«СМС – сообщения как новый речевой жанр»

Тақырып бойынша 11 материал табылды

«СМС – сообщения как новый речевой жанр»

Материал туралы қысқаша түсінік
SMS-сообщения можно определить к несуществующему раннее речевому жанру
Материалдың қысқаша нұсқасы

Школа-лицей №40 имени Алькея Маргулана








Научная работа

На тему:

«СМС – сообщения как новый речевой жанр»

 

 


Выполнила: Бөрібай Зере

Ученица 10-го класса

Руководитель: Туякпаева Рита Мухтаровна





 

 

 

 

 

 




г. Астана, 2024 г.



Содержание

Введение………………………………………………………………….3

  1. Понятие SMS……………………………………………………………5

  2. История развития SMS…………………………………………………6

  3. SMS: преимущества и недостатки……………………………………..7

  4. «SMS» как новый речевой жанр………………………………………10

  5. Результаты опроса……………………………………………………...11

Заключение…………………………………………………….…...………….15

Список использованной литературы………………………………………....16

Приложение. Анкета…………………………………………………………..17























Введение


В настоящее время самым доступным и распространённым видом связи являются мобильные телефоны. Область их применения не ограничиваются ни возрастом, ни статусом, ни положением. С помощью мобильных телефонов можно не только осуществлять звонки, но и передавать текстовые сообщения, которые называются SMS (Short Message Service - сервис коротких сообщений). Данный термин уже вошел во всеобщее употребление и вошел в литературный язык.

Обратив свое внимание на вопрос происхождения SMS-сообщений, я заметила, что данный вид общения изучен не полностью, хотя актуальность возрастает с каждым днем. SMS-сообщения получили столь широкое распространение в связи со стремительностью течения современной жизни и учитывая динамику все больше предпочтение отдается виртуальному, немногословному общению, а не длительной, неспешной живой беседе.

Актуальность темы исследования определяется несколькими причинами:

  • Данная тема нуждается в более подробном изучений, в связи с востребованностью и широкой распостраненностью в нынешнее время;

  • Лингвистические знания об особенностях современной СМС-коммуникации с лингвистической и культурной точки зрения на сегодняшний день очень востребованы.

Новизна: Заключается в актуальности выбранной темы исследования, комплексной систематизации материала и выявления новых смысловых понятий.

Объект исследования: SMS-сообщения как новый речевой жанр.

Предмет исследования: SMS-сообщения

Гипотеза: SMS-сообщения можно определить к несуществующему раннее речевому жанру. Из-за автоматизаций и частого использования электронных гаджетов для передачи информаций у человека пропадает необходимость грамотного построения предложения.

Если тенденция «развития» подобного подхода к построению речи со временем увеличится и общество перестанет обращать внимание на грамотность при письме SMS-сообщений, то это, я считаю, приведет или уже привело к искажению норм как казахского, так и русского языков.

Цель работы:

- Узнать каковы особенности языка SMS-сообщений – как новой формы коммуникаций;

- Определить по каким признакам SMS-сообщения можно определить к новому речевому жанру и как влияют SMS-сообщений на грамотноть людей.

Задачи исследования:

  • Выяснить по каким признакам можно отнести SMS-сообщения к новому речевому жанру;

  • Изучить по данной теме лингвистические источники информации (статьи, справочники, учебники) ;

  • Посредством проведения социального опроса определить влияние SMS-сообщения на грамотность людей;

  • Проанализировать СМС-сообщения и выявить основные признаки, по которым можно отнести к новому речевому жанру;







  1. Понятие SMS

Как нам известно из общедоступных источников SMS (Short Messaging Service — «Служба коротких сообщений») представляет собой технологию, позволяющую передавать и получать короткие текстовые сообщения через мобильные телефоны и другие электронные гаджеты. На сегодняшний день она является частью стандартов мобильной связи.

