал
(тысячи
человек)
квадратных
километров)
6. Заполните таблицу.
Мое место
Название шахты
Расположение
Экофиск
Фаха де Оро
Кимберли
Фредерик
7. Какие международные морские пути проходят через Средиземное море?
Укажите основные порты. Какие страны расположены на побережье моря?
Охарактеризуйте рекреационный потенциал моря.
8. Укажите осно
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