СОЧ за ІІ четверть 10 класс
ФИО обучающегося:----------------------------------------------- 10 «----» класса
Слушание
Прослушайте текст и выполните задания
Задания
-
Укажите цель текста:
А) Обратить внимание на проблему Мирового океана В) Раскрыть роль водорослей в очищении океана С) Рассказать о химическом загрязнении океана
-
Указать на необходимость воспроизводства водных ресурсов
[1]
-
Какую проблему поднимает автор в тексте?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1]
3.Какой один способ (путь) решения проблемы вы можете предложить?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1]
4.Какой приём привлечения внимания использован автором?
____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1]
5.Согласны ли вы с автором в том, что «…синтетические моющие средства не поддаются разложению»? Обоснуйте свой ответ.
_____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1]
Чтение Прочитайте тексты и выполните задания Текст 1
http://bibliogid.ru/krug-chteniya/fantastika/1001-belyaev-a-r-golova-professora-douelya-chelovek-
amfibiya-a
Александр Беляев «был первым отечественным писателем, для кого научная фантастика стала делом жизни» (А.Балабуха). Одна из его статей так и называлась «Создадим советскую научную фантастику». Однако он не просто выкрикнул этот призыв, но с редким усердием и трудолюбием сам принялся за дело.
Результатом его неимоверных усилий стали более двух десятков романов и повестей, множество рассказов, очерков, статей, сценариев и пьес. В основе любого из этих произведений обязательно лежит научная идея, которая в большинстве случаев становится «пружиной и приключенческого сюжета, и человеческой драмы, и социальной борьбы».
Но, по мнению исследователей, «тайна беляевского мастерства не только в поэтическом воплощении научной гипотезы, но и в том, что писатель тонко чувствует её внутреннюю красоту и оттого с такой изящной убедительностью превращает в идею художественную».
Можно ли поддерживать жизнедеятельность человеческой головы, отделённой от тела?
— такова научно-фантастическая идея романа (первоначально — рассказа) «Голова профессора Доуэля».
«Сюжет. Вот над чем он ощущал свою власть», — вспоминал знавший Беляева поэт Всеволод Азаров. «Беляев умело сплетал фабулу, искусно перебивал действие "на самом интересном месте”, владел сотней других приёмов приключенческого мастерства» (А.Балабуха, А.Бритиков). Книги Беляева не читаются, глотаются, уплетаются за обе щёки, так стремительно развивается в них действие, с какой-то поистине кинематографической быстротой.
Текст 2 http://loveread.ec/read_book.php?id=403&p=1
Лоран повернула голову в сторону и вдруг увидала нечто, заставившее её вздрогнуть, как от электрического удара.
На неё смотрела человеческая голова — одна голова без туловища.
Она была прикреплена к квадратной стеклянной доске. Доску поддерживали четыре высокие блестящие металлические ножки. От перерезанных артерий и вен, через отверстия в стекле, шли, соединившись уже попарно, трубки к баллонам. Более толстая трубка выходила из горла и сообщалась с большим цилиндром. Цилиндр и баллоны были снабжены кранами, манометрами, термометрами и неизвестными Лоран приборами.
Голова внимательно и скорбно смотрела на Лоран, мигая веками. Не могло быть сомнения: голова жила, отделённая от тела, самостоятельной и сознательной жизнью.
Несмотря на потрясающее впечатление, Лоран не могла не заметить, что эта голова удивительно похожа на голову недавно умершего известного учёного-хирурга, профессора Доуэля, прославившегося своими опытами оживления органов, вырезанных из свежего трупа. Лоран не раз была на его блестящих публичных лекциях, и ей хорошо запомнился этот высокий лоб, характерный профиль, волнистые, посеребрённые сединой густые русые волосы, голубые глаза… Да, это была голова профессора Доуэля. Только губы и нос его стали тоньше, виски и щёки втянулись, глаза глубже запали в орбиты, и белая кожа приобрела жёлто-тёмный оттенок мумии. Но в глазах была жизнь, была мысль.
Лоран, как зачарованная не могла оторвать взгляда от этих голубых глаз.
Голова беззвучно шевельнула губами.
Это было слишком для нервов Лоран. Она была близка к обмороку. Негр поддержал её
-
вывел из лаборатории.
— Это ужасно, это ужасно… — повторяла Лоран, опустившись в кресло. Профессор Керн молча барабанил пальцами по столу.
— Скажите, неужели это голова?..
— Профессора Доуэля? Да, это его голова. Голова Доуэля, моего умершего уважаемого коллеги, возвращённая мною к жизни. К сожалению, я мог воскресить одну голову. Не всё даётся сразу. Бедный Доуэль страдал неизлечимым пока недугом. Умирая, он завещал своё тело для научных опытов, которые мы вели с ним вместе. «Вся моя жизнь была посвящена науке. Пусть же науке послужит и моя смерть. Я предпочитаю, чтобы в моём трупе копался друг-учёный, а не могильный червь» — вот какое завещание оставил профессор Доуэль. И я получил его тело. Мне удалось не только оживить его сердце, но и воскресить сознание, воскресить «душу», говоря языком толпы. Что же тут ужасного? Люди считали до сих пор ужасной смерть. Разве воскресение из мёртвых не было тысячелетней мечтой человечества?
— Я бы предпочла смерть такому воскресению.
Профессор Керн сделал неопределённый жест рукой.
— Да, оно имеет свои неудобства для воскресшего. Бедному Доуэлю было бы неудобно показаться публике в таком… неполном виде. Вот почему мы обставляем тайной этот опыт.
-
говорю «мы», потому что таково желание самого Доуэля. Притом опыт ещё не доведён до конца.
— А как профессор Доуэль, то есть его голова, выразил это желание? Голова может говорить?
Профессор Керн на мгновение смутился.
— Нет… голова профессора Доуэля не говорит. Но она слышит, понимает и может отвечать мимикой лица…
И чтобы перевести разговор на другую тему, профессор Керн спросил:
— Итак, вы принимаете моё предложение? Отлично. Я жду вас завтра к девяти утра. Но помните: молчание, молчание и молчание.
-
Сравните цели, целевую аудиторию, жанровые и стилистические особенности текстов.
|
|
|
|
1-ый текст |
2-ой текст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель текста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Целевая аудитория |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
Жанр и жанровые особенности |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Стиль |
и |
стилистические |
|
|
|
|
особенности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[4] |
|
8. В чем сходство текстов?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
[2]
-
Укажите основную мысль текста №1.
