Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Синтаксис. 6 класс.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение
Цели: повторить изученный материал о словосочетании и предложении; закрепить пунктуационные навыки.
Методические приемы: повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование словосочетаний и предложений, объяснительный диктант.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1.Беседа по вопросам.
- Какие группы славянских языков вы знаете?
- Какие языки входят в каждую из групп?
- Почему славянские языки называются родственными?
- Докажите, что русский язык - развивающееся явление.
- Приведите примеры неологизмов.
2. Проверка упражнения 4.
Выразительное чтение стихотворения.
- Из скольких предложений состоит текст стихотворения? (Из двух сложных предложений.)
- Назовите грамматические основы всех простых предложений, входящих в состав сложных. (1 -листья скачут и бегут,
устилают; ветер не унес; 2 - сад не помнит; весна погребена.) 3. Сообщение по упражнению 6. II. Повторение темы «Синтаксис»
1. Беседа по вопросам (с. 5 учебника).
(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Предложение выражает законченную мысль. Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.
Главные члены предложения - его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.)
2.Конструирование словосочетаний.
-К каждому из данных слов подберите такое,
чтобы получи
лось словосочетание. Охарактеризуйте словосочетания и сде
лайте их схемы.
(Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записываем на доске и в тетрадях.)
Год (новый, учебный, памятный...) - прилагательное + существительное.
Год (тигра) - существительное + существительное. Слушать (музыку)- глагол + существительное. Слушать (внимательно) - глагол + наречие.
3.Конструирование предложений.
-Используя эти словосочетания, составьте два предложения:
простое и сложное. Обозначьте основы,
охарактеризуйте
предложения по цели высказывания.
Обсуждение, лучшие примеры записываются. Например:
А теперь, друзья, слушайте музыку из кинофильмов.
Основа: слушайте (один главный член - сказуемое).
Комментируем пунктограммы: слово друзья не является членом предложения. Это обращение, выделяется с обеих сторон запятыми. Отмечаем, что предложение побудительное.
В старину первого сентября праздновали Новый год, а сейчас в этот день начинается учебный год.
Основы: праздновали (один главный член - сказуемое); год начинается.
Важно обратить внимание на слово «день», которое стоит в форме винительного падежа, совпадающей с формой именительного. В предложении это слово является дополнением. Комментируем орфограммы: старину, праздновали, начинается - и пунктограмму. Отмечаем, что предложение повествовательное.
4. Выполнение упражнения 7 с последующей
проверкой.
Отмечаем основы в простых и сложных предложениях, выделяем
словосочетания.
5. Объяснительный диктант.
Повторение знаков препинания при однородных членах и в сложносочиненных предложениях с союзом «и». Комментируем орфограммы и пунктограммы, отмечаем основы в простых и сложных предложениях.
1)Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжигалкостры из разноцветных камней.
(Предложение простое, однородные сказуемые соединены союзом «и», запятая не ставится.Проникал — проник, разжигал - чередование гласной в корне (после корня стоит суффикс «а», значит, пишем «и», но разжечь».)
2)Солние
село, и тусклые тучи
висели над темной
степью.
(Предложение сложное, запятая
ставится. Солнце - непроизносимая согласная
«л», висели - виснет.)
3)Снаружи доносились обычные
заоконные звуки:
дальний шум
улицы, шелест
листвы, курлыканьеголубей. (Б. Акунин.)
(Предложение простое, с однородными подлежащими при обобщающем слове. Орфограммы: снаружи, доносились, обычные, заоконные, шелест, курлыканье, голубей.)
4)Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (А.С. Пушкин.)
(Предложение простое, с однородными дополнениями. Перед повторяющимся союзом «и» ставится запятая. Орфограммы: уединенье, тишину, ночь.)
5)Старый компьютер работает медленно, но
надежно.
(Предложение простое, с однородными
обстоятельствами, перед
союзом «но» ставится запятая. Орфограммы: компьютер, работает, медленно.)
6)Машины, автобусы, троллейбусы,
трамваи- весь транспорт
стоял в пробке.
(Предложение простое, с однородными обстоятельствами приобобщающем слове. Орфограммы: машины, троллейбусы, трамваи, транспорт, стоял, пробке.)
Домашнее задание
1. Ответить на вопросы с. 6.
2. Упражнения 8: письменно, 9: устно.
