
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Соч 3 четверть 10 кл русский язык и литература
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность СО – 45 минут (без учёта навыка говорения) Слушание-10 минут
Говорение- проверяется отдельно Чтение-10 минут
Письмо-25 минут
Количество баллов – 30
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 12 заданий по 4 навыкам: слушание, чтение, письмо, говорение, включающих вопросы с множественным выбором ответов, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный ответ, используя аргументы, раскрыть тему/вопрос
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел |
Вид речевой деятель ности |
Проверяемая цель |
Кол во зада ний * |
Тип зада ния * |
Описание задания* |
Время на выпол нение |
Общий балл |
Литерату ра и искусство
Тема социаль ного неравен ства в литературе |
Слушание |
10.1.1 Понимать основную, детальную и скрытую информацию сообщения, подтекст, определяя социальные и эмоционально-экспрессивные особенности речи говорящего |
4 |
КО
МВО |
Обучающийся после прослушивания текста выполняет задания на определение основной мысли понимание подтекста, определяет эмоционально-экспрессивные особенности речи, выстраивает правильную последовательность предложений |
5 |
5 |
10.1.3 Определять основную мысль текста, выявляя проблему и возможные пути её решения |
|||||||
Говорение |
10.2.3 Соблюдать речевые нормы, избегая нарушений лексической сочетаемости, использования слов в несвойственном значении |
1 |
РО |
Обучающиеся вступает в полемику, синтезируя различные точки зрения, предлагает пути решения проблемы, соблюдает речевые нормы |
Прове ряется отдель но |
5 |
|
10.2.5 Участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы |
|||||||
Чтение |
10.3.3 Формулировать вопросы по прочитанному тексту и отвечать на них, используя информацию из текста для подтверждения своей точки зрения |
6 |
МВО КО |
Обучающийся отвечает на вопросы и выполняет задания. Задания направлены на формулировку вопроса, анализ текста и выявление уровня владения видами чтения |
15 |
10 |
|
|
10.3.5 Анализировать содержание художественных произведений, определяя роль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли |
|
|
|
|
10 |
|
Письмо |
10.4.5 Писать причинно-следственное эссе |
1 |
РО |
Обучающийся пишет причинно-следственное эссе по одной из тем, используя предложения со сложными синтаксическими конструкциями (не менее 2-3), соблюдает пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях |
25 |
10 |
Исполь зование языковых единиц |
10.4.7 Соблюдать пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях |
||||||
10.5.2 Использовать сложные синтаксические конструкции |
|||||||
Всего: |
12 |
40 |
30 |
Слушание Транскрипт
http://ruslit.traumlibrary.net/book/garshin-izbrannoe/garshin-izbrannoe.html#work003
Художники
Сегодня я чувствую себя так, как будто бы гора свалилась с моих плеч. Счастье было так неожиданно! Долой инженерские погоны, долой инструменты и сметы!
Но не стыдно ли так радоваться смерти бедной тетки только потому, что она оставила наследство, дающее мне возможность бросить службу? Правда, ведь она, умирая, просила меня отдаться вполне моему любимому занятию, и теперь я радуюсь, между прочим, и тому, что исполняю ее горячее желание. Это было вчера… Какую изумленную физиономию сделал наш шеф, когда узнал, что я бросаю службу! А когда я объяснил ему цель, с которою я делаю это, он просто разинул рот.
– Из любви к искусству? Мм!.. Подавайте прошение.
И не сказал больше ничего, повернулся и ушел. Но мне ничего больше и не было нужно. Я свободен, я художник! Не верх ли — это счастья?
Мне захотелось уйти куда-нибудь подальше от людей и от Петербурга; я взял ялик и отправился на взморье. Вода, небо, сверкающий вдали на солнце город, синие леса, окаймляющие берега залива, верхушки мачт на кронштадтском рейде, десятки пролетавших мимо меня пароходов и скользивших парусных кораблей, и лайб – всё показалось мне в новом свете. Все это мое, все это в моей власти, все это я могу схватить, бросить на полотно и поставить перед изумленною силою искусства толпою. Правда, не следовало бы продавать шкуру еще не убитого медведя; ведь пока я – еще не бог знает какой великий художник…
Ялик быстро разрезал гладь воды. Яличник, рослый, здоровый и красивый парень в красной рубахе, без устали работал веслами; он то нагибался вперед, то откидывался назад, сильно подвигая лодку при каждом движении. Солнце закатывалось и так эффектно играло на его лице и на красной рубахе, что мне захотелось набросать его красками. Маленький ящик с холстиками, красками и кистями всегда при мне.
– Перестань грести, посиди минутку смирно, я тебя напишу, – сказал я. Он бросил весла.
– Ты сядь так, будто весла заносишь.