А) Усердие и трудолюбие писателя
В) Научная идея – основ произведения
С) Идея романа «Голова профессор Доуэля»
D) Причины популярности книг А.Беляева
[1]
-
Укажите основную мысль текста №2.
А) Обустройство, придуманное Керном
В) Впечатления Лорен от увиденного
С) Корыстные замыслы Керна
Д) Влияние Керн на Лорен
[1]
-
Выпишите из текстов не менее 2-х примеров, служащих доказательством жанра произведений.
Текст№1
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст №2.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ [2]
Письмо
12.Напишите творческую работу (описание, повествование) объёмом (200-230 слов), используя знания из других предметных областей (география, биология, экология, физика) по одной из тем.
-
Бережем и приумножаем красоту нашей планеты.
Большинство достижений науки и техники зарождаются в умах писателей-фантастов. Используйте в работе сложные предложения, одно простое предложение с тире. Соблюдайте орфографические нормы (правописание Н и НН в разных частях речи).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (10)
Говорение
-
Создайте устное высказывание (информационная речь или речь - убеждение), выбрав одну из ситуаций. Используйте приёмы привлечения внимания, учитывайте возраст, интересы аудитории, включите в высказывание лексику научно-технической, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер.
-
Представьте, что вас попросили подготовить информационную речь для выступления перед одноклассниками по теме «Развитие науки ведет к прогрессу».
-
Между обучающимися младших классов возник спор о том, какая планета лучше. Выступите перед ними в защиту планеты Земля, убеждая в правильности своей точки зрения.
[10]
Слушание Чтение Письмо Говорени
Схема выставления баллов
Слушание
|
№ |
|
|
Ответ |
|
|
|
Балл |
Дополнительная |
||
|
вопроса |
|
|
|
|
|
|
|
|
информация |
|
|
1 |
D |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
2 |
Экологическая |
проблема. |
Проблема |
1 |
|
|
||||
|
|
очищения океана. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
3 |
Примерные ответы: |
|
|
|
|
1 |
В ответе может |
быть |
||
|
|
Создать комплекс мероприятий, который |
|
свой способ или |
путь |
||||||
|
|
будет |
выполняться |
всеми |
странами |
|
решения проблемы. |
|
|||
|
|
прибрежной зоны. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Усилить |
контроль |
за |
промышленными |
|
|
|
|||
|
|
предприятиями, |
загрязняющими |
Мировой |
|
|
|
||||
|
|
океан. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использовать цифровые |
технологии |
для |
|
|
|
||||
|
|
своевременного |
|
реагирования |
на |
|
|
|
|||
|
|
экологические катастрофы и другие. |
|
|
|
|
|||||
|
4 |
Риторическое восклицание |
|
|
|
1 |
|
|
|||
|
5 |
Синтетические |
моющие |
средства имеют |
1 |
Ученик аргументирует |
|||||
|
|
химическую |
прочность |
синтетических |
|
свой ответ, возможно, |
|||||
|
|
материалов. Они не разлагаются водой, |
|
опираясь на знания по |
|||||||
|
|
бактериями, солнечными лучами. |
|
|
|
другим предметам или |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
изученные тексты |
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение
|
№ |
|
|
|
|
|
Ответ |
|
|
Балл |
Дополнительная |
||
|
вопроса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
информация |
|
7 |
|
Цель 1 –го текста- рассказать о |
4 |
Обучающийся получает |
||||||||
|
|
|
причинах успешности писателя в |
|
4 балла |
||||||||
|
|
|
создании |
романов |
в |
жанре |
|
за сравнение по 4-м |
|||||
|
|
|
научной фантастики. |
|
|
|
пунктам таблицы. |
||||||
|
|
|
Цель 2-го текста- рассказать о |
|
|
||||||||
|
|
|
прозрении, потрясении Лоран от |
|
|
||||||||
|
|
|
увиденного. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Целевая аудитория 1-го текста – |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
филологи, |
любители фантастики |
|
|
|||||||
|
|
|
или творчества Беляева. |
|
|
|
|||||||
|
|
|
Целевая аудитория 2-го текста– |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
читатели,любители научно- |
|
|
||||||||
|
|
|
фантастического жанра. |
|
|
|
|||||||
|
|
|
1 |
текст |
– |
очерк |
о |
писателе |
|
|
|||
|
|
|
А.Беляеве. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
2 текст – роман в жанре научной |
|
|
||||||||
|
|
|
фантастики; |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
1 |
текст |
– |
публицистический |
|
|
|||||
|
|
|
стиль; |
|
информирование |
|
|
||||||
|
|
|
читателя, есть проблема; есть |
|
|
||||||||
|
|
|
смешение |
публицистического и |
|
|
|||||||
|
|
|
разговорного стиля «глотаются, |
|
|
||||||||
|
|
|
уплетаются за обе щёки», |
|
|
||||||||
|
|
|
2 текст –художественный стиль, |
|
|
||||||||
|
|
|
воздействие на читателя, много |
|
|
||||||||
|
|
|
средств выразительности. |
|
|
||||||||
|
8 |
|
Сходство текстов в том, что 1-й |
2 |
Принимаются |
||||||||
|
|
|
текст о |
мастерстве |
писателя |
|
альтернативные ответы. |
||||||
|
|
|
А.Беляева в создании научно- |
|
|
||||||||
|
|
|
фантастических романов, 2-й |
|
|
||||||||
|
|
|
текст – отрывок из произведения |
|
|
||||||||
|
|
|
А.Беляева. Первый текст готовит |
|
|
||||||||
|
|
|
нас к восприятию второго текста. |
|
|
||||||||
|
9 |
|
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
10 |
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
11 |
|
1 текст: …с редким усердием и |
2 |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
трудолюбием… Книги |
Беляева |
|
|
|||||||
|
|
|
не читаются, глотаются. |
|
|
|
|||||||
|
|
|
2 текст: голова жила, отделённая |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
от тела, самостоятельной и |
|
|
||||||||
|
|
|
сознательной |
жизнью; |
голова |
|
|
||||||
|
|
|
Доуэля, |
моего |
умершего |
|
|
||||||
|
|
|
уважаемого |
|
|
|
|
коллеги, |
|
|
|||
|
|
|
возвращённая мною к жизни. |
|
|
||||||||
|
Всего: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
Говорение
|
Баллы |
|
Раскрытие идеи |
|
Грамотность речи |
|||||
|
|
|
|
|||||||
|
5 |
Эффективно раскрывает и объясняет |
Точен и последователен, но допускает |
|||||||
|
|
сложные идеи и понятия. Выражает |
случайные незначительные ошибки. |
|||||||
|
|
мнение |
с последовательным хорошо |
Речь грамотная, без ошибок и использует |
||||||
|
|
сформулированным обоснованием. |
речевые клише уместно. Использует |
|||||||
|
|
Надлежащим образом анализирует и |
лексику научно-технической сферы. |
|||||||
|
|
оценивает соответствующую |
|
|
|
|
||||
|
|
информацию. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
4 |
Точно |
раскрывает |
и |
объясняет |
Допускает |
случайные |
ошибки при |
||
|
|
сложные идеи и концепты. |
|
использовании сложного языка. Любые |
||||||
|
|
Выражает мнение, в основном, с |
незначительные ошибки в речи не |
|||||||
|
|
хорошо |
|
