Материалдар / Система смазки
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Система смазки

Материал туралы қысқаша түсінік
В автомобильных двигателях, в зависимости от рабочего тела, применяют системы жидкостного и воздушного охлаждения. Наибольшее распространение получило жидкостное охлаждение. По принципу отвода тепла в окружающую среду системы охлаждения могут быть замкнутыми и незамкнутыми (проточными). По способу осуществления циркуляции жидкости системы охлаждения могут быть: принудительными, в которых циркуляция обеспечивается специальным насосом, расположенным на двигателе (или в силовой установке), или давлением, под которым жидкость подводится в силовую установку из внешней среды; термосифонными, в которых циркуляция жидкости происходит за счет разницы гравитационных сил, возникающих в результате различной плотности жидкости, нагретой около поверхностей деталей двигателя и охлаждаемой в охладителе; комбинированными, в которых наиболее нагретые детали (головки блоков цилиндров, поршни) охлаждаются принудительно, а блоки цилиндров – по термосифонному принципу Системы жидкостного охлаждения могут бы
Авторы:
30 Наурыз 2024
46
0 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема урока: Система смазки

Цель занятия:

а) образовательная: Изучить назначение, принцип работы и общее устройство системы смазки.

б) развивающая: Развивать логическое мышление, реакцию на ситуативность, умения формулирования и конкретизации ответов на вопросы.

в) воспитывающая: Воспитывать познавательный интерес, объективность в самооценке, стремление к самоутверждению личности.

Техническое обеспечение процесса обучения: Слайды, рисунки, видеоролик, тесты.

Тип урока: Обяснения нового материала.

Методика урока: Индивидуальная - групповая работа.

Межпредметная связь: физика, химия, материаловедение.


ХОД УРОКА


І. Организационный момент:

Проверка готовности к уроку лекционного кабинета. Проверка присутствия учащихся по списку. Вводное слово преподавателя. Сообщение темы и целей урока. Представление команд.


ІІ. Проверка знаний учащихся:

Прежде чем начнем новую тему повторим пройденную тему.

Соревнования капитанов команд в блиц-туре «Я – лидер!». Учитель задает вопросы. Право ответа имеет первый поднявший сигнальную карточку. Ответ дается сразу. Каждый вопрос оценивается в 1 балл.

1. Назначение и классификацию системы охлаждения?

В автомобильных двигателях, в зависимости от рабочего тела, применяют системы жидкостного и воздушного охлаждения. Наибольшее распространение получило жидкостное охлаждение.

По принципу отвода тепла в окружающую среду системы охлаждения могут быть замкнутыми и незамкнутыми (проточными).

По способу осуществления циркуляции жидкости системы охлаждения могут быть: принудительными, в которых циркуляция обеспечивается специальным насосом, расположенным на двигателе (или в силовой установке), или давлением, под которым жидкость подводится в силовую установку из внешней среды; термосифонными, в которых циркуляция жидкости происходит за счет разницы гравитационных сил, возникающих в результате различной плотности жидкости, нагретой около поверхностей деталей двигателя и охлаждаемой в охладителе; комбинированными, в которых наиболее нагретые детали (головки блоков цилиндров, поршни) охлаждаются принудительно, а блоки цилиндров – по термосифонному принципу

Системы жидкостного охлаждения могут быть открытыми и закрытыми. Открытые системы – системы, сообщающиеся с окружающей средой при помощи пароотводной трубки. В большинстве автомобильных и тракторных двигателей в настоящее время применяют закрытые системы охлаждения, т. е. системы, разобщенные от окружающей среды установленным в пробке радиатора паровоздушным клапаном.

  1. Какие виды охлаждающих жидкостей применяются в системах охлаждения?

На автомобилях в качестве охлаждающих жидкостей используют три основные жидкости:

- вода

- тосолы

- антифризы

3. Принцип работы жидкостной системы охлаждения?

Принцип работы системы охлаждения двигателя состоит в следующем: цилиндры окружены «водяной рубашкой» из охлаждающей жидкости, отбирающей лишнее тепло и переносящей его к радиатору, откуда оно передается в атмосферу. Жидкость, непрерывно циркулируя, обеспечивает оптимальную температуру двигателя.

4. Принцип работы воздушной системы охлаждения?

