Класс: 9
Число:
Тема: ССП с противительными союзами а,но однако
Цели урока:
Обобщение и расширение материала, дать понятие о ССП с противительными союзами;
Углубить понятие о сложном предложении объяснением средств связи простых предложений в составе сложных
Ход урока
1.Организационный момент
Работа по карточкам у доски.
Карточка №1
Задание: Какое это предложение? Найди грамматическую основу.
-
[ В Индии машины не имеют широкого распространения], и [тяжелую работу выполняют слоны].
Карточка №2
Расставьте знаки препинания и сделайте синтаксический разбор.
-
Солнце пригрело и в тёплом воздухе задрожали поплыли вершины сопок.
-
В палисаднике цветёт жёлтая акация и начинает пахнуть сирень.
Карточка №3
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Зима в..сит на хвойных лапах, (по) праздничному хороша. (А.Тарковский.)
Е
ще
(по) зимнему блестящий снег, но небо сине..т ярко, (по) весеннему,
сквозь облачные с..яющие пары. (И.Бунин.)
(По) весеннему небу медленно-медленно плывут облака.
Разберите по составу слово осенняя , погода
- Прочитайте предложение, какие ассоциации оно у вас вызвало? Какую картину вы себе представили?
Всю ночь шуршало и шумело,
Шептало, в темень уходя,
Текло, срывалось. Шелестело
И что-то мне сказать хотело
Под шум дождя, под шум дождя. (В.Рождественский)
2.Опрос позаданному на дом материалу
Упражнение 30 письменно и 31 Выучить наи зусть
- Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор по следующей схеме:
Грамматическая основа, способы выражения главных членов, вид простых предложений по наличию главных членов, признаки предложения (по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения, чем осложнено).
-
Изучение нового материала
В ССп с противительными союзами а, но , однако, зато, же одно явление противопоставляется другому.
Н.: Корень учения горек, зато плоды сладки.(СП, союз, ССП с противит. Союзом зато)
4. Закрепление учебного материала:
Выполните упражнение 32 стр.29 Спишите, вставляя окончания глаголов.
Выполните упражнение 33 стр.32 . (готовясь к выразительному чтению поэтического текста, ученики должны обратить внимание на то, что интонация конца предложения, характерная для сложной конструкции в целом, будет только там, где в отрывке из пушкинского произведения стоит точка; в конце каждой части сложного предложения интонация должна показывать, что предложение не закончено, что оно имеет продолжение.)
Вопросы к упражнению
- Какое это предложение?
- Почему вы думаете, что это сложное предложение?
- Где мы слышим интонацию конца предложения?
- Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного?
Какой вывод о сложном предложении вы можете сделать? (при затруднении можно обратиться к учебнику «Теории»)
- Выполним упражнение 34 устно составим предложения.
- каким способом и с помощью чего соединены в них простые предложения?
Вывод учителя: сложные предложения, в которых простые предложения соединяются интонацией (без союзов и союзных слов), называются бессоюзными сложными предложениями.
Работа с теоретическим материалом, § 5 :
Упражнение 35 Письменно
Назовите виды сложных предложений (учащиеся дают определения сложносочиненного, сложноподчиненного предложения).
Слово учителя:
- Кроме подчинительных союзов, предложения в сложноподчиненном предложении могут связывать относительные местоимения (кто, что, какой, который и другие) и наречия (где, куда, откуда и др.). Их называют союзными словами. Они не только связывают главное и придаточное предложения, но и являются членами предложения.
- Приведите примеры таких предложений из учебника
Итог урока.
- Что на уроке было знакомым?
- Что узнали нового?
- Что было трудным?
- С помощью чего могут соединяться сложноподчиненные предложения?
- Какие виды сложных предложений вы знаете, чем они друг от друга отличаются?
Задание на дом: § 5 «Теория», упражнение
Карточка №1
Задание: Какое это предложение? Найди грамматическую основу.
-
[ В Индии машины не имеют широкого распространения], и [тяжелую работу выполняют слоны].
Карточка №2
Расставьте знаки препинания и сделайте синтаксический разбор.
Солнце пригрело и в тёплом воздухе задрожали поплыли вершины сопок.
В палисаднике цветёт жёлтая акация и начинает пахнуть сирень.
Карточка №3
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Зима в..сит на хвойных лапах, (по) праздничному хороша. (А.Тарковский.)
Е
ще (по) зимнему блестящий снег, но небо
сине..т ярко, (по) весеннему, сквозь облачные с..яющие пары.
(И.Бунин.)
(По) весеннему небу медленно-медленно плывут облака.
Карточка №4
Разберите по составу слово осенняя , погода
- Прочитайте предложение, какие ассоциации оно у вас вызвало? Какую картину вы себе представили?