сформулированным |
затрудняют |
понимания, |
использует |
|||
|
|
обоснованием. |
|
|
речевые клише. |
|
||||
|
|
В целом, соответствующим образом |
Использует лексику научно-технической |
|||||||
|
|
анализирует |
и |
|
оценивает |
сферы |
|
|
||
|
|
соответствующую информацию. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
3 |
Точно |
раскрывает |
и |
объясняет |
Допускает |
ошибки при |
использовании |
||
|
|
простые идеи. Выражает мнение с |
сложного языка.В целом, ошибки не |
|||||||
|
|
некоторым |
|
обоснованием. |
затрудняют |
понимания. |
Затрудняется |
|||
|
|
Анализирует |
и |
|
оценивает |
использовать слова научно-технической |
||||
|
|
соответствующую |
информацию |
сферы. |
|
|
||||
|
|
удовлетворительно. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||||||
|
2 |
Объясняет простые идеи; |
|
Допускает очевидные ошибки даже при |
||||||
|
|
ограниченное раскрытие идей. |
использовании простого языка. |
|||||||
|
|
Выражает |
мнение |
с |
небольшим |
Отсутствуют речевые клише и научно- |
||||
|
|
количеством |
обоснования |
или без |
техническая лексика. |
|
||||
|
|
него. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
1 |
Выражает очень мало идей; идеи не |
Очень часто допускает ошибки. Ошибки |
|||||||
|
|
объяснены или не раскрыты. |
в |
речи |
полностью |
затрудняют |
||||
|
|
Дает только основную информацию. |
понимание. |
|
|
|||||
|
|
Чаще всего информация неуместна. |
|
|
|
|
||||
|
Содержание и речь |
|
|
|
Балл |
Грамотность |
|
|
|
|
|
Балл |
||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
В работе использованы знания из |
5 |
Последовательный и ясный ответ с |
5 |
||||||||||||
|
других |
предметных |
областей. |
|
незначительными |
|
ошибками. |
|
||||||||
|
Эффективно раскрыты как |
|
|
Использование |
|
|
обширного |
|
||||||||
|
простые, так и сложные идеи. |
|
словарного |
запаса, |
|
ярко |
|
|||||||||
|
Организация и структура работы на |
|
выраженного стиля письма. В |
|
||||||||||||
|
очень высоком уровне с четко |
|
тексте |
применяются |
сложные |
|
||||||||||
|
описанным |
введением |
и |
|
предложения |
|
и |
|
простое |
|
||||||
|
заключением |
|
|
|
|
|
предложение с тире. Не допускает |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ошибки орфографические ошибки |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в правописании Н и НН в разных |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
частях |
речи, |
|
пунктуационные |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ошибки в сложных предложениях |
|
||||||
|
Обоснованный ответ, в котором |
4 |
Видна |
попыткаиспользовать |
4 |
|||||||||||
|
хорошо |
раскрыты |
|
простыеи |
|
разнообразную |
|
лексику, |
|
стиль |
|
|||||
|
некоторые |
|
сложные |
идеи, |
|
хорошо выражен. В целом, ответ |
|
|||||||||
|
использованы |
знания |
из |
других |
|
точен, ошибки не препятствуют |
|
|||||||||
|
предметных областей. |
|
|
|
передаче информации. |
Использует |
|
|||||||||
|
В |
целом, |
статья |
хорошо |
|
сложные |
предложения |
и |
простое |
|
||||||
|
организована |
с |
|
логическим |
|
предложение с тире. Допускает не |
|
|||||||||
|
развитием |
идей; |
демонстрирует |
|
более |
2-ух |
орфографических |
|
||||||||
|
умение аргументировать и |
делать |
|
ошибок в правописании Н и НН в |
|
|||||||||||
|
заключения |
|
|
|
|
|
разных |
частях |
речи |
|
2-ух |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пунктуационных |
ошибок |
в |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложных предложениях |
|
|
|
|
|||
|
Ответ содержит некоторые примеры, |
3 |
Использует сложные предложения, |
3 |
||||||||||||
|
но |
не |
всегда |
обоснованные |
|
простое предложения с тире. |
|
|||||||||
|
раскрывает простые идеи, но иногда |
|
Допускает |
|
более |
|
|
2-ух |
|
|||||||
|
недостаточно |
|
иллюстрирует |
|
орфографические |
ошибок |
в |
|
||||||||
|
примерами из предметных областей. |
|
правописании Н и НН в разных |
|
||||||||||||
|
Эссе |
организовано |
|
достаточно |
|
частях речи, 2 пунктуационные |
|
|||||||||
|
хорошо, но аргументы не всегда |
|
ошибки в сложных предложениях. |
|
||||||||||||
|
логически развиты |
|
|
|
|
Ошибки не препятствуют передаче |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
информации |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пытается обосновать затронутые |
2 |
Использует простые предложения |
2 |
||||||||||||
|
пункты,нодопускаетмного |
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
упущений |
и |
несоответствий; |
|
ограниченный |
словарный |
запас; |
|
||||||||
|
раскрывает только простые идеи. |
|
имеются |
повторы, |
|
|
стиль |
|
||||||||
|
Работа |
имеет |
ограниченную |
|
недостаточно выражен. |
|
|
|
|
|||||||
|
структуру и слабые аргументы. Не |
|
Неправильное |
|
использование |
|
||||||||||
|
использует |
знания |
|
из |
других |
|
основных грамматических форм и |
|
||||||||
|
предметных областей. |
|
|
|
ошибки |
в |
|
орфографии, |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
затрудняющие |
|
|
понимание. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Допускает |
|
более |
|
5 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
орфографических |
ошибок |
и |
трех |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пунктуационных ошибок |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неясный ответ, ограниченные |
1 |
Использует |
только |
|
простые |
1 |
|
примеры и ссылки в соответствии |
|
предложения |
и |
|
очень |
|
|
с темой; недостаточно попыток |
|
ограниченный |
словарный запас. |
|
||
|
ответить на вопрос. |
|
Большинство структур составлено |
|
|||
|
Структура эссе и раскрытие |
|
неправильно |
и |
не |
имеет |
|
|
аргументов на низком уровне; |
|
завершённости. |
Частые |
ошибки |
|
|
|
идеи представлены беспорядочно |
|
затрудняют понимание |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Транскрипт СОЧ № 2 10 классhttp://www.prinas.org/node/176
Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, — это огромный водный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 килограмм или 1,4 миллиарда кубических километров. Вода океана — это 97 % всей воды на планете. Являясь крупнейшим поставщиком пищевых продуктов, Мировой океан дает, по различным оценкам, от 1/6 до ¼ всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океан и, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль поддержания жизни ни Земле. Ведь около 70 % кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном (фитопланктоном)! Сине-зеленые водоросли, обитающие в Мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающем воду в процессе ее кругооборота. Он принимает загрязненные речные и дождевые воды и путем испарения возвращает влагу на континент в виде чистых атмосферных осадков.
Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.
Химическое загрязнение представляет собой изменения естественных химических свойств воды за счет увеличения содержания в ней вредных примесей неорганической (минеральные соли, кислоты, щелочи, глинистые частицы), и органической природы (нефть и нефтепродукты, органические остатки, поверхностно- активные вещества, пестициды и тому подобное). Источники и вещества, загрязняющие Мировой океан, многочисленны: от ртути до неподдающихся разложению синтетических моющих средств, часто образующих в реках толстый слой пены.
Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном вовлечении их в хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов, предотвращение вероятных новых загрязнений возможно лишь при проведении комплекса мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного водоснабжения и малоотходных технологий.
Транскрипт СОЧ № 2 10 классhttp://www.prinas.org/node/176
Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, — это огромный водный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 килограмм или 1,4 миллиарда кубических километров. Вода океана — это 97 % всей воды на планете. Являясь крупнейшим поставщиком пищевых продуктов, Мировой океан дает, по различным оценкам, от 1/6 до ¼ всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океан и, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль поддержания жизни ни Земле. Ведь около 70 % кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном (фитопланктоном)! Сине-зеленые водоросли, обитающие в Мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающем воду в процессе ее кругооборота. Он принимает загрязненные речные и дождевые воды и путем испарения возвращает влагу на континент в виде чистых атмосферных осадков.
Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.
Химическое загрязнение представляет собой изменения естественных химических свойств воды за счет увеличения содержания в ней вредных примесей неорганической (минеральные соли, кислоты, щелочи, глинистые частицы), и органической природы (нефть и нефтепродукты, органические остатки, поверхностно- активные вещества, пестициды и тому подобное). Источники и вещества, загрязняющие Мировой океан, многочисленны: от ртути до неподдающихся разложению синтетических моющих средств, часто образующих в реках толстый слой пены.
Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном вовлечении их в хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов, предотвращение вероятных новых загрязнений возможно лишь при проведении комплекса мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного водоснабжения и малоотходных технологий.
Бережем и приумножаем красоту нашей планеты
Все мы дети Земли, здесь мы рождаемся и здесь умираем. Наша планета - это огромный мир, который кормит нас, дает нам дом. Мы пользуемся ее природными ресурсами. Уголь, газ, нефть, полезные минералы, древесина, вода, всего не перечислить. Все это дает нам планета и ничего не просит взамен.
Человечество тысячи лет считает планету своим домом, изучает ее, но не только. С каждым годом численность населения растет, с его ростом растут и потребности. А значит растут фабрики, заводы, предприятия. Ресурсов нужно все больше, нам все больше нужны поля, где мы выращиваем продукты, мы все больше выращиваем скот, при это продолжая истреблять диких животных. Существуют виды животных, которые еще буквально сто лет назад были широко распространены, а сейчас помещены в Красную книгу и охраняются государствами. Чаще всего эти животные обладают ценным мехом, или их бивни, рога итд используются для изготовления роскошных предметов быта.
Современный человек вполне может обойтись без убийства животных, он может выбирать из очень широкого ассортимента продуктов питания, которые насытят его тело без использования животного белка. К этому мнению нас призывают все вегетарианцы.
Также человек разработали производит огромное количество различных синтетических материалов, из которых шьется одежда, изготавливается обувь. Поэтому уже нет надобности убивать животных ради меха и кожи. Сейчас популяризируется такая модель поведения через СМИ и различных селебрити, мир движется в данном направлении, что радует.
Однако у синтетических материалов есть и минус, огромный мусорный след. Мы загрязняем планету пластиком куда быстрее, чем заводы и фабрики. Чтобы уменьшить наше влияние каждый человек должен встать на путь осознанного потребления, уменьшения количества производимых им отходов и возвращению к бумаге и дереву, вместо пластика.
Красота планеты
заключается в ее экологическом здоровье. Проблемы экологии
приобретают глобальный масштаб. Они касаются как и всего мирового
сообщества, и каждого конкретного государство, и жителей планеты в
частности.
В глобальном масштабе, забота об
экологическом здоровье и красоте планеты сводится к созданию
зелёных технологий, программ охраны окружающей среде и другим
инструментам, ориентированных на решение экологических
проблем.
Каждый человек в отдельности также должен и
может беречь и приумножать красотку планеты: выбрасывать за собой
мусор, соблюдать экологические нормы, не загрязнять водоемы и
т.д.
Таким образом, красота и здоровье планеты
зависит от всех людей, живущих на
ней.
Красота нашей планеты - это все ! Красивые дома , деревья с шикарной листвой , идеально чистые улицы , города , поселки и т.д. - вот это все красота нашей планеты. Но как мы знаем не все так как хотелось бы. На улицах воляется мусор, на домах рисуют графети. Нам нужно беречь красоту нашей планеты. Для этого , мы должны приумножеть красоту планеты таким образом, что бы все было идеально. Мы не должны кидать мусор на землю, мы не должны рвать ветки с деревьев, ломать красивые архитектурные предметы , которые украшают нашу планету. Мы обязаны следить за нашей планетой !
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
СОЧ за 2 четверть 10 класс
СОЧ за 2 четверть 10 класс
СОЧ за ІІ четверть 10 класс
ФИО обучающегося:----------------------------------------------- 10 «----» класса
Слушание
Прослушайте текст и выполните задания
Задания
-
Укажите цель текста:
А) Обратить внимание на проблему Мирового океана В) Раскрыть роль водорослей в очищении океана С) Рассказать о химическом загрязнении океана
-
Указать на необходимость воспроизводства водных ресурсов
[1]
-
Какую проблему поднимает автор в тексте?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1]
3.Какой один способ (путь) решения проблемы вы можете предложить?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1]
4.Какой приём привлечения внимания использован автором?
____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1]
5.Согласны ли вы с автором в том, что «…синтетические моющие средства не поддаются разложению»? Обоснуйте свой ответ.
_____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1]
Чтение Прочитайте тексты и выполните задания Текст 1
http://bibliogid.ru/krug-chteniya/fantastika/1001-belyaev-a-r-golova-professora-douelya-chelovek-
amfibiya-a
Александр Беляев «был первым отечественным писателем, для кого научная фантастика стала делом жизни» (А.Балабуха). Одна из его статей так и называлась «Создадим советскую научную фантастику». Однако он не просто выкрикнул этот призыв, но с редким усердием и трудолюбием сам принялся за дело.
Результатом его неимоверных усилий стали более двух десятков романов и повестей, множество рассказов, очерков, статей, сценариев и пьес. В основе любого из этих произведений обязательно лежит научная идея, которая в большинстве случаев становится «пружиной и приключенческого сюжета, и человеческой драмы, и социальной борьбы».
Но, по мнению исследователей, «тайна беляевского мастерства не только в поэтическом воплощении научной гипотезы, но и в том, что писатель тонко чувствует её внутреннюю красоту и оттого с такой изящной убедительностью превращает в идею художественную».
Можно ли поддерживать жизнедеятельность человеческой головы, отделённой от тела?
— такова научно-фантастическая идея романа (первоначально — рассказа) «Голова профессора Доуэля».
«Сюжет. Вот над чем он ощущал свою власть», — вспоминал знавший Беляева поэт Всеволод Азаров. «Беляев умело сплетал фабулу, искусно перебивал действие "на самом интересном месте”, владел сотней других приёмов приключенческого мастерства» (А.Балабуха, А.Бритиков). Книги Беляева не читаются, глотаются, уплетаются за обе щёки, так стремительно развивается в них действие, с какой-то поистине кинематографической быстротой.
Текст 2 http://loveread.ec/read_book.php?id=403&p=1
Лоран повернула голову в сторону и вдруг увидала нечто, заставившее её вздрогнуть, как от электрического удара.
На неё смотрела человеческая голова — одна голова без туловища.
Она была прикреплена к квадратной стеклянной доске. Доску поддерживали четыре высокие блестящие металлические ножки. От перерезанных артерий и вен, через отверстия в стекле, шли, соединившись уже попарно, трубки к баллонам. Более толстая трубка выходила из горла и сообщалась с большим цилиндром. Цилиндр и баллоны были снабжены кранами, манометрами, термометрами и неизвестными Лоран приборами.
Голова внимательно и скорбно смотрела на Лоран, мигая веками. Не могло быть сомнения: голова жила, отделённая от тела, самостоятельной и сознательной жизнью.
Несмотря на потрясающее впечатление, Лоран не могла не заметить, что эта голова удивительно похожа на голову недавно умершего известного учёного-хирурга, профессора Доуэля, прославившегося своими опытами оживления органов, вырезанных из свежего трупа. Лоран не раз была на его блестящих публичных лекциях, и ей хорошо запомнился этот высокий лоб, характерный профиль, волнистые, посеребрённые сединой густые русые волосы, голубые глаза… Да, это была голова профессора Доуэля. Только губы и нос его стали тоньше, виски и щёки втянулись, глаза глубже запали в орбиты, и белая кожа приобрела жёлто-тёмный оттенок мумии. Но в глазах была жизнь, была мысль.
Лоран, как зачарованная не могла оторвать взгляда от этих голубых глаз.
Голова беззвучно шевельнула губами.
Это было слишком для нервов Лоран. Она была близка к обмороку. Негр поддержал её
-
вывел из лаборатории.
— Это ужасно, это ужасно… — повторяла Лоран, опустившись в кресло. Профессор Керн молча барабанил пальцами по столу.
— Скажите, неужели это голова?..
— Профессора Доуэля? Да, это его голова. Голова Доуэля, моего умершего уважаемого коллеги, возвращённая мною к жизни. К сожалению, я мог воскресить одну голову. Не всё даётся сразу. Бедный Доуэль страдал неизлечимым пока недугом. Умирая, он завещал своё тело для научных опытов, которые мы вели с ним вместе. «Вся моя жизнь была посвящена науке. Пусть же науке послужит и моя смерть. Я предпочитаю, чтобы в моём трупе копался друг-учёный, а не могильный червь» — вот какое завещание оставил профессор Доуэль. И я получил его тело. Мне удалось не только оживить его сердце, но и воскресить сознание, воскресить «душу», говоря языком толпы. Что же тут ужасного? Люди считали до сих пор ужасной смерть. Разве воскресение из мёртвых не было тысячелетней мечтой человечества?
— Я бы предпочла смерть такому воскресению.
Профессор Керн сделал неопределённый жест рукой.
— Да, оно имеет свои неудобства для воскресшего. Бедному Доуэлю было бы неудобно показаться публике в таком… неполном виде. Вот почему мы обставляем тайной этот опыт.
-
говорю «мы», потому что таково желание самого Доуэля. Притом опыт ещё не доведён до конца.
— А как профессор Доуэль, то есть его голова, выразил это желание? Голова может говорить?
Профессор Керн на мгновение смутился.
— Нет… голова профессора Доуэля не говорит. Но она слышит, понимает и может отвечать мимикой лица…
И чтобы перевести разговор на другую тему, профессор Керн спросил:
— Итак, вы принимаете моё предложение? Отлично. Я жду вас завтра к девяти утра. Но помните: молчание, молчание и молчание.
-
Сравните цели, целевую аудиторию, жанровые и стилистические особенности текстов.
|
|
|
|
1-ый текст |
2-ой текст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель текста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Целевая аудитория |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
Жанр и жанровые особенности |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Стиль |
и |
стилистические |
|
|
|
|
особенности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[4] |
|
8. В чем сходство текстов?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
[2]
-
Укажите основную мысль текста №1.
А) Усердие и трудолюбие писателя
В) Научная идея – основ произведения
С) Идея романа «Голова профессор Доуэля»
D) Причины популярности книг А.Беляева
[1]
-
Укажите основную мысль текста №2.
А) Обустройство, придуманное Керном
В) Впечатления Лорен от увиденного
С) Корыстные замыслы Керна
Д) Влияние Керн на Лорен
[1]
-
Выпишите из текстов не менее 2-х примеров, служащих доказательством жанра произведений.
Текст№1
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст №2.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ [2]
Письмо
12.Напишите творческую работу (описание, повествование) объёмом (200-230 слов), используя знания из других предметных областей (география, биология, экология, физика) по одной из тем.
-
Бережем и приумножаем красоту нашей планеты.
Большинство достижений науки и техники зарождаются в умах писателей-фантастов. Используйте в работе сложные предложения, одно простое предложение с тире. Соблюдайте орфографические нормы (правописание Н и НН в разных частях речи).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (10)
Говорение
-
Создайте устное высказывание (информационная речь или речь - убеждение), выбрав одну из ситуаций. Используйте приёмы привлечения внимания, учитывайте возраст, интересы аудитории, включите в высказывание лексику научно-технической, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер.
-
Представьте, что вас попросили подготовить информационную речь для выступления перед одноклассниками по теме «Развитие науки ведет к прогрессу».
-
Между обучающимися младших классов возник спор о том, какая планета лучше. Выступите перед ними в защиту планеты Земля, убеждая в правильности своей точки зрения.
[10]
Слушание Чтение Письмо Говорени
Схема выставления баллов
Слушание
|
№ |
|
|
Ответ |
|
|
|
Балл |
Дополнительная |
||
|
вопроса |
|
|
|
|
|
|
|
|
информация |
|
|
1 |
D |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
2 |
Экологическая |
проблема. |
Проблема |
1 |
|
|
||||
|
|
очищения океана. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
3 |
Примерные ответы: |
|
|
|
|
1 |
В ответе может |
быть |
||
|
|
Создать комплекс мероприятий, который |
|
свой способ или |
путь |
||||||
|
|
будет |
выполняться |
всеми |
странами |
|
решения проблемы. |
|
|||
|
|
прибрежной зоны. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Усилить |
контроль |
за |
промышленными |
|
|
|
|||
|
|
предприятиями, |
загрязняющими |
Мировой |
|
|
|
||||
|
|
океан. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использовать цифровые |
технологии |
для |
|
|
|
||||
|
|
своевременного |
|
реагирования |
на |
|
|
|
|||
|
|
экологические катастрофы и другие. |
|
|
|
|
|||||
|
4 |
Риторическое восклицание |
|
|
|
1 |
|
|
|||
|
5 |
Синтетические |
моющие |
средства имеют |
1 |
Ученик аргументирует |
|||||
|
|
химическую |
прочность |
синтетических |
|
свой ответ, возможно, |
|||||
|
|
материалов. Они не разлагаются водой, |
|
опираясь на знания по |
|||||||
|
|
бактериями, солнечными лучами. |
|
|
|
другим предметам или |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
изученные тексты |
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение
|
№ |
|
|
|
|
|
Ответ |
|
|
Балл |
Дополнительная |
||
|
вопроса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
информация |
|
7 |
|
Цель 1 –го текста- рассказать о |
4 |
Обучающийся получает |
||||||||
|
|
|
причинах успешности писателя в |
|
4 балла |
||||||||
|
|
|
создании |
романов |
в |
жанре |
|
за сравнение по 4-м |
|||||
|
|
|
научной фантастики. |
|
|
|
пунктам таблицы. |
||||||
|
|
|
Цель 2-го текста- рассказать о |
|
|
||||||||
|
|
|
прозрении, потрясении Лоран от |
|
|
||||||||
|
|
|
увиденного. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Целевая аудитория 1-го текста – |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
филологи, |
любители фантастики |
|
|
|||||||
|
|
|
или творчества Беляева. |
|
|
|
|||||||
|
|
|
Целевая аудитория 2-го текста– |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
читатели,любители научно- |
|
|
||||||||
|
|
|
фантастического жанра. |
|
|
|
|||||||
|
|
|
1 |
текст |
– |
очерк |
о |
писателе |
|
|
|||
|
|
|
А.Беляеве. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
2 текст – роман в жанре научной |
|
|
||||||||
|
|
|
фантастики; |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
1 |
текст |
– |
публицистический |
|
|
|||||
|
|
|
стиль; |
|
информирование |
|
|
||||||
|
|
|
читателя, есть проблема; есть |
|
|
||||||||
|
|
|
смешение |
публицистического и |
|
|
|||||||
|
|
|
разговорного стиля «глотаются, |
|
|
||||||||
|
|
|
уплетаются за обе щёки», |
|
|
||||||||
|
|
|
2 текст –художественный стиль, |
|
|
||||||||
|
|
|
воздействие на читателя, много |
|
|
||||||||
|
|
|
средств выразительности. |
|
|
||||||||
|
8 |
|
Сходство текстов в том, что 1-й |
2 |
Принимаются |
||||||||
|
|
|
текст о |
мастерстве |
писателя |
|
альтернативные ответы. |
||||||
|
|
|
А.Беляева в создании научно- |
|
|
||||||||
|
|
|
фантастических романов, 2-й |
|
|
||||||||
|
|
|
текст – отрывок из произведения |
|
|
||||||||
|
|
|
А.Беляева. Первый текст готовит |
|
|
||||||||
|
|
|
нас к восприятию второго текста. |
|
|
||||||||
|
9 |
|
D |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
10 |
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
11 |
|
1 текст: …с редким усердием и |
2 |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
трудолюбием… Книги |
Беляева |
|
|
|||||||
|
|
|
не читаются, глотаются. |
|
|
|
|||||||
|
|
|
2 текст: голова жила, отделённая |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
от тела, самостоятельной и |
|
|
||||||||
|
|
|
сознательной |
жизнью; |
голова |
|
|
||||||
|
|
|
Доуэля, |
моего |
умершего |
|
|
||||||
|
|
|
уважаемого |
|
|
|
|
коллеги, |
|
|
|||
|
|
|
возвращённая мною к жизни. |
|
|
||||||||
|
Всего: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
Говорение
|
Баллы |
|
Раскрытие идеи |
|
Грамотность речи |
|||||
|
|
|
|
|||||||
|
5 |
Эффективно раскрывает и объясняет |
Точен и последователен, но допускает |
|||||||
|
|
сложные идеи и понятия. Выражает |
случайные незначительные ошибки. |
|||||||
|
|
мнение |
с последовательным хорошо |
Речь грамотная, без ошибок и использует |
||||||
|
|
сформулированным обоснованием. |
речевые клише уместно. Использует |
|||||||
|
|
Надлежащим образом анализирует и |
лексику научно-технической сферы. |
|||||||
|
|
оценивает соответствующую |
|
|
|
|
||||
|
|
информацию. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
4 |
Точно |
раскрывает |
и |
объясняет |
Допускает |
случайные |
ошибки при |
||
|
|
сложные идеи и концепты. |
|
использовании сложного языка. Любые |
||||||
|
|
Выражает мнение, в основном, с |
незначительные ошибки в речи не |
|||||||
|
|
хорошо |
|
