1
1-сынып .
Морфемика
-
Корень-
_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
-
Однокоренные
слова_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
-
Приставка (префикс)-
это значимая часть слова,
которая находится ПЕРЕД КОРНЕМ и служит для образования слов.
Синонимы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антонимы_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Исконно русские
приставки_________________________________________________________________
Например:_________________________________________________________________________________
Заимствованные
приставки_________________________________________________________________
Например:_________________________________________________________________________________
Различаются суффиксы
словообразовательные
и формообразующие.
Словообразовательные
суффиксы служат для образования однокоренных
слов:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________Формообразующие
суффиксы служат для образования
грамматических форм данного слова.
-
Суффиксы –ость,-ение,-ак, -ок,-онк,-ач,-
ец,-лец,-
тель,-чик,-щи,-кист,-ниц(а),-иц(а)-характерны для имени
существительного; Суффиксы –ащ,-ящ,-ущ,-ющ,-им,-ем,-ом,-т,-ин,-енн,-ш,-вш-характерны
для причастий; Суффиксы –учи (-ючи), -в,-вши,-а,-я,
характерны для деепричастий; Суффиксы—и,-е,-ну,-ыва,-ива,-ова,-ева,ва-
характерны для глаголов; Суффиксы- то,-либо,-нибудь-
характерны для
местоимений и наречий
Постфикс-это часть слова стоящая после окончания
или формообразующего суффикса. В русском языке выделяется
глагольный постфикс-ся,(сь).
-
Интерфикс-это соединительная словообразовательная
морфема, которая используются два и более корня. Интерфиксы- О- и -Е.Например: пар…воз, птиц…вод, вод…пад, нефт…провод,
электр…станция, сам…лет, газ…провод, нов…стройка, желез…бетон,
куб…метр.
-
Основа
слова-_______________________________________________________________________________.
Основа может
включать,кроме корня, другие морфемы. Такая основа обычно является
производной.
___________________________________________________
-
Окончание, или
флексия-____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________.
Не имеют окончания:
неизменяемые слова и формы слов
(наречия, служебные части речи,междометия извукоподражания,
несклоняемые существительные и
прилагательные)______________________________
___________________________________________________________________________________________
Притяжательные местоимения, обозначающие принадлежность третьему
лицу _______________________
Словообразование
Словообразование________________________________________________________________________
I
Морфологические способы
образования слов
1. Суффиксальный
способ- это
образование новых слов путём присоединения к производящей основе
суффиксов: Например:_________________________________________________________________________
2. Приставочный способ
– это образование
новых слов путём присоединения к производящему слову
приставок:Например:__________________________________________________________________________
3.Приставочно-суффиксальный
способ- это
образования новых слов путём одновременного присоединения к
производящей основе приставки и суффикса:Например:________________________________________________
4.Бессуффиксный способ
– это образование
имён существительных от основ глаголов и прилагательных, при
котором производящая основа без присоединения каких-либо суффиксов
становится основой существительного: Например: ______________________________________________________________________________________
5.Сложение –
это способ образования новых
слов соединением двух и более основ или слов. В зависимости от
того, что объединяется при образовании новой лексической единицы,
различаются способы сложения слов и сложения основ.
-
1. При сложении слов образуются составные
слова, которые пишутся через дифис: ___________________
______________________________________________________________________
-
2. При сложении основ образуются сложные
слитные слова. Основы могут соединяться при помощи соединительных
гласных________________Например:_______________________________________
-
3. Сложение сокращённой основы и целого
слова: Например:___________________________________
______________________________________________________________________________________
-
4. Сложение начальных частей основ
(слоговая):_______________________________________________
-
6. Сложение начальных звуков
основ(звуковая):_______________________________________________
-
7. Сложение названий начальных букв основ
(буквенная):_______________________________________
-
8. Сложносуффиксальный
способ (или сложение
с суффиксацией)- это образование новых слов путем сложения и
одновременного добавления
суффикса:____________________________________________
________________________________________________________________________________________
II
Неморфологические способы
образования слов
-
Переход слов других частей речи в
существительные
(субстантивация):
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Переход слов других частей речи (обычно
причастий) в прилагательные (адъективация):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III Слияние_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________