Внеклассное мероприятие
Игра – соревнование «Мы дружные ребята»
Составила:
Бектллеуова Л.Б.
Цели:
-расширять кругозор учащихся, способствовать воспитанию любознательности, поддерживать стремление узнавать все новое;
-формирование здорового образа жизни, восстановление сил, работоспособности;
-воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе; чувство единства в детском коллективе, сплоченности; умения действовать согласованно.
Инвентарь: клей, ножницы, пластилин нитки, природный материал, ткань, мячи, флажки, кегли и коробки.
Место проведения: спортивный зал или учебный кабинет.
В игре принимают участие 2 команды.
Ведущий:
-Ребята, сегодня мы с вами проведем интересную игру, но сначала вы должны представить свою команду.
Представление команд (название команды и девиз).
Ведущий:
-Сегодняшняя игра - соревнование «Мы дружные ребята» состоится из четырех станции. Вы должны дружно пройти станции и честно, быстро выполнять все эти задания. Итак, поехали.
1. Станция «Интеллектуальная».
Каждая команда должна ответить на 6 вопросов. Например:
Вопросы для 1 команды |
Вопросы для 2 команды |
Столько букв, сколько и звуков Звуков меньше, чем букв Звуков больше, чем букв
Спидометр Часы Рулетка
Тополь Береза Дуб
Словарное На парную согласную На безударную гласную, проверяемую ударением
На 100 см На 10 см На 99 см
Всегда Когда хочет - назад, когда захочет – вперед Плавает всегда назад, но к пище всегда устремляется вперед |
Вопросительное Повествовательное Восклицательное
Гвозди Пух Нельзя измерить (Вопрос – ловушка. Они равны)
Стриж Сокол Орел
Столько букв, сколько и звуков Звуков меньше, чем букв Звуков больше, чем букв
3 десятка 5 десятков 2 десятка
Да Нет Не знаю |
2. Станция «Игровая».
Здесь проверяется уровень взаимопонимания и сплоченности классных коллективов. Командам предлагается поиграть следующие игры: «Дракон кусает свой хвост».
Ход игры.
Играющие дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего – «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребёнок.
«Доброе животное».
Ход игры.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и чётко бьётся его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».
3. Станция «Умелые ручки».
Ведущий:
-Ребята, перед вами цветная бумага, клей, ножницы, пластилин нитки, природный материал, ткань. Из этих материалов вы должны придумать любую поделку.
4. Станция «Спортивная».
Ведущий:
-А теперь проводим веселую эстафету.
Проводятся веселые эстафеты:
Эстафета «Передача олимпийского огня».
Капитанам вручаются красные флажки. По команде «Марш!» капитаны бегут вперед, обегают финишные стойки и, вернувшись к линии старта, передают флажок следующему игроку своей команды, а сами становятся в конце колонны. Второй игрок, обежав стойку, передает флажок третьему и т.д. По окончании эстафеты капитан (который снова оказывается впереди колонны) поднимает флажок вверх, остальные игроки разводят руки в стороны (это положение финиширования).
Эстафета «Кенгуру».
Команды построены по одному перед стартовой линией, у направляющего между коленями зажат мяч. По сигналу первый участник команды прыжками на двух ногах продвигается до обозначенного места, обогнув контрольную отметку, возвращается назад, передает мяч следующему участнику. Второй участник выполняет то же, что и первый. При потере мяча участник обязан поднять его и продолжить выполнение задания. Выигрывает команда, которая первой закончит эстафету.
Эстафета «Кегли». На площадке выставляются 2 кегли, по одной для каждого капитана на расстоянии. По сигналу ведущего капитаны должны сбить кеглю мячом. Выигрывает тот, кто собьет кеглю.
Эстафета. «Большой башмак». Дети бегут, надев на ногу огромный башмак (коробку) до финиша и обратно, передают башмак (коробку) другому участнику.
Итог.
Игра завершается подведением итогов и вручением дипломов командам по номинациям: «Самая умная», «Самая талантливая команда».
Исполняется песня «Вместе весело шагать».
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Сценарий внеклассного мероприятия
Данное внеклассное мероприятие лучше проводить осенью. Так как именно осенью в лесах много грибов, родители и дети ходят по грибы и заготавливают впрок на зиму
Сценарий: «Путешествие в мир грибов»
Цель: расширить знания о грибах.