сформулированным |
затрудняют |
понимания, |
использует |
|||
|
|
обоснованием. |
|
|
речевые клише. |
|
||||
|
|
В целом, соответствующим образом |
Использует лексику научно-технической |
|||||||
|
|
анализирует |
и |
|
оценивает |
сферы |
|
|
||
|
|
соответствующую информацию. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
3 |
Точно |
раскрывает |
и |
объясняет |
Допускает |
ошибки при |
использовании |
||
|
|
простые идеи. Выражает мнение с |
сложного языка.В целом, ошибки не |
|||||||
|
|
некоторым |
|
обоснованием. |
затрудняют |
понимания. |
Затрудняется |
|||
|
|
Анализирует |
и |
|
оценивает |
использовать слова научно-технической |
||||
|
|
соответствующую |
информацию |
сферы. |
|
|
||||
|
|
удовлетворительно. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||||||
|
2 |
Объясняет простые идеи; |
|
Допускает очевидные ошибки даже при |
||||||
|
|
ограниченное раскрытие идей. |
использовании простого языка. |
|||||||
|
|
Выражает |
мнение |
с |
небольшим |
Отсутствуют речевые клише и научно- |
||||
|
|
количеством |
обоснования |
или без |
техническая лексика. |
|
||||
|
|
него. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
1 |
Выражает очень мало идей; идеи не |
Очень часто допускает ошибки. Ошибки |
|||||||
|
|
объяснены или не раскрыты. |
в |
речи |
полностью |
затрудняют |
||||
|
|
Дает только основную информацию. |
понимание. |
|
|
|||||
|
|
Чаще всего информация неуместна. |
|
|
|
|
||||
|
Содержание и речь |
|
|
|
Балл |
Грамотность |
|
|
|
|
|
Балл |
||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
В работе использованы знания из |
5 |
Последовательный и ясный ответ с |
5 |
||||||||||||
|
других |
предметных |
областей. |
|
незначительными |
|
ошибками. |
|
||||||||
|
Эффективно раскрыты как |
|
|
Использование |
|
|
обширного |
|
||||||||
|
простые, так и сложные идеи. |
|
словарного |
запаса, |
|
ярко |
|
|||||||||
|
Организация и структура работы на |
|
выраженного стиля письма. В |
|
||||||||||||
|
очень высоком уровне с четко |
|
тексте |
применяются |
сложные |
|
||||||||||
|
описанным |
введением |
и |
|
предложения |
|
и |
|
простое |
|
||||||
|
заключением |
|
|
|
|
|
предложение с тире. Не допускает |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ошибки орфографические ошибки |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в правописании Н и НН в разных |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
частях |
речи, |
|
пунктуационные |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ошибки в сложных предложениях |
|
||||||
|
Обоснованный ответ, в котором |
4 |
Видна |
попыткаиспользовать |
4 |
|||||||||||
|
хорошо |
раскрыты |
|
простыеи |
|
разнообразную |
|
лексику, |
|
стиль |
|
|||||
|
некоторые |
|
сложные |
идеи, |
|
хорошо выражен. В целом, ответ |
|
|||||||||
|
использованы |
знания |
из |
других |
|
точен, ошибки не препятствуют |
|
|||||||||
|
предметных областей. |
|
|
|
передаче информации. |
Использует |
|
|||||||||
|
В |
целом, |
статья |
хорошо |
|
сложные |
предложения |
и |
простое |
|
||||||
|
организована |
с |
|
логическим |
|
предложение с тире. Допускает не |
|
|||||||||
|
развитием |
идей; |
демонстрирует |
|
более |
2-ух |
орфографических |
|
||||||||
|
умение аргументировать и |
делать |
|
ошибок в правописании Н и НН в |
|
|||||||||||
|
заключения |
|
|
|
|
|
разных |
частях |
речи |
|
2-ух |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пунктуационных |
ошибок |
в |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложных предложениях |
|
|
|
|
|||
|
Ответ содержит некоторые примеры, |
3 |
Использует сложные предложения, |
3 |
||||||||||||
|
но |
не |
всегда |
обоснованные |
|
простое предложения с тире. |
|
|||||||||
|
раскрывает простые идеи, но иногда |
|
Допускает |
|
более |
|
|
2-ух |
|
|||||||
|
недостаточно |
|
иллюстрирует |
|
орфографические |
ошибок |
в |
|
||||||||
|
примерами из предметных областей. |
|
правописании Н и НН в разных |
|
||||||||||||
|
Эссе |
организовано |
|
достаточно |
|
частях речи, 2 пунктуационные |
|
|||||||||
|
хорошо, но аргументы не всегда |
|
ошибки в сложных предложениях. |
|
||||||||||||
|
логически развиты |
|
|
|
|
Ошибки не препятствуют передаче |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
информации |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пытается обосновать затронутые |
2 |
Использует простые предложения |
2 |
||||||||||||
|
пункты,нодопускаетмного |
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
упущений |
и |
несоответствий; |
|
ограниченный |
словарный |
запас; |
|
||||||||
|
раскрывает только простые идеи. |
|
имеются |
повторы, |
|
|
стиль |
|
||||||||
|
Работа |
имеет |
ограниченную |
|
недостаточно выражен. |
|
|
|
|
|||||||
|
структуру и слабые аргументы. Не |
|
Неправильное |
|
использование |
|
||||||||||
|
использует |
знания |
|
из |
других |
|
основных грамматических форм и |
|
||||||||
|
предметных областей. |
|
|
|
ошибки |
в |
|
орфографии, |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
затрудняющие |
|
|
понимание. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Допускает |
|
более |
|
5 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
орфографических |
ошибок |
и |
трех |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пунктуационных ошибок |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неясный ответ, ограниченные |
1 |
Использует |
только |
|
простые |
1 |
|
примеры и ссылки в соответствии |
|
предложения |
и |
|
очень |
|
|
с темой; недостаточно попыток |
|
ограниченный |
словарный запас. |
|
||
|
ответить на вопрос. |
|
Большинство структур составлено |
|
|||
|
Структура эссе и раскрытие |
|
неправильно |
и |
не |
имеет |
|
|
аргументов на низком уровне; |
|
завершённости. |
Частые |
ошибки |
|
|
|
идеи представлены беспорядочно |
|
затрудняют понимание |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Транскрипт СОЧ № 2 10 классhttp://www.prinas.org/node/176
Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, — это огромный водный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 килограмм или 1,4 миллиарда кубических километров. Вода океана — это 97 % всей воды на планете. Являясь крупнейшим поставщиком пищевых продуктов, Мировой океан дает, по различным оценкам, от 1/6 до ¼ всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океан и, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль поддержания жизни ни Земле. Ведь около 70 % кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном (фитопланктоном)! Сине-зеленые водоросли, обитающие в Мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающем воду в процессе ее кругооборота. Он принимает загрязненные речные и дождевые воды и путем испарения возвращает влагу на континент в виде чистых атмосферных осадков.
Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.
Химическое загрязнение представляет собой изменения естественных химических свойств воды за счет увеличения содержания в ней вредных примесей неорганической (минеральные соли, кислоты, щелочи, глинистые частицы), и органической природы (нефть и нефтепродукты, органические остатки, поверхностно- активные вещества, пестициды и тому подобное). Источники и вещества, загрязняющие Мировой океан, многочисленны: от ртути до неподдающихся разложению синтетических моющих средств, часто образующих в реках толстый слой пены.
Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном вовлечении их в хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов, предотвращение вероятных новых загрязнений возможно лишь при проведении комплекса мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного водоснабжения и малоотходных технологий.
Транскрипт СОЧ № 2 10 классhttp://www.prinas.org/node/176
Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, — это огромный водный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 килограмм или 1,4 миллиарда кубических километров. Вода океана — это 97 % всей воды на планете. Являясь крупнейшим поставщиком пищевых продуктов, Мировой океан дает, по различным оценкам, от 1/6 до ¼ всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океан и, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль поддержания жизни ни Земле. Ведь около 70 % кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном (фитопланктоном)! Сине-зеленые водоросли, обитающие в Мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающем воду в процессе ее кругооборота. Он принимает загрязненные речные и дождевые воды и путем испарения возвращает влагу на континент в виде чистых атмосферных осадков.
Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.
Химическое загрязнение представляет собой изменения естественных химических свойств воды за счет увеличения содержания в ней вредных примесей неорганической (минеральные соли, кислоты, щелочи, глинистые частицы), и органической природы (нефть и нефтепродукты, органические остатки, поверхностно- активные вещества, пестициды и тому подобное). Источники и вещества, загрязняющие Мировой океан, многочисленны: от ртути до неподдающихся разложению синтетических моющих средств, часто образующих в реках толстый слой пены.
Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном вовлечении их в хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов, предотвращение вероятных новых загрязнений возможно лишь при проведении комплекса мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного водоснабжения и малоотходных технологий.
Бережем и приумножаем красоту нашей планеты
Все мы дети Земли, здесь мы рождаемся и здесь умираем. Наша планета - это огромный мир, который кормит нас, дает нам дом. Мы пользуемся ее природными ресурсами. Уголь, газ, нефть, полезные минералы, древесина, вода, всего не перечислить. Все это дает нам планета и ничего не просит взамен.
Человечество тысячи лет считает планету своим домом, изучает ее, но не только. С каждым годом численность населения растет, с его ростом растут и потребности. А значит растут фабрики, заводы, предприятия. Ресурсов нужно все больше, нам все больше нужны поля, где мы выращиваем продукты, мы все больше выращиваем скот, при это продолжая истреблять диких животных. Существуют виды животных, которые еще буквально сто лет назад были широко распространены, а сейчас помещены в Красную книгу и охраняются государствами. Чаще всего эти животные обладают ценным мехом, или их бивни, рога итд используются для изготовления роскошных предметов быта.
Современный человек вполне может обойтись без убийства животных, он может выбирать из очень широкого ассортимента продуктов питания, которые насытят его тело без использования животного белка. К этому мнению нас призывают все вегетарианцы.
Также человек разработали производит огромное количество различных синтетических материалов, из которых шьется одежда, изготавливается обувь. Поэтому уже нет надобности убивать животных ради меха и кожи. Сейчас популяризируется такая модель поведения через СМИ и различных селебрити, мир движется в данном направлении, что радует.
Однако у синтетических материалов есть и минус, огромный мусорный след. Мы загрязняем планету пластиком куда быстрее, чем заводы и фабрики. Чтобы уменьшить наше влияние каждый человек должен встать на путь осознанного потребления, уменьшения количества производимых им отходов и возвращению к бумаге и дереву, вместо пластика.
Красота планеты
заключается в ее экологическом здоровье. Проблемы экологии
приобретают глобальный масштаб. Они касаются как и всего мирового
сообщества, и каждого конкретного государство, и жителей планеты в
частности.
В глобальном масштабе, забота об
экологическом здоровье и красоте планеты сводится к созданию
зелёных технологий, программ охраны окружающей среде и другим
инструментам, ориентированных на решение экологических
проблем.
Каждый человек в отдельности также должен и
может беречь и приумножать красотку планеты: выбрасывать за собой
мусор, соблюдать экологические нормы, не загрязнять водоемы и
т.д.
Таким образом, красота и здоровье планеты
зависит от всех людей, живущих на
ней.
Красота нашей планеты - это все ! Красивые дома , деревья с шикарной листвой , идеально чистые улицы , города , поселки и т.д. - вот это все красота нашей планеты. Но как мы знаем не все так как хотелось бы. На улицах воляется мусор, на домах рисуют графети. Нам нужно беречь красоту нашей планеты. Для этого , мы должны приумножеть красоту планеты таким образом, что бы все было идеально. Мы не должны кидать мусор на землю, мы не должны рвать ветки с деревьев, ломать красивые архитектурные предметы , которые украшают нашу планету. Мы обязаны следить за нашей планетой !
шағым қалдыра аласыз













