Б
исикенова
Р.К.
директор по УМР
Высшего колледжа им.Кумаша Нургалиева
Республика Казахстан, г.Усть-Каменогорск
Совершенствование учебного процесса и профессионального роста педагога для качественной подготовки кадров
В последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования, что невозможно без повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности, активации инновационных процессов в данной сфере и конечно идет активное переосмысление роли развития человеческого потенциала.
Когда мы говорим о повышении качества компетенции то знаем, что виды компетентности подразделяются: индивидуальная; деловая; управленческая; лидерская; функциональная; основная; коммуникативная; социальная; эмоциональная.
И, чтобы развить эти компетенции у молодого будущего специалиста следует самому педагогу совершенствовать свою компетенцию. Представляются различные модели выпускника, молодого специалиста, обучения.
Современное развитие отраслей экономики ведется мобильно и в связи с этим важны и профессиональные и технологиеческие навыки, когнитивные и предпринимательские навыки.
Внедрение инновационного технологического процессса на предприятии требует взаимосотрудничества с организациями профессионального образования в вопросе подготовки кадров и это: качественная организации практики; организация работы по наставничеству; участие в совершенствовании программ подготовки, форм подготовки и его сроков; оценивание компетенции и проведение внешней сертификации специалиста по качеству; его трудоустройство и рост.
Одна из форм -это дуальная подготовка обучения, выбор предприятия по его целевому заказу и создания условий освоения, приобретения умений и навыков. В Республике Казахстан действуют Правила о дуальном обучении (приказ №50 от 21.0.12016г Министерства образования и науки РК).С социальными пртнерами решаются вопросы обоюдно по совершенствованию содержания программ, проведения квалификацонных экзаменов, продвигается работа по наставничеству, поддержки со стороны предприятия в обеспечении спецодеждой, оплаты труда, оснащения лабораторий колледжа, трудоуствройства. Привлечены работодателей через индустриальные советы колледжей.
В Трудовой кодекс республики ввели понятие «дуальное обучение» (ст. 116) и особенности его реализации (ст. 119):
-дуальное обучение осуществляется на основе типового договора о ДО, который утверждает орган образования;
-на производственном обучении студент подчиняется правилам трудового распорядка;
-производственная практика засчитывается в трудовой стаж и может оплачиваться;
-за обучающимся закрепляют наставника.
Ведется мониторинг заключения договоров.
Повышение профессионалных компетенций самого педагога просматирвается и через внедрение требований профессиональных стандартов при разработке учебных программ и внедрение обновленных требований стандартов профессионального чемпионата WorldSkills, при этом участие и подготовка студентов к WorldSkills, данное направление работы повышает профессиональные и технологические навыки самого педагога спецдисциплин и мастера производственного обучения.
Внедрение новых информационных технологий-требует от преподавателей знаний и умений применения информационных технологий (ИТ), можно осваивать формы сетевых приложений через семинары, онлайн обучения, мастер-классы и что делает урок качественным в рамках познания, мобильности; повышает интерес обучающегося; облегчается вариант контроля освоения знаний и умений; повышается интерес выполнения самостоятельной работы и др.В данном случае в колледже проведены курсы по информационным приложениям, применяемых на занятиях и составлен методический сборник в помощь педагогам. Применение ИТ и сетевых технологий прослеживается при посещении занятий, обязательное условие и при проведении открытых уроков и мероприятий, накопление ЦОРов. Конечно идея создания SMART-колледжей-еще не всегда и везде развита. В республике организуются курсы по цифровой грамотности и социальных услуг также для сельской молодежи.
Современный специалист должен развить свои поисковые компетенции, навыки и умения исследовать, анализировать, сравнивать и применять новое - в связи с этим педагоги организаций ТиППО важное внимание уделяют исследовательской деятельности студентов в учебном процессе через конференции и доклады, изучения и внедрения проектов, работу кружковой деятельности, разработку авторских курсовых и дипломных работ. В колледже функционирует Малое научное сообщество студентов и ежегодно провоятся внутриколледжные конференции и лучшие работы направляются на студенческие конференции областного, республиканского, международного уровня и также данный материал позволяет педагогу применить, расширить и углубить знания обучающегося при раскрытии материалов тем.
