Материалдар / Слово. Значение слова. Тематические группы слов.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Слово. Значение слова. Тематические группы слов.

Материал туралы қысқаша түсінік
материал для учителя
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
12 Қараша 2018
1149
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Краткосрочный план урока по русскому языку № 3-2-1


Сквозная тема:

Время

Школа:

Дата: «____»____________20___г.

ФИО учителя:

Класс: 3 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Лексическая тема:

Время и его измерение

Тема урока:

Слово. Значение слова. Тематические группы слов

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

3.2.5.1 находить информацию по двум источникам (словари, справочники, детские энциклопедии, детские познавательные журналы) на определенную тему, выделять главную и второстепенную информацию

3.3.6.1 писать в тетради в широкую линейку, отрабатывать каллиграфические навыки: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв и их соединений

Развитие

навыков:

2.5 Извлечение необходимой информации из различных источников

3.6 Соблюдение каллиграфических норм

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

Извлекать необходимую информацию из различных источников; писать с соблюдением каллиграфических норм.

Большинство учащихся смогут:

Извлекать необходимую информацию из различных источников; писать с соблюдением каллиграфических норм. Решать задачи урока, работая в паре и группе, проявляя инициативу.

Некоторые учащиеся смогут:

Извлекать необходимую информацию из различных источников; писать с соблюдением каллиграфических норм. Решать задачи урока, работая в паре и группе, проявляя инициативу.

Брать на себя лидерские качества в работе группы, оказывать поддержку слабо мотивированным ученикам.

Языковая

цель

Основные термины и словосочетания:

Лексика, лексическое значение, грамматическое значение

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский

Вопросы для обсуждения:

Где можно узнать значение слова «лексика»?

Какие словари вы знаете? Что в них вы можете узнать?

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

  • Литература * физическая культу­ра * самопознание * трудовое обучение

Навыки

использования ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Предварительные

знания

Материал 2 класса. 3 класса 1 четверти.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы


Начало урока

0-4

Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои, 
А иногда оно течет
Незагруженное, пустое,
Часов и дней ненужный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
(С.Я. Маршак)

муз. и сл.





Середина урока


5-10 мин

Актуализация знаний. Целеполагание.

Рассмотрите таблицу. Закрасьте в каждом ряду этой таблицы «лишнюю» букву. Составьте из этих букв слово. Запишите получившееся слово в клетках. Прочитайте это слово.


а

а

л

а

а

а

а

е

р

р

р

р

р

р

с

с

с

к

с

с

с

у

с

у

у

у

у

у

м

м

м

м

м

и

м

о

о

о

о

о

о

к

т

т

т

т

а

т

т


Какое слово у вас получилось? (Слово «лексика».)

Что означает это слово? Где можно узнать значение слова «лексика»? (Объяснение значений слов дается в толковом словаре.)


Работа по учебнику.

(К, И) Минутка чистописания:

Упустишь минутку – час потеряешь.

Уу

Работа с пословицей по плану:

  1. Чтение пословицы.

  2. Объяснить значение непонятных слов.

  3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?

  4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употре­бить данную пословицу.

(К) Назовите имена существительные с буквой У на тему «Время» (сутки, утро)

Составьте предложение со словом сутки и запишите.

В сутках двадцать четыре часа..


Критерии успеха

Могут писать в тетради в широкую линейку, отрабатывать каллиграфические навыки: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв и их соединений

Целеполагание:

Записывают слово «лексика».

В толковом словаре уточняют значение слова «лексика». Под руководством учителя определяют задачи урока.

Сегодня на уроке мы:

узнаем, что такое лексика и что она изучает;

узнаем о лексическом и грамматическом значениях слова, на какие группы можно разделить слова.

определим, что такое лексическое значение слова;

выясним, где можно найти лексическое значение слова



11-16 мин

Работа над лексической темой урока

Упр. 1.

(К) Что такое время

Прочитайте отрывок из стихотворения М. Погарского.

Подумайте, что такое «время». Согласны ли вы с мнением ав­тора? О каких единицах времени упоминает автор в стихо­творении?

Запишите выделенные слова. Объясните лексическое значе­ние каждого слова.

(К) Интервью

Поучаствуй в диалоге с одноклассниками. Выясни, можно ли приостановить или ускорить ход времени.

Учебник

Критерии успеха

Упр. 1. Эталон

Секунда – 1/60 часть минуты, основная единица времени в Международной системе единиц.

Минутка (минута) – единица времени, равная 1/60 часа и состоящая из 60 секунд; промежуток времени такой протяженности.

Час – промежуток времени, равный 60 минутам, одна двадцать четвертая часть суток.

Сутки - промежуток времени от одной полуночи до другой, 1/7 часть недели, а также вообще промежуток времени в 24 часа.

День – часть суток от восхода до захода Солнца, между утром и вечером.

Ночь – часть суток от захода до восхода солнца, между вечером и утром.


17-18 мин

(Д, К) Динамическая пауза


19-26 мин


Работа над грамматической темой урока.

Цель: усвоение содержания темы.

Послушайте стихотворение И. Токмаковой.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И. Токмаковой.

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово.

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим.

Но ничего не значит

Плим, плим, плим!