Перед мероприятием разделить класс на небольшие команды по 2-3 человека (по количеству грибов). Задача каждой команды - подготовить костюмированное представление своего гриба.
Ход мероприятия
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие. Отгадав мою загадку, вы поймете, куда мы отправимся.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло! (Гриб.)
Ведущий. Ребята, а вы знаете, кто из сказочных персонажей любил собирать грибы?
Реакция зала.
Ведущий. Совершенно верно, Красная Шапочка! Именно она пришла к нам в гости. Давайте встретим ее дружными аплодисментами.
Выходит Красная Шапочка.
Красная Шапочка. Добрый вечер, мои дорогие друзья!
Ведущий. Здравствуй, Красная Шапочка! Как мы рады тебя видеть!
Красная Шапочка. Я торопилась к вам на вечер, шла через лес и в спешке набрала целую корзину грибов. И теперь не знаю, какие из них съедобные, а какие - нет.
Ведущий. Не расстраивайся, я думаю, что ребята тебе помогут. Так, ребята?
Реакция зала.
Легко ли вы отличаете съедобные грибы от поганок?
Реакция зала.
Красная Шапочка. Что-то я не очень верю вам, ребята, что вы так хорошо знаете грибы!
Ведущий. У меня есть замечательный кроссворд, в котором нужно отгадать названия растений, давай, Красная Шапочка, попросим ребят решить его. Если они справятся, то они и тебе помогут!
На доске у ведущего нарисован кроссворд. Ведущий читает ребятам вопросы, а они дружно на них отвечают.
По горизонтали:
2. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой! (Лес.)
4. У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамезрший, чуть живой. (Подснежник.)
8. Ее всегда в лесу найдешь
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
9. Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой,
Стоит под горой. (Береза.)
10. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох.)
11. Я из крошки-почки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
13. В нем почти сто метров роста:
На него залезть не просто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезен.
У него одна работа –
Осушение болота. (Эвкалипт.)
По вертикали:
1. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
3. Есть у родственницы елки Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница.)
4. Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей - зимой,
А летом с бритой головой. (Пень.)
5. Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)
6. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)
7. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь.)
12. Рыжий Егорка упал в озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Лист.)
Ведущий. Посмотри, Красная Шапочка, они решили весь кроссворд!
Красная Шапочка. Ой! Ребята, вы такие молодцы! Теперь я без всяких сомнений могу вам доверить ответственное задание.
Давайте поступим следующим образом: я буду доставать из моей корзинки гриб, а вы будете решать, оставить мне его или нет.
Красная Шапочка достает гриб, а команда, готовившая рассказ о нем, выходит на сцену: показывает свое домашнее задание. После каждого выступления дети отгадывают гриб.
Лисичка желтая
Хорошо собирать лисички. После теплых дождей вылезают они земли целыми семействами и никогда не прячутся от грибника, красуясь на поляне, словно отблески солнца или яичные желтки.
От всех остальных грибов лисички отличаются прежде всего изящной формой плодовых тел. Нежно-желтые складки пластинок причудливо разветвляются до самой земли по суживающейся книзу ножке, края ярких чистых шляпок кажутся гофрированными. Каждый, кто находит в лесу лисички, отмечает их красоту, даже жалко бывает прятать этот живой «омлет» в корзину. Совсем маленькие лисички выглядят как желтые кнопки, а грибы большего размера удивляют своими причудливыми формами.
Грибники считают лисички особыми грибами. Из всего многообразия грибного царства они единственные не портятся грибными мухами. К тому же лисички не ломаются, поэтому их можно носить в рюкзаках, сумках, мешках и не опасаться, что домой принесешь лишь крошево и обломки. Лисички по праву заслуживают уважение домашних хозяек. Они хороши и в жарком, и в супе, и в соусе. По содержанию витамина А лисички могут сравниться с боровиками и рыжиками, а витамина В, в них даже больше, чем в дрожжах. Эти грибы обладают высокой калорийностью и отлично усваиваются организмом. У лисичек имеется еще одно достоинство: они в большом количестве содержат так называемый эргостерин - природный антибиотик.
"Веселые старты"
(среди учащихся 3-4 классов)
Цели:
-
Пропаганда здорового образа жизни.
