Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «История Казахстана»
10 класс
(общественно-гуманитарное направление, естественно- математическое направление)
Нур-Султан, 2019
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для обучающихся в 10 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «История Казахстана» для 10-11 классов уровня общего среднего образования по обновленному содержанию.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей истории, учащихся, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Цивилизация: особенности развития» 4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ 9
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Этнические и социально-политические процессы» 9
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА ІІІ ЧЕТВЕРТЬ 13
Задания по суммативному оцениванию за раздел «История государства и развитие общественно-политической мысли» 13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ 19
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Развитие культуры, образования и науки» 19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Цивилизация: особенности развития»
|
Раздел |
Центрально-азиатские цивилизации: многообразие и культурная общность Цивилизация Великой Степи Центральная Азия мировая цивилизация |
|
Цели обучения |
10.1.1.1 Использовать понятие «Центральная Азия» для характеристики историко-географических особенностей региона 10.1.2.1 Определять историко-географический регион «Великая Степь», используя карту 10.1.2.5 Анализировать преемственность и взаимовлияние древних культур Великой Степи |
|
Критерии оценивания |
Обучающийся
|
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка |
|
Время выполнения |
20 минут |
|
Задания 1. Укажите факторы, повлиявшие на формирование историко-географического региона Центральная Азия. |
|

-
-
1.
2.
3.
4.
-
-
Прочитайте отрывок из источника, и ответьте на вопросы.
«В свое время именно эти прокаленные солнцем и с виду неброские казахские степи задавали жизненный ритм всему Евразийскому континенту. Застывшие у кромки горизонта курганы и кладбища – безмолвные свидетели масштабных событий всемирно исторического значения. Известно и то, что наши предки, отправлявшиеся из этой степи в далекие военные или мирные походы, донесли до многих народов и передали им немало полезных знаний, умений и изобретений, что в дальнейшем подготовило почву и для многих других ярчайших открытий»
Н.А. Назарбаев «Времена и думы» О какой историко-географической территории идет речь?
Какие средневековые государства (не менее 2-х) существовали на данной территории?


-
Выполните задания по контурной карте
А) Определите название государства казахской степи образованное на месте государства Огузов в XI веке, и укажите его территорию на контурной карте

В) Подпишите название государства, образованного в послемонгольский период в восточной части улуса Джучи? С)Отметьте на контурной карте столицу Казахского ханства в середине XV в
-
Используя текст и собственные знания, дайте обоснование преемственности и взаимовлияния древних культур Великой Степи по следующему плану:
Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина- всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику благосостояния номадов.
-
Преемственность и взаимовлияние древних культур Великой Степи
В чем главная культурная особенность цивилизации Великой Степи?
Какие факты (не менее 2-х) свидетельствуют о преемственности древних культур Великой Степи?
1
2
Как отражена древняя культура Великой Степи в облике (архитектура, скульптура) современных государств Центральной Азии?
|
Критерии оценивания |
№ задания |
Дескрипторы |
Баллы |
|
Обучающийся |
|||
|
Определяет основные факторы, повлиявшие на формирование историко- географического региона Центральная Азия |
1 |
определяет экономический фактор, повлиявший на формирование историко- географического региона Центральная Азия; |
1 |
|
определяет политический фактор, повлиявший на формирование историко- географического региона Центральная Азия; |
1 |
||
|
определяет географический фактор, повлиявший на формирование историко- географического региона Центральная Азия; |
1 |
||
|
определяет культурный фактор, повлиявший на формирование историко-географического региона Центральная Азия. |
1 |
||
|
Определяет историко- географические особенности «Великой Степи» и отмечает средневековые государства на карте |
2 |
определяет название историко – географической территории; |
1 |
|
называет два государства существовавших на указанной территории. |
1 |
||
|
3 |
определяет название казахской степи в XI веке; |
1 |
|
|
отмечает на контурной карте казахскую степь (соответственно историческому названию) в XI веке; |
1 |
||
|
отмечает на контурной карте государство, образованное в послемонгольский период в восточной части улуса Джучи; |
1 |
||
|
отмечает на контурной карте столицу Казахского ханства в середине XVвека. |
1 |
||
|
Анализирует культурные особенности «Великой Степи», приводит факты преемственности и взаимовлияния государств, существовавших на данной территории |
4 |
определяет главную культурную особенность цивилизации Великой Степи; |
1 |
|
определяет первый факт доказывающий преемственность древних культур Великой Степи; |
1 |
||
|
определяет второй факт доказывающий преемственность древних культур Великой Степи; |
1 |
||
|
приводит пример преемственности древних культур Великой Степи в облике современных государств Центральной Азии; |
1 |
||
|
объясняет значимость сохранения наследия древних культур Великой Степи современными преемниками – государствами Центральной Азии. |
1 |
||
|
Всего баллов |
15 |
||
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел
«Цивилизация: особенности развития» ФИО обучающегося _
|
Критерии оценивания |
Уровень учебных достижений обучающегося |
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Определяет основные факторы, повлиявшие на формирование историко- географического региона Центральная Азия |
Затрудняется в определении основных факторов экономических/политических/ географических/культурных повлиявших на формирование историко-географического региона Центральная Азия. |
Допускает незначительное количество ошибок в определении основных факторов экономических/политических/ географических/культурных повлиявшие на формирование историко-географического региона Центральная Азия. |
Определяет и описывает основные факторы экономические/политические/ географические/культурные повлиявшие на формирование историко-географического региона Центральная Азия. |
|
Определяет историко- географические особенности «Великой Степи» и отмечает средневековые государства на карте |
Затрудняется при определении названий государств/ выделении на контурной карте историко- географической области «Великая Степь». |
Допускает ошибки при определении названий государств/ выделении на контурной карте историко- географической области «Великая Степь». |
Указывает названия государств/ отмечает на контурной карте историко- географическую область «Великая Степь».
|
|
Анализирует культурные особенности «Великой Степи», приводит факты преемственности и взаимовлияния государств существовавших на данной территории |
Затрудняется в анализе преемственности и взаимовлияния древних культур Великой Степи/ определяет главную культурную особенность/ приводит факты/ пример/значимость. |
Допускает ошибки в анализе преемственности и взаимовлияния древних культур Великой Степи/ определяет главную культурную особенность/ приводит факты/ пример/значимость. |
Описывает и обосновывает историческую преемственность и взаимовлияние древних культур Великой Степи. |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Этнические и социально- политические процессы»
|
Раздел |
Истоки происхождения казахского народа Традиционное казахское общество: этническая структура и социальная организация |
|
Цели обучения |
10.2.1.1 Использовать понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана 10.2.2.1 Использовать понятия «ру», «тайпа», «жүз», «ата- жұрт», «ата-мекен», «ел» для описания этнической структуры казахов 10.2.2.4 Объяснять функциональное значение принципа родства и родовой структуры, учитывая особенности кочевой цивилизации казахов |
|
Критерии оценивания |
Обучающийся
«антропогенеза», «этногенеза», объясняет особенности ранних этнических процессов на территории Казахстана
«тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел»
|
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка |
|
Время выполнения |
20 минут |
|
Задания 1. Используя текст и собственные знания, дайте ответы на вопросы. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савроматов — в северных и западных. Чем, по вашему мнению, отличается процесс антропогенеза от этногенеза? Приведите пример. |
|


-
Какие племена, составили основу казахского этноса? Аргументируйте свой ответ.


-
Дайте определения следующим понятиям:
-
Ру –
Тайпа –
Жүз –
Ата-жұрт –
Ата-мекен –
Ел –
Используя исторические знания и вышеуказанные термины, опишите особенности этнической структуры казахов




-
Дайте оценку значимости родства и родовой
структуры в традиционном казахском обществе по следующему плану:
-
Объясните значимость принципа родства и родовой структуры в традиционном казахском обществе
Как повлиял данный принцип на развитие кочевой цивилизации на территории Казахстана?
Критерии оценивания
№
задания
Дескрипторы
Баллы
Обучающийся
Использует понятия
«антропогенез»,
«этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана
1
определяет различия процессов
«антропогенеза», «этногенеза»;
1
приводит пример различия процессов
«антропогенеза», «этногенеза».
1
2
определяет племена, составившие
первооснову казахского этноса;
1
аргументирует свою точку зрения.
1
Использует понятия «ру»,
«тайпа», «жүз», «ата-
жұрт», «ата-мекен», «ел» для описания этнической структуры казахов
3
определяет понятие «ру»;
1
определяет понятие «тайпа»;
1
определяет понятие «жүз»;
1
определяет понятие «ата-жұрт»;
1
определяет понятие «ата-мекен»;
1
определяет понятие «ел»;
1
описывает особенности этнической
структуры казахов.
1
Объясняет значение принципа родства и родовой структуры казахов, обосновывает его влияние на формирование самобытной кочевой цивилизации казахов
4
приводит 1 аргумент о значимости принципа родства и родовой
структуры;
1
приводит 2 аргумент о значимости принципа родства и родовой
структуры;
1
приводит 1 факт о влиянии принципа родства и родовой структуры на развитие кочевой цивилизации;
1
пишет аргументированный вывод.
1
Всего баллов
15
Рубрика для
предоставления информации родителям по итогам суммативного
оценивания за раздел
«Этнические и социально-политические процессы» ФИО обучающегося _
|
Критерии оценивания |
Уровень учебных достижений обучающегося |
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Использует понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана |
Затрудняется в использовании терминов «антропогенез», «этногенез», «этнос» при объяснении этнических процессов на территории Казахстана. |
Допускает незначительные ошибки в использовании терминов «антропогенез», «этногенез», «этнос» при объяснении этнических процессов на территории Казахстана. |
Уместно использует понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» при объяснении этнических процессов на территории Казахстана. |
|
Использует понятия «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел» для описания этнической структуры казахов |
Затрудняется в использовании понятий «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел» при описании этнической структуры казахов. |
Допускает ошибки в использовании понятий «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел» при описании этнической структуры казахов. |
Уместно использует понятия «ру», «тайпа», «жүз», «ата- жұрт», «ата-мекен», «ел» для описания этнической структуры казахов. |
|
Объясняет функциональное значение принципа родства и родовой структуры, учитывая особенности кочевой цивилизации казахов |
Затрудняется в объяснении функционального значения принципа родства и родовой структуры/ приводит аргументы и факты о значимости/ пишет вывод. |
Допускает ошибки при объяснении функционального значения принципа родства и родовой структуры/ приводит аргументы и факты о значимости/ пишет вывод. |
Объясняет функциональное значение принципа родства и родовой структуры / приводит аргументы и факты о значимости/ пишет вывод. |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА ІІІ ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «История государства и развитие общественно-политической мысли»
Раздел Ранние государства на территории Казахстана Империи кочевников Великой степи
Казахское ханство – первое национальное государство в Центральной Азии
Путь к независимости и возрождение национальной государственности
Цели обучения 10.3.2.5 Характеризовать геополитическую активность
государств XIII-XV веков, выявляя степень их влияния на ход исторических процессов в Евразии
10.3.3.1 Устанавливать историческую преемственность Ак Орды и Казахского ханства
-
Исследовать историю восстановления государственного суверенитета в форме Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий
-
Использовать понятия «автономная советская республика», «советская союзная республика»,
«унитарное государство» для объяснения советской формы казахской государственности
Критерии оценивания Обучающийся
-
Приводит факты геополитической активности государств XIII-XV веков, оценивая результаты их политической деятельности
-
Определяет историческую роль Ак Орды в становлении Казахского ханства
-
Анализирует историческую значимость создания Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий
-
Объясняет особенности советской системы управления в Казахстане
Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
-
Приведите факты о влиянии данных государств на ход исторических процессов в
Евразии в XIII-XV веках.

|
Ак Орда |
|
|
Вывод: какое государство оказало наибольшее влияние на исторические процессы? |
|
-
Определите
факты исторической преемственности государств Ак Орды и
Казахского ханства.
|
1 |
2 |
3 |
-
Используя знания по истории Казахстана, определите историческую значимость создания Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий.
А) Определите предпосылки создания Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий.



В) Какими путями происходил процесс создания Алашской и Туркестанской
(Кокандской) автономий?


С) Укажите два последствия создания Алашской и Туркестанской (Кокандской)
автономий.


D) Какова историческая значимость существования Алашской и Туркестанской
(Кокандской) автономий в годы становления советской власти в Казахстане?



-
Опишите особенности советской формы казахской государственности, в объяснении используйте понятия «автономная советская республика», «советская союзная республика», «унитарное государство».



|
Критерии оценивания |
№ задания |
Дескрипторы |
Баллы |
||
|
Обучающийся |
|||||
|
Приводит |
факты |
|
приводит |
1 факт геополитической |
1 |
|
геополитической |
|
активности Ногайской Орды; |
|||
|
активности |
государств |
|
приводит |
1 факт геополитической |
1 |
|
XIII-XV веков, оценивая результаты их |
1 |
активности государства Могулистан; |
|||
|
приводит |
1 факт геополитической |
1 |
|||
|
политической деятельности |
|
активности Ак Орды; |
|||
|
пишет обоснованный вывод. |
1 |
||||
|
Определяет |
|
приводит 1 факт о сходстве системы |
|
||
|
историческую |
роль Ак |
|
управления |
Казахского ханства и Ак |
1 |
|
Орды в становлении |
|
Орды; |
|
||
|
Казахского ханства |
2 |
приводит 1 факт о сходстве системы |
|
||
|
|
|
хозяйствования Казахского ханства и Ак |
1 |
||
|
|
|
Орды; |
|
||
|
|
|
пишет обоснованный вывод. |
1 |
||
|
Анализирует |
|
определяет |
обстоятельство |
|
|
|
историческую |
|
способствующее созданию Алашской и |
1 |
||
|
значимость |
создания |
|
Туркестанской (Кокандской) автономий; |
|
|
|
Алашской |
и |
|
указывает путь создания Алашской и |
1 |
|
|
Туркестанской |
|
Туркестанской (Кокандской) автономий; |
|||
|
(Кокандской) автономий |
|
|
|||
|
указывает первое последствие создания |
|
||||
|
|
3 |
Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий; |
1 |
||
|
|
|
указывает второе последствие создания |
|
||
|
|
|
Алашской и Туркестанской (Кокандской) |
1 |
||
|
|
|
автономий; |
|
||
|
|
|
определяет историческую значимость |
|
||
|
|
|
Алашской и Туркестанской (Кокандской) |
1 |
||
|
|
|
автономии. |
|
||
|
Объясняет особенности |
|
определяет |
1 особенность советской |
1 |
|
|
советской |
системы |
|
формы казахской государственности; |
||
|
управления в Казахстане |
|
определяет |
2 особенность советской |
1 |
|
|
|
4 |
формы казахской государственности; |
|||
|
использует |
термины «автономная |
|
|||
|
|
|
советская союзная |
республика», «советская республика», «унитарное |
1 |
|
|
|
|
государство». |
|
||
|
Всего баллов |
15 |
||||
Рубрика для
предоставления информации родителям по итогам суммативного
оценивания за раздел
«История государства и развитие общественно-политической мысли» ФИО обучающегося _
|
Критерии оценивания |
Уровень учебных достижений обучающегося |
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Приводит факты геополитической активности государств XIII-XV веков, оценивая результаты их политической деятельности. |
Затрудняется в описании процессов геополитической активности государств XIII-XV веков / приводит факты/пишет вывод. |
Допускает ошибки в описании процессов геополитической активности государств XIII-XV веков/ приводит факты/пишет вывод. |
Верно характеризует процессы геополитической активности государств XIII-XV веков / приводит факты/пишет вывод. |
|
Определяет историческую роль Ак Орды в становлении Казахского ханства |
Затрудняется в определении исторической роли Ак Орды в становлении Казахского ханства/ приводит факты о сходстве /пишет вывод. |
Допускает ошибки в определении исторической роли Ак Орды в становлении Казахского ханства /приводит факты о сходстве /пишет вывод. |
Определяет историческую роль Ак Орды в становлении Казахского ханства/ приводит факты о сходстве /пишет вывод. |
|
Анализирует историческую значимость создания Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий |
Затрудняется в объяснении путей создания Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий/описывает способствующие обстоятельства/последствия создания /историческую значимость. |
Допускает ошибки при объяснении путей создания Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий/описывает способствующие обстоятельства/последствия создания /историческую значимость. |
Описывает и дает оценку существования Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий/описывает способствующие обстоятельства/последствия создания /историческую значимость. |
![]()
|
Объясняет особенности советской системы управления в Казахстане |
Затрудняется в использовании терминов «автономная советская республика», «советская союзная республика», «унитарное государство» при объяснении особенностей советской системы управления в Казахстане /определяет особенности |
Допускает ошибки при использовании терминов «автономная советская республика», «советская союзная республика», «унитарное государство» при объяснении особенностей советской системы управления в Казахстане /определяет особенности |
Объясняет особенности советской системы управления в Казахстане используя термины «автономная советская республика», «советская союзная республика», «унитарное государство» |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Развитие культуры, образования и науки»
Раздел Традиционная культура казахского народа - наследие степной цивилизации
Культура Казахстана в советский период Культура в период национального возрождения
Цели обучения 10.4.1.7 Определять значение устного народного
творчества в культурном наследии казахского народа
10.4.2.1 Определять новые направления и жанры в области культуры Казахстана в советский период
-
Обобщать знания о национальной культуре
Критерии оценивания Обучающийся
-
Приводит примеры из разных жанров устного народного творчества объясняя его значение в духовной культуре казахского народа
-
Определяет новые направления и жанры в области культуры Казахстана в советский период, характеризует последствия изменений
-
Характеризует современное положение национальной культуры и значимость его сохранения в условиях глобализации
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
-
Приведите примеры из жанров устного народного творчества казахского народа по указанным категориям, напишите вывод.

-
Прочитайте предложенный текст и, используя свои знания из курса истории, ответьте на вопросы:
С установлением Советской власти в городах Верном, Акмолинске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае стали функционировать клубы, народные дома культуры, организовывались казахские и русские хоровые,
драматические, литературные кружки, народные театры. Казахские театры пополнялись молодыми актерами, получавшими специальное образование в Москве, Ленинграде. На должности режиссеров, художественных руководителей приглашались специалисты из Центра.
В 30-е годы взяло старт киноискусство Казахстана:
-
У его истоков стояло Алма-Атинское отделение треста «Востоккино», выпустившее ряд документальных и немых художественных фильмов.
-
В 1934 г. была организована первая студия хроникальных фильмов.
Казахские писатели, как и их коллеги из других союзных республик, верили в Коммунистическую партию и коммунистическое будущее страны. Поэтому в своих произведениях они восхваляли идеи революции, достижения социалистического строительства, создавали положительные образы большевиков. Тема дружбы народов вытекала из самой жизни и часто была источником для создания художественных произведений.
А) Какие новые направления и жанры (не менее двух) в области культуры казахского народа появились в советский период?


В) Приведите примеры (не менее двух) произведений из новых направлений культуры


С) Какие последствия положительные/негативные повлекли данные изменения для
национальной культуры казахов?


5. Напишите письменное заключение на тему: Почему возрастающие темпы глобализации актуализировали задачу сохранения этнической самобытности и неповторимости?
















|
Критерии оценивания |
№ задания |
Дескрипторы |
Баллы |
|
Обучающийся |
|||
|
Приводит примеры из |
1 |
приводит 1 пример музыкального |
1 |
|
разных жанров устного |
|
произведения из устного народного |
|
|
народного творчества |
|
творчества казахского народа; |
|
|
объясняя его значение в |
|
приводит 1 пример литературного |
1 |
|
духовной культуре |
|
произведения из устного народного |
|
|
казахского народа |
|
творчества казахского народа; |
|
|
|
|
приводит 1 пример из пословиц |
1 |
|
|
|
/поговорок казахского народа; |
|
|
|
|
пишет обоснованный вывод. |
1 |
|
Определяет новые |
2 |
определяет первое новое направление в |
1 |
|
направления и жанры в |
|
области культуры Казахстана в советский |
|
|
области культуры |
|
период; |
|
|
Казахстана в советский |
|
определяет второе новое направление в |
1 |
|
период, характеризует |
|
области культуры Казахстана в советский |
|
|
последствия изменений |
|
период. |
|
|
|
3 |
приводит первый пример произведения |
1 |
|
|
|
из нового направления культуры в |
|
|
|
|
советский период; |
|
|
|
|
приводит второй пример произведения из |
1 |
|
|
|
нового направления культуры в |
|
|
|
|
советский период; |
|
|
|
4 |
приводит пример положительного |
1 |
|
|
|
последствия культурных изменений в |
|
|
|
|
советский для национальной культуры |
|
|
|
|
Казахстана; |
|
|
|
|
приводит пример отрицательного |
1 |
|
|
|
последствия культурных изменений в |
|
|
|
|
советский для национальной культуры |
|
|
|
|
Казахстана. |
|
|
Характеризует |
5 |
указывает первую причину |
1 |
|
современное положение |
|
разрушительного влияния глобализации |
|
|
национальной культуры и |
|
на национальные культуры; |
|
|
значимость его |
|
указывает вторую причину |
1 |
|
сохранения в условиях |
|
разрушительного влияния глобализации |
|
|
глобализации |
|
на национальные культуры; |
|
|
|
|
приводит первый пример |
1 |
|
|
|
разрушительного влияния глобализации |
|
|
|
|
на национальные культуры; |
|
|
|
|
приводит второй пример |
1 |
|
|
|
разрушительного влияния глобализации |
|
|
|
|
на национальные культуры; |
|
|
|
|
пишет вывод о актуальности сохранения |
1 |
|
|
|
культурного наследия казахского народа. |
|
|
Всего баллов |
15 |
||
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел
«Развитие культуры, образования и науки» ФИО обучающегося _
|
Критерии оценивания |
Уровень учебных достижений обучающегося |
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Приводит примеры из разных жанров устного народного творчества объясняя его значение в духовной культуре казахского народа |
Затрудняется в определении значения устного народного творчества /приводит примеры музыкальных произведений/ пословиц /поговорок /пишет вывод |
Допускает ошибки при определении значения устного народного творчества /приводит примеры музыкальных произведений/ пословиц /поговорок /пишет вывод |
Определяет значимость устного народного творчества казахского народа/приводит примеры музыкальных произведений/ пословиц /поговорок /пишет вывод |
|
Определяет новые направления и жанры в области культуры Казахстана в советский период, характеризует последствия изменений |
Затрудняется в определении новых направлений и жанров культуры в советский период с приведением конкретных примеров/ описывает характер последствий данных изменений |
Допускает ошибки при определении новых направлений и жанров культуры в советский период с приведением конкретных примеров/ описывает характер последствий данных изменений |
Описывает новые направления и жанры культуры в советский период приведением конкретных примеров и обосновывает характер последствий данных изменений
|
|
Характеризует современное положение национальной культуры и значимость его сохранения в условиях глобализации |
Затрудняется в объяснении современного положения национальной культуры / причин разрушительного влияния глобализации / приводит примеры / пишет вывод |
Допускает ошибки при объяснении современного положения национальной культуры / причин разрушительного влияния глобализации / приводит примеры / пишет вывод |
Описывает и обосновывает современное положение национальной культуры / причин разрушительного влияния глобализации/ приводит примеры/ пишет вывод
|
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
сор
сор
Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «История Казахстана»
10 класс
(общественно-гуманитарное направление, естественно- математическое направление)
Нур-Султан, 2019
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для обучающихся в 10 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «История Казахстана» для 10-11 классов уровня общего среднего образования по обновленному содержанию.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей истории, учащихся, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ 4
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Цивилизация: особенности развития» 4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ 9
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Этнические и социально-политические процессы» 9
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА ІІІ ЧЕТВЕРТЬ 13
Задания по суммативному оцениванию за раздел «История государства и развитие общественно-политической мысли» 13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ 19
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Развитие культуры, образования и науки» 19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Цивилизация: особенности развития»
|
Раздел |
Центрально-азиатские цивилизации: многообразие и культурная общность Цивилизация Великой Степи Центральная Азия мировая цивилизация |
|
Цели обучения |
10.1.1.1 Использовать понятие «Центральная Азия» для характеристики историко-географических особенностей региона 10.1.2.1 Определять историко-географический регион «Великая Степь», используя карту 10.1.2.5 Анализировать преемственность и взаимовлияние древних культур Великой Степи |
|
Критерии оценивания |
Обучающийся
|
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка |
|
Время выполнения |
20 минут |
|
Задания 1. Укажите факторы, повлиявшие на формирование историко-географического региона Центральная Азия. |
|

-
-
1.
2.
3.
4.
-
-
Прочитайте отрывок из источника, и ответьте на вопросы.
«В свое время именно эти прокаленные солнцем и с виду неброские казахские степи задавали жизненный ритм всему Евразийскому континенту. Застывшие у кромки горизонта курганы и кладбища – безмолвные свидетели масштабных событий всемирно исторического значения. Известно и то, что наши предки, отправлявшиеся из этой степи в далекие военные или мирные походы, донесли до многих народов и передали им немало полезных знаний, умений и изобретений, что в дальнейшем подготовило почву и для многих других ярчайших открытий»
Н.А. Назарбаев «Времена и думы» О какой историко-географической территории идет речь?
Какие средневековые государства (не менее 2-х) существовали на данной территории?


-
Выполните задания по контурной карте
А) Определите название государства казахской степи образованное на месте государства Огузов в XI веке, и укажите его территорию на контурной карте

В) Подпишите название государства, образованного в послемонгольский период в восточной части улуса Джучи? С)Отметьте на контурной карте столицу Казахского ханства в середине XV в
-
Используя текст и собственные знания, дайте обоснование преемственности и взаимовлияния древних культур Великой Степи по следующему плану:
Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина- всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику благосостояния номадов.
-
Преемственность и взаимовлияние древних культур Великой Степи
В чем главная культурная особенность цивилизации Великой Степи?
Какие факты (не менее 2-х) свидетельствуют о преемственности древних культур Великой Степи?
1
2
Как отражена древняя культура Великой Степи в облике (архитектура, скульптура) современных государств Центральной Азии?
|
Критерии оценивания |
№ задания |
Дескрипторы |
Баллы |
|
Обучающийся |
|||
|
Определяет основные факторы, повлиявшие на формирование историко- географического региона Центральная Азия |
1 |
определяет экономический фактор, повлиявший на формирование историко- географического региона Центральная Азия; |
1 |
|
определяет политический фактор, повлиявший на формирование историко- географического региона Центральная Азия; |
1 |
||
|
определяет географический фактор, повлиявший на формирование историко- географического региона Центральная Азия; |
1 |
||
|
определяет культурный фактор, повлиявший на формирование историко-географического региона Центральная Азия. |
1 |
||
|
Определяет историко- географические особенности «Великой Степи» и отмечает средневековые государства на карте |
2 |
определяет название историко – географической территории; |
1 |
|
называет два государства существовавших на указанной территории. |
1 |
||
|
3 |
определяет название казахской степи в XI веке; |
1 |
|
|
отмечает на контурной карте казахскую степь (соответственно историческому названию) в XI веке; |
1 |
||
|
отмечает на контурной карте государство, образованное в послемонгольский период в восточной части улуса Джучи; |
1 |
||
|
отмечает на контурной карте столицу Казахского ханства в середине XVвека. |
1 |
||
|
Анализирует культурные особенности «Великой Степи», приводит факты преемственности и взаимовлияния государств, существовавших на данной территории |
4 |
определяет главную культурную особенность цивилизации Великой Степи; |
1 |
|
определяет первый факт доказывающий преемственность древних культур Великой Степи; |
1 |
||
|
определяет второй факт доказывающий преемственность древних культур Великой Степи; |
1 |
||
|
приводит пример преемственности древних культур Великой Степи в облике современных государств Центральной Азии; |
1 |
||
|
объясняет значимость сохранения наследия древних культур Великой Степи современными преемниками – государствами Центральной Азии. |
1 |
||
|
Всего баллов |
15 |
||
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел
«Цивилизация: особенности развития» ФИО обучающегося _
|
Критерии оценивания |
Уровень учебных достижений обучающегося |
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Определяет основные факторы, повлиявшие на формирование историко- географического региона Центральная Азия |
Затрудняется в определении основных факторов экономических/политических/ географических/культурных повлиявших на формирование историко-географического региона Центральная Азия. |
Допускает незначительное количество ошибок в определении основных факторов экономических/политических/ географических/культурных повлиявшие на формирование историко-географического региона Центральная Азия. |
Определяет и описывает основные факторы экономические/политические/ географические/культурные повлиявшие на формирование историко-географического региона Центральная Азия. |
|
Определяет историко- географические особенности «Великой Степи» и отмечает средневековые государства на карте |
Затрудняется при определении названий государств/ выделении на контурной карте историко- географической области «Великая Степь». |
Допускает ошибки при определении названий государств/ выделении на контурной карте историко- географической области «Великая Степь». |
Указывает названия государств/ отмечает на контурной карте историко- географическую область «Великая Степь».
|
|
Анализирует культурные особенности «Великой Степи», приводит факты преемственности и взаимовлияния государств существовавших на данной территории |
Затрудняется в анализе преемственности и взаимовлияния древних культур Великой Степи/ определяет главную культурную особенность/ приводит факты/ пример/значимость. |
Допускает ошибки в анализе преемственности и взаимовлияния древних культур Великой Степи/ определяет главную культурную особенность/ приводит факты/ пример/значимость. |
Описывает и обосновывает историческую преемственность и взаимовлияние древних культур Великой Степи. |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Этнические и социально- политические процессы»
|
Раздел |
Истоки происхождения казахского народа Традиционное казахское общество: этническая структура и социальная организация |
|
Цели обучения |
10.2.1.1 Использовать понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана 10.2.2.1 Использовать понятия «ру», «тайпа», «жүз», «ата- жұрт», «ата-мекен», «ел» для описания этнической структуры казахов 10.2.2.4 Объяснять функциональное значение принципа родства и родовой структуры, учитывая особенности кочевой цивилизации казахов |
|
Критерии оценивания |
Обучающийся
«антропогенеза», «этногенеза», объясняет особенности ранних этнических процессов на территории Казахстана
«тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел»
|
|
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка |
|
Время выполнения |
20 минут |
|
Задания 1. Используя текст и собственные знания, дайте ответы на вопросы. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савроматов — в северных и западных. Чем, по вашему мнению, отличается процесс антропогенеза от этногенеза? Приведите пример. |
|


-
Какие племена, составили основу казахского этноса? Аргументируйте свой ответ.


-
Дайте определения следующим понятиям:
-
Ру –
Тайпа –
Жүз –
Ата-жұрт –
Ата-мекен –
Ел –
Используя исторические знания и вышеуказанные термины, опишите особенности этнической структуры казахов




-
Дайте оценку значимости родства и родовой
структуры в традиционном казахском обществе по следующему плану:
-
Объясните значимость принципа родства и родовой структуры в традиционном казахском обществе
Как повлиял данный принцип на развитие кочевой цивилизации на территории Казахстана?
Критерии оценивания
№
задания
Дескрипторы
Баллы
Обучающийся
Использует понятия
«антропогенез»,
«этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана
1
определяет различия процессов
«антропогенеза», «этногенеза»;
1
приводит пример различия процессов
«антропогенеза», «этногенеза».
1
2
определяет племена, составившие
первооснову казахского этноса;
1
аргументирует свою точку зрения.
1
Использует понятия «ру»,
«тайпа», «жүз», «ата-
жұрт», «ата-мекен», «ел» для описания этнической структуры казахов
3
определяет понятие «ру»;
1
определяет понятие «тайпа»;
1
определяет понятие «жүз»;
1
определяет понятие «ата-жұрт»;
1
определяет понятие «ата-мекен»;
1
определяет понятие «ел»;
1
описывает особенности этнической
структуры казахов.
1
Объясняет значение принципа родства и родовой структуры казахов, обосновывает его влияние на формирование самобытной кочевой цивилизации казахов
4
приводит 1 аргумент о значимости принципа родства и родовой
структуры;
1
приводит 2 аргумент о значимости принципа родства и родовой
структуры;
1
приводит 1 факт о влиянии принципа родства и родовой структуры на развитие кочевой цивилизации;
1
пишет аргументированный вывод.
1
Всего баллов
15
Рубрика для
предоставления информации родителям по итогам суммативного
оценивания за раздел
«Этнические и социально-политические процессы» ФИО обучающегося _
|
Критерии оценивания |
Уровень учебных достижений обучающегося |
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Использует понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана |
Затрудняется в использовании терминов «антропогенез», «этногенез», «этнос» при объяснении этнических процессов на территории Казахстана. |
Допускает незначительные ошибки в использовании терминов «антропогенез», «этногенез», «этнос» при объяснении этнических процессов на территории Казахстана. |
Уместно использует понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» при объяснении этнических процессов на территории Казахстана. |
|
Использует понятия «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел» для описания этнической структуры казахов |
Затрудняется в использовании понятий «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел» при описании этнической структуры казахов. |
Допускает ошибки в использовании понятий «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел» при описании этнической структуры казахов. |
Уместно использует понятия «ру», «тайпа», «жүз», «ата- жұрт», «ата-мекен», «ел» для описания этнической структуры казахов. |
|
Объясняет функциональное значение принципа родства и родовой структуры, учитывая особенности кочевой цивилизации казахов |
Затрудняется в объяснении функционального значения принципа родства и родовой структуры/ приводит аргументы и факты о значимости/ пишет вывод. |
Допускает ошибки при объяснении функционального значения принципа родства и родовой структуры/ приводит аргументы и факты о значимости/ пишет вывод. |
Объясняет функциональное значение принципа родства и родовой структуры / приводит аргументы и факты о значимости/ пишет вывод. |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА ІІІ ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «История государства и развитие общественно-политической мысли»
Раздел Ранние государства на территории Казахстана Империи кочевников Великой степи
Казахское ханство – первое национальное государство в Центральной Азии
Путь к независимости и возрождение национальной государственности
Цели обучения 10.3.2.5 Характеризовать геополитическую активность
государств XIII-XV веков, выявляя степень их влияния на ход исторических процессов в Евразии
10.3.3.1 Устанавливать историческую преемственность Ак Орды и Казахского ханства
-
Исследовать историю восстановления государственного суверенитета в форме Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий
-
Использовать понятия «автономная советская республика», «советская союзная республика»,
«унитарное государство» для объяснения советской формы казахской государственности
Критерии оценивания Обучающийся
-
Приводит факты геополитической активности государств XIII-XV веков, оценивая результаты их политической деятельности
-
Определяет историческую роль Ак Орды в становлении Казахского ханства
-
Анализирует историческую значимость создания Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий
-
Объясняет особенности советской системы управления в Казахстане
Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
-
Приведите факты о влиянии данных государств на ход исторических процессов в
Евразии в XIII-XV веках.

|
Ак Орда |
|
|
Вывод: какое государство оказало наибольшее влияние на исторические процессы? |
|
-
Определите
факты исторической преемственности государств Ак Орды и
Казахского ханства.
|
1 |
2 |
3 |
-
Используя знания по истории Казахстана, определите историческую значимость создания Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий.
А) Определите предпосылки создания Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий.



В) Какими путями происходил процесс создания Алашской и Туркестанской
(Кокандской) автономий?


С) Укажите два последствия создания Алашской и Туркестанской (Кокандской)
автономий.


D) Какова историческая значимость существования Алашской и Туркестанской
(Кокандской) автономий в годы становления советской власти в Казахстане?



-
Опишите особенности советской формы казахской государственности, в объяснении используйте понятия «автономная советская республика», «советская союзная республика», «унитарное государство».



|
Критерии оценивания |
№ задания |
Дескрипторы |
Баллы |
||
|
Обучающийся |
|||||
|
Приводит |
факты |
|
приводит |
1 факт геополитической |
1 |
|
геополитической |
|
активности Ногайской Орды; |
|||
|
активности |
государств |
|
приводит |
1 факт геополитической |
1 |
|
XIII-XV веков, оценивая результаты их |
1 |
активности государства Могулистан; |
|||
|
приводит |
1 факт геополитической |
1 |
|||
|
политической деятельности |
|
активности Ак Орды; |
|||
|
пишет обоснованный вывод. |
1 |
||||
|
Определяет |
|
приводит 1 факт о сходстве системы |
|
||
|
историческую |
роль Ак |
|
управления |
Казахского ханства и Ак |
1 |
|
Орды в становлении |
|
Орды; |
|
||
|
Казахского ханства |
2 |
приводит 1 факт о сходстве системы |
|
||
|
|
|
хозяйствования Казахского ханства и Ак |
1 |
||
|
|
|
Орды; |
|
||
|
|
|
пишет обоснованный вывод. |
1 |
||
|
Анализирует |
|
определяет |
обстоятельство |
|
|
|
историческую |
|
способствующее созданию Алашской и |
1 |
||
|
значимость |
создания |
|
Туркестанской (Кокандской) автономий; |
|
|
|
Алашской |
и |
|
указывает путь создания Алашской и |
1 |
|
|
Туркестанской |
|
Туркестанской (Кокандской) автономий; |
|||
|
(Кокандской) автономий |
|
|
|||
|
указывает первое последствие создания |
|
||||
|
|
3 |
Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий; |
1 |
||
|
|
|
указывает второе последствие создания |
|
||
|
|
|
Алашской и Туркестанской (Кокандской) |
1 |
||
|
|
|
автономий; |
|
||
|
|
|
определяет историческую значимость |
|
||
|
|
|
Алашской и Туркестанской (Кокандской) |
1 |
||
|
|
|
автономии. |
|
||
|
Объясняет особенности |
|
определяет |
1 особенность советской |
1 |
|
|
советской |
системы |
|
формы казахской государственности; |
||
|
управления в Казахстане |
|
определяет |
2 особенность советской |
1 |
|
|
|
4 |
формы казахской государственности; |
|||
|
использует |
термины «автономная |
|
|||
|
|
|
советская союзная |
республика», «советская республика», «унитарное |
1 |
|
|
|
|
государство». |
|
||
|
Всего баллов |
15 |
||||
Рубрика для
предоставления информации родителям по итогам суммативного
оценивания за раздел
«История государства и развитие общественно-политической мысли» ФИО обучающегося _
|
Критерии оценивания |
Уровень учебных достижений обучающегося |
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Приводит факты геополитической активности государств XIII-XV веков, оценивая результаты их политической деятельности. |
Затрудняется в описании процессов геополитической активности государств XIII-XV веков / приводит факты/пишет вывод. |
Допускает ошибки в описании процессов геополитической активности государств XIII-XV веков/ приводит факты/пишет вывод. |
Верно характеризует процессы геополитической активности государств XIII-XV веков / приводит факты/пишет вывод. |
|
Определяет историческую роль Ак Орды в становлении Казахского ханства |
Затрудняется в определении исторической роли Ак Орды в становлении Казахского ханства/ приводит факты о сходстве /пишет вывод. |
Допускает ошибки в определении исторической роли Ак Орды в становлении Казахского ханства /приводит факты о сходстве /пишет вывод. |
Определяет историческую роль Ак Орды в становлении Казахского ханства/ приводит факты о сходстве /пишет вывод. |
|
Анализирует историческую значимость создания Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий |
Затрудняется в объяснении путей создания Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий/описывает способствующие обстоятельства/последствия создания /историческую значимость. |
Допускает ошибки при объяснении путей создания Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий/описывает способствующие обстоятельства/последствия создания /историческую значимость. |
Описывает и дает оценку существования Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий/описывает способствующие обстоятельства/последствия создания /историческую значимость. |
![]()
|
Объясняет особенности советской системы управления в Казахстане |
Затрудняется в использовании терминов «автономная советская республика», «советская союзная республика», «унитарное государство» при объяснении особенностей советской системы управления в Казахстане /определяет особенности |
Допускает ошибки при использовании терминов «автономная советская республика», «советская союзная республика», «унитарное государство» при объяснении особенностей советской системы управления в Казахстане /определяет особенности |
Объясняет особенности советской системы управления в Казахстане используя термины «автономная советская республика», «советская союзная республика», «унитарное государство» |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Развитие культуры, образования и науки»
Раздел Традиционная культура казахского народа - наследие степной цивилизации
Культура Казахстана в советский период Культура в период национального возрождения
Цели обучения 10.4.1.7 Определять значение устного народного
творчества в культурном наследии казахского народа
10.4.2.1 Определять новые направления и жанры в области культуры Казахстана в советский период
-
Обобщать знания о национальной культуре
Критерии оценивания Обучающийся
-
Приводит примеры из разных жанров устного народного творчества объясняя его значение в духовной культуре казахского народа
-
Определяет новые направления и жанры в области культуры Казахстана в советский период, характеризует последствия изменений
-
Характеризует современное положение национальной культуры и значимость его сохранения в условиях глобализации
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
-
Приведите примеры из жанров устного народного творчества казахского народа по указанным категориям, напишите вывод.

-
Прочитайте предложенный текст и, используя свои знания из курса истории, ответьте на вопросы:
С установлением Советской власти в городах Верном, Акмолинске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае стали функционировать клубы, народные дома культуры, организовывались казахские и русские хоровые,
драматические, литературные кружки, народные театры. Казахские театры пополнялись молодыми актерами, получавшими специальное образование в Москве, Ленинграде. На должности режиссеров, художественных руководителей приглашались специалисты из Центра.
В 30-е годы взяло старт киноискусство Казахстана:
-
У его истоков стояло Алма-Атинское отделение треста «Востоккино», выпустившее ряд документальных и немых художественных фильмов.
-
В 1934 г. была организована первая студия хроникальных фильмов.
Казахские писатели, как и их коллеги из других союзных республик, верили в Коммунистическую партию и коммунистическое будущее страны. Поэтому в своих произведениях они восхваляли идеи революции, достижения социалистического строительства, создавали положительные образы большевиков. Тема дружбы народов вытекала из самой жизни и часто была источником для создания художественных произведений.
А) Какие новые направления и жанры (не менее двух) в области культуры казахского народа появились в советский период?


В) Приведите примеры (не менее двух) произведений из новых направлений культуры


С) Какие последствия положительные/негативные повлекли данные изменения для
национальной культуры казахов?


5. Напишите письменное заключение на тему: Почему возрастающие темпы глобализации актуализировали задачу сохранения этнической самобытности и неповторимости?
















|
Критерии оценивания |
№ задания |
Дескрипторы |
Баллы |
|
Обучающийся |
|||
|
Приводит примеры из |
1 |
приводит 1 пример музыкального |
1 |
|
разных жанров устного |
|
произведения из устного народного |
|
|
народного творчества |
|
творчества казахского народа; |
|
|
объясняя его значение в |
|
приводит 1 пример литературного |
1 |
|
духовной культуре |
|
произведения из устного народного |
|
|
казахского народа |
|
творчества казахского народа; |
|
|
|
|
приводит 1 пример из пословиц |
1 |
|
|
|
/поговорок казахского народа; |
|
|
|
|
пишет обоснованный вывод. |
1 |
|
Определяет новые |
2 |
определяет первое новое направление в |
1 |
|
направления и жанры в |
|
области культуры Казахстана в советский |
|
|
области культуры |
|
период; |
|
|
Казахстана в советский |
|
определяет второе новое направление в |
1 |
|
период, характеризует |
|
области культуры Казахстана в советский |
|
|
последствия изменений |
|
период. |
|
|
|
3 |
приводит первый пример произведения |
1 |
|
|
|
из нового направления культуры в |
|
|
|
|
советский период; |
|
|
|
|
приводит второй пример произведения из |
1 |
|
|
|
нового направления культуры в |
|
|
|
|
советский период; |
|
|
|
4 |
приводит пример положительного |
1 |
|
|
|
последствия культурных изменений в |
|
|
|
|
советский для национальной культуры |
|
|
|
|
Казахстана; |
|
|
|
|
приводит пример отрицательного |
1 |
|
|
|
последствия культурных изменений в |
|
|
|
|
советский для национальной культуры |
|
|
|
|
Казахстана. |
|
|
Характеризует |
5 |
указывает первую причину |
1 |
|
современное положение |
|
разрушительного влияния глобализации |
|
|
национальной культуры и |
|
на национальные культуры; |
|
|
значимость его |
|
указывает вторую причину |
1 |
|
сохранения в условиях |
|
разрушительного влияния глобализации |
|
|
глобализации |
|
на национальные культуры; |
|
|
|
|
приводит первый пример |
1 |
|
|
|
разрушительного влияния глобализации |
|
|
|
|
на национальные культуры; |
|
|
|
|
приводит второй пример |
1 |
|
|
|
разрушительного влияния глобализации |
|
|
|
|
на национальные культуры; |
|
|
|
|
пишет вывод о актуальности сохранения |
1 |
|
|
|
культурного наследия казахского народа. |
|
|
Всего баллов |
15 |
||
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел
«Развитие культуры, образования и науки» ФИО обучающегося _
|
Критерии оценивания |
Уровень учебных достижений обучающегося |
||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
|
Приводит примеры из разных жанров устного народного творчества объясняя его значение в духовной культуре казахского народа |
Затрудняется в определении значения устного народного творчества /приводит примеры музыкальных произведений/ пословиц /поговорок /пишет вывод |
Допускает ошибки при определении значения устного народного творчества /приводит примеры музыкальных произведений/ пословиц /поговорок /пишет вывод |
Определяет значимость устного народного творчества казахского народа/приводит примеры музыкальных произведений/ пословиц /поговорок /пишет вывод |
|
Определяет новые направления и жанры в области культуры Казахстана в советский период, характеризует последствия изменений |
Затрудняется в определении новых направлений и жанров культуры в советский период с приведением конкретных примеров/ описывает характер последствий данных изменений |
Допускает ошибки при определении новых направлений и жанров культуры в советский период с приведением конкретных примеров/ описывает характер последствий данных изменений |
Описывает новые направления и жанры культуры в советский период приведением конкретных примеров и обосновывает характер последствий данных изменений
|
|
Характеризует современное положение национальной культуры и значимость его сохранения в условиях глобализации |
Затрудняется в объяснении современного положения национальной культуры / причин разрушительного влияния глобализации / приводит примеры / пишет вывод |
Допускает ошибки при объяснении современного положения национальной культуры / причин разрушительного влияния глобализации / приводит примеры / пишет вывод |
Описывает и обосновывает современное положение национальной культуры / причин разрушительного влияния глобализации/ приводит примеры/ пишет вывод
|
шағым қалдыра аласыз