Это короткое текстовое сообщение, которое можно отправить или получить с помощью мобильного телефона или другого устройства, подключенного к сети сотовой связи. Длина одного сообщения обычно не превышает 160 символов латиницей или 70 символов кириллицей. Если сообщение длиннее, оно разбивается на несколько частей, которые затем склеиваются на стороне получателя.

Сообщения передаются по специальному каналу, который используется для управления сотовой сетью. Этот канал называется Сигнальный канал 7 и служит для передачи служебной информации между базовыми станциями и коммутаторами. Благодаря этому СМС доставляются быстро и почти не нагружают сеть.

Скорость отправки и доставления SMS очень высокая, также отправитель может получить уведомление о статусе доставки для удостоверения в том, что адресат получил сообщение.

SMS - это не только средство общения, но и инструмент для передачи срочной или важной информации. За счет возможности рассылки массовых сообщений SMS используется в маркетинговых кампаниях, уведомлениях о сроках и событиях, а также в банковской и государственной сферах. Также важно отметить, что благодаря оповещениям единой дежурно-диспетчерской службы через SMS важные уведомления доходят до всех граждан единовременно.

Источник - Школа английского языка Skyeng: https://skyeng.ru/magazine/wiki/it-industriya/chto-takoe-sms/

  1. История развития SMS.


Рассмотрим каким образом появились и развивались системы массовой рассылки сообщений, известные сегодня как SMS.

С давних времен люди старались устанавливать связь друг с другом и делиться информацией. Длительное время для этих целей использовали письма и послания, но они доставлялись очень долго и требовали определенных условий. Однако с появлением и развитием технологий, средств связи появилась возможность отправки сообщений путем использования синтезированной речи из текстового формата.

С конца 80-х годов XX века начали появляться более устройства, способные передавать текстовое сообщение, используя радиоволны и сотовые сети. Поначалу такие текстовые сообщения были ограничены по размеру и способу отправки, однако по мере развития современных технологий и усовершенствования мобильных устройств отправка сообщений стала доступной всем.

Интересная история SMS началась в 1992 году с первого текстового сообщения, отправленного Нейлом Пэпуорсом из компании Vodafone. Со временем эта технология, забытая на 8 лет, стала важным источником дохода для операторов. Хотя изначально услуги по обмену сообщениями не пользовались популярностью, с ростом мобильного рынка SMS быстро завоевали популярность, став доступным и эффективным средством связи для миллионов людей.

Самым главным преимуществом текстовой рассылки сообщений стало ее мгновенное доставление. Таким образом пользователи могли получать и тотчас же отправлять сообщения, что добавило комфорта и эффективности в общении. Также не стоит исключать тот фактор, что отправка SMS сообщений выделяется низким потреблением ресурсов и высокой степенью надежности.

Большую популярность текстовая рассылка сообщений получила с появлением различных социальных сетей и интернет-платформ.

На сегодняшний день SMS сообщения являются универсальным и практичным способом обмена информацией, используемым как в личной, так и в профессиональной сфере.

Источник - Школа английского языка Skyeng: https://skyeng.ru/magazine/wiki/it-industriya/chto-takoe-sms/



  1. SMS: преимущества и недостатки


Попробуем понять, что такое речевой жанр. Если обратимся к Толковому словарю русского языка Ожегова и Шведовой, то данный жанр определён как вид художественных произведений, имеющий свои сюжетные и стилистические характеристики. Однако термина «речевой жанр» в этом словаре нет.

В лингвистической энциклопедии под редакцией Ахмановой представлено следующее определение: речевые жанры — это разновидности письменной речи с уникальными особенностями, которые формируют целостные единицы общения. Классификация речевых жанров существует с времён Аристотеля, её разрабатывали такие учёные, как Бахтин и Арутюнова, каждый из которых предлагал свою интерпретацию.

Существуют различные жанры, которые отличаются по типу коммуникации и другим критериям: беседа, разговор, спор и т.д. Например, беседа — это обмен мнениями и информацией, тогда как спор имеет целью выяснение истины через разные мнения.

