Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
9 класс.
Тема: Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного.
Цели урока:
-
знать способы связи придаточного предложения с главным, условия постановки знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения;
-
уметь различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения, распознавать виды придаточных предложений, определить место придаточного в составе СПП, конструировать сложные предложения; строить связанные высказывания с использованием СПП:
-
Уметь выразить личностную позицию относительно лексической темы.
Лексическая тема: «Язык доброты понятен всем».
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Вид урока: командная игра – путешествие .
Оборудование: интерактивная доска; маршрутный лист контроля ЗУНов.
Ход урока:
1. Тренинг «Сетка паутины».
2. Деление класса на 3 группы (По принципу «Сложи пазл»).
-
3. Запись в тетрадях даты и темы урока.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Урок – путешествие. На интерактивной доске вы видите схему движения команд и название станций железнодорожного полотна, на которых Вы побываете. Чтобы сесть на поезд, необходимо получить билет. Билет получает команда, которая имеет в своем багаже все необходимое для нашего путешествия. На билете будет указан номер вашего вагона, в котором Вы будете путешествовать.
1. Подберите синонимы к слову доброта. (Милосердие, чуткость, сострадание, человечность, добродушие, душевность....).
2. Какой смысл заключает в себе слово «доброта»? (Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим).
3. Кто, на ваш взгляд, больше всех нуждается в добром отношении? (Немощные, больные, нищие, убогие, старики....)
(Раздача билета каждой команде. Все рассаживаются по своим вагонам. Каждый вагон избирает себе проводника.
На каждом столе находятся маршрутные листы. Впишите в них имена пассажиров. Не забывайте на каждой станции оценивать свой личный вклад по пятибальной системе.
Маршрутный лист
Ф.И. обучающегося |
Станции |
Итог |
Оценка |
|||||
«Стартовая» |
«Угадай –ка..» |
«Киностудия» |
«Текст». |
«Блеф - клуб». |
«Полиглот» |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Станция «Стартовая».
1. Наше путешествие мы начинаем со станции «Стартовая». Проверим свой багаж. До отправления поезда осталось 5 минут.
Задания по группам: (Работа над созданием постера).
Задания группе 1 – заполнить Слепую схему (Сложное предложение).
Задания группе 2 – заполнить Диаграмму Венна. (Сходство и различие ССП и СПП)
Задания группе 3 – составить Алгоритм.(Определить виды придаточного).
2. Защита постеров и заполнение маршрутного листа.
3. Физминутка.
Станция «Киностудия».
Показ видеоролика на тему «Милосердие». Составление диалога по увиденному сюжету.
Вы умные ребята, и у нас сегодня все получится. В добрый путь! Наше путешествие продолжается, мы на станции «Угадай –ка»
Станция «Угадай -ка».
Откройте тетради, запишите число.
1. Запишите СПП, вставляя подходящие по смыслу союзы и союзные слова. Подчеркните грамматические основы. Определите тип придаточного.
Задания группе 1. То сердце не научится любить, ...... устало ненавидеть. (Которое- определительное).
Задания группе 2.Добрые деяния никогда не следует откладывать, ..... всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (Потому что – обстоятельственные причины).
Задания группе 3.Теплая дружба и преданность становятся счастьем, ...... каждый понимает другого. (Если- обстоятельственное условия).
2. Защита работы и заполнение маршрутного листа.
Станция «Текст».
1. Прочитайте выразительно текст, расставляя недостающие знаки препинания. Озаглавьте.
Ответьте, о чем этот текст, какова позиция автора.
Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.
В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. Если ко всякому – всякому живому существу отнестись с добром ( только не притворяясь, только по – настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит Вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. Если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увидишь, как все будет хорошо!
Пример из ответа:
Мы разделяем позицию автора, которая, как нам кажется, заключается в том, что в каждом человеке есть зерна дороты. Необходимо создать условия, чтобы они могли прорасти. А для этого нужно запастись терпением, быть искренним и показать этому человеку, что он вам не безразличен.
Если мы не ошибаемся, автор хотел сказать о том, что если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию.
2. Защита работы и заполнение маршрутного листа.
3. Разминка для глаз.
Станция «Блеф - клуб».
1. Цифровой диктант. Вашему вниманию прелагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в тетради 1, если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0.
-
[О и О]- схема СПП.
-
Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
-
Независимое предложение в составе СПП называется главным.
-
Придаточное предложение может стоять только после главного.
-
Придаточное всегда поясняет все главное предложение.
-
Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.
-
Союзное слово можно заменить словом из главного предложения.
-
Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
-
Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.
-
Придаточные определительные предложения отвечают на вопросы определения.
Ответы: 0010011001
Оценивание: «5»-10 баллов, «4»-8-9 баллов, «3»- 6-7 баллов, «2»- 5 баллов и ниже.
2. Защита работы и заполнение маршрутного листа.
Станция «Полиглот».
1. Переведите предложения на казахский язык и определите вид СПП.
Задания группе 1. Не жди уважения от других, если сам себя не уважаешь.
Өзіңді өзің сыйламасаң, өзгеден сый дәметпе. (СПП с придаточными условными. Шартты бағыныңқылы сабақтас сөлем).
Задания группе 2. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Басқалардың бойындағы теріс қасиетті өз бойыңа дарытпа. (СПП с придаточными изъяснительными. В казахском языке отсутствует).
Задания группе 3. Если первое слово правдиво, остальным тоже поверят. Әуелгі сөзің рас болса, соңғы сөзің өтімді болады. (СПП с придаточными условными. Шартты бағыныңқылы сабақтас сөлем).
2. Защита работы и заполнение маршрутного листа.
Станция «Конечная».
Рефлексия.
Вот мы и прибыли на конечную станцию. Подведите итог путешествию:
-
Удалось ли наше путешествие? Почему? Да или нет.
-
Ваше пожелание.
-
Дайте оценку своей работе по маршрутному листу.
«Дерево пожелании».
4. Оцените урок. Все ваши пожелании можете прикрепить к дереву.
Домашнее задание: Написать эссе.
Тема по выбору. «Как сохранить добрые отношения». «Почему люди бывают жестокими?»
Сегодня мы играли, соблюдая те или иные правила. В жизни, как в игре, есть свои правила, свои законы. Один из них закон «Бумеранга»: «Сделанное тобой добро и зло стократно вернется тебе или твоим близким». Закончить наш урок хочу словами Льва Кассиля: «Помни – ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи».
Спасибо за урок. Желаю Вам душевной щедрости!
Учитель русского языка и литературы
средней общеобразовательной школы №4 города Аркалыка
Костанайской области
Шалдыбай Акерке Ибадильдовна.
Дом. адрес: ул. Ш. Жанибека -77/9
Сот. тел: 8702 805 91 15.