Материалдар / Русские народные сказки
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Русские народные сказки

Материал туралы қысқаша түсінік
Оқушыларға қөмекші құрал ретінде қолданысқа ие болу. Орыс тілінің ертегілерінің мәнін түсіну
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Қаңтар 2019
253
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема Русские народные сказки

Класс:5

Цель: в игровой форме показать учащимся увлекательный мир сказок, вспомнить малые жанры сказочного фольклора

Оформление и оборудование: выставка книг; сказки, написанные ребятами, рисунки ребят и иллюстрации художников к прочитанным сказкам

Ход урока

1. Фольклор от самой колыбели (докучные сказки, потешный фольклор).

Учитель (У):Многие из нас без труда припомнят, как просили маму, папу, дедушку или бабушку рассказать сказку тогда, когда им было совсем не до нас – очень заняты! Но, видя, что мы не отстанем, они на ходу, с хитрецой, растягивая слова, начинали:

Подготовленный ученик (у):

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад, 
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал – тот дурак.

(У): Эта докучная сказка с грубо оскорбляющей издевкой. Но таких сказок у нас мало – грубость не характерна русскому народному творчеству. Среди таких сказок есть сказки-коротышки, которые содержат вопрос-ответ.

(у): Хочешь сказку про лису? Она в лесу.

(У): Чем же тогда они нас привлекают? Прежде всего, тем, что имеют сказочное начало. Но сказочное повествование, так заинтересовавшее слушателя, всегда нарушается издевкой:

(у): На улице лето, под окошком – лавка,
В лавке елец – сказке конец!

(У): А сколько докучных сказок содержат издевку, предлагающую ждать долго-долго:

(у): Был себе царь Додон. 
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут – тогда доскажу!

(У): Но среди докучных сказок встречаются и очень поэтичные:

(у): Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся

(У): И вот уже вы, становясь взрослее, сами используете докучные сказочки, чтобы позабавиться над младшими братишками и сестренками:

(у): Расскажу я Вам сказку про белого бычка ...

Вот и сказка вся!

(У): Для чего же рассказываются докучные сказочки? Видимо, чтобы отбить у некоторых чрезмерную страсть к ним: хорошего понемногу:

(у): - Рассказать ли тебе докучную сказочку?

- Расскажи!

-Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи…

- Рассказать ли тебе докучную сказочку?

-Не надо.

- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо…

- Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так далее)

(У): Докучные сказки, конечно же, нужны. Они способствуют развитию выдержки, чувства юмора… А вот к потешному фольклорупринять относить молчанки, скороговорки, небылицы. Цель этих жанров – развеселить и потешить. Суть молчанок заключается в том, чтобы после приговора не проронить ни единого слова, а самое главное – не рассмеяться.

(у): Кошка сдохла, хвост облез, кто промолвит, тот и съест.

Или вот еще:

Сорок амбаров сухих тараканов,
Сорок кадушек мокрых лягушек, 
Кошку драну, мышь погану – 
Кто промолвит, тот все съест.

(У): Играть в молчанки ребята любят. И особенно любят различного рода небылицы, ведь в них собрано все в одну кучу, и цель у них – рассмешить

(у): Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.

(У): Вслушайтесь, и вам откроется талант русского народа, умеющего привлечь интерес своей выдумкой, хитросплетениями слов, остротой мысли:

(у): Вы послушайте, ребята, 
Нескладушечку спою:
Сидит корова на заборе,
Клюкву - ягоду берет,
Сидит заяц на березе,
Листья мерит на аршин,
На иголочку сбирает,
Чтобы не было морщин.
Вы послушайте, ребята, 
Нескладушечку спою:
Замест кренделя-баранки
Проглотил мужик дугу.

2. Инсценирование сказок и викторина

Учитель:Спасибо, ребята, помогли вспомнить малые жанры сказочного фольклора. Сказочного…

Сказка. А вы знаете происхождение термина “сказка”? Слово “сказка” в нынешнем значении существует недолго. В Древней Руси употреблялось другое слово – “баснь”, “байка”, от глагола “баять”. Давайте подберем однокоренные слова к слову “сказка” - сказывать, рассказывать. То есть сказка– это то, что рассказывается. А вот и точное определение: сказка – художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. А теперь вспомним, на какие виды делятся сказки.

а) инсценирование учащимися сказки “Журавль и цапля” (о животных)

- Почему цапля и журавль так и не смогли договориться?

б) инсценирование учащимися сказки “Как солдат кашу из топора варил” (бытовая)

- О чем эта сказка? Чему учит?

в) викторина на лучшего знатока волшебной сказки с использованием вопросов, подготовленных учащимися самостоятельно

3. Просмотр иллюстраций и рисунков учащихся с краткими пояснениями

4. Учитель: Вот и подошел к концу урок, посвященный сказкам. Но напоследок ребята расскажут сказку-анекдот (и такие существовали на Руси):

(у): Прибили одного дурня ночью и стали над ним на другой день смеяться:

- Ну, - говорит он,- молите бога, что ночь была светлая, а то я выкинул бы вам штуку!

- Какую, скажи, пожалуй?

- Я бы спрятался.

У: Мы прощаемся со сказкой, но на короткое время. Сказка всегда с нами и вокруг нас. Поэтому к следующему уроку попробуйте свои силы в написании сказки любого малого жанра.



















Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!