Что касается SMS, этот способ общения привлекает молодёжь своей свободой и экономией времени. Среди преимуществ использования SMS сообщений можно выделить:

- Быстрота и доступность: SMS сообщения доставляются практически мгновенно, что делает их идеальным средством связи для передачи срочной информации;

- Универсальность: SMS сообщений могут быть отправлены и приняты с любого мобильного устройства, что делает их доступными для большинства пользователей;

- Доступность вне зоны интернета: SMS сообщений не требуют подключения к интернету, что позволяет использовать их даже в отдаленных местах, где отсутствует связь через мобильные данные или Wi-Fi;

- Низкая стоимость: Отправка SMS сообщений может быть дешевой по сравнению с другими формами коммуникации, особенно при отправке сообщений на большие группы пользователей;

- Текстовый формат: Отправка текстовых сообщений исключает возможность недопонимания по телефону. Все, что вы хотите сказать, может быть ясно и лаконично сформулировано в тексте SMS. Это особенно полезно при обмене важной информацией или инструкциями;

- Отслеживание и сохранение сообщений: в отличие от устных разговоров, SMS сообщения можно сохранить и в любое время перечитать, что доставляет удобства для хранения важной информаций

А что касается недостатков использования SMS сообщений:

- Ограниченный объем текста: SMS сообщения обычно имеют ограничение на количество символов, что может затруднять передачу длинных сообщений и требовать дополнительных затрат на оплату нескольких сообщений;

- Отсутствие мультимедийных возможностей: SMS сообщений позволяют передавать только текстовую информацию, что ограничивает возможности для передачи изображений, видео или звуковых файлов;

- Возможность ошибок в доставке: иногда SMS сообщений могут быть задержаны, потеряны или доставлены с опозданием, что может вызывать недопонимание или проблемы в коммуникации;

- Получение нежелательных рассылок: Некоторые пользователи могут столкнуться с проблемой получения спама или нежелательных рекламных сообщений через SMS, что может быть раздражающим.

В целом, использование SMS сообщений предоставляет быстрый и удобный способ коммуникации, но имеет свои ограничения и потенциальные недостатки, которые следует учитывать при его использовании. Это незаменимый инструмент коммуникаций в современном мире, который обладает рядом преимуществ, нежели недостатков.

По мнению экспертов-психологов, обмен SMS сообщениями предлагает людям свободу: в кратком тексте можно изложить то, что сложно сказать в лицо при живом общении. Учащиеся активно используют этот метод общения по нескольким причинам:

- отправка SMS сообщений экономит время и деньги;

- SMS сообщения можно отправить в удобное для получателя время;

-SMS-общение удобно в ситуациях, когда необходимо сохранять тишину.

Школьники пользуются мобильными телефонами не только на переменах, но и во время уроков, например, чтобы отправить подсказки или поделиться правильным ответом. При таком формате общении возникают сложности с передачей эмоций, которые частично решаются с помощью смайлов. Эти символы позволяют создать эффект взаимодействия. Можно отметить, что подобная SMS-орфография стала уникальным методом самовыражения.




  1. «SMS» как новый речевой жанр


В этой главе я постараюсь продемонстрировать, что SMS как форма общения заслуживает своего места. Примеры сообщений предоставлены с согласия учеников нашей школы. Лингвисты определили, что SMS обладают такими характеристиками, как:

  • оперативность и удаленность

  • содержание

  • диалогичные и монологические формы

  • специфические языковые черты

  • неформальность

  • интонация

  • нелинейность во времени (возможность редактирования, дополнения)

  • зависимость от контекста общения

Каждый пункт из вышеперечисленного показывает, что SMS-сообщения могут передаваться на значительные расстояния за короткий промежуток времени. Нередко пользуются не только для составления дилога, но и монолога. Например, если нужно хранить важную информацию необходимой только тебе, можно воспользоваться функцией «письмо себе» и пр. Также следует отметить, что сокращения, используемые для отправки SMS сообщений очень активно проникают в общее пользование, не только среди молодежи, но и представителей других возрастов. Кроме того, отсутствие пунктуации делает стиль похожим на телеграмму. Неформальный характер также подчеркивается оригинальными сокращениями. Важную роль в SMS сообщениях играют интонационные знаки. Эти сообщения часто отправляют в контексте конкретных ситуаций, что удобно для быстрого реагирования. Таким образом, SMS – это полноценный речевой жанр, обогащающий языковую культуру современности.

  1. Результаты проведенного опроса

Каждому человеку необходимо общение, особенно подростоку.

На вопрос «Нравится ли Вам общаться с людьми?» учащиеся средних и старших классов ответили:

положительно – 68 человек;

отрицательно – 0 человек.

На данный момент реальность такова, что непосредственное живое общение порой заменяется переписыванием с помощью сообщении или видеозвонками через интернет, с использванием различных гаджетов.

На улице, на остановках, в помещениях, на уроках и переменах, даже во время прогулки в парке мы часто видим людей разного возраста, нажимающих на экраны и кнопки своих мобильных устройств, при этом выражая определенные эмоций и состояния. Все они пользуются SMS сообщениями для общения.

По итогам опроса нам удалось выяснить, что 5% аудитории пользователей SMS — это люди пожилого возраста, 25% — среднего и 70% — молодёжь.

Из всего этого можно сделать вывод, что общение посредством SMS сообщений уже прочно вошло в нашу жизнь, при этом огромной популярностью этот способ передачи информации пользуются именно среди молодежи.

Чтобы определить, что же и насколько влияеь на уровень грамотности и културы речи современных подростков, мы провели социологический опрос.

Результаты данного опроса показали:

национальность – 0%;

друзья и окружение – 11%;

газеты и журналы – 15%;

семья –10%;

телевидение –15%;

книги- 14%;

школа, образование – 22%;

электронные виды общения –26%.

Из этого следует, что школа, образование и электронные виды общения встали на одну ступень, а значит, назрела необходимость обращения в школьном курсе к SMS-сообщениям для наблюдения над речевыми навыками.

На вопрос «Влияет ли  SMS - переписка на уровень грамотности?»  были получены следующие ответы:

уровень грамотности улучшился – 25%;

уровень грамотности не изменился – 40%;

уровень грамотности ухудшился – 35%.

Результаты опроса подтверждают предположение о том, что общение в виртуальном пространстве негативно влияет на уровень грамотности, а именно на правописание и пунктуацию и уменьшает уровень словарного запаса.

80% опрошенных утверждают, что благодаря систематическому использованию SMS научились четко и коротко высказывать свои мысли.

И педагогам, и учащимся был задан один и тот же вопрос: «Следите ли Вы за грамотностью, когда пишете SMS?»

Все преподаватели ответили, что следят, а среди учащихся только 40% ответили утвердительно.

Интересно сравнить ответы учащихся:

«Да» - 30%

«Нет» - 40%

«Не задумывался(-ась)» - 30%

Основная часть учащихся  не следят за правописанием при составлении SMS, и обосновывают свои ответы тем, что следить за грамотностью при создании сообщений непринципиально, так как главное – передать информацию. 

Из вышесказанного следует, что школьники очень часто допускают разного рода ошибки, не задумываясь о бережном отношении к зыку и грамотности.

72 % респондентов постоянно сокращают слова, когда набирают сообщения.

Интересно, что 63 % опрошенных осуждают адресанта за наличие в тексте ошибок.

ВЫВОД: учащиеся не обращают внимание на негативное влияние SMS-общения на свою грамотность и отмечают, что стараются следить за орфографией и пунктуацией собственных сообщений. 

В SMS — текстах много нарушений общепринятых стандартов правописания, которые, как правило, связаны с намеренным их использованием. Но ошибки в чужих текстах многих раздражают.

Очень важно понимать, что грамматике учатся не только в школе, но и в повседневной жизни, которую многие не могут представить себе без ежедневных телефонных переписок.