Воздушное охлаждение может быть естественным и принудительным.

Естественное воздушное охлаждение является самым простым видом охлаждения. Тепло от двигателя с такой системой охлаждения передаётся в окружающую среду через развитое оребрение на внешней поверхности цилиндров. 

Принудительного воздушного охлаждения. В них с помощью вентилятора создаётся поток воздуха, который обдувает рёбра охлаждения. Вентилятор и оребрённые поверхности, как правило, закрыты направляющим кожухом.

5. Способы регулирования температурного режима двигателя?

Регулирование температурного режима осуществляется путем изменения эффективности отвода тепла. Основное количество теплоты, отбираемое теплоносителем у нагретых элементов силовой установки, рассеивается радиатором. Поэтому регулирование температуры достигается путем изменения количества воздуха, проходящего сквозь соты радиатора. Регулирование осуществляется изменением положения регулирующих органов (жалюзи) или изменением частоты вращения вентилятора.

Термостаты с твердым наполнителем (церезин) предназначены для автоматического регулирования теплового режима работы двигателя

6. Составные части жидкостной системы охлаждения?

Основные части жидкостной системы охлаждения:

Рубашка охлаждения, насос охлаждающей жидкости или помпа, термостат, радиатор, вентилятор, расширительный бак. 

7. Устройство радиатора?

Радиатор служит для охлаждения воды, поступающей в него из водяной рубашки двигателя. Радиатор системы охлаждения двигателя состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины и деталей крепления. Баки и припаянная к ним сердцевина для лучшей проводимости тепла изготовлены из латуни.

Сердцевина радиатора имеет ряд тонких поперечных пластин, сквозь которые проходит множество плоских вертикальных трубок, припаянных к этим пластинам. Вода, проходящая через сердцевину радиатора, разветвляется на большое число струек. При таком строении сердцевины вода охлаждается интенсивнее благодаря увеличению площади соприкосновения воды со стенками трубок.

Верхний и нижний баки соединены с рубашкой охлаждения двигателя патрубками. В нижнем баке предусмотрен сливной краник для спуска воды из радиатора. Для спуска воды из водяной рубашки двигателя в нижнюю часть блока ввернут краник.

Радиатор имеет развитую поверхность, обдуваемую снаружи набегающим потоком воздуха. Радиатор изготавливается из материалов, хорошо проводящих тепло, чаще всего из алюминия (радиатор для охлаждения масла чаще всего делают из меди).

8. Устройство водяного насоса.

Насос системы охлаждения обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя Помпа системы охлаждения состоит из корпуса, вала с расположенной внутри корпуса крыльчаткой, сальника, обеспечивающего герметичность насосной камеры. Изготавливают корпус и крыльчатку методом литья из алюминиевых или магниевых сплавов. Иногда для изготовления крыльчатки используются пластмассы.

9. Устройство и работа термостата

Термостат – прибор, представляющий собой биметаллический, реже - электронный клапан, установленный между «рубашкой» двигателя и входным патрубком радиатора охлаждения. Назначение термостата – обеспечение оптимальной температуры охлаждающей жидкости в системе. При холодном двигателе термостат закрыт, и циркуляция охлаждающей жидкости происходит «по малому кругу» - внутри двигателя, минуя радиатор. При увеличении температуры жидкости до рабочего значения термостат открывается, и система начинает работать в режиме максимальной эффективности.

Командное соревнования. “Кто лучше знает устройство системы охлаждения?”

На выполнение этого задания предлагается 3 минуты. За это время обучающиеся должны вспомнить как можно больше деталей входящие в систему охлаждения и записать их на бумаге. По итогам записи получают баллы.


ІІІ. Изложение нового материала:


Объяснение новой темы


Первый слайд назначение системы смазки





Второй слайд общее смазочной системы








Третий слайд виды масел применяемых в системах смазки



Видео фильм о принципе работы смазочной системы


Командное игра. «Кто быстрее»

Команды должный поставить вместо многоточия цифр обозначающие наименование детали. На выполнение этого задания предлагается 3 минуты.

На оборудование ТКР на 3D-видео объясняют назначение основных детали системы смазки


Видео фильм принцип работы масляного фильтра


Игра «Шифровка»

Учащиеся должны вместо многоточия в предложениях поставит слово касающий данной темы.


