Материалдар / Соч 10 класс
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Соч 10 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
Соч 10 кл 1 четверть
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Қазан 2024
218
0 рет жүктелген
450 ₸
Бүгін алсаңыз
+23 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +23 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

СОЧ 1 10 ___ класс Ф И. ___________________________________

Слушание. Задания

  1. Прослушайте заключительные строки стихотворения, опираясь на них, спрогнозируйте содержание всего произведения. [1]

Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса — И снова начинаем восхождение

Shape1

  1. Укажите, к какой информации относятся строки из текста, обозначив примеры знаком «+» в соответствующем столбце таблицы.


Строки из текста

Основная информация

Детальная информация

А) Седые гривы волн лежат, как снег на пиках гор,

И впадины меж ними словно пропасти!



В) На суше пожелали нам ни пуха ни пера,

Созвездья к нам прекрасно расположены.



С) Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса — И снова начинаем восхождение.



[2]

  1. Определите эмоционально-экспрессивный оттенок строк: Благословенны вечные хребты!

Благословен Великий океан!

А) Восторг

В) Ирония

С) Удивление

Д) Разочарование





[1]


  1. Какой подтекст содержится в строке: служение стихиям не терпит суеты.

А) Стихиям нужно служить

В) Природа сильнее человека

С) Спешка мешает альпинисту

    1. Стихия требует осмотрительности




[1]

Говорение

  1. Прочитайте один из 2-х текстов и перескажите содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/услышанное с собственным опытом. Включите в пересказ лексику научно-технической, учебно-профессиональной и общественно - политической сфер. [10]

Время подготовки – 2 минуты, время пересказа 2 минут

Чтение Прочитайте текст и выполните задания. http://www.lib.ru/PROZA/AJTMATOW/aitm_white.txt

  1. Основная мысль текста:

А) Показать дружбу двух семей

В) Рассказать о силе духа Абуталипа

С) Раскрыть ценности семьи Абуталипа

    1. Показать красоту души Едигея [1]

  1. Какая детальная информация помогает лучше понять идею отрывка из романа? Выпишите 2 предложения - примера из текста.

Shape2
Shape3


[2]

  1. Сформулируйте 2 вопроса по прочитанному тексту и ответьте на них, используя информацию из текста для подтверждения своей точки зрения.

Shape4
Shape5


[2]

  1. Найдите и выпишите одно предложение, в котором автор показывает Абуталипа как хорошего семьянина.

Shape6
Shape7


[1]


  1. Приведите и запишите два аргумента, подтверждающие почему Абуталип говорит:

«Времена наступают такие, что знания потребуются сызмальства»?

Shape8
Shape9


[2]

  1. На основе текста сделайте вывод о том, каким человеком был Абуталип.

Shape10
Shape11

Письмо

  1. Напишите публицистическую статью-рассуждение с элементами повествования/описания, выбрав одну из тем:

А) Как развивается туризм в нашей области. Б) С чего начинается Родина?

Используйте в работе отглагольные существительные, предложения с обособленными второстепенными членами. [10]


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Схема выставления баллов


Слушание



вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация

1

В тексте говорится об упорстве человека в покорении вершин о храбрости человека, его

преданности любимому делу.

1

Принимаются альтернативные ответы

2

А, В детальная информация,

С основная информация.

2


3

А

1


4

D

1


Итого


5



Говорение


Содержание и грамотность устной речи

Баллы

Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия.

Выражает мнение с последовательным хорошо сформулированным обоснованием. Речь грамотная, без ошибок. Использует разнообразные синтаксические конструкции, языковые средства, в том числе средства художественной выразительности (риторические вопросы, повторы).

5

Точно раскрывает и объясняет сложные идеи и концепты.

Выражает мнение с хорошо сформулированным обоснованием, анализирует и оценивает соответствующую информацию. Незначительные ошибки в речи не затрудняют понимания, использует речевые клише. Использует разнообразные синтаксические конструкции, пытается использовать средства художественной

выразительности.

4

Точно раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Анализирует и оценивает соответствующую информацию удовлетворительно. Допускает ошибки при использовании сложного языка. В

целом, ошибки не затрудняют понимания.

3

Объясняет простые идеи. Пытается анализировать и оценивать

информацию. Допускает очевидные ошибки. Ошибки несколько затрудняют

понимание. Отсутствуют речевые клише, разнообразные синтаксические конструкции, средства художественной выразительности.

2

Выражает очень мало идей; идеи не объяснены или не раскрыты.

