Русская речь и её изобразительные возможности

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Русская речь и её изобразительные возможности

Материал туралы қысқаша түсінік
Русская речь и её изобразительные возможности
Материалдың қысқаша нұсқасы

Даулетова Гулжамал Балтабаевна - преподаватели русского языка и литературы школы-лицея имени К. Сатпаева Казыгуртского района Туркестанской области.


Тема: «Русская речь и её изобразительные возможности»

Проблема отсутствия языкового чутья сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. По утверждениям психологов, усвоение школьниками программного материла в 9 классе вызывает наибольшие трудности, что связано с возрастными психолого-педагогическими особенностями. Курс носит практическую направленность, отражает ориентацию на изучение языка в его живом функционировании, что связано с потребностями речевой практики. Основное внимание уделяется эстетической, социально детерминирующей, идентификационной функциям языка.

Актуальность программы. Воспитать чуткость к красоте и выразительности русского языка, привить любовь к нему, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс предполагает изучение законов употребления языка, знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Словесность в широком смысле слова – это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.

В узком смысле слова словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации, которая позволяет решить основные задачи:

    • развитие мотивации личности учащегося к познанию и творчеству;

    • создание условий для индивидуального интеллектуально-творческого развития школьников в избранной сфере внеурочной деятельности, позитивного личностного становления, самореализации личности;

    • развитие информационной и коммуникационной компетентности, интеллектуальных способностей обучающихся;

    • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения в социуме;

    • воспитание способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

    • стимулирование самостоятельности и креативности в решении образовательных задач;

    • формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира.

Внеурочная деятельность по программе «Русская речь и её изобразительные возможности» позволяет формировать у школьников системное языковое мышление, языковое чутьё и языковую догадку; техники и приемы информационной обработки лингвистических текстов; УУД.

Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, является выполнение учащимися работы над

комплексным анализом текста (или составлением собственного), защита исследовательской работы, проекта.

Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка и литературы в 9 классе, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ЕНТ.

Программа имеет предпрофильную направленность. Ребята 13-15 лет склонны к поиску собственных ценностных ориентиров. Если в 5-6 классе дети активно включаются в работу, более открыты, то в последующих классах учителю важно удержать и повысить учебную мотивацию, руководствуясь склонностями и интересами ребят. Образ выпускника основного уровня, согласно образовательной программе школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с учащимися основной школы, включает основные ожидаемые компетенции:

  • Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

  • Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

  • Информационные компетенции. При помощи учебной, художественной, справочной литературы, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

  • Общекультурная компетенция. Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

  • Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, организовать деятельность с максимальной заинтересованностью детей и творческим удовлетворением от полученного результата.

Проект программы курса направлен на систематизацию и углубление знаний об основных признаках выразительности речи. В связи с этим особое

значение приобретает работа с образцами русской речи. Это позволит учащимся уверенно работать с художественными текстами, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, а также способствует подготовке к ЕНТ.

Цель курса - формирование у учащихся 9 классов предметных компетентностей (лингвистической, коммуникативной, культурологической, исследовательской) через организацию систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней.



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
26.05.2025
77
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі