Работа над грамматической темой
урока.
Цель:
усвоение содержания
темы.
–
Послушайте стихотворение И.
Токмаковой.
Заранее подготовленный ученик
читает стихотворение И. Токмаковой.
Ложка – это
ложка,
Ложкой суп
едят.
Кошка – это
кошка,
У кошки семь
котят.
Тряпка – это
тряпка,
Тряпкой вытру
стол.
Шапка – это
шапка,
Оделся и
пошел.
А я придумал
слово.
Смешное слово –
плим.
Я повторяю
снова:
Плим, плим,
плим!
Вот прыгает и скачет
–
Плим, плим,
плим.
Но ничего не
значит
Плим, плим,
плим!
–
Удалось ли мальчику придумать
новое слово? Почему? (Слово «ничего не значит»,
не имеет смысла.)
–
Каждое слово состоит из
звуков (букв) и что-то обозначает, имеет смысл. Слова служат для
называния предметов (стол, дуб и т. д.), их признаков (деревянный,
могучий, смешной и т. д.), действий
(сломался, качать, идти и т.
д.), количества (пять, семьсот и т. д.). Каждое слово что-то
обозначает.
–
Отгадайте загадки и заполните
таблицу.
Круглое, румяное, Любят меня
взрослые
Я расту на ветке. И, конечно,
детки!
(Яблоко.)
Смотрите, мы раскрыли
пасть,
В нее бумагу можно
класть:
Бумага в нашей
пасти
Разделится на
части. (Ножницы.)
–
Послушайте стихотворение Я.
Козловского.
Есть волшебная
страна,
Что распахнута пред
вами,
Та, которая
словами,
Как людьми,
населена.
Правит ими
государь
По прозванию
словарь.
Отгадывают загадки и
заполняют таблицу.
Предмет
|
Слово
|
Лексическое
значение
|
|
яблоко
|
Плод яблони, фрукт;
круглое, обычно кисло-сладкое на вкус, весьма
питательное
|
|
ножницы
|
Инструмент или
машина с рабочим органом в виде двух ножей, совместным встречным
действием которых производится резание
чего-либо
|
–
Какие словари вы знаете? Что
в них вы можете узнать?
Всё, что нас окружает в мире,
имеет свое название. Если мы хотим рассказать о чем-либо,
поделиться своими впечатлениями, чувствами, мы используем слова.
При помощи слов мы общаемся.
Названия всех разделов науки
о языке произошли
из греческого языка. В переводе с греческого «лексикос» –
«относящийся к слову». Количество слов, которые понимает и
употребляет человек в своей речи, называется словарным запасом.
Богатый словарный запас позволяет полно и точно выражать свои
мысли, легко писать, непринужденно выступать перед аудиторией. Как
вы думаете, у кого словарный запас больше: у ребенка или у
взрослого? А как можно расширить свой словарный
запас?
–
Сделаем вывод: что же изучает
лексика?
– Как вы думаете,
сколько слов в русском языке? (Узнать лексическое
значение слова можно в толковом словаре. В самом большом 17-томном
«Словаре современного русского литературного языка» более 120 тысяч
слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях
отмечаются далеко не все слова, которые есть в
языке)
–
Где можно узнать лексическое
значение слова?
–
У вас в конце
учебника на
стр. 78 есть небольшой толковый
словарик. Давайте посмотрим, как же узнать лексическое значение
слова. Слова располагаются по алфавиту. Рядом с каждым словом есть
словарная статья. Откройте словарь на слове
«компьютер». Рядом со словом мы видим
запись – это словарная статья
(К,
И) Знакомство с
правилом стр. 6 (секреты учёного
Ата).
Вывод:
Значение слова - это его смысл. То, что означает
слово, является его лексическим значением. Например, лексическое
значение слова осень - «время года, следующее за летом и предшествующее
зиме». Лексическое значение слова можно узнать в Толковом
словаре.
У слова есть грамматическое значение:
предмет (имя
существительное), признак предмета (имя прилагательное), действие
предмета (глагол). Грамматическое значение - общее значение слова
как части речи. Например, осень - существительное, отвечает на вопрос
что?,
женского рода, единственного
числа.
Упр.
2.
(П)
Работа со
схемой
– Вспомните и расскажи о частях речи, используя
схему и образец.
Упр.
3.
(П) Отгадываем
загадки
– Запишите отгадки. Подпишите, какими частями речи
они являются. Расскажи о грамматическом значении
слов-отгадок.
– Запишите лексическое значение любого
слова-отгадки, используя Толковый словарь. Каким общим словом можно
назвать все слова-отгадки?
1)Утро, 2) день, 3) вечер, 4) ночь –
сущ.
Утро
- часть суток,
сменяющая ночь и переходящая в день, начало
дня.
|