Всю ночь шуршало и шумело,
Шептало, в темень уходя,
Текло, срывалось. Шелестело
И что-то мне сказать хотело
Под шум дождя, под шум дождя. (В.Рождественский)
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Сабақ "Виды СП"
Сабақ "Виды СП"
Класс: 9
Число:
Тема: ССП с противительными союзами а,но однако
Цели урока:
Обобщение и расширение материала, дать понятие о ССП с противительными союзами;
Углубить понятие о сложном предложении объяснением средств связи простых предложений в составе сложных
Ход урока
1.Организационный момент
Работа по карточкам у доски.
Карточка №1
Задание: Какое это предложение? Найди грамматическую основу.
-
[ В Индии машины не имеют широкого распространения], и [тяжелую работу выполняют слоны].
Карточка №2
Расставьте знаки препинания и сделайте синтаксический разбор.
-
Солнце пригрело и в тёплом воздухе задрожали поплыли вершины сопок.
-
В палисаднике цветёт жёлтая акация и начинает пахнуть сирень.
Карточка №3
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Зима в..сит на хвойных лапах, (по) праздничному хороша. (А.Тарковский.)
Е
ще
(по) зимнему блестящий снег, но небо сине..т ярко, (по) весеннему,
сквозь облачные с..яющие пары. (И.Бунин.)
(По) весеннему небу медленно-медленно плывут облака.
Разберите по составу слово осенняя , погода
- Прочитайте предложение, какие ассоциации оно у вас вызвало? Какую картину вы себе представили?
Всю ночь шуршало и шумело,
Шептало, в темень уходя,
Текло, срывалось. Шелестело
И что-то мне сказать хотело
Под шум дождя, под шум дождя. (В.Рождественский)
2.Опрос позаданному на дом материалу
Упражнение 30 письменно и 31 Выучить наи зусть
- Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор по следующей схеме:
Грамматическая основа, способы выражения главных членов, вид простых предложений по наличию главных членов, признаки предложения (по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения, чем осложнено).
-
Изучение нового материала
В ССп с противительными союзами а, но , однако, зато, же одно явление противопоставляется другому.
Н.: Корень учения горек, зато плоды сладки.(СП, союз, ССП с противит. Союзом зато)
4. Закрепление учебного материала:
Выполните упражнение 32 стр.29 Спишите, вставляя окончания глаголов.
Выполните упражнение 33 стр.32 . (готовясь к выразительному чтению поэтического текста, ученики должны обратить внимание на то, что интонация конца предложения, характерная для сложной конструкции в целом, будет только там, где в отрывке из пушкинского произведения стоит точка; в конце каждой части сложного предложения интонация должна показывать, что предложение не закончено, что оно имеет продолжение.)
Вопросы к упражнению
- Какое это предложение?
- Почему вы думаете, что это сложное предложение?
- Где мы слышим интонацию конца предложения?
- Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного?
Какой вывод о сложном предложении вы можете сделать? (при затруднении можно обратиться к учебнику «Теории»)
- Выполним упражнение 34 устно составим предложения.
- каким способом и с помощью чего соединены в них простые предложения?
Вывод учителя: сложные предложения, в которых простые предложения соединяются интонацией (без союзов и союзных слов), называются бессоюзными сложными предложениями.
Работа с теоретическим материалом, § 5 :
Упражнение 35 Письменно
Назовите виды сложных предложений (учащиеся дают определения сложносочиненного, сложноподчиненного предложения).
Слово учителя:
- Кроме подчинительных союзов, предложения в сложноподчиненном предложении могут связывать относительные местоимения (кто, что, какой, который и другие) и наречия (где, куда, откуда и др.). Их называют союзными словами. Они не только связывают главное и придаточное предложения, но и являются членами предложения.
- Приведите примеры таких предложений из учебника
Итог урока.
- Что на уроке было знакомым?
- Что узнали нового?
- Что было трудным?
- С помощью чего могут соединяться сложноподчиненные предложения?
- Какие виды сложных предложений вы знаете, чем они друг от друга отличаются?
Задание на дом: § 5 «Теория», упражнение
Карточка №1
Задание: Какое это предложение? Найди грамматическую основу.
-
[ В Индии машины не имеют широкого распространения], и [тяжелую работу выполняют слоны].
Карточка №2
Расставьте знаки препинания и сделайте синтаксический разбор.
Солнце пригрело и в тёплом воздухе задрожали поплыли вершины сопок.
В палисаднике цветёт жёлтая акация и начинает пахнуть сирень.
Карточка №3
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Зима в..сит на хвойных лапах, (по) праздничному хороша. (А.Тарковский.)
Е
ще (по) зимнему блестящий снег, но небо
сине..т ярко, (по) весеннему, сквозь облачные с..яющие пары.
(И.Бунин.)
(По) весеннему небу медленно-медленно плывут облака.
Карточка №4
Разберите по составу слово осенняя , погода
- Прочитайте предложение, какие ассоциации оно у вас вызвало? Какую картину вы себе представили?
Всю ночь шуршало и шумело,
Шептало, в темень уходя,
Текло, срывалось. Шелестело
И что-то мне сказать хотело
Под шум дождя, под шум дождя. (В.Рождественский)
шағым қалдыра аласыз