-
Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой.
-
Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
Инвентарь: кегли, обручи, баскетбольные мячи, старые лыжи, шашки, спортивные скамейки, волейбольные мячи, маты, теннисные мячи, карандаши, листы бумаги .
Зал украшен воздушными шарами, плакатами.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Нам очень приятно видеть всех Вас сегодня в нашем спортзале! Мы начинаем самую весёлую из всех спортивных и самую спортивную из всех весёлых игр – “Весёлые старты”! И наш спортивный зал превращается в весёлый стадион! Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте!
Теперь пришло время познакомиться с участниками соревнований. В соревнованиях участвуют 3 команды по 8 человек:
-
команда 3 класса
-
команда 4-а класса
-
команда 4-б класса
Представление команд (название, девиз, визитка).
Жюри.
А сейчас напутственные слова участникам соревнований.
Выступление детей.
Если хочешь стать
умелым,
Сильным, ловким, смелым,
Научись любить скакалки,
Обручи и палки.
Никогда не унывай,
В цель мячами попадай.
Вот здоровья в чём секрет –
Всем друзьям – физкульт-привет!
Спорт, ребята, очень
нужен,
Мы со спортом очень дружим.
Спорт – помощник!
Спорт – здоровье!
Спорт – игра!
Физкульт – ура!
В мире нет рецепта лучше,
Будь со спортом неразлучен,
Проживёшь 100 лет –
Вот и весь секрет!
Итак, с командами познакомились, жюри выбрали, напутствие услышали – пора начинать соревнование!
1 эстафета.
“Разминка”.
Добежать до противоположной стороны зала, огибая кегли; пролезть в обруч и бегом вернуться обратно.
2 эстафета.
“Перекати поле”.
Бежать вперёд и с помощью обруча катить мяч до ограничительного знака и обратно.
3 эстафета.
“Кузнечики”
Вся команда выполняет прыжок по очереди, при чем каждый участник начинает свой прыжок с места приземления предыдущего участника. Кто дальше.
4 эстафета.
“Сбор мусора” (конкурс капитанов)
В центре баскетбольного круга рассыпаны шашки. Капитанам завязываются глаза .Чей капитан за 1 минуту соберет больше.
5 эстафета.
“Дружба”.
Удерживая лбами баскетбольный мяч и взявшись за руки, два участника команды бегут до стойки и обратно. У линии старта передают эстафету следующей паре.
6 эстафета.
“Нарисовать слона”.
В шести метрах от команды ставится стол, на нём чистый лист и фломастер. Задача команды нарисовать слона. В каждой команде участники «делят» слона на восемь частей, то есть один рисует туловище, другой голову, третий ухо, четвертый хвост, пятый хобот, шестой ноги, седьмой глаза, восьмой рот. Каждый участник рисует только одну часть. Побеждает команда, которая быстрее выполнит рисунок.
7 эстафета.
“Посиделки”.
Участники команд усаживаются на спортивные скамейки в затылок друг другу и передают сидящему сзади игроку волейбольный мяч. Последний с мячом бежит, садится вперёд и снова передаёт мяч. Эстафета продолжается до тех пор, пока игроки не окажутся на своих местах.
8 эстафета.
“Конкурс болельщиков”.
От каждого класса по 3 участника .Кто больше выполнит прыжков за 30 секунд.
9 эстафета.
“Биатлон”.
С лыжей на одной ноге добежать до мата, лечь, “выстрелить” приготовленным “оружием” в мишень и вернуться обратно (оружие-теннисный мяч, мишень- кегля) Каждое попадание – 1очко.
Пока жюри готовится огласить окончательные итоги, вас приветствуют учащиеся начальной школы:
Танец “Разноцветная игра”
Подведение итогов.
Награждение команд.
Команды награждаются грамотами и сладкими призами.
Ведущий: Вот и закончился наш праздник. Все участники команд показали свою ловкость, силу, быстроту. А главное – получили заряд бодрости и массу положительных эмоций! Ещё раз поздравляем всех с праздником! Занимайтесь спортом, укрепляйте своё здоровье, развивайте силу и выносливость! До новых встреч.
Используемая литература :
-
Учебник В.И.Лях Физическая культура 1-4 классы
-
В.Г.Яковлев, В.П.Ратников Подвижные игры.