С внедрением новых технологий процесса и оборудований- педагогу следует как специалисту своей отрасли постоянно отслеживать новейшие технологии применяемые в отрасли, наилучший вариант-прохождение стажировки, обучению новому и умение более точно получить ожидаемые результаты на занятиях.
Рынок труда в Казахстане также характеризуется концентрацией деловой активности в крупнейших городах. Это стимулирует высокий уровень внутренней миграции в стране, когда люди переезжают из сельской местности в города, тем самым постоянно увеличивая предложение рабочей силы в крупных городах. В связи с этим сегодня отведено внимание обучения выпускника основам предпринимательских навыков для адаптации на рынке труда. Включены в учебные программы часы «основы предпринимательской деятельности» через факультатив. Так и в колледже данная работа проводиться с преподавателями спецдисциплин и мастерами производственного обучения и создана школа «Вертикаль предпринимательства» в 2023 году, привлечено 17 студентов различных профессий со своими преподавателями, что также дает педагогу более глубже изучить подачу своей профессии. В колледже проведена работа по развитию своего бизнес-проекта и идей, разработанные бизнес-проекты заслушены специалистами сфер отрасли экономики (опытными индивидуальными предпринимателями). Прослеживается поиск открытия новых услуг и квалификаций для работы. Данное направление работы покажет еще один показатель на рынке труда сколько выпускников колледжа откроют свое дело и предоставят рабочие места, уровень занятости, процент развития оффлайн-работы, понижения уровня безработицы.
Конечно на сегодня важно развитие soft skills-это так называемые «гибкие» или «мягкие» навыки, представляют собой комплекс компетенций, важных для карьеры, при этом не относящихся к профессиональным знаниям и не зависящие от специфики работы, но требующих от педагога развития коммуникативной, когнитивной компетенции при работе со стейкхолдерами. На сегодня изучается и активизируется в Казахстане международная программа «Паспорт к успеху», ключевыми компонентами программы является развитие личностных компетенций, навыков по решению проблем и конфликтных ситуаций, успешного трудоустройства (пример участники Атырауской области). Просматривается сотрудничество с лабораториями Fab lab (от английского Fabrication Laboratory, производственная лаборатория, это народная лаборатория. Первый фаблаб создал профессор Массачусетского технологического института, руководитель Центра элементарных частиц и атомов Нил Гершенфельд в начале 2000-х годов) небольшая мастерская, предоставляющая всем желающим возможность индивидуального самостоятельного изготовления необходимых им изделий и деталей. И на сегодня в системе ТиПО ведется работа по развитию IT-хаба и бизнес-инкубаторов (функционирует Образовательная платформа Ozgeris Academy, сайты MBA и др.).
Однако есть и ряд проблем при подготовке кадров:
-дефицит инженерно-педагогических кадров и мастеров производственного обучения;
- еще наблюдается устаревшая материально-техническая база учебных заведений;
-оторванность работодателей от системы образования и следует внедрить мотивацию для работодателей (в Канаде, например, такие предприятия имеют налоговые льготы, во Франции — компенсационные выплаты);
-несоответствие подготовки кадров рынку труда;
-низкий рейтинг технических специальностей в обществе.
Т.о. для совершенствования подготовки кадров в Казахстане разрабатывается Комплексный план трансформации ТиПО, включающее:
- укрепление связи колледжей с вузами и предприятиями через Хакатоны и научное сопровождение,
-развитие партнерских Вузов и колледжей,
-окончание профилизации колледжей,
-информирование списка 100 технологических лидеров,
- изменение финансирования колледжей с введением стимулирующих выплат для внедрения международных стандартов и др.
-внедрение новых форм по повышению квалификации и стажировки педагогов и др.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Совершенствование учебного процесса и профессионального роста педагога для качественной подготовки кадров
Совершенствование учебного процесса и профессионального роста педагога для качественной подготовки кадров
Б
исикенова
Р.К.
директор по УМР
Высшего колледжа им.Кумаша Нургалиева
Республика Казахстан, г.Усть-Каменогорск
Совершенствование учебного процесса и профессионального роста педагога для качественной подготовки кадров
В последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования, что невозможно без повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности, активации инновационных процессов в данной сфере и конечно идет активное переосмысление роли развития человеческого потенциала.
Когда мы говорим о повышении качества компетенции то знаем, что виды компетентности подразделяются: индивидуальная; деловая; управленческая; лидерская; функциональная; основная; коммуникативная; социальная; эмоциональная.
И, чтобы развить эти компетенции у молодого будущего специалиста следует самому педагогу совершенствовать свою компетенцию. Представляются различные модели выпускника, молодого специалиста, обучения.
Современное развитие отраслей экономики ведется мобильно и в связи с этим важны и профессиональные и технологиеческие навыки, когнитивные и предпринимательские навыки.
Внедрение инновационного технологического процессса на предприятии требует взаимосотрудничества с организациями профессионального образования в вопросе подготовки кадров и это: качественная организации практики; организация работы по наставничеству; участие в совершенствовании программ подготовки, форм подготовки и его сроков; оценивание компетенции и проведение внешней сертификации специалиста по качеству; его трудоустройство и рост.
Одна из форм -это дуальная подготовка обучения, выбор предприятия по его целевому заказу и создания условий освоения, приобретения умений и навыков. В Республике Казахстан действуют Правила о дуальном обучении (приказ №50 от 21.0.12016г Министерства образования и науки РК).С социальными пртнерами решаются вопросы обоюдно по совершенствованию содержания программ, проведения квалификацонных экзаменов, продвигается работа по наставничеству, поддержки со стороны предприятия в обеспечении спецодеждой, оплаты труда, оснащения лабораторий колледжа, трудоуствройства. Привлечены работодателей через индустриальные советы колледжей.
В Трудовой кодекс республики ввели понятие «дуальное обучение» (ст. 116) и особенности его реализации (ст. 119):
-дуальное обучение осуществляется на основе типового договора о ДО, который утверждает орган образования;
-на производственном обучении студент подчиняется правилам трудового распорядка;
-производственная практика засчитывается в трудовой стаж и может оплачиваться;
-за обучающимся закрепляют наставника.
Ведется мониторинг заключения договоров.
Повышение профессионалных компетенций самого педагога просматирвается и через внедрение требований профессиональных стандартов при разработке учебных программ и внедрение обновленных требований стандартов профессионального чемпионата WorldSkills, при этом участие и подготовка студентов к WorldSkills, данное направление работы повышает профессиональные и технологические навыки самого педагога спецдисциплин и мастера производственного обучения.
Внедрение новых информационных технологий-требует от преподавателей знаний и умений применения информационных технологий (ИТ), можно осваивать формы сетевых приложений через семинары, онлайн обучения, мастер-классы и что делает урок качественным в рамках познания, мобильности; повышает интерес обучающегося; облегчается вариант контроля освоения знаний и умений; повышается интерес выполнения самостоятельной работы и др.В данном случае в колледже проведены курсы по информационным приложениям, применяемых на занятиях и составлен методический сборник в помощь педагогам. Применение ИТ и сетевых технологий прослеживается при посещении занятий, обязательное условие и при проведении открытых уроков и мероприятий, накопление ЦОРов. Конечно идея создания SMART-колледжей-еще не всегда и везде развита. В республике организуются курсы по цифровой грамотности и социальных услуг также для сельской молодежи.
Современный специалист должен развить свои поисковые компетенции, навыки и умения исследовать, анализировать, сравнивать и применять новое - в связи с этим педагоги организаций ТиППО важное внимание уделяют исследовательской деятельности студентов в учебном процессе через конференции и доклады, изучения и внедрения проектов, работу кружковой деятельности, разработку авторских курсовых и дипломных работ. В колледже функционирует Малое научное сообщество студентов и ежегодно провоятся внутриколледжные конференции и лучшие работы направляются на студенческие конференции областного, республиканского, международного уровня и также данный материал позволяет педагогу применить, расширить и углубить знания обучающегося при раскрытии материалов тем.
С внедрением новых технологий процесса и оборудований- педагогу следует как специалисту своей отрасли постоянно отслеживать новейшие технологии применяемые в отрасли, наилучший вариант-прохождение стажировки, обучению новому и умение более точно получить ожидаемые результаты на занятиях.
Рынок труда в Казахстане также характеризуется концентрацией деловой активности в крупнейших городах. Это стимулирует высокий уровень внутренней миграции в стране, когда люди переезжают из сельской местности в города, тем самым постоянно увеличивая предложение рабочей силы в крупных городах. В связи с этим сегодня отведено внимание обучения выпускника основам предпринимательских навыков для адаптации на рынке труда. Включены в учебные программы часы «основы предпринимательской деятельности» через факультатив. Так и в колледже данная работа проводиться с преподавателями спецдисциплин и мастерами производственного обучения и создана школа «Вертикаль предпринимательства» в 2023 году, привлечено 17 студентов различных профессий со своими преподавателями, что также дает педагогу более глубже изучить подачу своей профессии. В колледже проведена работа по развитию своего бизнес-проекта и идей, разработанные бизнес-проекты заслушены специалистами сфер отрасли экономики (опытными индивидуальными предпринимателями). Прослеживается поиск открытия новых услуг и квалификаций для работы. Данное направление работы покажет еще один показатель на рынке труда сколько выпускников колледжа откроют свое дело и предоставят рабочие места, уровень занятости, процент развития оффлайн-работы, понижения уровня безработицы.
Конечно на сегодня важно развитие soft skills-это так называемые «гибкие» или «мягкие» навыки, представляют собой комплекс компетенций, важных для карьеры, при этом не относящихся к профессиональным знаниям и не зависящие от специфики работы, но требующих от педагога развития коммуникативной, когнитивной компетенции при работе со стейкхолдерами. На сегодня изучается и активизируется в Казахстане международная программа «Паспорт к успеху», ключевыми компонентами программы является развитие личностных компетенций, навыков по решению проблем и конфликтных ситуаций, успешного трудоустройства (пример участники Атырауской области). Просматривается сотрудничество с лабораториями Fab lab (от английского Fabrication Laboratory, производственная лаборатория, это народная лаборатория. Первый фаблаб создал профессор Массачусетского технологического института, руководитель Центра элементарных частиц и атомов Нил Гершенфельд в начале 2000-х годов) небольшая мастерская, предоставляющая всем желающим возможность индивидуального самостоятельного изготовления необходимых им изделий и деталей. И на сегодня в системе ТиПО ведется работа по развитию IT-хаба и бизнес-инкубаторов (функционирует Образовательная платформа Ozgeris Academy, сайты MBA и др.).
Однако есть и ряд проблем при подготовке кадров:
-дефицит инженерно-педагогических кадров и мастеров производственного обучения;
- еще наблюдается устаревшая материально-техническая база учебных заведений;
-оторванность работодателей от системы образования и следует внедрить мотивацию для работодателей (в Канаде, например, такие предприятия имеют налоговые льготы, во Франции — компенсационные выплаты);
-несоответствие подготовки кадров рынку труда;
-низкий рейтинг технических специальностей в обществе.
Т.о. для совершенствования подготовки кадров в Казахстане разрабатывается Комплексный план трансформации ТиПО, включающее:
- укрепление связи колледжей с вузами и предприятиями через Хакатоны и научное сопровождение,
-развитие партнерских Вузов и колледжей,
-окончание профилизации колледжей,
-информирование списка 100 технологических лидеров,
- изменение финансирования колледжей с введением стимулирующих выплат для внедрения международных стандартов и др.
-внедрение новых форм по повышению квалификации и стажировки педагогов и др.
шағым қалдыра аласыз













