Тема : «Артикуляционная
гимнастика»
Любой из нас пришёл на свет на
этот
Творить добро, надеяться,
любить,
Смеяться, плакать, но при всём при
этом
Должны мы научиться
ГОВОРИТЬ
Содержание:
1.Что такое артикуляционная гимнастика и для чего
она нужна.
2. Причины, по которым необходимо заниматься
артикуляционной гимнастикой.
3.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной
гимнастики.
4.
Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с
дедушкой»
Что такое артикуляционная гимнастика и для
чего она нужна?
Звуки речи образуются в результате сложного
комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той
или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков,
которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно
произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом
потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной
работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом,
произношение звуков речи - это сложный двигательный
навык.
Уже
с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших
артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью,
сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет).
Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка;
они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях
жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений
развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны
сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.
Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе:
жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования
происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи,
легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Таким образом, говоря о специальной логопедической
гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов
и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых
звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой
этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки
подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки
определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для
правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той
или иной группы. Цель артикуляционной
гимнастики - выработка полноценных движений и определенных
положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для
правильного произношения звуков.
Причины, по которым необходимо заниматься
артикуляционной гимнастикой.
-
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной
гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые
дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи
специалиста.
-
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения
смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт
заниматься логопед: их мышцы будут уже
подготовлены.
-
Артикуляционная гимнастика очень полезна также
детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых
говорят, что у них «каша во рту».
-
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем
- и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и
красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является
основой при обучении письму на начальном
этапе.
Рекомендации по проведению упражнений
артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно
ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше
выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует
предлагать детям более 2-3 упражнений за
раз.
2.
Каждое упражнение выполняется по 5 - 7
раз.
3.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо
соблюдать определенную последовательность, идти от простых
упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально ,в
игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только
одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же
ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не
следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый
материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые
приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
7.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,
чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения
упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения
артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным
зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным
зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться
напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для
губ.
Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с
дедушкой»