Удалось ли мальчику придумать новое слово? Почему? (Слово «ничего не значит», не имеет смысла.)

Каждое слово состоит из звуков (букв) и что-то обозначает, имеет смысл. Слова служат для называния предметов (стол, дуб и т. д.), их признаков (деревянный, могучий, смешной и т. д.), действий

(сломался, качать, идти и т. д.), количества (пять, семьсот и т. д.). Каждое слово что-то обозначает.

Отгадайте загадки и заполните таблицу.

Круглое, румяное, Любят меня взрослые

Я расту на ветке. И, конечно, детки!

(Яблоко.)

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В нее бумагу можно класть:

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (Ножницы.)

Послушайте стихотворение Я. Козловского.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь

По прозванию словарь.

Отгадывают загадки и заполняют таблицу.

Предмет

Слово

Лексическое значение

яблоко

Плод яблони, фрукт; круглое, обычно кисло-сладкое на вкус, весьма питательное

ножницы

Инструмент или машина с рабочим органом в виде двух ножей, совместным встречным действием которых производится резание чего-либо


Какие словари вы знаете? Что в них вы можете узнать?

Всё, что нас окружает в мире, имеет свое название. Если мы хотим рассказать о чем-либо, поделиться своими впечатлениями, чувствами, мы используем слова. При помощи слов мы общаемся.

Названия всех разделов науки о языке произошли
из греческого языка. В переводе с греческого «лексикос» – «относящийся к слову». Количество слов, которые понимает и употребляет человек в своей речи, называется словарным запасом. Богатый словарный запас позволяет полно и точно выражать свои мысли, легко писать, непринужденно выступать перед аудиторией. Как вы думаете, у кого словарный запас больше: у ребенка или у взрослого? А как можно расширить свой словарный запас?

Сделаем вывод: что же изучает лексика?

Как вы думаете, сколько слов в русском языке? (Узнать лексическое значение слова можно в толковом словаре. В самом большом 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке)

Где можно узнать лексическое значение слова?

У вас в конце учебника на стр. 78 есть небольшой толковый словарик. Давайте посмотрим, как же узнать лексическое значение слова. Слова располагаются по алфавиту. Рядом с каждым словом есть словарная статья. Откройте словарь на слове «компьютер». Рядом со словом мы видим запись – это словарная статья

(К, И) Знакомство с правилом стр. 6 (секреты учёного Ата).

Вывод:

Значение слова - это его смысл. То, что означает слово, являет­ся его лексическим значением. Например, лексическое значение слова осень - «время года, следующее за летом и предшествую­щее зиме». Лексическое значение слова можно узнать в Толко­вом словаре.

У слова есть грамматическое значение: предмет (имя существи­тельное), признак предмета (имя прилагательное), действие предмета (глагол). Грамматическое значение - общее значение слова как части речи. Например, осень - существительное, отве­чает на вопрос что?, женского рода, единственного числа.

Упр. 2.

(П) Работа со схемой

Вспомните и расскажи о частях речи, используя схему и образец.

Упр. 3.

(П) Отгадываем загадки

Запишите отгадки. Подпишите, какими частями речи они являются. Расскажи о грамматическом значении слов-отгадок.

Запишите лексическое значение любого слова-отгадки, используя Толковый словарь. Каким общим словом можно назвать все слова-отгадки?

1)Утро, 2) день, 3) вечер, 4) ночь – сущ.

Утро - часть суток, сменяющая ночь и переходящая в день, начало дня.

Учебник


27-28 мин

(Д, К) Пальчиковая гимнастика.


29-35 мин

Упр. 4.

(И) Самостоятельная работа.

Прочитайте текст. Запишите ответ на вопрос заглавия текста.

Как происходит смена дня и ночи?

Выпиши из текста выделенные слова, распределяя их по частям речи. Какое выделенное слово не попало в таблицу? Что оно обозначает?


Учебник

Критерии успеха

Сущ: день, ночь, солнце. Прил: новая, целый, земного. Глагол: сменяет, светит. Предл: в, на. Союз: и, а. Не попало: одни – числ..

В слове «но́вая»: слогов—3 (но-ва-я), букв—5, звуков—6:

н

[н]

:

согласный, непарный звонкий, парный твёрдый


о

[о]

:

гласный


в

[в]

:

согласный, парный звонкий, парный твёрдый


а

[а]

:

гласный


я

[й']

:

согласный, непарный звонкий, непарный мягкий

[а]

:

гласный




Конец урока

36-37 мин


Работа в тетради «Что я знаю и умею».


Тетрадь «Что я знаю и умею»


38-40

Итог урока. Рефлексия.

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Что такое лексика?

Что такое лексическое и грамматическое значение слова?

Как можно определить лексическое значение слова?– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Покажите, насколько хорошо вы усвоили новый материал, с помощью цветных карточек

Домашнее задание:

Стр. 6 упр.5.


Дифференциация


Оценивание


Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дети с высоким уровнем мотивации создают высказывания и вместе с учителем помогают ученикам с низкой мотивацией

Формативное оценивание.

  • Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею».

  • Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

  • Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).


Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так,

И мы тоже можем так!

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Тик-так, тик-так.




Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!