Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Симметрия в национальном казахском орнаменте
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Творческий проект
Симметрия в национальном казахском орнаменте
Секция: Математика, информатика
Выполнила ученица 5 класса Барабохина Ксения
Научный руководитель учитель математики Чакетаева А. А
2022-2023 уч.г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..3
I. Симметрия. Основные виды симметрии…………………………………5
II. Симметрия в казахском орнаментальном искусстве……………….…..7
1. Элементы казахского орнамента………………………………………....7
2. Исследование орнамента национального казахского костюма на симметричность…………………………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………..12
Список литератур ……………………………………………………….…..13
ВВЕДЕНИЕ
Орнаменты с древнейших времен широко использовались в различных видах искусства казахского народа. В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид. Орнаменты, созданные мудрыми и умелыми руками всегда уникальны, неповторимы.
В данной работе мы исследовали состав орнаментального мотива композиции и типовой состав рисунка с точки зрения математики.
Симметрия с древних времен привлекает к себе внимание людей. В наблюдаемой симметрии природных форм находили подтверждение разумного устройства мироздания, в ней искали суть красоты, свидетельство гармонии. Симметрия принадлежит и миру человека в его творениях, в его мышлении и миру природы в ее образах, она прокладывает мост между человеком и природой.
Для исследования нами был выбран казахский орнамент.
Объектом данного исследования является национальные казахские узоры.
Предмет исследования – симметрия в национальном казахском орнаменте.
Цель: исследование симметрии в казахских узорах.
Задачи исследования:
-
изучить литературу о законах построения орнамента и видах симметрии;
-
изучить декор и мотивы орнамента;
-
выявить и проанализировать математические законы построения орнамента;
-
создать орнаменты по законам симметрии с использованием казахских национальных мотивов.
Методы исследования:
-
посещение городского этно музея на предмет изучения казахских костюмов;
-
анализы литературы по изучаемым вопросам;
-
фотографирование казахских национальных ручных работ и элементов декора;
-
сравнение и анализ полученных фотографий на предмет выявления симметрии.
-
изучение рукоделий мастериц живущих в селе Перевальное.
Актуальность проекта: Орнаментальное искусство несет в себе тот духовный заряд, который помогает человеку сохранить способность радостного и здорового отношения к прекрасному, к труду, действительности, побуждает к творчеству. Симметрия – это признак полноты и совершенство. Лишившись элементов симметрии, предмет утрачивает свое совершенство.
I. Симметрия. Основные виды симметрии
Сегодня мы прикоснемся к удивительному математическому явлению – симметрии. Красота и гармония тесно связаны с симметрией.
С симметрией мы встречаемся всюду - в природе, технике, искусстве, науке, например, симметрия форм автомобиля и самолета, симметрия в ритмическом построении стихотворения, симметрия кристаллов. Симметрия- это соразмерность, одинаковость, в расположении частей чего–то по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости. Симметрия- это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство, целесообразность. Симметрией фигуры можно считать любое преобразование, переводящее фигуру в себя.
Казахский орнамент тесно связан с математикой, так как в узорах используются геометрические фигуры, которые подчиняются математическим преобразованиям. В связи с этим были изучены такие математические понятия, как симметрия, виды симметрии.
1. Центральная симметрия - симметрия относительно точки.
2. Осевая симметрия – симметрия относительно прямой.
3. Зеркальная симметрия - симметрия относительно плоскости
При вышивки и аппликации применяются простые геометрические фигуры, рогообразные узоры, спирали и узоры растительного происхождения. Орнаменты создаются с помощью преобразований. Это- параллельный перенос, центральная симметрия, осевая симметрия, поворот.
.
II. Симметрия в казахском орнаментальном искусстве
1. Элементы казахского орнамента
Орнамент (от лат.ornamentum – украшение) – узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. В нашей жизни роль орнаментов очень велико. У каждого народа есть свои орнаменты, чем-то отличающихся от орнаментов других народов. Орнамент традиционен в быту казахов. О том, как эти узоры сочетаются друг с другом, дополняют друг друга, подчиняясь закону композиции, говорит орнаментация практически всех изделий казахского народного прикладного искусства, отделка и украшения народного костюма и других предметов материально-бытовой культуры.
В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов и искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид. В зависимости от формы у орнамента могут быть несколько названий (флористический, зооморфический, геометрический), а в зависимости от композиции (кроение до бесконечности или с элементами ограничения). В казахском орнаменте издревле преобладали мотивы животноводства, охоты и кочевья. Особенностью национального орнамента является преобладанием элементов рогообразных рисунков, особенно бараньих рогов.
