Сильный сын Великой степи – Ахмет
Байтурсынов.
Раньше только
земляки Байтурсынова гордились успехами своего соотечественника, а
сейчас, узнав о жизни и великих достижениях поэта, переводчика,
автора целого ряда учебников и учебных пособий, во всем мире его
считают национальным героем.
Киргизская
степь (как всякая
среда), столетиями рождает своих сынов, но с присущим степной
природе особенностями. Если красивая и разнообразная природа Европы
рождала великих людей, людей науки и искусства, таких как Ньютон,
Маркс, Толстой, Рафаэль, то степная природа Азии рождала
своеобразных великих героев, как Темучин, Темирлан, Кенесары, Срым,
Амангельды, Махамбет, Исатай и многие
другие.
В
начале XX века, наряду с крупнейшими общественно-политическими
изменениями, казахский народ пережил масштабную духовную
модернизацию. Группа интеллектуальных людей, которая сформировалась
и подняла знамя национальной культуры и литературы, образования и
науки, прониклась демократическим мышлением в сознание
общественности и стремилась двигаться вперед. Одним из выдающихся
лидеров этих интеллектуалов был Ахмет
Байтурсынов.
Став лидером казахской литературы и литературоведения,
языкознания, великим реформатором-преобразователем, он стал
родоначальником целого поколения интеллигенции своего времени,
продолжая просветительские, демократические направления своих
предшественников - великих– просветителей Ыбырая, Абая,
Чокана.
Ахмет Байтурсынов - носитель
великого таланта, философ,
просветитель,
поэт, писатель, великий
учитель. Он был крупным ученым, отцом казахского
языкознания, тюркологом, литературоведом, талантливым поэтом -
переводчиком, словарем вождя, известным для своего времени
общественным деятелем просветителем –
демократом. Всю свою юношескую, сознательную жизнь
он стремился спасти свой народ от колонизации царского режима.
Ахмет Байтурсынов был реформатором казахской письменности,
основанной на арабской графике. Он написал первый казахский
алфавит, учебники, был первым филологом-исследователем казахской
литературы и культуры, одним из первых организаторов науки
Казахстана. Имя Ахмета Байтурсынова присвоено Институту языкознания
Национальной академии наук Республики
Казахстан.
Ахмет Байтурсынов в череде своих соратников и
оппонентов предстает, действительно, яркой и неоднозначной фигурой
– как в истории становления «Алаш», так и в начальный период
советской власти, в условиях поиска консенсуса с
большевиками.
Время негативного отношения к
одному из видных представителей алашского движения, замалчивание
его бесценного вклада в просвещение и культуру казахского народа
давно ушло в прошлое вместе с советской
эпохой.
В 1988 г.
Ахмет Байтурсынов был реабилитирован. Ученый, просветитель снова с
нами.
Реабилитация. К сожалению чаще всего это слово
звучит с добавлением «посмертно». Реабилитация – это искупление
вины. Это долг перед ушедшими и живущими – ибо это восстановление
памяти истории.
Истина
пришла к Байтурсынову поздно.
4 октября
1988 года решением коллегии Верховного Суда Казахской СССР по
уголовным делам Ахмет Байтурсынов был реабилитирован за отсутствием
в его действиях состава преступления.
Мухтар
Ауэзов предвидел, наверное, будущее, когда писал: «Казахские школы,
которые открыл Ахан, казахский язык, который возродил Ахан, ставшие
народными воззваниями «Қырық мысал»
и «Маса», написанные Аханом,
созидательный труд в газете «Казах», когда сыновья казахи исходили
кровавыми слезами, его энергия и упорство на ниве искусства, знание
политической ситуации никогда не будут забыты историей. Это знают
все в народе, и с этим никто не спорит».
Наследие
А. Байтурсынова широкомасштабное и необъятное. На мой взгляд, в
наследие входит все, что связано с его именем: его жизнь,
деятельность, охватывающая все сферы жизнеобеспеченности родного
народа, всеобъемлющие труды, мысли, идеи,
суждения.
Ученые
независимого Казахстана всесторонне исследуют, ищут, изучают,
сопоставляют, а мы молодое поколение нового тысячелетия с
благодарностью изучаем Ахмета
Байтурсынова.
Он –
феномен ХХ века, поэтому вызывает огромный и искренний интерес у
всех казахстанцев.
В
Казахстане редко кто не знает Ахмета Байтурсынова и вообще
алашордынцев. В настоящее время изданы их труды: Алихана
Букейханова, МыржакыпаДулатова, Мустафы Шокай, Жусупбека
Аймауытова, Санжара Асфендиярова, Магжана Жумабаева, Мухаметжана
Тынышпаева [1] и других членов, реализованы государственные
программы, такие как «Культурное наследие» и «Алашское наследие».
Опубликованы в различных изданиях: материалы газеты «Қазақ» [2],
журнала «Айқап» [3], многотомный сборник документов и материалов
«Алашқозғалысы», движение Алаш, сборник документов и материалов»
[4], фотоальбом «Алашорда» [5], увидели свет материалы научных
конференций, посвященные 90 – летиюАлаш [6], изданы
художественные,научные, публицистические произведения о жизни и
работе алашордынцев в масштабе государства, казахского общества и
профессиональной сфере. Образован научно – исследовательский центр
«Алаштану» при Семипалатинском государственном университете им.
Шакарима Кудайбердиева.
Не смотря на трагическую, полную драматизма,
судьбу, АхметБайтурсынов останется в памяти потомков как
самоотверженный национальный герой, который всю свою жизнь посвятил
служению своему народу, чья воля к победе была
непоколебима.
Последние слова Ахмета Байтурсынова звучали так:
«Әдебиетті ешкім мақтаныш үшін жазбайды, олмінезден туады, ұлтының
қажетін өтейді сөйтіп…» («Никто не пишет литературу из гордыни,
творчество зависит от характера и подчинено потребностям нации…»).
Нетрудно заметить, что его цитата созвучна словам Алихана
Букейханова: «Ұлтқа қызметету білімнен емес, мінезден» («Служба
нации зависит не от образованности, а от силы характера»). В
подтверждение этому можно привести и слова Мустафы Шокая:
«Национальная свобода есть следствие национального духа. А
национальный дух растет и приносит свои плоды при наличии
национальной свободы и независимости».
Судьба Ахмета Байтурсынова чем-то мне напомнила
судьбу нашего национального казахского языка. Такой же блеск,
красота и глубина, неспешное течение беседы, яркая проявленность во
время поэтических баталий и… краткосрочное забытие. А затем вспышка
надежды на возрождение…
Как Герцен
«Колоколом» разбудил Россию, так и Ахмет Байтурсынов своей газетой
«Казах»разбудил всю бескрайнюю спящую казахскую
степь.
В жизни каждого народа, государства были события,
которые нельзя забывать. Бережное отношение к этим событиям, к его
истории - лучший гарант того, что сегодня и завтра мы не совершим
новых.