Уровень масла в поддоне контролируется с помощью ……

Масляный …… служит для очистки масла от продуктов износа и нагара.

…….. картера двигателя предназначен для хранения масла.

Для охлаждения моторного масла используется масляный …….

Давление масла в системе контролируется специальным ……., установленным в масляной магистрали.

В современных двигателях применяется ……… система смазки.

Наибольшее применение на двигателях нашли масляные насосы …….. типа


ІV. Закрепление нового материала:

Закрепление нового материала состоит в выполнении тестовых заданий. При подведении итогов, даю дополнительную возможность, каждой команде заработать по 5-баллов – игра «Джек-пот».


Оценки за урок: Выставление оценок учащимся, по результатам работы на всех этапах урока выявляется победитель – команда.


V. Домашнее задание: Система смазки [ 1 ], стр 34-36



































Рефлексия

Ответьте на следующие вопросы:

Выполнили ли мы цели данного занятия на ваш взгляд?



Какие затруднения возникли у вас в ходе занятия?




С какими заданиями справились успешно?








Чему вы сегодня научились?





Что еще вам нужно уточнить по этому разделу?
















Тест


1. Какие типы смазки в ДВС существуют?
а) разбрызгиванием
б) под давлением
в) самотёком
г) комбинированные
д) все перечисленные
2. Масляный насос в системе обеспечивает:
а) фильтрацию масла
б) регенерирование масла
в) создание необходимого давления масла
г) предохраняет систему от избыточного давления масла
3. Как ограничивается максимальное давление масла в системе смазки?
а) изменением числа оборотов шестерен насоса
б) редукционным клапаном
в) изменением уровня масла в поддоне
г) изменением пропускной способности масляных фильтров
4. Какая система обеспечивает удаление из поддона двигателя паров топлива, конденсата, и отработавших газов?
а) декомпрессионная система
б) система вентиляции картера
в) система грязеуловителей
5. Какие из перечисленных функций не выполняет система смазки?
а) уменьшение трения и интенсивности износа трущихся поверхностей
б) снижение ударных нагрузок на детали цилиндропоршневой группы
в) вынос продуктов износа
г) частичный отвод тепла от трущихся поверхностей
д) обеспечение оптимального теплового режима работы двигателя
е) защита деталей от коррозии
6. Какой прибор производит забор масла из поддона картера и его первичную фильтрацию?
а) маслозаборник

б) фильтр центробежной очистки
в) фильтр грубой очистки
г) масляный насос
д) маслозаливная горловина
7. Как смазываются шейки распределительного вала двигателя?
а) под давлением
б) разбрызгиванием
в) их смазка не предусмотрена
8. Какие из перечисленных деталей смазываются под давлением?
а) подшипники коленвала, гильзы цилиндров
б) подшипники распредвала, оси коромысел, зубья шестерён
в) подшипники коленвала, подшипники распредвала

9. Может ли в системе смазки устанавливаться радиатор?
а) нет, устанавливается только в системе охлаждения
б) может, на автомобилях работающих в тяжелых условиях
в) устанавливается на всех автомобильных двигателях
10. Как приводится в действие масляный центробежный фильтр тонкой очистки (центрифуга)?
а) реактивными силами струи масла из сопла ротора
б) клиноременной передачей
в) шестеренчатым приводом
11. Картерные газы:
а) уменьшают износ цилиндров
б) повышают давление в картере
в) способствуют смесеобразованию
г) улучшают смазывание цилиндров
д) ухудшают смазывающие свойства масла
12. Какие насосы применяют для подачи масла под давлением к трущимся поверхностям механизмов?
а) центробежные 
б) роторные 
в) плунжерные 
г) шестеренчатые 
13. Каким способом очищается масло в системе смазки изучаемых двигателей?
а) химическим, путем использования веществ, поглощающих продукты износа
б) задержкой продуктов износа в магнитных уловителях
в) механическим, путем задержки загрязненных частиц в фильтрах



Ответы на тестовые задания
1 – а, б;
2 – в;
3 – б;
4 – б;
5 – б, д;
6 – а;
7 – а;
8 – в;
9 – б;
10 – а;
11 – д;
12 – г;
13 – б, в.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!