Тема Русские народные сказки
Класс:5
Цель: в игровой форме показать учащимся
увлекательный мир сказок, вспомнить малые жанры сказочного
фольклора
Оформление и
оборудование: выставка книг; сказки, написанные ребятами,
рисунки ребят и иллюстрации художников к прочитанным
сказкам
Ход
урока
1. Фольклор от самой колыбели (докучные
сказки, потешный фольклор).
Учитель
(У):Многие из нас без труда припомнят, как просили
маму, папу, дедушку или бабушку рассказать сказку тогда, когда им
было совсем не до нас – очень заняты! Но, видя, что мы не отстанем,
они на ходу, с хитрецой, растягивая слова,
начинали:
Подготовленный ученик
(у):
В некотором
царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал – тот дурак.
(У): Эта докучная
сказка с грубо оскорбляющей издевкой. Но таких
сказок у нас мало – грубость не характерна русскому народному
творчеству. Среди таких сказок есть сказки-коротышки, которые
содержат вопрос-ответ.
(у): Хочешь сказку про лису? Она в
лесу.
(У): Чем же тогда они нас привлекают? Прежде
всего, тем, что имеют сказочное начало. Но сказочное повествование,
так заинтересовавшее слушателя, всегда нарушается
издевкой:
(у): На улице лето, под окошком – лавка,
В лавке елец – сказке конец!
(У): А сколько докучных сказок содержат издевку,
предлагающую ждать долго-долго:
(у): Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут – тогда доскажу!
(У): Но среди докучных сказок встречаются и
очень поэтичные:
(у): Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся
(У): И вот уже вы, становясь взрослее, сами
используете докучные сказочки, чтобы позабавиться над младшими
братишками и сестренками:
(у): Расскажу я Вам сказку про белого бычка
...
Вот и сказка вся!
(У): Для чего же рассказываются докучные
сказочки? Видимо, чтобы отбить у некоторых чрезмерную страсть к
ним: хорошего понемногу:
(у):
- Рассказать ли тебе докучную
сказочку?
-
Расскажи!
-Ты
говоришь: расскажи, я говорю:
расскажи…
- Рассказать
ли тебе докучную сказочку?
-Не
надо.
- Ты
говоришь: не надо, я говорю: не
надо…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так
далее)
(У): Докучные сказки, конечно же, нужны. Они
способствуют развитию выдержки, чувства юмора… А вот
к потешному
фольклорупринять относить молчанки, скороговорки,
небылицы. Цель этих жанров – развеселить и потешить. Суть молчанок
заключается в том, чтобы после приговора не проронить ни единого
слова, а самое главное – не рассмеяться.
(у): Кошка сдохла, хвост облез, кто
промолвит, тот и съест.
Или
вот еще:
Сорок
амбаров сухих тараканов,
Сорок кадушек мокрых лягушек,
Кошку драну, мышь погану –
Кто промолвит, тот все съест.
(У): Играть в молчанки ребята любят. И особенно
любят различного рода небылицы, ведь в них собрано все в одну кучу,
и цель у них – рассмешить
(у): Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
(У): Вслушайтесь, и вам откроется талант
русского народа, умеющего привлечь интерес своей выдумкой,
хитросплетениями слов, остротой мысли:
(у): Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Сидит корова на заборе,
Клюкву - ягоду берет,
Сидит заяц на березе,
Листья мерит на аршин,
На иголочку сбирает,
Чтобы не было морщин.
Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Замест кренделя-баранки
Проглотил мужик дугу.
2. Инсценирование сказок и
викторина
Учитель:Спасибо, ребята, помогли вспомнить малые жанры
сказочного фольклора. Сказочного…
Сказка. А вы знаете происхождение термина
“сказка”? Слово “сказка” в нынешнем значении существует недолго. В
Древней Руси употреблялось другое слово – “баснь”, “байка”, от
глагола “баять”. Давайте подберем однокоренные слова к слову
“сказка” - сказывать, рассказывать. То есть сказка– это то, что
рассказывается. А вот и точное определение: сказка – художественное
повествование фантастического, приключенческого или бытового
характера. А теперь вспомним, на какие виды делятся
сказки.
а)
инсценирование учащимися сказки “Журавль и цапля” (о
животных)
-
Почему цапля и журавль так и не смогли
договориться?
б)
инсценирование учащимися сказки “Как солдат кашу из топора варил”
(бытовая)
- О
чем эта сказка? Чему учит?
в)
викторина на лучшего знатока волшебной сказки с использованием
вопросов, подготовленных учащимися
самостоятельно
3. Просмотр иллюстраций и рисунков учащихся с
краткими пояснениями
4.
Учитель: Вот и подошел к концу урок, посвященный сказкам.
Но напоследок ребята расскажут сказку-анекдот (и такие существовали
на Руси):
(у): Прибили одного дурня ночью и стали над ним
на другой день смеяться:
-
Ну, - говорит он,- молите бога, что ночь была светлая, а то я
выкинул бы вам штуку!
-
Какую, скажи, пожалуй?
- Я
бы спрятался.
У: Мы прощаемся со сказкой, но на короткое
время. Сказка всегда с нами и вокруг нас. Поэтому к следующему
уроку попробуйте свои силы в написании сказки любого малого
жанра.