Также встречаются такие элементы, как «жапырак»- листья, «шиыршык»- бутон, «гул»- цветок; «кошкармуйiз»- бараний рог, «сыныкмуйiз»- сломанная рога, «космуйiз»- парные рога, «кынырмуйiз»- кривая рога, «табан»- след, «оркеш»- горб, «казмойын»- гусиные шейки; «суйiр»- ромб, «шаршы»- квадрат, «донгелек»- круг, «шугыла»- луч солнца и т.д.
Весь быт у казахов украшен симметричным орнаментом. В основу каждого орнамента, входит какая- либо часть животного или растения. Различают орнаменты линейные (бордюры) и сетчатые (или плоские). Периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте называют бордюром. Любой бордюр обладает переносной симметрией вдоль оси переноса. В простейшем случае симметрия бордюров исчерпывается переносной симметрией. Более сложные бордюры наряду с переносной симметрией обладают зеркальной симметрией или имеют поперечные оси симметрии.
2. Исследование орнамента национольного казахского костюма на симметричность
В тубетейке орнаментальные узоры расположены по кругу полученные параллельном переносом и каждый узор обладает осевой симметрией.
Узоры рогообразного комплекса в мужском камзоле составляют скользящую симметрию полученный параллельным переносом и каждый узор симметричен.
У
зоры в платьях женского костюма
растительного происхождения, образуют скользящую симметрию. Рисунки
в двух параллельных рядах. Женский камзол украшен криволинейными комплексами
узоров обладающих осевой симметрией.
Во втором женском
костюме узоры рогообразного комплекса составляют
скользящую симметрию полученный параллельным переносом и каждый
узор симметричен.
Женская обувь украшена симметричными узорами.
Казахский орнамент- это раритет, который достался нам от наших кочевых предков. Особое место в духовной жизни казахского народа занимает орнаментальное искусство (кройка на ткани, коже, резьба на дереве, металл т. д.). И специфические особенности почерка и мастерства в этом виде искусства идут из глубины веков, бережно передаются и обогащаются от поколения к поколению. Орнамент традиционен в быту у казахов. Его элементы издавна стали составными частями юрты и мебели, ювелирных изделии и инструментов труда, одежды и хозяйственных принадлежностей, оружия и т. д.
Особенностью национального орнамента является преобладание элементов рогообразных рисунков, особенно бараньих рогов. Практически невозможно охватить полностью все названия орнаментов и дать характеристику каждому, так как каждый создатель сам дает своему орнаменту отличительное название.
Характерными особенностями орнаментов также является ритмичное расположение на изделии, симметрия и созвучность, изящество красок.
При исследование темы «Симметрия в национальном казахском орнаменте» я провела творческую работу.
Чтобы на практике проще создать узоры, орнамент, имеющие оси симметрии:
– Можно, перегибая бумагу несколько раз, вырезать ножницами узоры.
Обобщение
Таким образом, для казахского народного декоративного прикладного искусства характерно многообразие орнаментальных форм, имеющих ось симметрии, которые отражают природу, стиль его жизни восприятие окружающего мира. Казахское народное искусство отличается богатством приемов комбинаторики, законченностью композиции на поверхности изделий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После того, как провёл своё маленькое исследование, я пришла к следующим выводам:
-
Искусство создания орнамента и строгие законы математики связаны тонкими, но прочными нитями;
-
орнаменты на одежде и головных уборах казахского национального костюма выстраиваются с применением симметрии: осевой, центральной и зеркальной;
• Симметрия позволяет ускорить процесс создания нового узора, орнамента или аппликации;
• О том, как симметрия узоров орнамента сочетаются друг с другом, дополняют друг друга, подчиняясь закону композиции, говорит орнаментация практически всех изделий казахского народного прикладного искусства.
-
в составе орнамента национальной казахской одежды чаще всего используются животные и растительные мотивы;
-
используя законы построения орнаментов и казахские мотивы можно создать различные орнаменты.
• В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов, и искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид.
СПИСОК ЛИТЕРАТУР
1. Волошинов А. В. Математика и искусство.- М.: Просвещение, 1992г.
2. Глейзер Г.Д. Геометрия. – 12-тое изд., - М., «Просвещение» 1992г.
3. Константиновна И. Г. Искусство Алтая. – М.: Просвещение, 1989г.
4. Микульская Е. Г. Народное прикладное искусство. – Алма-Ата, 1963г.
5. Тарасов Л. В. Этот удивительный симметричный мир. – М.: Просвещение, 1982г 6.
6. Фокина Р. М. Орнамент.- М :Феникс, 2005г.
7. Шоптыбай Б. Казактын ою – орнектерi. – Алматы - онер. 2006г.