Урок русского языка
во 2 «Г»
классе.
Учитель – Дусенбаева
Р.А.
Тема: "Тема и основная мысль текста». (стр
193-195)
Цель: Формирование понятий тема и основная мысль
текста.
Ожидаемые
результаты:
Знают что
такое текст, признаки текста; правила работы в
группе
умеют
определять тему и основную мысль текста; сотрудничать друг с
другом
понимают,
что текст имеет основную мысль; важность уважения и проявление
толерантности по отношению друг к другу.
Оборудование: учебник русского
языка, сигнальные карточки (желтый, красный цвета),
жетоны за активную работу и «Дерево успеха» (формат.
оценивание)
Ход
урока:
1.
Организационный момент
Деление на
группы по частям речи – им. сущ. , им. прил. ,
глаг, предлог.
2.
Психологический настрой
3. Актуализация опорных
знаний.
-
Ребята, что такое речь? ( Это разговор, рассказ,
вопрос, совет)
-
Для
чего нужна речь? ( речь помогает людям узнать
что-то узнать, спросить,
посоветовать).
-
Какие бывают предложения по интонации и по цели
высказывания? (Предложения могут
произноситься с восклицательной и невосклицательной интонацией. По
цели высказывания: повествовательные,вопросительные, побудительные)
.
Прием
«Корзина знаний»
А) Каждая группа совместно вспоминает и
обсуждает все признаки своей части речи и записывает на стикерах,
прочитывает и кладет в «Корзину знаний». ( Корзина на
доске)
Б) Прием «Верные и неверные утверждения»
- (показывают
жетонами красный – неверное
, зеленый –
верное).
1) Наша
речь состоит из предложений. (да)
2)
Предложения бывают только вопросительными.(нет)
3) Ребята,
больше читайте книг! Это предложение
побудительное.(да)
4)
Глагол
отвечает на вопрос - Какой? Какая?
Какое?(нет)
5) В
тексте бывают разные по цели высказывания
предложения.(да)
6)
Словосочетание - это 2 слова, не связанных между собой по
смыслу.(нет)
7) Предлоги со словами пишутся
слитно, а приставки раздельно.
(нет)
8) Имя существительное
отвечает на вопросы кто?что? (да)
4. Работа в
тетрадях. Минутка чистописания
– Т т текст
тема
5. Словарная работа: (на
доске)
Ап...льсин, сп...сибо, к...рова, б...реза,
в...робей, с...бака, жер...бенок, д...вочка, р...бята, л...гушка,
м...роз.
6.
Работа над новым материалом:
Постановка
темы и целей урока
Разгадывание кроссворда (ключевое слово -
текст)
1.
Какой
знак препинания ставится в конце повествовательного предложения?
(точка)
2. Общая
часть родственных слов(корень)
3.
Изменяемая часть в слове (окончание)
4
Этот гл
.член предложения, который отвечает на вопрос что делает? Что
сделает? ( сказуемое)
5. .......
– это
буквы, расположенные по порядку. (
алфавит)
Какое ключевое слово у вас получилось? (ТЕКСТ)
- О чем мы
сегодня будем говорить?
- Сегодня
будем говорить о тексте, основной мысли текста и о других его
признаках, научимся определять текст по его признакам, находить
главную мысль текста, озаглавливать.
- Что
такое текст?(это несколько предложений,
связанных по смыслу общей темой и основной
мыслью)
- Что
такое основная мысль текста?(это главное, о чем хотел
сказать автор, чему он нас учит, к чему
призывает)
Прием
«Шкатулка знаний» - сбор информации по теме. В течение урока будем
определять признаки текста и собирать в «Шкатулку знаний» (тема,
основная мысль, тематическое единство - связность,
последовательность развитие событий,
завершенность)
(групповая работа): На примере двух текстов выбрать
текст.
-
- Как вы определили, что это текст? Докажите. По
какому признаку? (ПРИЗНАК СВЯЗНОСТИ – тематическое единство, тема –
в «Шкатулку знаний»)
А) Ходил
верблюд по степи. Таскал на горбах тяжелые вьюки. Наконец привели
его домой на отдых. Лежит в хлеву, солому жует. Ты только смотри
его не дразни, а то он рассердится и в тебя
плюнет.
Б) После
дождя на небе появилась радуга. Мне купили электронную книгу. На
картине изображены горы. Обычная книга никогда не уйдет из нашей
жизни.
-
- Ребята, можно ли не читая текст
предположить о чем говорится в тексте?
Что мне помогает?(можно)
(Это -
название текста – в
шкатулку)
Например:
«Мои любимые увлечения» - об увлечениях, «Моя школа» - о школе, в
которой я учусь.
-
Озаглавьте запись, которую посчитали текстом. (Верблюд)
Физминутка
-
Работа с деформированным
текстом (для определения других признаков
текста)
Восстанови развитие событий, чтобы получился
текст. Докажи, что это текст. Сколько в тексте
абзацев? (абзац –красная строка). Озаглавь его (Как собака спасла
хозяина)
- Так собака спасла своего хозяина и его
маленькую дочку.
- Вдруг собака рванулась к коляске. Она
схватила девочку за рубашку и вынесла ее на улицу. Хозяин очень
испугался. Он думал, что собака взбесилась. С ружьем он выскочил из
дома. И тут затряслась земля. Рухнул дом. Началось
землетрясение.
- Была у одного хозяина собака. Однажды
поздним вечером хозяин сидел у стола. Маленькая дочка спала в
коляске. В углу дремала собака.
- О каком
признаке текста вы узнали? (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - в
шкатулку)
-
–На что хотел обратить наше внимание
автор?
- Как
будет называться этот признак? (Основная
мысль - в шкатулку)
- ДАВАЙТЕ
ПОСМОТРИМ КАКИЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА У НАС СОБРАЛИСЬ В НАШЕЙ «Шкатулке
знаний»( тема, основная мысль, последовательность, связность -
тематическое единство, название)
7.
Работа по учебнику на закрепление
По
учебнику на с. 193 упр. 516- устно, упр
518
Прочитай.
Объясни заголовок текста. Спиши, вставь пропущенные буквы, подбери
проверочные слова.
Воробей на часах
В с…ду
прыгали м…лодые в. .
. робушки. Старый в…робей уселся выс…ко на ветке дер…ва. Он зорко
гл…дит, не покажется ли где хищная птица.
Вот л…тит
ястреб - разбойник. Он все ближе и ближе. Воробей заметил зл…дея. И
закричал маленький дозорный.
Тут же все
воробышки разом скрылись в кусты.
Работа в
группах:
Группа «Имя
существительное». Придумать связный
рассказ
по теме « Весна в
лесу».
Группа
«Глагол». Придумать связный рассказ по
теме « Школа»
Группа
«Предлог». Придумать связный рассказ по
теме «Книга – мой лучший друг».
Группа «Имя
прилагательное». Придумать связный рассказ по
теме «Птицы – наши друзья».
-
Итог
урока:
- Предложение состоит
.............?
-
Что такое текст?
-
Какова основная мысль текста?
-
Что должен отражать заголовок текста?
Рефлексия.
- А
сейчас создадим свою картину. Вернём листики на ветки деревьев.
Оцените свою работу на уроке. Зелёный листик - "знаю", жёлтый -
"сомневаюсь", красный - "не знаю".
Оценивание. Оценочный
лист.
8. Домашнее
задание: стр 194 упр
519.
Оценки за
урок.
а Кабанбай
батыра
СШ №
41
Русский
язык
«Тема и
основная
мысль
текста»
( открытый
урок)
2 г
класс
2016-2017
уч.год
Дусенбаева
Р.А.