Он взялся за весла, взмахнул ими, как птица крыльями, и так и замер в прекрасной позе. Я быстро набросал карандашом контур и принялся писать. С каким-то особенным радостным чувством я мешал краски. Я знал, что ничто не оторвет меня от них уже всю жизнь.
(Всеволод Гаршин)
Класс 10 « »
Фамилия, имя учащегося --------------------------------------------------
Задания
1. Определите основную мысль текста
А) Рассказать о том, как рисовал художник яличника
В) Показать ощущение счастья от занятия любимым делом С) Показать изумление шефа и его отношение к искусству D) Показать радость художника от полученного наследства
[1]
2. Выпишите 2 слова/выражения, содержащих эмоционально – окрашенные оттенки, которые передают особо приподнятое настроение автора ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
[2]
Какой подтекст содержится в предложении: «Я свободен, я художник!»? А) До этого он в неволе работал инженером.
В) До этого он рисовал то, что его заставляли рисовать.
С) Ему не придется больше заниматься нелюбимым делом. D) Это ирония героя рассказа над собой
[1]
4. Восстановите последовательность событий. 1. Яличник без устали работал вёслами. 2. Всё показалось мне в новом свете.
3. Исполняю волю своей тети.
[1] А) 1,2,3 В) 2,1,3 С) 3,2,1 D) 1,3,2
Чтение
Прочитайте отрывок из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» и ответьте на вопросы. https://ilibrary.ru/text/1202/p.4/index.html
Карандашев. Где же быть мне?
Лариса. Где хотите, только не там, где я. Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше покровительство; ни от кого и никаких других оскорблений мне не было.
Карандашев. Кнуров и Вожеватов мечут жеребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может.
Лариса. Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня! Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
Карандашев. (с жаром). Я беру вас, я ваш хозяин. (Хватает ее за руку.)
Лариса. О, нет! Каждой вещи своя цена есть... Ха, ха.. я слишком, слишком дорога для вас.
Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите, пошлите ко мне Кнурова.
Карандашев. Что вы, что вы, опомнитесь! Лариса. Ну, так я сама пойду.
Карандашев. Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю.
Лариса. (с горькой улыбкой). Вы мне прощаете? Благодарю вас. Только я-то себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы.
Карандашев. Уедемте, уедемте сейчас из этого города, я на все согласен.
Лариса. Поздно. Я вас просила взять меня поскорей из цыганского табора, вы не умели этого сделать; видно, мне жить и умереть в цыганском таборе. Поздно. Теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты.
Карандашев. Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас. Лариса. (с отвращением). Подите, вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня.
Карандашев. Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю. Лариса. Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву.
Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не могу.
Карандашев. (запальчиво). Не моей? Лариса. Никогда!
Карандашев. Так не доставайся ж ты никому!
Какое средство художественной выразительности Ларисы: «На меня смотрели и смотрят, как на забаву»?
А) Градация В) Оксюморон С) Сравнение Д) Метафора
использует А.Островский в словах
[1]
7. Какую роль для понимания идеи произведения «Бесприданница» играет данный отрывок? Дайте развернутый ответ в 2-х предложениях.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
[2]
8. К какому элементу композиции пьесы относится данный отрывок? А) Развязка
В) Завязка
С) Кульминация
D) Развитие действия
[1]
9. Выпишите 2 эпитета из текста, которые помогают нам представить душевное состояние Ларисы. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
[2]
10. Почему Карандашев произносит фразу: «Я беру вас, я ваш хозяин»? Обоснуйте свой ответ. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
[2]
11. Сформулируйте
вопрос
по
тексту
и ответьте
на
него,
используя
информацию
из
текста
для
подтверждения
своей
точки
зрения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
[2]
Письмо
12.Напишите причинно-следственное эссе (объём 200-250 слов), выбрав одну из тем, используя сложные синтаксические конструкции. Соблюдайте пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях.
Почему Лариса говорит о себе: «Я вещь, а не человек!»?
Что явилось причиной и следствием неразделенной любви «маленького человека» в произведении А.Куприна «Гранатовый браслет»?
[10]
Говорение
5.Примите
участие в
полемике, выбрав
одну
из
ситуаций:
В вашем классе после изучения повести Н. В. Гоголя «Шинель» возник спор: «Боль за человека или насмешка над ним?» Два ученика придерживаются разных точек зрения и ведут полемику, соблюдая правила.
Вас попросили подготовиться к заседанию клуба любителей литературы по теме «Редчайший дар высокой любви или слабость «маленького человека»?» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»). Обучающиес в паре ведут полемику, соблюдая правила.
Синтезируйте различные точки зрения и предложите решение проблемы. Соблюдайте речевые нормы, избегая нарушения лексической сочетаемости, речевой недостаточности и/или избыточности, логических ошибок и логику изложения материала. Во время подготовки можно делать записи для использования их в полемике.
[5]
Схема выставления баллов Слушание
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация |
1 |
В |
1 |
|
2 |
Возможный ответ обучающихся: изумленную физиономию сделал, я свободен |
1 |
Учитель может принять похожие ответы. |
3 |
С |
1 |
|
4 |
С |
1 |
|
Всего: |
|
5 |
|
Говорение
Содержание и грамотность устной речи |
Баллы |
Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает мнение с последовательным хорошо сформулированным обоснованием. Надлежащим образом анализирует и оценивает соответствующую информацию. Точен и последователен, но допускает случайные незначительные ошибки. Речь грамотная, без ошибок и использует речевые клише уместно. Использует разнообразные синтаксические конструкции, языковые средства, в том числе средства художественной выразительности (риторические вопросы, повторы). |
5 |
Точно раскрывает и объясняет сложные идеи и концепты. Выражает мнение, в основном, с хорошо сформулированным обоснованием. В целом, соответствующим образом анализирует и оценивает соответствующую информацию. Допускает случайные ошибки при использовании сложного языка. Любые незначительные ошибки в речи не затрудняют понимания, использует речевые клише. Использует разнообразные синтаксические конструкции, пытается использовать средства художественной выразительности. |
4 |
Точно раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Анализирует и оценивает соответствующую информацию удовлетворительно. Допускает ошибки при использовании сложного языка. В целом, ошибки не затрудняют понимания. |
3 |
Объясняет простые идеи. Пытается анализировать и оценивать информацию. Допускает очевидные ошибки даже при использовании простого языка. Ошибки несколько затрудняют понимание. Отсутствуют речевые клише, разнообразные синтаксические конструкции, средства художественной выразительности. |
2 |
Выражает очень мало идей; идеи не объяснены или не раскрыты. Дает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. Очень часто допускает ошибки. Ошибки в речи полностью затрудняют понимание. |
1 |
№ вопро са |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация |
1 |
С |
1 |
|
2 |
Примерный ответ: «В этом отрывке Лариса понимает, что её не любит никто из тех мужчин, которые её окружают. Любви нет, о которой она мечтала, её разыграли, она бесправна, унижена». |
2 |
Возможна и другая формулировка. |
3 |
D |
1 |
|
4 |
«Самое тяжкое оскорбление», «уж если быть вещью, то очень дорогой», «не слыхала теплого, сердечного слова». |
2 |
За каждый эпитет по одному баллу. |
5 |
Примерный ответ: «Он чувствует, понимает, что у Ларисы нет выхода. Называя себя хозяином Ларисы, он торжествует победу над другими соперниками». |
2 |
Возможна и другая формулировка. |
6 |
Примерный вопрос: «Как Карандашев иронизирует над Ларисой?» Ответ: «Он позволяет себе такие слова: «Хороши ваши приятели!»». |
2 |
Присуждается 2 балла за вопрос и ответ с опорой на информацию из текста. |
Всего: |
|
10 |
|
Письмо
Содержание и моделирование письменной речи |
Балл |
Грамотность |
Балл |
Подробный, ясно обоснованный ответ. Эффективно раскрывает как простые, так и сложные идеи. Организация и структура работы на очень высоком уровне с четко описанным введением и заключением. |
5 |
Соответствующее использование сложноподчиненных предложений, причастий, обширного словарного запаса, ярко выраженный стиль письма. Последовательный и ясный ответ с незначительными ошибками. |
5 |
Обоснованный ответ с большим разнообразием примеров и ссылок; хорошо раскрыты простые и некоторые сложные идеи. В целом, статья хорошо организована с логическим развитием идей; демонстрирует умение аргументировать и делать заключения. |
4 |
Хорошее, соответствующее использование ряда грамматических форм; видна попытка использовать разнообразную лексику, стиль хорошо выражен. В целом, ответ точен,ошибки не препятствуют передаче информации. |
4 |
Эссе организовано достаточно хорошо, но аргументы не всегда логически развиты, недостаточно иллюстрировано примерами. Идеи необоснованные. |
3 |
Использует соответствующий ряд простых грамматических форм и повседневную лексику. Достаточно ясный ответ, ошибки заметны, которые не препятствуют передаче информации. |
3 |
Пытается обосновать затронутые пункты, но допускает много упущений и несоответствий; раскрывает только простые идеи. Работа имеет ограниченную структуру и слабые аргументы. |
2 |
Использует простые предложения и ограниченный словарный запас, имеются повторы, стиль недостаточно выражен. Неправильное использование основных грамматических форм и ошибки в орфографии, затрудняющие понимание. |
2 |

