Тема: «Роль существительного в
предложении»
Цель :
обобщение знаний учащихся об
имени существительном ,повторение грамматических признаков имени
существительного, закрепление правописания падежных
окончаний;
развитие логического мышления,
речи, фантазии, внимательности, развитие способностей к
продуктивной самостоятельной работе;
воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, инициативы и активности, привитие интереса к
предмету.
Ход
урока:
1. Психологический
настрой.
- Я рада видеть ваши улыбки и
думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с
другом, принесет много нового и интересного.
-Сегодня на уроке мы начнем
работу с прекрасной пословицы:
Мир освещается солнцем , а
человек –знанием. Слайд.
Нам понадобятся все ваши знания,
полученные на уроках русского языка, выдержка ,дисциплина,
инициатива, активность, умение слушать своих товарищей. Урок
пройдет в форме устного журнала. А как называется журнал вы узнаете
немного позже.
2. Повторение пройденного
материала.
-Из чего состоит
речь?
Из чего состоят
предложения?
-Какие части речи
знаем?
-Что такое имя
существительное?
Игра: «Четвертый
лишний»
Тетрадь лошадь бежать
стол
Кровать книга стул
красивый
Зеркало стекло читать
компьютер
-Что обозначают слова? К какой
части речи относятся?
(разделена на 2 части:
иллюстрации одушевленных и неодушевленных имен
существительных)
Задание: Выписать
одушевленные имена существительные.
1.Ёжики живут в чулане. 2. Вдоль
по берегу тайком
Мышки скачут по поляне. Крался
кот за окуньком
В камыши залез зайчонок – Из
глубин поднялся сом
Напугал его щурёнок. Наподдал
коту хвостом.
4 страница. Род имен
существительных.
-Что за тучки –
облака
К нам плывут издалека?
-а, - я нулевое окончание -о ,
-е
-Имя существительное имеет три
рода.
5 Страница. « Имена
собственные» --
Какие имена существительные называются собственными? Как они
пишутся?
1. Назовите и запишите имена
собственные
2. Самостоятельная работа.( задания
разноуровневые)
Карта 1(2,3,4)
Сережа__________________ не
боится_____________________.
Игорь ___________________
наблюдал ______________________.
Витя ____________________нарвал
букет________________________.
Иванова ___________________
возвратилась с __________________________.
Слова: Васильков, васильков,
Морозов, морозов, Поля, поля, Муравьев,
муравьев.
6. Страница «
Склонение»
- Что называется
склонением?
- Сколько падежей в русском
языке? Слайд.
-Вопросы
падежей.
- На какие группы делятся
существительные по типам склонения?
1 скл. 2 скл. 3
скл.
М.р -а,- я м.р. – ж.р. -
Ь
Ж.р. –а,-я ср.р.
–о,-е
-Привести примеры имен
существительных .
Графический
тест.
1. Мышь малина
грач
2. Петух собака
печь
3. Парта ночь тетрадка
Карточка
1
вариант
На белой скатерт.. снегов видны
следы рыс… От елки ( 1скл.,Р.п.) к елке(1скл.,Д.п.) прыгает шустрая
белка.
На берез.. лежат пушистые шапки
снега .Ветки пригнулись к земле(1скл., Д.п.) от такой
тяжести(3скл.,Р.п.)
Карточка
2 вариант
На белой скатерти(3скл.,П.п.)
снегов видны следы рыси(3скл.,Р.п.). От елк.. к елк.. прыгает
шустрая белка.
На березе(1скл,,П.п.) лежат
пушистые шапки снега .Ветки пригнулись к земл… от такой
тяжест…
Взаимопроверка .
Оценивание.
« Минутка для
шутки»
-
Каких правил не знает Петя Неумейкин?
Как – то рано поутру Вот сидим мы
с ним в кине
С другом сели мы в метру. Без
пальта и без кашне
И поехали в метре А вернее я и
ты
Фильм смотреть о кенгуре. Без
кашна и без пальты.
7.Страница. « Неизменяемые имена
существительные». Слайд.
Просклонять слово пальто
(устно)
Я купил….
Мне понравилось
….
Миша пришел в
…
Игра «
Эрудит»
1. Комиссия, которая решает
вопросы о присуждении премии.
2. Кушанье из протёртых
овощей.
3. Ансамбль из трёх
музыкантов.
4. Подземная железная
дорога.
5. Мастерская по пошиву
одежды.
Комментированное
письмо
. Допиши
окончания. Укажи род.
Зимн … пальто, черн … пианино,
бел … тюль, картофельн … пюре, мужск … ателье, интересн… кино,
вкусн … кофе.
Морфологический
разбор. Памятка.
Слайд.
Мир освещается солнцем, а человек
– знанием.3
Знанием –
Итог
урока.
Роль существительного в
предложении.
1. Урок прошел
__________
2. Мы на уроке
________________________________________
3. За урок я
______________________________________.
- Чем являются имена
существительные в предложении?
Творческая работа. Домашняя
работа.
Изобразить город существительных
в схеме, рисунке так, чтобы все правила были отображены в вашей
работе.
. Оценка
за урок.
1. Часть компьютера.
М
2. Она похожа на пчелу, но мёд не
дает. О
3. Висит груша, нельзя скушать.
Л
4. Они и кучерявые, целые,
дырявые,
Легкие, воздушные, ветерку
послушные. О
5. Как называется время суток
между утром и вечером. Д
6. Герой сказки который поймал
щуку. Е
7. Именно там выступают клоуны и
дрессировщики. Ц
Подсчет
баллов.
Прекрасные знания сегодня
показали……
Рефлексия. Отметьте
своё настроение.
Если вам было на уроке тепло и
уютно, то понравившуюся звездочку прикрепите к
солнышку.
Если радостно и душа цвела – к
цветку.
Если грустно -к тучке