Дает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. Очень часто допускает ошибки. Ошибки в речи полностью затрудняют понимание.

1

Чтение



вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная

информация

6

С

1


7

  1. Держался достойно и понапрасну не сетовал на судьбу.

  2. Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек буду учить

2


8

Примерные вопросы и ответы:

Какими словами Ч.Айтматов передает восхищение Едигея и его жены талантом Абуталипа и Зарипы в обучении детей?

Любо смотреть, как они умеют обращаться с детьми, как они сами умеют быть детьми, оставаясь взрослыми.

Что делали дети 2-х семей, когда Абуталип и Зарипа приходили вечером с работы домой?

Дети учились буквам, слогам, играли, рисовали, соревнуясь, у кого лучше получится, слушали книги, которые читали им родители и даже все вместе разучивали разные песенки.

2

Обучающийся может составить и другие вопросы

9

Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети, сыновья,- для него это было все.

1


10

Нужно было восстанавливать разрушенную войной страну. Образованные, квалифицированные кадры требовались везде, так как многие ушли на фронт и не вернулись.

2

За каждый аргумент по одному баллу. Принимаются ответы, раскрывающие

вопрос

11

Абуталип был человеком с чувством собственного достоинства, обладал сильным характером, был образованным человеком, хорошим семьянином, хорошо относился к людям, хотя много в жизни

испытал и пережил.

2


Всего


10


Письмо



Содержание и речь

Балл

Грамотность

Балл

Подробный и очень хорошо проиллюстрированный ответ, который эффективно раскрывает как простые, так и сложные идеи. Текст соответствует публицистическому стилю, типу текста-рассуждения с элементами повествования/описания. В тексте присутствуют раскрытые и связные аргументы.

5

В тексте применяется обширный словарный запас, ярко выраженный стиль письма. Используются предложения с обособленными членами предложения. В предложениях присутствуют отглагольные существительные, причастия. Допускает одну орфографическую и одну пунктуационную ошибку при обособленных второстепенных членах

предложения.

5

Обоснованный ответ, в котором хорошо раскрываются простые и некоторые сложные идеи, которые логически развиваются. Текст соответствует публицистическому стилю, типу текста-рассуждения с элементами повествования/описания.

Продемонстрировано умение

аргументировать и делать заключения.

4

В целом, ответ точен, ошибки не препятствуют передаче информации. Используются предложения с обособленными членами предложения. В предложениях присутствуют отглагольные существительные, причастия. Допускает не более двух орфографических и пунктуационных ошибок при второстепенных членах предложения.

4

Ответ содержит некоторые обоснованные примеры.

Раскрываются простые идеи, но недостаточно приводится примеров. Эссе организовано достаточно хорошо, но аргументы не всегда логически развиты. В тексте не присутствуют элементы повествования.

3

Достаточно ясный ответ, ошибки заметны. Они не препятствуют передаче информации. Используется соответствующий ряд простых грамматических форм и повседневную лексику. Допускает 3/4 орфографические и пунктуационные ошибки.

3

Раскрываются основные идеи, но допускается много упущений и несоответствий. Раскрываются только простые идеи. Текст не соответствует публицистическому стилю, типу текста-рассуждения с элементами повествования/описания. Работа

имеет ограниченную структуру и слабые аргументы.

2

Используются простые предложения и ограниченный словарный запас. Имеются повторы, стиль недостаточно выражен. Неправильное использование основных грамматических форм и ошибки в орфографии, затрудняющие понимание.Допускает 5-7

орфографические и пунктуационные ошибки.

2

Неясный ответ. Структура эссе и раскрытие аргументов на низком уровне. Идеи представляются беспорядочно.

1

Используются только простые предложения и

очень ограниченный словарный запас.

Большинство структур составлено неправильно и не имеет завершённости. Частые ошибки затрудняют понимание. Допускает более 7 орфографических и пунктуационных ошибок.

1



СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

Продолжительность СО – 40 минут (без учёта навыка говорения) Слушание-10 минут

Говорение- проверяется отдельно Чтение-10 минут

Письмо-20 минут

Количество баллов 30


Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 12 заданий по 4 частям: слушание, чтение, письмо, говорение, включающих вопросы с множественным выбором ответов, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.

В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, словосочетания или короткого предложения.

В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный ответ, используя аргументы, раскрыть тему/вопрос.

Характеристика суммативного оценивания за 1 четверть



Раздел

Вид речевой дeятель ности

Проверяемая цель

Кол-во зада ний

*

Тип зада ния

*

Описание задания

*

Время на выпол нение

Общий балл

Туризм. Экотуризм.

Слушание

10.1.4 Прогнозировать содержание всего текста, опираясь на заключительные

фразы, выводы текста

4

КО

Обучающийся знакомится с вопросами, затем слушает текст и отмечает правильный вариант, отвечает на вопросы.

Задание нацелено на понимание содержания прослушанного, прогнозирование содержания текста

10

5

10.1.1 Понимать основную, детальную и скрытую информацию сообщения, подтекст, определяя социальные и эмоционально- экспрессивные особенности

речи говорящего

МВО

Говорение

10.2.2 Пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая

прочитанное/услышанное с собственным опытом

1

РО

Обучающийся читает заданный текст и пересказывает содержание текста, демонстрирует понимание проблематики и связывает прочитанное с собственным опытом, показывает уровень владения словарным запасом

Оцени вается отдель но

5

10.2.1 Владеть словарным запасом, включающим

лексику научно-

технической, учебно- профессиональной и общественно- политической сфер



Чтение

10.3.1 Понимать детально содержание текстов, интерпретируя его и соотнося детали с основной

мыслью текста

6

МВО РО

Обучающийся читает текст, выполняет задания, направленные на выявление уровня.

10

10

10.3.3 Формулировать вопросы по прочитанному тексту и отвечать на них, используя информацию из текста для подтверждения

своей точки зрения

Обучающийся составляет вопросы и отвечает на них, используя информацию из текста.

10.3.4 Владеть стратегиями чтения, включая

просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение

Задание нацелено на выявление уровня владения видами чтения.

Письмо

10.4.1 Создавать тексты смешанных типов, разных жанров, стилей и подстилей

(статья, пресс-релиз, репортаж, аннотация)

1

РО

Обучающийся пишет публицистическую статью-рассуждение с элементами повествования/описания, используя именные части речи в различных формах и используя уместно сложные синтаксические конструкции с точки зрения их функционально- стилистических качеств.

20

10

Использова ние языковых единиц

10.5.1 Использовать правильно именные части

речи в различных формах

10.5.2 Использовать уместно сложные синтаксические конструкции с точки зрения их функционально

Образец заданий и схема выставления баллов Слушание

Задания

  1. Прослушайте заключительные строки стихотворения, опираясь на них, спрогнозируйте содержание всего произведения.

Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса — И снова начинаем восхождение

Shape12


[1]

Транскрипт https://www.gl5.ru/visotskij-vladimir-gimn-moryu-i-goram.html

Гимн морю и горам


Заказана погода нам Удачею самой, Довольно футов нам под киль обещано, И небо поделилось с океаном синевой — Но вызов брошен, шпаги скрещены.

Не правда ли, морской хмельной невиданный простор Сродни горам в безумье, буйстве, кротости:

Седые гривы волн лежат, как снег на пиках гор, И впадины меж ними словно пропасти!

Служение стихиям не терпит суеты. К двум полюсам ведёт меридиан.

Благословенны вечные хребты! Благословен Великий океан!

Нам сам Великий Случай — брат, Везение — сестра, На всякий случай в меру мы встревожены.

На суше пожелали нам ни пуха ни пера, Созвездья к нам прекрасно расположены.

Мы все вперёдсмотрящие, все начали с азов, И если у кого-то невезение —

Меняем курс, идём на SOS, как там, в горах, на зов, На помощь, прекращая восхождение.

Потери посчитаем мы, когда пройдёт гроза, Не сединой, а солью убелённые,

Скупая океанская огромная слеза Умоет наши лица просветлённые.

Взята вершина — клотики вонзились в небеса! С небес на землю только на мгновение:

Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса — И снова начинаем восхождение.

В. Высоцкий

  1. Укажите, к какой информации относятся строки из текста, обозначив примеры знаком «+» в соответствующем столбце таблицы.


Строки из текста

Основная информация

Детальная информация

А) Седые гривы волн лежат, как снег на пиках гор,

И впадины меж ними словно пропасти!



В) На суше пожелали нам ни пуха ни пера,

Созвездья к нам прекрасно расположены.



С) Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса

И снова начинаем восхождение.



[2]


  1. Определите эмоционально-экспрессивный оттенок строк: Благословенны вечные хребты!

Благословен Великий океан!

А) Восторг В) Ирония

С) Удивление

    1. Разочарование







[1]


  1. Какой подтекст содержится в строке: служение стихиям не терпит суеты.

А) Стихиям нужно служить В) Природа сильнее человека

С) Спешка мешает альпинисту

    1. Стихия требует осмотрительности






[1]


Говорение

  1. Прочитайте один из 2-х текстов и перескажите содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/услышанное с собственным опытом. Включите в пересказ лексику научно-технической, учебно-профессиональной и общественно - политической сфер.

Время подготовки – 2 минуты, время пересказа 2 минуты.

[10]

Текст №1

https://kazpravda.kz/news/turizm-i-puteshestviya/puteshestvie-v-sedle

Первый в Казахстане заповедник, созданный почти сто лет назад, пользуется популярностью не только у отечественных туристов, но и у иностранцев, предпочитающих всем природным красотам мир первозданной природы.

Добраться до Аксу-Жабаглинского государственного природного заповедника не составляет проблем. Чуть больше часа езды из Шымкента по очень хорошей дороге, являющейся частью транспортной магистрали Западная Европа – Западный Китай, и вы практически у цели. После поворота направо, на аул Абайлы, предстоит проехать еще 8 км, любуясь зелеными холмами и скалистыми вершинами заповедника.

Отдел туризма Аксу-Жабаглинского государственного природного заповедника встречает и провожает каждого своего гостя. В Аксу-Жабаглы все маршруты обслуживают исключительно гиды-проводники заповедника. Самостоятельно посещать особо охраняемую территорию запрещено, равно как нельзя этого делать и в сопровождении посторонних лиц. Такие строгие правила здесь существовали всегда, являясь гарантом того, что на заповедной территории не вспыхнет пожар от небрежно брошенной сигареты или непотушенного костра, а то и не начнется стрельба по диким животным, как это порой случается в других заказниках.

Гиды не просто проведут по тропе, но и расскажут много интересного об истории заповедника, его богатом и разнообразном животном и растительном мире, покажут утаенные уголки, где полноправными хозяевами чувствуют себя звери, а отнюдь не люди.

Теперь я понимаю, почему в последнее время особенно популярными стали экскурсии на лошадях, появились даже конные туры, позволяющие очень удачно совмещать релакс- отдых и интересное времяпровождение. И самое главное, все это – верхом на прекрасных лошадях, благодаря которым обычная прогулка превращается в целое увлекательное приключение, а тур по горной тропе в захватывающее путешествие.

Любовь Доброта, Туркестанская область, 20.07.2018 г.

Текст №2 Отрывок из романа

http://loveread.ec/read_book.php?id=187&p=36


Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей

и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…

Как птица, вспугнутая с гнезда, кружила Найман-Ана по сарозскскнм окрестностям. И не знала, как быть, чего ожидать. Теряясь в догадках, она продвигалась объездами по скрытным местам и высмотрела, очень обрадовалась, когда увидела, что те двое жуаньжуаней покинули стадо. Поехали прочь рядком, не оглядываясь. Найман-Ана долго не спускала с них глаз и, когда они скрылись вдали, решила вернуться к сыну. Теперь она во что бы то ни стало хотела увезти его с собой. Какой он ни есть — не его вина, что судьба так обернулась, что из глумились над ним враги, но в рабстве мать его не оставит. С этими мыслями возвращалась Найман-Ана к сыну и все обдумывала, как его убедить, уговорить бежать этой же ночью.

Чтение

Прочитайте текст и выполните задания.

http://www.lib.ru/PROZA/AJTMATOW/aitm_white.txt


А со временем получилось так, что как-то незаметно сдружились Казангап и Едигей с Абуталипом. Умный он был человек. Едигея привлекало в нем то, что Абуталип в своем плачевном положении не был жалок. Держался достойно и понапрасну не сетовал на судьбу. Он не мог не считаться с тем, что есть на свете. Понял, очевидно, человек, что это судьба, выпавшая ему на долю. Жена его Зарипа, должно быть, тоже прониклась этим сознанием. Примирившись внутренне с неизбежностью расплаты, они находили смысл жизни в какой-то необычной чуткости, близости друг другу. Как понял потом Едигей, этим они жили, этим они защищались, взаимно заслоняя друг друга и детей от свирепых ветров времени. Особенно Абуталип. Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети, сыновья,- для него это было все. Каждую свободную минуту Абуталип занимался с ними. Он учил их грамоте, сочинял разные сказки, загадки, устраивал какие-то придуманные им игры. Когда они с женой уходили на работу, детишек поначалу оставляли одних в бараке. Но Укубала не смогла на это спокойно смотреть, стала уводить мальчиков к себе. В доме у них было теплее, и быт у них к тому времени сложился гораздо удобней, чем у новоприезжих. Это-то и сблизило их семьи. Ведь у Едигея в те годы тоже подрастали дети, две девчушки, как раз одногодки с абуталиповскими ребятами.

Зайдя как-то за своими малышами после работы на перегоне, Абуталип предложил:

  • Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек буду учить. Я ведь не от нечего делать вожусь с ребятами с этих пор. Они сдружились, вместе играют. Днем у вас, а по вечерам пусть у нас. А почему я говорю так? Жизнь здесь, на отшибе, конечно, скудная, так тем более надо заниматься с ними. Времена наступают такие, что знания потребуются сызмальства. Теперешний вот такой человечек с ноготок должен знать столько, сколько прежде здоровенный парень. А иначе к образованию и не пробьешься.

И опять же смысл тех стараний Абуталипа Буранный Едигей постиг позднее, когда случилась беда. Тогда он понял, что в положении Абуталипа это было единственное, что он мог предпринять собственными усилиями для своих детей в боранлинских условиях. Он как знал, он спешил дать им от себя как можно больше, он как бы хотел таким образом запечатлеться в их памяти, жить заново в своих детях. Вечерами, когда Абуталип приходил с работы, он и Зарипа устраивали нечто вроде школы-детсада для своих и Едигеевых детей. Дети учились буквам, слогам, играли, рисовали, соревнуясь, у кого лучше получится, слушали книги, которые читали им родители и даже все вместе разучивали разные песенки. Это оказалось настолько интересным занятием, что и сам Едигей стал захаживать и наблюдать, как все это у них здорово выходило. И Укубала забегала частенько вроде как по делу, а в действительности, чтобы взглянуть на своих девочек. Умилялся Буранный Едигей. Душа его умилялась. Вот что значит образованные люди, учителя! Любо смотреть, как они умеют обращаться с детьми, как они сами умеют быть детьми, оставаясь взрослыми. В такие вечера Едигей старался не мешать, тихо сидел в сторонке. А когда приходил, то с порога снимал шапку:

  • Добрый вечер! Вот и пятый ученик ваш заявился в детсад.

И дети привыкли к его посещениям. Дочурки его были счастливы. При отце они очень старались. Едигей с Укубалой поочередно топили им печь, чтобы по вечерам в бараке было теплей и уютней для детворы.

Вот такая семья приютилась в том году на Боранлы-Буранном.

  1. Основная мысль текста:

А) Показать дружбу двух семей

В) Рассказать о силе духа Абуталипа

С) Раскрыть ценности семьи Абуталипа

    1. Показать красоту души Едигея

[1]


  1. Какая детальная информация помогает лучше понять идею отрывка из романа? Выпишите 2 предложения - примера из текста.

Shape13
Shape14


[2]


  1. Сформулируйте 2 вопроса по прочитанному тексту и ответьте на них, используя информацию из текста для подтверждения своей точки зрения.

Shape15
Shape16


[2]


  1. Найдите и выпишите одно предложение, в котором автор показывает Абуталипа как хорошего семьянина.

Shape17
Shape18


[1]


  1. Приведите и запишите два аргумента, подтверждающие почему Абуталип говорит:

«Времена наступают такие, что знания потребуются сызмальства»?

Shape19
Shape20


[2]

  1. На основе текста сделайте вывод о том, каким человеком был Абуталип.

Shape21
Shape22




Письмо

  1. Напишите публицистическую статью-рассуждение с элементами повествования/описания, выбрав одну из тем:

  • Как развивается туризм в нашей области.

  • С чего начинается Родина?

Используйте в работе отглагольные существительные, предложения с обособленными второстепенными членами.

[10]

Схема выставления баллов


Слушание



вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация

1

В тексте говорится об упорстве человека в покорении вершин о храбрости человека, его

преданности любимому делу.

1

Принимаются альтернативные ответы

2

А, В детальная информация,

С основная информация.

2


3

А

1


4

D

1


Итого


5



Говорение


Содержание и грамотность устной речи

Баллы

Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия.

Выражает мнение с последовательным хорошо сформулированным обоснованием. Речь грамотная, без ошибок. Использует разнообразные синтаксические конструкции, языковые средства, в том числе средства художественной выразительности (риторические вопросы, повторы).

5

Точно раскрывает и объясняет сложные идеи и концепты.

Выражает мнение с хорошо сформулированным обоснованием, анализирует и оценивает соответствующую информацию. Незначительные ошибки в речи не затрудняют понимания, использует речевые клише. Использует разнообразные синтаксические конструкции, пытается использовать средства художественной

выразительности.

4

Точно раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Анализирует и оценивает соответствующую информацию удовлетворительно. Допускает ошибки при использовании сложного языка. В

целом, ошибки не затрудняют понимания.

3

Объясняет простые идеи. Пытается анализировать и оценивать

информацию. Допускает очевидные ошибки. Ошибки несколько затрудняют

понимание. Отсутствуют речевые клише, разнообразные синтаксические конструкции, средства художественной выразительности.

2

Выражает очень мало идей; идеи не объяснены или не раскрыты.

Дает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. Очень часто допускает ошибки. Ошибки в речи полностью затрудняют понимание.

1

Чтение



вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная

информация

6

С

1


7

  1. Держался достойно и понапрасну не сетовал на судьбу.

  2. Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек буду учить

2


8

Примерные вопросы и ответы:

Какими словами Ч.Айтматов передает восхищение Едигея и его жены талантом Абуталипа и Зарипы в обучении детей?

Любо смотреть, как они умеют обращаться с детьми, как они сами умеют быть детьми, оставаясь взрослыми.

Что делали дети 2-х семей, когда Абуталип и Зарипа приходили вечером с работы домой?

Дети учились буквам, слогам, играли, рисовали, соревнуясь, у кого лучше получится, слушали книги, которые читали им родители и даже все вместе разучивали разные песенки.

2

Обучающийся может составить и другие вопросы

9

Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети, сыновья,- для него это было все.

1


10

Нужно было восстанавливать разрушенную войной страну. Образованные, квалифицированные кадры требовались везде, так как многие ушли на фронт и не вернулись.

2

За каждый аргумент по одному баллу. Принимаются ответы, раскрывающие

вопрос

11

Абуталип был человеком с чувством собственного достоинства, обладал сильным характером, был образованным человеком, хорошим семьянином, хорошо относился к людям, хотя много в жизни

испытал и пережил.

2


Всего


10


Письмо



Содержание и речь

Балл

Грамотность

Балл

Подробный и очень хорошо проиллюстрированный ответ, который эффективно раскрывает как простые, так и сложные идеи. Текст соответствует публицистическому стилю, типу текста-рассуждения с элементами повествования/описания. В тексте присутствуют раскрытые и связные аргументы.

5

В тексте применяется обширный словарный запас, ярко выраженный стиль письма. Используются предложения с обособленными членами предложения. В предложениях присутствуют отглагольные существительные, причастия. Допускает одну орфографическую и одну пунктуационную ошибку при обособленных второстепенных членах

предложения.

5

Обоснованный ответ, в котором хорошо раскрываются простые и некоторые сложные идеи, которые логически развиваются. Текст соответствует публицистическому стилю, типу текста-рассуждения с элементами повествования/описания.

Продемонстрировано умение

аргументировать и делать заключения.

4

В целом, ответ точен, ошибки не препятствуют передаче информации. Используются предложения с обособленными членами предложения. В предложениях присутствуют отглагольные существительные, причастия. Допускает не более двух орфографических и пунктуационных ошибок при второстепенных членах предложения.

4

Ответ содержит некоторые обоснованные примеры.

Раскрываются простые идеи, но недостаточно приводится примеров. Эссе организовано достаточно хорошо, но аргументы не всегда логически развиты. В тексте не присутствуют элементы повествования.

3

Достаточно ясный ответ, ошибки заметны. Они не препятствуют передаче информации. Используется соответствующий ряд простых грамматических форм и повседневную лексику. Допускает 3/4 орфографические и пунктуационные ошибки.

3

Раскрываются основные идеи, но допускается много упущений и несоответствий. Раскрываются только простые идеи. Текст не соответствует публицистическому стилю, типу текста-рассуждения с элементами повествования/описания. Работа

имеет ограниченную структуру и слабые аргументы.

2

Используются простые предложения и ограниченный словарный запас. Имеются повторы, стиль недостаточно выражен. Неправильное использование основных грамматических форм и ошибки в орфографии, затрудняющие понимание.Допускает 5-7

орфографические и пунктуационные ошибки.

2

Неясный ответ. Структура эссе и раскрытие аргументов на низком уровне. Идеи представляются беспорядочно.

1

Используются только простые предложения и

очень ограниченный словарный запас.

Большинство структур составлено неправильно и не имеет завершённости. Частые ошибки затрудняют понимание. Допускает более 7 орфографических и пунктуационных ошибок.

1



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!