Материалдар / «СОЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА» - ОБУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

«СОЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА» - ОБУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Материал туралы қысқаша түсінік
«СОЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА» - ОБУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ Проект направлен на обеспечение доступности интернет-среды для людей пожилого возраста, предоставление возможностей личностного развития маломобильных групп населения, поиска информации, удовлетворение потребности в общении и продление продуктивного долголетия, улучшение качества жизни.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
29 Қазан 2021
252
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



Зиятов Бакытбек

Курс: 2

Профессия: «Оператор ЭВМ»

Алматинский колледж технологии и флористики

Руководитель: Жунисова Зинура Шарипхановна, II категория

преподаватель спец.дисциплин









«СОЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА» - ОБУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ



Список использованных источников

  1. Бондаренко И.Н. В интересах пожилых людей. / Работник социальной службы. – М., 1997, № 1

  2. Дементьева Н. Ф. Методологические аспекты социально-психологический адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология зрелости и старения. – М., 1998

  3. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. – М., 2004 - 235с 



Интернет-источники:

www.sv-pokolenii.narod.ru

http://bobrov-school-1.ru/proekt-obuchenie-pensionerov-kompyuternoj-gramotnosti/

festival.1september.ru

https://www.scienceforum.ru/2013/248/3166

















Введение

Суть проблемы, актуальность и практическая значимость ее решения:

Проект направлен на обеспечение доступности интернет-среды для людей пожилого возраста, предоставление возможностей личностного развития маломобильных групп населения, поиска информации, удовлетворение потребности в общении и продление продуктивного долголетия, улучшение качества жизни.

Актуальность проекта заключается в том, что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимость в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи.

Реализация проекта позволит решить проблемы пожилых людей, такие как: социальная изоляция и одиночество, а также информационный стресс в условиях динамично развивающихся информационных технологий.


Цель: Поддержка социальной активности  и  адаптация  к  реальностью  

современной жизни людей пожилого возраста. Компенсировать недостаточность юридических знаний у людей пожилого возраста. Создать условия устойчивого развития образования у людей с инвалидностью и лиц пожилого возраста через обучение компьютерной грамотности для повышения качества и эффективности их жизни.

Задачи проекта:

 1. Организация подготовки педагогов, в том числе педагогов - волонтеров для работы с лицами пожилого возраста по обучению их основам компьютерной грамотности.

2. Формирование базы волонтеров, которые в дальнейшем будут обучать и сопровождать лиц пожилого возраста в процессе их адаптации к компьютерной среде.

3. Поиск партнеров и спонсоров для реализации проекта.

4. Материально-техническое обеспечение проекта.

5. Формирование базы из числа лиц пожилого возраста, потенциальных участников проекта.

6. Анализ эффективности и регулярный мониторинг реализуемого проекта.

Целевые группы, участвующие в проекте:

- волонтеры, молодежи;

- спонсоры;

- педагоги;

- пенсионеры;


II Основная часть

Пожилые люди – одна из социально незащищенных категорий нашего общества. Необходимость психологической адаптации к новому социальному статусу, прекращение трудовой деятельности и изменение образа жизни ставят в трудное положение все еще активных, но уже ограниченных в возможностях приложения своих сил людей. В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В современное время намечается тенденция отчуждения людей пожилого возраста молодёжью. Следствием этого является неуважение, равнодушие к пенсионерам. Основы вежливого, заботливого отношения к пожилым людям закладываются в раннем возрасте, поэтому очень важно обращать внимание детей на заботы и проблемы пенсионеров. Приведём пример: когда в древние времена люди жили племенами, то мудрецами и хранителями традиций были люди пожилого возраста, их уважали и прислушивались к их советам. Поэтому одна из задач образовательных учреждений – научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом.

Повышение качества жизни лиц пожилого возраста на основе обеспечения доступности различных сред жизнедеятельности - одно из ведущих направлений современной государственной социальной политики.

На сегодняшний день, особо пристальное внимание уделяется программам развития системы социального обслуживания пожилых людей, в том числе и посредствам обеспечения доступной среды.

Доступная среда предполагает такую организацию окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего возраста, физических возможностей и ограничений, имеет беспрепятственный доступ ко всем объектам социальной, общественной и иной инфраструктуры и может легко передвигаться по любому выбранному маршруту. Поскольку доступная среда - это среда в которую свободно можно попадать и которую удобно использовать, к одной из таких сред относят и интернет среду.

Вместе с тем, в наших силах возможно сделать среду обитания пожилого человека максимально доступной для него, чтобы он чувствовал себя на равных с молодыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Не вызывает сомнений, что современное общество во многом функционирует посредством без интернет-среды. Приобщение людей пожилого возраста к современным информационным системам, в части освоения элементарных навыков компьютерной грамотности, будет способствовать повышению социальной активности пожилых людей и повышению качества их жизни в целом.

Овладение основами компьютерной грамотности и навыками пользователя сети интернет расширит социальное пространство пожилых людей, позволит чувствовать себя более уверенно в общении с молодым поколением, а также предоставит им возможности для общения, личного роста и творческого развития.

Интернет-среда может предоставить людям пожилого возраста следующие возможности: возможности в общении с близкими и друзьями, доступность поиска информации и совершения коммунальных платежей, получения электронных талонов на посещение врача в медучреждении, а также неограниченное пространство для творчества и самовыражения.

В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительности жизни человека и числа престарелых граждан в науке и социальной практике заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Выход на пенсию является одним из наиболее переменных и кризисных моментов на жизненном пути пожилого человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни. Сложившаяся ситуация требует от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У многих пожилых людей этот процесс происходит долго и болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью, неумением найти новые занятия и контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир.

С точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям принято выделяют следующие психофизиологические изменения:

- замедление реакций при более быстрой утомляемости;

- ухудшение способности к восприятию;

- сужение поля внимания;

- уменьшение длительности сосредоточения внимания;

- трудности распределения и переключения внимания;

- снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания;

- повышенная чувствительность к посторонним помехам;

- некоторое уменьшение возможностей памяти;

- ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого;

- трудности воспроизведения.

Приобщение к интернет - среде лиц пожилого возраста, будет способствовать решению множества социально-психологических проблем этой уязвимой группы населения, таких как:

- Проблемы общения, поскольку в интернете общение проходит проще, чем в жизни. Много форумов на которых обсуждаются различные вопросы, на которых пожилые люди могут не только помочь кому-то советом, со стороны своего богатого жизненного опыта, но и сами могут научиться чему-то новому. Возможно появятся новые друзья для общения.

- Проблемы социальной изоляции от родных и знакомых, так, например, с помощью программы Skype можно дистанционно общаться с близкими и друзьями. Установив web-камеру с микрофоном и динамики (наушники) можно разговаривать и видеть собеседника (если у него тоже будет стоять web-камера).Некоторые поисковики, такие как mail.ru, предоставляют возможность при помощи таких программ как Mail.Ru-Агент посылать SMS на сотовые телефоны.

- Проблемы информационного стресса и поиска информации поскольку, овладев компьютером, пожилым людям уже не надо выписывать различные газеты и журналы, все это есть в сети интернет. Просмотр бесплатный. Например, набрав в поисковике Google или Яндекс интересующую газету или другое СМИ, в списке сайтов можно найти интересный материал.

Помимо решения этих проблем, овладение основами компьютерной грамотности позволит пожилым людям использовать интернет – среду для почтовой личной и деловой переписки, для обработки фотографий, создания презентаций, для написания статей, мемуаров, советов, а также для совершения платежей за коммунальные услуги. Внедрение проектов по обучению компьютерной грамотности в практику социальной работы с пожилым населением весьма актуальное направление, поскольку повышение качества жизни пожилых людей является одним из ведущих направлений социальной политики государства.

Дистанционное обучение пожилых людей

Использование в повседневной жизни современных технологий, таких как Интернет, безусловно, предоставляет новые возможности для обучения пожилых людей. С другой стороны развитие информационно – коммуникационных технологий постоянно повышает потребность в обучении старшего поколения использованию этих технологий.  Новые возможности позволяют общаться с родственниками и друзьями, живущими далеко, заводить новые знакомства, быть в курсе событий, происходящих в мире, стране, городе, пользоваться электронными библиотеками, ходить на виртуальные экскурсии и т. д.Использование интернета может помочь в решении проблемы одиночества пожилых людей, которая в последние годы приобрела действительно массовый характер, ведь именно на одиночество пожилые люди жалуются даже чаще, чем на болезнь или недостаточный уровень пенсионного обеспечения.В этих условиях особое место занимает дистанционное обучение, которое помогает человеку пенсионного возраста полноценно заполнить свой досуг и самостоятельно организовать свое свободное время, что в свою очередь является фактором повышения благополучия людей пожилого возраста.Использование дистанционных технологий в обучении позволяет выбрать собственный темп изучения материала, что для людей пожилого возраста играет огромное значение. Слушатель, в зависимости от личных обстоятельств и потребностей, может выбирать свой темп изучения материала.Важнейшим фактором успеха дистанционного обучения является его доступность. Сегодня внедрение и совершенствование информационных технологий в управлении социальным обслуживанием развивается недостаточно быстро, да это развитие происходит далеко не равномерно по всей территории Казахстана. Кроме того, уровень социального обслуживания в разных регионах нашей страны значительно отличается. В связи с этим возможности дистанционного обучения как средство повышения качества жизни людей пожилого возраста, так и обучения социальных работников по всей стране, безусловно, обширны. Ни географическое положение, ни часовой пояс и особенности распорядка дня не ограничивают образовательные потребности людей пенсионного возраста и решают проблему снижения их мобильности.Немаловажен и сам факт наличия возможности использования в процессе обучения информационных технологий, что уже само собой включает людей пожилого возраста в современную систему коммуникаций и играет огромную роль в процессе ресоциализации. 

Роль и место  компьютерных телекоммуникаций во всех сферах современного общества позволяет с уверенностью говорить об использовании компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы обучения. Главным преимуществом такой основы является возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого вида (визуальной и звуковой, статической и динамичной, текстовой и графической) и  любого объема.Какие еще есть основные  возможности для использования ИКТ технологий как базы для обучения людей старшего возраста?1. Интерактивность (оперативная обратная связь).2. Возможность хранения информации в памяти компьютера в течение необходимого  времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д..3. Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией.4. Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций и диалога с любым партнером. Возможность запроса информации по интересующему вопросу через электронные конференции и переноса полученных материалов на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.Накопленный опыт применения телекоммуникаций показал, что этот вид информационных технологий позволяет широко использовать их в различных сферах образования: организовывать совместные исследовательские проекты студентов, научных работников из различных вузов, научных и учебных центров; организовывать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых и повышение квалификации педагогических кадров; обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместным проектам, вопросам, темам, расширяя кругозор, повышая образовательный уровень; формировать коммуникативные навыки, культуру общения, что предполагает умение кратко и четко излагать собственные мысли, терпимо относиться к мнению собеседника, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера.Эффективность любого обучения (если это обучение, а не самообразование) зависит от четырех составляющих:

- эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;

- используемых при этом педагогических технологий;

- эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки и использования методов;

- эффективности обратной связи.

Следовательно, успешность и качество обучения зависят от:

-  эффективной организации и педагогического качества используемых материалов,

- педагогического руководства,

- мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Технически решить проблему обучения людей старшего возраста в настоящее время можно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания; на первый план системы обучения выходит ее педагогическая, содержательная организация (отбор содержания для усвоения, структурная организация учебного материала).

Как показывает опыт к преимуществам такой системы обучения, по сравнению с традиционной, относятся:

- повышение качества обучения;

- улучшение восприятия информации;

- возможность ознакомления с уникальной информацией;

- активизация мыслительного процесса людей старшего возраста и другие.

В связи с этим выделим главное преимущество, которое должен использовать ведущий при обучении людей старшего возраста, это внедрение средств двусторонней коммуникации

Заключение

Если вы хотите, чтобы ваши бабушки и дедушки всегда оставались на связи, то, возможно, вам стоит купить для них Kiwi PC. Это компьютер, созданный специально для использования пожилыми людьми. Работает он под управлением Ubuntu и предназначен для проверки почты и сёрфинга интернета. Но это не мешает установить на него всё, что захочется.

Для того, чтобы пожилым людям легче было использовать компьютер, клавиши на клавиатуре окрашены в разные яркие цвета, что облегчает набор текста, а в самом компьютере используются увеличенные значки и размер шрифта. Так же имеется меню, которое обеспечивает быстрый доступ к нужным программам или сайтам.

Особая значимость проекта «Социальная школа» - обучение людей пожилого возраста компьютерной грамотности в том, что результат его двухсторонний: и старшее поколение, и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У пожилых людей появляется уверенность в будущем самих себя и своих внуков, а у детей - истинные идеалы. Правильно организованный досуг улучшает психологическое состояние пожилого человека и ребенка (подростка, молодежи), способствует развитию их социальных связей, поднимает настроение, пробуждает оптимизм, даёт ощущение удовлетворенностью жизнью.

Общение – продление молодости, так считают ветераны!

















Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