Каждый из нас, безусловно, задумывался о грамотности «писем по телефону». Стоит ли соблюдать все необходимые нормы языка в написании SMS? Может ли это повлиять на общее развитие человека? На его интеллект? А главное, на грамотность?!

С этим вопросом мы обратились к своим респондентам и выяснили, что многие допускают, что ошибки и сокращения в сообщениях абсолютно не влияют на грамотность. «Зачем нужно писать эсэмэску грамотно лучшей подруге или другу»? — недоумевали они. «Я часто делаю ошибки в SMS, но это не значит, что на уроках я пишу безграмотно»,- услышали от одного из опрошенных. Другой сказал, что намеренно допускает ошибки, потому что все так пишут.




























Заключение


В исследовательской работе, посвященной исследованию SMS-сообщении как нового речевого жанра, я обратилась к основным понятиям: SMS - сообщение, речевой жанр. Рассмотрев SMS как услугу пересылки коротких сообщений, позволяющих посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона, выявила жанровые признаки, характерные для SMS-сообщении

Из всего множества определений SMS-сообщений, представленных в работе, мы предлагаем следующее рабочее определение: SMS – это короткое текстовое сообщение, являющееся одним из видов общения между людьми

С помощью характеристик СМС: дистанционность и скорость, информативность и монологичность, диалогичность, языковые особенности, неформальный характер, интонирование, определенная ситуация общения, нелинейность во времени СМС-сообщения можно отнести к речевому жанру.

. Тем не менее, несмотря на перечисленные недостатки SMS-жанра, нельзя утверждать, что именно SMS способствует нарушению языковых норм и формированию неграмотности. Подростки учатся жизни из окружающего мира, где СМИ и телевидение наносят гораздо больший вред. Также не следует упускать из виду бесконечный творческий потенциал, экспрессивность, оригинальность и информативность SMS-сообщений.

Благодаря социологическому опросу, можно сделать вывод, что SMS-сообщения прочно вошли в нашу жизнь, потому что это очень удобно, быстро, они избавляют от лишних разговоров, мобильные, передают жесты и эмоции. Все перечисленные признаки во второй главе указывают на то, что SMS-сообщения можно смело отнести к речевому жанру.




Список использованной литературы


  1. Берн. Э.Межличностная коммуникация. Www.provisorcom.ua/archive/meglk-238.php

  2. Википедия. SMS-сообщения. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).

  3. Википедия. Функциональные стили речи. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).

  4. Володина Н.В.  Влияние языка СМС на современный русский язык.-volodina@philol.msu.ru

  5. Наши любимые СМСки ;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. – (http:/www.molodoy.gorny. ru).

  6. Ожегов. С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: «А ТЕМП», 2004. – 944 стр.

  7. Сидорова М.Ю. Засоряют ли  СМС-сообщения русский язык.Korunb.nlr.ru/guery-info.php?guery-ID=5306 http://ru.wikipedia.org/wiki/

  8. Интернет – ресурсы














Приложение


Анкета

1.Напишите, пожалуйста, 10 самых часто печатаемых смайлов и их объяснение.

2. Напишите, пожалуйста, 10 сообщений, которые будут с вашего согласия использоваться в исследовании и могут быть опубликованы в работе.

3. Напишите сообщения, отправляемые вами в другие города (страны).

4. Напишите диалоги, создаваемые вами в общении.


Анкета.

  1. Что такое SMS?

  2. Как вы относитесь к SMS?

  3. Удобно ли ими пользоваться и почему?

  4. Как часто вы посылаете SMS?

  5. О чем чаще всего ваше SMS? Выбери нужное:

- срочная информация;

- поздравления;

- обмен мнениями;

- любовная переписка;

- заказ товаров;

- знакомства;

- новости;

- другое (допиши).

6. Есть ли связь SMS с другими средствами информации?

7. В каком размере вы пишите SMS?

8. Допускаете ли ошибки? Замечаете их?

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
15.03.2025
287
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Жариялаған:
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі