СОР

Материал туралы қысқаша түсінік
СОР для учащихся с ООП по русскому языку в 8 классе на учебный год
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады


















ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

ЗА РАЗДЕЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 класс ООП





















СОР 1 – Раздел «Семья и подросток»

Цель обучения:

  1. Понимать основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы.

  2. Владеть словарным запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами.

Время выполнения: 20 минут



Задание 1: Прослушивание притчи и ответы на вопросы

Прослушайте притчу «Волшебная копейка» по следующей ссылке:
Волшебная копейка http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/1165-volshebnaya-kopeika

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему менялось количество денег в кошельке?

  2. Чему учит эта притча?

  3. Выскажите своё мнение о том, как вы понимаете идею этой притчи.


Задание 2: Пересказ притчи с заменой слов

Перескажите притчу кратко, заменяя некоторые слова на синонимы (равнозначные фразы), чтобы передать смысл и идею текста. Например, если в тексте есть слово «счастье», замените его на «удовлетворение», если нужно.

Пример:

  • Оригинал: «Счастье – это когда у тебя есть семья».

  • Пересказ: «Удовольствие – это когда рядом близкие люди».


Критерии оценивания:

Задание

Дескрипторы

Баллы

1

Понимание основной и детальной информации

Определяет тему текста

1



Находит причинно-следственные связи

1



Высказывает своё мнение

1



Приводит 2 примера из текста

2

2

Владение словарным запасом

Пересказывает текст, соблюдая логическую последовательность

2



Заменяет слова общеязыковыми эквивалентами

2

Всего баллов



9











СОР 2 Раздел «Спорт и отдых»


Подраздел Чтение

Письмо

Цель обучения

8.3.6.1 анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических, драматических)


Критерий оценивания Обучающийся

  • Анализирует содержание эпизода художественного произведения, определяя его структурно-композиционные особенности

  • Применяет знаки препинания в предложениях


Уровень мыслительных Применение

навыков

Время выполнения 20 минут


Задание. Прочитайте эпизод из повести Л.Кассиля «Ход белой королевы» и выполните задания к тексту

Как они шли! Километр за километром приближались обе лыжницы по огромному кольцу трассы к желанному финишу. Да, это была головокружительная гонка! Наташа шла вплотную за Бабуриной. Алиса не уступала. Она отчаянно работала руками, старалась вложить всю силу в каждый толчок палкой. Наташа неумолимо шла за ней по пятам своей упрямой, легкой, широкой поступью. Я хорошо видел в бинокль, что Наташа идет уже буквально на плечах у чемпионки. Я видел по движению ее губ, что она требует дать ей дорогу.

- Лыжню!..

Но Алиса не уступала. Опытная гонщица, она действовала сейчас очень хитро. Она не позволяла настичь ее совсем, ка говорится, сесть на лыжи. Тогда надо было бы сворачивать, уступать, иначе это расценивалось бы ка грубое нарушение правил и спортивной этики. Нет, она сохраняла разрыв, заставляя Наташу обойти ее по целине и все время держа соперницу на некотором расстоянии за собой. Сделав свой внезапный излюбленный рывок столько раз приносивший ей решающую победу Алиса и на этот раз была уверена, что соперница не ожидавшая этого тактического броска окажется сразу далеко позади. А пока она будет пытаться сама повторить такой же резкий, настигающий бросок, чемпионка пересечет линию финиша.

Когда Алиса сделала свой знаменитый рывок, Наташа на секунду растерялась. Она не ожидала, что у соперницы окажется еще столько сил. Надо отдать справедливость Бабуриной, шла она великолепно. Идя вплотную вслед за ней. Наташа невольно любовалась бурным темпом и самоотверженным рвением, которые проявляла чемпионка. Да недаром предупреждал ее во время тренировок Чудинов. Бабурина была опытной гонщицей, умеющей отдать все свои силы и темперамент в одно - в скорость.

Я видел , что Алиса делает невероятные усилия, чтобы удержать хотя бы небольшой просвет между собой и Наташей. Алиса умела ходить на пределе, и сейчас все ее силы, и физические, и душевные, были брошены на лыжню, в эти десятки метров, завершающие бег.

И вот тут под оглушающий рев трибун Наташа непостижимым образом, сильно согнувшись, сделала бросок. Она оттолкнулась и в мощном одновременном упоре обеих палок, почти летя по воздуху, на самых последних метрах поравнялась с чемпионкой, и они лыжа в лыжу, плечом к плечу пронеслись одновременно над чертой финиша. Обе чемпионки (да, да, они обе теперь были чемпионками страны!) исчезли в толпе окруживших их фоторепортеров, кинооператоров, спортсменов.

Они стояли с подламывающимися от усталости коленями, не имея возможности оторваться друг от друга, ка это бывает с боксерами, попавшими на ринге во взаимный клинч. А вокруг щелкали затворы фотоаппаратов, безжалостно били в глаза молниеносные вспышки рефлекторов. Потом осторожно, но настойчиво высвободившись из объятий Алисы, Наташа как всегда прямая и словно неспешная в движениях, прошла мимо аплодирующих трибун, широко и плавно скользя своим просторным, невозмутимым шагом.

- Королева, - сказал кто-то в толпе, любуясь ею

- Хозяйка, - поправили сзади. – Белой стези хозяйка.




Задание

Прочитай эпизод из повести Л.Кассиля «Ход белой королевы» и ответь на вопросы.

Текст:

Как они шли! Километр за километром приближались обе лыжницы по огромному кольцу трассы к желанному финишу. Да, это была головокружительная гонка! Наташа шла вплотную за Бабуриной. Алиса не уступала. Она отчаянно работала руками, старалась вложить всю силу в каждый толчок палкой. Наташа неумолимо шла за ней по пятам своей упрямой, легкой, широкой поступью. Я хорошо видел в бинокль, что Наташа идет уже буквально на плечах у чемпионки. Я видел по движению ее губ, что она требует дать ей дорогу.

- Лыжню!..

Но Алиса не уступала. Опытная гонщица, она действовала сейчас очень хитро. Она не позволяла настичь ее совсем, ка говорится, сесть на лыжи. Тогда надо было бы сворачивать, уступать, иначе это расценивалось бы ка грубое нарушение правил и спортивной этики. Нет, она сохраняла разрыв, заставляя Наташу обойти ее по целине и все время держа соперницу на некотором расстоянии за собой. Сделав свой внезапный излюбленный рывок столько раз приносивший ей решающую победу Алиса и на этот раз была уверена, что соперница не ожидавшая этого тактического броска окажется сразу далеко позади. А пока она будет пытаться сама повторить такой же резкий, настигающий бросок, чемпионка пересечет линию финиша.

Когда Алиса сделала свой знаменитый рывок, Наташа на секунду растерялась. Она не ожидала, что у соперницы окажется еще столько сил. Надо отдать справедливость Бабуриной, шла она великолепно. Идя вплотную вслед за ней. Наташа невольно любовалась бурным темпом и самоотверженным рвением, которые проявляла чемпионка. Да недаром предупреждал ее во время тренировок Чудинов. Бабурина была опытной гонщицей, умеющей отдать все свои силы и темперамент в одно - в скорость.

Я видел , что Алиса делает невероятные усилия, чтобы удержать хотя бы небольшой просвет между собой и Наташей. Алиса умела ходить на пределе, и сейчас все ее силы, и физические, и душевные, были брошены на лыжню, в эти десятки метров, завершающие бег.

И вот тут под оглушающий рев трибун Наташа непостижимым образом, сильно согнувшись, сделала бросок. Она оттолкнулась и в мощном одновременном упоре обеих палок, почти летя по воздуху, на самых последних метрах поравнялась с чемпионкой, и они лыжа в лыжу, плечом к плечу пронеслись одновременно над чертой финиша. Обе чемпионки (да, да, они обе теперь были чемпионками страны!) исчезли в толпе окруживших их фоторепортеров, кинооператоров, спортсменов.

… Они стояли с подламывающимися от усталости коленями, не имея возможности оторваться друг от друга, ка это бывает с боксерами, попавшими на ринге во взаимный клинч. А вокруг щелкали затворы фотоаппаратов, безжалостно били в глаза молниеносные вспышки рефлекторов. Потом осторожно, но настойчиво высвободившись из объятий Алисы, Наташа как всегда прямая и словно неспешная в движениях, прошла мимо аплодирующих трибун, широко и плавно скользя своим просторным, невозмутимым шагом.

- Королева, - сказал кто-то в толпе, любуясь ею

- Хозяйка, - поправили сзади. – Белой стези хозяйка.


1. Ответьте на вопросы

Какое место в произведении занимает этот эпизод?
(Подсказка: подумай, что происходит в конце текста. Как ты думаешь, это важный момент? Почему?)

Как ведут себя Наташа и Алиса во время гонки? Чем они отличаются?
(Подсказка: Обрати внимание, кто из них пытается обогнать другого, кто быстрее, кто упорнее?)

Каким должен быть настоящий чемпион?
(Подсказка: Как ты думаешь, какие качества важны для победы?)

Почему Наталью называют «королевой» и «хозяйкой белой стези»?
(Подсказка: Что она сделала такого, чтобы получить эти титулы?)


2. Поставь запятые в предложениях. Объясни, почему ты поставил запятую.

Пример:

  • Наташа, видя, что Алиса отстала, ускорила ход.
    Теперь поставь запятые в этих предложениях:

  • Алиса, действуя очень хитро, не уступала.

  • Они стояли с подламывающимися от усталости коленями.

  • Наташа, сосредоточив все силы, сделала рывок.


3. Найди причастные обороты в предложении и замени их синонимичными выражениями.

Пример:

  • Бабурина была опытной гонщицей, умеющей отдать все свои силы и темперамент в одно - в скорости.
    Замени: Бабурина была опытной гонщицей и умела отдать все свои силы и темперамент в одно - в скорости.

Теперь найди причастные обороты и замени их в предложениях:

  • Они стояли с подламывающимися от усталости коленями.

  • Бабурина была опытной гонщицей, умеющей отдать все свои силы и темперамент в скорости.

Shape1

Критерии оценивания

Задание

Баллы

Описание

Анализирует содержание эпизода

1

Описание, почему этот эпизод важен в тексте.

Определяет роль эпизода

1

Вопрос о месте эпизода в тексте.

Анализирует поведение героев

2

Сравнение Наташи и Алисы.

Делает вывод

1

Ответ на вопрос о том, каким должен быть чемпион.

Применяет знаки препинания

2

Правильное использование запятых.

Заменяет причастные обороты синонимичными конструкциями

3

Найти причастные обороты и заменить.

Всего баллов: 9






СОР 3. Раздел «Мир труда»

Подраздел: Слушание, Говорение
Цель обучения:
8.1.3.1 понимать содержание прозаических, драматических и поэтических произведений/фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета или конфликта
8.5.1.3 образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида



Задания:
Прослушайте отрывок из рассказа А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел» (прочитайте текст вслух ученику, если это необходимо). Выполните задания.

  1. Отметьте ключевые моменты развития сюжета. Для этого выберите подходящие ответы из предложенных:

      1. Что произошло в начале рассказа?
        а) Люди начали готовить хлеб.
        б) Началась уборка урожая.
        в) Люди задумались, как добыть зерно.

      2. Какое событие произошло в середине?
        а) Люди начали печь хлеб.
        б) Процесс выращивания хлеба оказался сложным.
        в) Все праздновали урожай.

      3. Чем заканчивается рассказ?
        а) Все наслаждаются результатом труда.
        б) Люди делятся хлебом.
        в) Работа не закончилась.


  1. Ответьте на вопросы (можно устно):

  1. О чем этот рассказ?

  2. Какие трудности пришлось преодолеть героям?

  3. Как вы думаете, почему труд так важен?


  1. Образуйте два деепричастия от глаголов:

работать

завершить
(Пример: работая, завершив)

Критерии оценивания:

  • Понимание сюжета через правильный выбор ответов – 2 балла.

  • Участие в обсуждении содержания (ответы на вопросы) – 2 балла.

  • Правильное образование деепричастий – 2 балла.
    Максимальный балл: 6 баллов











СОР 4. Раздел «Через тернии к звездам»

Подраздел: Чтение, Письмо

Цель обучения:
8.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов публицистического стиля
8.4.1.1 Создавать тексты публицистического стиля
8.5.2.2 Использовать деепричастные обороты


Задание:

  1. Прочитайте текст (прочитайте вслух учащемуся или предложите короткий вариант текста):

«Люди запускают спутники для связи, наблюдений и навигации. Однако космический мусор — это серьезная проблема. Он угрожает безопасному использованию космоса и Земли. Учёные предлагают собирать мусор, чтобы предотвратить катастрофы».

Заполните пропуски в предложениях:

  • В тексте говорится о _.............................

  • Автор хочет показать _......................................

  • Этот текст относится к _...................... стилю, потому что....................и ................._ (найдите признаки).


  1. Напишите короткий текст (60-80 слов) на тему «Почему важно убирать космический мусор».
    Подсказки:

    1. Начните с ответа на вопрос: «Почему проблема мусора важна?»

    2. Упомяните, чем грозит мусор.

    3. Завершите текст предложением о решении проблемы.


  1. Образуйте и используйте деепричастия от глаголов:

    1. запускать

    2. загрязнять

    3. помогать


Критерии оценивания:

  • Определение признаков текста (стиль, цель, признаки) – 3 балла.

  • Написание текста по теме – 3 балла.

  • Образование и правильное использование деепричастий – 3 балла.
    Максимальный балл: 9 баллов
















СОР 5 Раздел «Мир живой природы»


Подраздел Слушание

Говорение

Цель обучения

8.1.1.1 понимать основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы

8.2.5.1 участвовать в диалоге по общественно-значимым проблемам


Критерий оценивания Обучающийся

  • понимает основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы

  • Участвует в диалоге по общественно-значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения

Уровень мыслительных знание и понимание,

навыков применение



Задание 1

Видео: Посмотрите видео по ссылке: Сайт YouTube.

  1. Прочитайте утверждения и отметьте, верное это утверждение или неверное. Укажите, является ли это причиной или следствием.

Поставьте «В» для верного утверждения и «Н» для неверного утверждения. Для причины поставьте «П», для следствия — «С».

Утверждения

Верно/неверно

Причина или следствие

Популяция сайги увеличилась в 50 раз

В/Н

П/С

Количество животных увеличить не удалось

В/Н

П/С

Пастереллез стал причиной гибели Уральской популяции

В/Н

П/С

Массовый падеж был с 2010 по 2015 годы

В/Н

П/С

На сегодняшний день количество животных составляет около 100 000 особей

В/Н

П/С

Размножение сайги происходит в апреле

В/Н

П/С

Природа не позаботилась о безопасности сайгаков

В/Н

П/С

2. Сделайте вывод одним предложением.

(Подсказка: что, по вашему мнению, произошло с популяцией сайгаков, и какие причины этого?)


Задание 2

Диалог: Составьте диалог с партнером на тему «Защита живой природы — важная задача людей».

Подсказки для диалога:

  • Один собеседник может сказать, что защита природы — важная задача.

  • Второй собеседник может согласиться или предложить решение, например, сохранение водоемов или помощь животным.

Примечание: Используйте сложные числительные, например: «Десяти тысяч животных», «Три миллиона растений» и т.д. (например, «три миллиона людей»).

Задание 3

Текст: Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Сирена».

Перепишите слова, раскрывая скобки. Объясните, почему пишется слитно или раздельно «не» с разными частями речи.

Пример:

  • (не) насытишься – «не» пишется раздельно, потому что это отрицание.

Текст для переписывания:

  • Хорош также судак или карп с подливкой из помидоров и грибков. Но рыбой (не) насытишься, Степан Францыч; это еда (не)существенная, главное в обеде (не)рыба, (не)соусы, а жаркое. Вы какую птицу больше обожаете?


Критерий оценивания

Задание

Баллы

Описание

Ответы на вопросы по тексту

1

Находит факты в тексте, приводит причины и последствия.

Извлечение необходимой информации и предложенные пути решения

2

Опирается на текст, предлагает решения проблемы нехватки воды.

Диалог по проблеме

3

Ведет диалог, высказывая мнение, поддерживает собеседника, аргументирует точку зрения.

Сложные числительные

3

Использует сложные числительные в речи, изменяет по падежам.

Правописание «не» с разными частями речи

1

Выбирает слитное или раздельное написание, объясняет выбор.

Всего баллов: 10


Рекомендации для ученика:

  1. Ответы можно писать короткими предложениями, стараясь не усложнять структуру.

  2. Для диалога можно заранее подготовить фразы или подсказки для каждого участника.

  3. Объяснение правил правописания не обязательно должно быть сложным — главное, чтобы ученик понял, почему пишется «не» с разными частями речи раздельно или слитно.

  4. На диалогах можно тренироваться с учителем или партнером, задавая друг другу простые вопросы, например: «Как ты думаешь, почему важно сохранять природу?»















СОР 6 Раздел «Вода – источник жизни», «Культура питания»


Подраздел Чтение

Письмо

Цель обучения

8.3.7.1 извлекать необходимую информацию из различных источников, определяя ее актуальность, достоверность, полезность и ценность

8.4.6.1 правильно выбирать слитное или раздельное написание НЕ с разными словами

Критерий оценивания

  • извлекает необходимую информацию из различных источников,

  • правильно выбирает слитное или раздельное написание НЕ с разными словами

Уровень мыслительных Знание

навыков Применение

Время выполнения 20 минут


Текст

Очень важно реально представлять себе общую картину обеспеченности пресной водой в мире. По статистике, на мировой океан приходится 96,5% водной массы, а объём пресных вод значительно меньше – 3,5% от общих запасов воды. Распределение пресной питьевой воды по континентам и по странам мира крайне неравномерно. Пресная вода является принципиально важным для жизни человека невозобновляемым ресурсом, поэтому перед дефицитом воды в определенной мере равны и бедные малонаселенные страны, и богатые развитые экономики.

Согласно статистике, практически пятая часть населения мира живет в районах, в которых наблюдается острая нехватка питьевой воды. Помимо этого, одна четверть населения живет в развивающихся странах, которые испытывают нехватку в связи с отсутствием инфраструктуры, необходимой для забора воды из водоносных пластов и рек. Одной из главных проблем является загрязнение пресной воды, снижающее существующие запасы. Это промышленные выбросы и стоки, смыв удобрений с полей, а также проникновение соленой воды в водоносные слои из-за откачивания грунтовых вод.


Говоря о последствиях нехватки пресной воды, стоит заметить, что они могут быть самых разных планов: от ухудшения условий жизни и развития заболеваний вплоть до обезвоживания и смерти. Недостаток чистой воды вынуждает людей использовать для питья воду из небезопасных источников, которая зачастую просто опасна для здоровья. Кроме того, из-за нехватки воды существует негативная практика хранения воды людьми в своих жилищах, что существенно может повысить риск загрязнения и создания благоприятных условий для размножения вредных бактерий. Вдобавок, одной из острых проблем становится проблема гигиены. Люди не могут надлежащим образом мыться, стирать свою одежду и содержать в чистоте свои дома.

На основании всего вышесказанного мы понимаем, что необходимо прилагать больше усилий как для сохранения источников пресной воды, так и для поисков возможных экономически менее затратных путей для решения этой глобальной проблемы.


Задание 1. Ответы на вопросы по тексту

Текст: Внимательно прочитайте текст о дефиците воды. После прочтения ответьте на вопросы.

1. Почему вопрос дефицита воды стоит так остро?

Назовите два факта, которые об этом говорят.
Подсказка: Ответьте на вопрос, используя текст. Например: «Один факт — много воды на Земле, но большая часть её солёная».


2. Почему люди испытывают нехватку воды?

Приведите две причины из текста.
Подсказка: Используйте текст, чтобы найти причину дефицита воды.

3. К чему ведет проблема нехватки воды?

Приведите три примера возможных последствий.
Подсказка: Вспомните, как нехватка воды влияет на людей и природу.

4. Пути решения проблемы нехватки воды:

Напишите три пути решения этой проблемы, как сказано в тексте.
Подсказка: Что нужно делать для того, чтобы воды было достаточно?


Задание 2. Орфография «не»

Текст: Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Сирена». В нем есть слова с «не». Вам нужно выбрать, пишется ли «не» с этими словами раздельно или слитно.

Перепишите слова, раскрывая скобки и объясните, почему так пишется.
Пример:

  • (не) насытишься — «не» пишется раздельно, потому что это отрицание.

Текст для работы:

  • Хорош также судак или карп с подливкой из помидоров и грибков. Но рыбой (не) насытишься, Степан Францыч; это еда (не)существенная, главное в обеде (не)рыба, (не)соусы, а жаркое. Вы какую птицу больше обожаете?
    ...

  • Пожалуйста, перепишите эти слова и объясните, почему пишется так.


Критерии оценивания:

Задание

Дескриптор

Баллы

1

Ответы на вопросы по тексту

Находит в тексте 1-й факт

1



Находит в тексте 2-й факт

1



Приводит 1-ю причину дефицита воды

1



Приводит 2-ю причину дефицита воды

1



Приводит примеры последствий нехватки воды

1



Предлагает пути решения проблемы

2

2

Орфография «не»

Выписывает слова и объясняет написание

1



Правильно объясняет выбор написания (слитное или раздельное)

1

Всего баллов



10


Рекомендации для ученика учителю:

  1. Четкие инструкции: Убедитесь, что ученик понимает, что нужно сделать. Можно предложить помочь в чтении текста.

  2. Разделение на части: Задания можно выполнять по частям, чтобы избежать перегрузки.

  3. Использование подсказок: Включите подсказки для каждого задания, чтобы облегчить понимание.

  4. Поддержка в объяснении: Помогите в объяснении орфографии «не» с разными частями речи, например, задавая простые вопросы.

  5. Обратная связь: После выполнения задания объясните ответы и обратите внимание на ошибки.
















































СОР 7 – Раздел «Сила искусства»

Подраздел Слушание

Говорение

Цель обучения:

  1. Прогнозировать содержание по отрывку прослушанного текста.

  2. Владеть словарным запасом, достаточным для замены слов общеязыковыми эквивалентами.

  3. Создавать аргументированное высказывание на основе таблиц, схем, диаграмм.

Время выполнения: 20 минут


Задание 1: Прогнозирование содержания по ключевым словам

Прослушайте отрывок из видео (ссылка https://www.youtube.com/watch?v=cVS1O_sPnqs) и используйте ключевые слова для прогнозирования содержания.

Ключевые слова: музыка, воздействие, кардинальным образом, организм, рок, агрессия, мелодичный, из депрессии, жанр, по-разному.

Напишите, о чём, по вашему мнению, будет речь в видео, используя эти слова.
Пример прогноза: «Скорее всего, видео будет о том, как музыка может влиять на человека. Возможно, речь пойдёт о том, как рок-музыка может вызывать агрессию или наоборот помогать выйти из депрессии».


Задание 2: Ответы на вопросы после просмотра видео

Просмотрите видео и ответьте на следующие вопросы:

  1. Как музыка влияет на людей?
    Напишите, что вы поняли из видео.

  2. Почему музыка так влияет на настроение человека? На уровень интеллекта?
    Напишите, как это объясняется в видео.

  3. В чём опасность клубной музыки? Согласны ли вы с автором видео? Приведите свои аргументы.
    Объясните, согласны ли вы с мнением, выраженным в видео, и почему.


Задание 3: Создание высказывания на тему «Роль музыки в жизни людей»

На основе примера несплошного текста создайте своё высказывание на тему «Роль музыки в жизни людей». Используйте в речи не менее двух музыкальных терминов или понятий.


Пример: «Музыка может быть разных жанров, таких как рок и классика. Она помогает людям выразить эмоции и чувства. Я считаю, что музыка — это важная часть нашей жизни».


Критерии оценивания:

Задание

Дескрипторы

Баллы

1

Прогнозирует содержание по ключевым словам

Дает соответствующий смыслу ключевых слов прогноз содержания текста

1

2

Ответы на вопросы

Ответ на 1-й вопрос, показывая понимание смысла видео

1



Ответ на 2-й вопрос, показывая понимание смысла видео

1



Ответ на 3-й вопрос, с аргументами

1

3

Создает аргументированное высказывание

Понимает содержание текста

1



Извлекает информацию из текста

1



Оформляет информацию в виде монолога

1



Соблюдает структуру рассуждения

1

4

Владеет словарным запасом

Использует 1-й музыкальный термин

1



Использует 2-й музыкальный термин

1

Всего баллов



10






























СОР 8 – Раздел «Научные открытия и технологии»

Цель обучения:

  1. Сравнивать содержание и языковые особенности текстов.

  2. Создавать тексты публицистического и официально-делового стилей.

Время выполнения: 20 минут


Задание 1: Прочитайте два текста и сравните их.


Текст 1

Ученые технологического института в Массачусетсе создали робота-игрушку – плюшевого медвежонка по имени Huggable, задача которого общаться с детьми, тяжело переносящими условия госпитализации. Дети, вынужденные находиться в больничных палатах подолгу, очень часто испытывают стресс, оказавшись без родителей в незнакомой для них обстановке. Говорящая игрушка, по мнению специалистов, должна помочь детям освоиться в госпитале, вернуть на их лица улыбки и, если потребуется, отвлечь ребенка от болевых ощущений.

Пока современные технологии не позволяют создать искусственный интеллект. Медвежонок Huggable «разговаривает» с пациентами Бостонского госпиталя с помощью встроенных камеры и микрофона: психолог, находящийся в соседней комнате, слышит вопросы ребенка и отвечает на них. Игрушка может двигать головой и лапками и даже обладает своеобразной мимикой. Выразительные глаза Huggable оживляют облик робота: движение зрачков медвежонка отображается на экране смартфона, который поместили под меховую оболочку игрушки.

Исследователи спрашивают у детей, нравится ли им говорящая игрушка, и советуются с ними, как можно улучшить внешний облик Huggable, сделав его привлекательным. При общении с роботом участникам эксперимента одеваются на запястья электронные браслеты, фиксирующие малейшие изменения в эмоциональном состоянии ребенка.

Бостонский детский госпиталь инвестировал в проект уже более полумиллиона долларов. Стоит ли экспериментальная программа вложенных в нее средств? Безусловно, потому что счастливая улыбка ребенка, и в частности тяжелобольного, стоит любых денег.



Текст 2

Считается, что хирургические роботы более надежны, чем руки врача, поскольку способны производить максимально аккуратные и точные действия при выполнении медицинских операций. Тем не менее, это вовсе не означает, что подобная машина неспособна случайно нанести пациенту вред, а то и просто умертвить его.

Американские специалисты из чикагского Университета Раш проанализировали данные, касающиеся хирургических роботов по всему миру. Выяснилось, что за последние тринадцать лет из-за неисправностей или ошибок в работе механических хирургов погибли сто сорок четыре жителя планеты.

Исследователи установили, что с 2001 по 2014 годы было проведено порядка десяти тысяч сложных операций с использованием роботов. Примерно полторы тысячи оперативных вмешательств сопровождались ошибками в работе техники. Сто сорок четыре операции привели к летальному исходу по вине электроники. Среди причин смертей пациентов стоит назвать искрение и возгорание медицинских машин, попадание в тела больных деталей роботов, а также неконтролируемые движения лазерных скальпелей.

Примечательно, что в мае этого года американские специалисты из Вашингтонского университета проанализировали кибернетическую безопасность робота-хирурга «Raven II» пришли к выводу, что устройство при желании может быть подвергнуто атаке хакеров. Последние, как оказалось, способны, используя Интернет, взять медицинскую технику под свой контроль и делать с человеком на операционном столе все, что вздумается.

    1. Опираясь на материал двух текстов, напишите статью в школьную газету на тему «Современные технологии в жизни человека»


Прочитайте два текста. Определите, о чём в них рассказывается, кто является целевой аудиторией, и каким стилем написаны тексты.

  1. Текст 1: О роботе-игрушке Huggable для детей в госпиталях.

  2. Текст 2: О хирургических роботах и их ошибках в медицинских операциях.


Напишите, в чём схожи и чем отличаются эти два текста.
Пример: «Оба текста рассказывают о роботах, но один — о детях, а другой — о хирургических операциях. Стиль первого текста — информативный, а второго — более научный».


Задание 2: Сравнение признаков текстов

Укажите общие и отличительные признаки этих двух текстов.
Пример: "Они оба описывают современные технологии, но первый текст более позитивный, а второй — критический."


Задание 3: Напишите статью на тему «Современные технологии в жизни человека».

Опирайтесь на оба текста и напишите статью для школьной газеты.


Пример: «Современные технологии меняют жизнь людей. Роботы, такие как игрушка Huggable или хирургические машины, могут помогать в различных сферах жизни. Но важно помнить, что технологии могут и ошибаться, как это показано в случае с хирургическими роботами».


Критерии оценивания:

Задание

Дескрипторы

Баллы

1

Сравнение текстов

Определяет стиль текста, тип речи

1



Определяет цель и целевую аудиторию текстов

1

2

Сравнение признаков текстов

Указывает отличительные признаки текстов

1



Указывает общие признаки текстов

1

3

Создание статьи

Соблюдает структуру письма

1



Использует информацию из текстов

1



Творчески перерабатывает информацию

1



Учитывает целевую аудиторию

1

Всего баллов



8

Рекомендации для учителя:

  1. Упрощение заданий: Давайте ученику чёткие подсказки для каждого задания, чтобы облегчить процесс.

  2. Пошаговое выполнение: Разбейте задание на шаги и контролируйте выполнение, поддерживая ученика.

  3. Использование примеров: Приводите примеры, чтобы ученик мог ориентироваться в том, как строить свои ответы.



19 Қаңтар 2025
115
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі