Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
СОР №2 Раздел: Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 годы)
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
СОР №2 Предмет: История Казахстана Класс: 9 ФИ __________________________________________________________________ 10.10.2024 г.
Раздел: Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 годы)
Тема: Военно-промышленный комплекс в Казахстане. Влияние сталинской идеологии на общественно-политическую жизнь в Казахстане.
Время выполнения: 20 минут
Отметка |
Баллы |
5 |
18-20 б |
4 |
14-17 б. |
3 |
10-13 б. |
Задание 1. Установите соответствие- 9 б.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Часть казахского общества, которая выступала сторонником просвещения и обновления казахского общества. Критиковала отсталость патриархально-феодальных общественных устоев и заявляла о необходимости политических перемен. Ориентировала людей на развитие страны на пути независимости. Вела пропаганду для получения знаний, занятия наукой и искусством. В этом процессе большая роль отводилась казахской литературе, которая способствовала изображению жизни казахского народа и защите его интересов. Благодаря реформе образования казахский язык получил новый импульс своего развития и позволил сохранить историческое и культурное наследие. Внедряла новые методы ведения хозяйства в соответствии с требованиями времени. Это позволяло преодолеть традиционные аграрные методы, разрушался феодальный строй и стала вдохновителем и идеологом национально-освободительного движения. Несмотря на многочисленные трудности, аресты и сталинские репрессии в 30-50 гг., представители национальных элит продолжали бороться за формирование собственной государственности и пробуждение национального самосознания. |
А |
Командно-административная |
2 |
После победы в Великой отечественной войне надежды на перемены к лучшему у советского народа не оправдались. В СССР был культ личности Сталина, возобновились репрессии, все республики СССР зависели от распоряжений Центра. То есть в стране был тоталитарная система контроля власти, по -другому… |
Б |
«Звезда», «Ленинград» |
3 |
С 1946 года начались репрессии с гонений на такие журналы, как |
В |
Интеллигенция |
4 |
В Казахстане начались гонения на Мухтара Ауэзова, Каныша Сатпаева, им пришлось уехать из Казахстана в Москву. В России репрессии начались с преследования поэтов и писателей, в числе которых |
Г |
А.Ахматова, М.Зощенко |
5 |
Лагерь, где в течении 40 дней с 16 мая по 25 июня 1954 года репрессированные заключенных разных национальностей поднялись на восстание. Восстание было подавлено танками. |
Д |
Космополитизм, буржуазный национализм |
6 |
«Дело отравителей», в материалах следствия дело о сионистском заговоре в МГБ, также дело Абакумова — сфабрикованное советскими властями уголовное дело против группы видных советских врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. Истоки кампании относятся к 1948 году, когда врач Лидия Тимашук на основании электрокардиограммы диагностировала у Жданова инфаркт миокарда. |
Е |
Ленинградское дело |
7 |
Выступление Хрущева в 1956 году и смерть Сталина в 1953 году начался процесс |
Ж |
Кенгир вблизи города Жезказган |
8 |
В чем обвиняли казахскую интеллигенцию в середине 40-50-х гг? |
И |
Десталинизация |
9 |
серия судебных процессов в СССР в конце 1940-х — начале 1950-х годов против партийных и государственных руководителей, в основном связанных с городом Ленинградом и ленинградскими областным и городским комитетами ВКП(б). Осуждённым предъявляли обвинения в создании внутри партии «вражеской группы», в ведении «вредительско-подрывной работы», включая фальсификации на выборах, а также коррупции — хищении государственных средств для личного обогащения |
К |
Дело врачей |
Задание 2. Работа с историческим документом 2 б.
Назовите историческое лицо, над которым осенью 1952 года состоялся суд- _____________________________________
Как сложилась его судьба в 1954 году?
- ____________________________________________________________________________________________________________________
Издание какого труда стало началом гонений на ученого? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________
Почему возникло это «уголовное дело»- ваше мнение, выводы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из протокола судебного заседания:
ШОИНБАЕВ, свидетель: ...После защиты ………………. докторской диссертации на партийном собрании в Институте истории я подверг резкой критике научные выводы, положенные им в основу главного его труда... Он тогда возразил: партийное собрание - не место для научных диспутов...
ШАХМАТОВ, свидетель: ... свой национализм он проявлял не только в научных работах, но и в повседневной жизни.
ТАКЕЖАНОВ, свидетель: ...Он наизусть читал стихи алашордынских поэтов о Кенесары.
В протоколе суда не сказано, о чем говорила свидетельница ТУЛЕКЕЕВА. По словам очевидцев, ее выступление было очень дерзким: " ………………честно признал свою вину в том, что ошибся в научной трактовке восстания. Он известный историк, горячий патриот Родины, я не понимаю, за что же его судят?" - заявила она на суде. Ее неожиданно смелая речь вызвала шок в зале, многие позднее восторгались ею: "Она сделала то, что не могли сделать мужчины. Не испугалась грубого окрика прокурора, проявила твердый характер.
КУРАПОВ, прокурор ( из заключительного слова обвинителя): Преступление обвиняемого в ходе судебного заседания полностью доказано. Против Советского государства он действовал не один, вокруг себя организовал большую группу... Поэтому прошу коллегию суда вынести строгий приговор, применив к ……………. наказание по статье 58-10, пункт 2 Уголовного кодекса, с конфискацией в пользу государства принадлежащего ему имущества.
В протоколе нет сенсационного заявления обвинителя от 4 декабря. Он тогда сказал: "Известная своей враждебностью к СССР радиокомпания BBС из Лондона снова информировала своих слушателей о том, что в Алма-Ате идет суд над казахским историком, профессором ………….. , смело бросившим вызов коммунистическим догматикам своей оригинальной книгой... Почему иностранная радиокомпания так рьяно заступается за лживого историка и превозносит его гнусную по содержанию книгу, чрезмерно восхваляющую коварного отпрыска Аблай-хана в лице Кенесары Касымова, заклятого врага казахского народа?"
ПО воспоминаниям свидетеля Аяна Мухтарова: «Когда ученый вернулся из Сибири, я пришел к нему домой и просил прощения за лжесвидетельство: "Однажды ночью пришли ко мне два человека... из тайной службы. Ради спасения своей шкуры пришлось выполнить их требования, поэтому и нес на суде нелепости..."
Последнее слово подсудимого : ...В начале войны товарищ Сталин призвал в борьбе с вероломным врагом брать пример с легендарных народных героев. В то время я работал в группе агитаторов ЦК КП(б) Казахстана и принял участие в подготовке обращения к казахским воинам-фронтовикам, в котором в качестве примеров доблести и мужества были названы известные народные батыры, в их числе Кенесары и его брат Наурызбай. После этого я занялся углубленным исследованием движения Кенесары Касымова... Мне дали творческий отпуск на три месяца с сохранением зарплаты, чтобы я ускорил свои исследования движения Кенесары Касымова. В результате мой первый труд по этому восстанию вошел отдельной главой в "Историю Казахской ССР", затем я защитил кандидатскую, а за ней и докторскую диссертации, выпустил книгу. После окончания войны и победы над немецкими захватчиками патриотический порыв пошел на спад. И народный герой Кенесары Касымов вдруг стал отъявленным врагом. Вот почему я сегодня нахожусь на скамье подсудимых как политический преступник... Мои бывшие ученики явно перестарались, доказывая мои "преступления", и приводили в пример поступки, которые я не совершал, и слова, которые я не говорил, с целью утопить меня в болоте национализма... Я никогда не был врагом своему народу и никогда им не буду.
ПРИГОВОР: именем Казахской Советской Социалистической Республики
4 декабря, 1952 г., город Алма-Ата
"........................... по ст. 58-10 часть 2 УК с санкцией ст. 58-2 подвергнуть 25 (двадцати пяти) годам заключения в исправительно-трудовом лагере, с поражением в избирательных правах сроком на 5 лет и с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. Считать его отбывающим наказание с 5/IХ 1952 г., т. е. со дня заключения под стражу. Вещественные доказательства хранить при деле. Приговор окончательный, в кассационном порядке обжалованию не подлежит".
Судьба замечательного историка решилась всего-навсего за три дня. И он под дулами охранников отправился в далекие края, откуда, как правило, из тысяч возвращались единицы. В ту пору ему исполнилось всего 37 лет. Его недоуменный вопрос: "За что, в чем моя вина?" - остался без ответа. И впрямь: за что, за какое преступление он осужден на четверть века? В речи прокурора, в показаниях десяти свидетелей, в судебном приговоре нет ясности. То, что произошло на суде, не укладывается в голове, напоминает средневековое судилище.
3 задание. Вопрос высокого порядка. Почему Казахстан стал полигоном для ядерных испытаний? 1 б.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 задание. О чем говорят эти даты и периоды? Установите соответствие 7 б.
1 |
1 августа 1947 года |
А |
На полигоне было произведено 456 (по другим источникам 470) ядерных испытаний (616 ядерных устройств). Наибольшее количество испытаний пришлось на начало 1960-х годов, когда осуществлялся переход от испытаний в атмосфере к подземным испытаниям. |
2 |
29 августа 1949 года |
Б |
Указом Первого президента Н.Назарбаева произошло официальное закрытие Семипалатинского ядерного полигона |
3 |
1953 год |
В |
Благодаря активистам экологического движения «Невада-Семипалатинск» было остановлено 11 взрывов из 18 запланированных на Семипалатинском полигоне, а в 1990 и 1991 годах не позволили произвести ни одного. |
4 |
1949-1963 годы |
Г |
Решением Совета Министров СССР принято постановление о создании Атомного полигона, который условно назывался «учебный полигон №2». Для строительства полигона была выбрана территория в 140 км западнее г. Семипалатинска, окруженная с юга, запада и севера невысокими горами, удаленная от крупных населенных пунктов. Имелись аэропорт, железная дорога, речной транспорт по Иртышу, а также учитывалась близость к атомной промышленности Южного Урала. Управление полигоном возложили на И.В. Курчатова. |
5 |
1949-1989 годы |
Д |
Испытания ядерных бомб проводили в воздухе, на поверхности земли, под землей и под водой |
6 |
1989 год |
Е |
Произведено первое испытание ядерного устройства – плутониевой бомбы на Семипалатинском полигоне |
7 |
29 августа 1991 года |
Ж |
Была взорвана первая термоядерная бомба мощностью 400 килотонн. Эта бомба была в 26 раз мощнее той, что США сбросили на японскую Хиросиму |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
5 задание- найдите общее между этими иллюстрациями ___________________________________________________________________________ 1 б.
Список 40-ка погибших в 1953 году в населенном пункте Карауыл Курчатов
Ответы 1 задание.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
в |
а |
б |
г |
ж |
к |
и |
д |
е |
2 задание. Е. Бекмаханов. Осужден на 25 лет за монографию «Казахстан в 20-40 гг. 19-го века», где восстание Саржана и Кенесары было охарактеризовано как национально-освободительное.
3 задание- в годы холодной войны на территории Казахстана действовало крупное военно-промышленное производство. Здесь располагался мощный ядерный научно производственный комплекс, включавший почти все циклы создания ядерного оружия – от добычи урана до испытания боезарядов. После окончания Второй мировой войны Советский Союз был вынужден создавать свой ядерный щит, чтобы предотвратить возможность применения атомного оружия, которым обладали Соединенные Штаты Америки. Одним из главных, завершающих этапов разработки ядерного оружия являются полигонные испытания.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Г |
Е |
Ж |
Д |
А |
В |
Б |
4 задание
5 задание-испытания на Семипалатинском ядерном полигоне.