Материалдар / СПП с несколькими придаточными
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

СПП с несколькими придаточными

Материал туралы қысқаша түсінік
изучить сведения о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, о разных случаях употребления в них знаков препинания.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
19 Мамыр 2018
393
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Цель: изучить сведения о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, о разных случаях употребления в них знаков препинания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

1. Составить предложения. Определить, простые они или сложные. Объяснить постановку знаков препинания.

1) Если сказать всю правду, то бояться нечего. Если сказать правду, я очень волновался.

2) Человек должен хотя бы раз испытать себя в трудном деле. Хотя мне очень хотелось пойти с ребятами, я не мог оставить сестренку одну.

2. Определить, в каком предложении слово раз употребляется как союз, а в каком – как наречие.

1) «Стало быть, ты им (воинам) не показался, – сухо сказал роскошный мальчик, – раз они тебя не захотели принять за сына». (В. Катаев.)

2) Раз я видел, сюда мужики подошли, деревенские русские люди. (Н. Некрасов.)

3. Работа по вариантам. Определить вид придаточных. Найти устаревшие для современного русского литературного языка подчинительные союзы или союзные слова. Обратить внимание на то, какой оттенок они придают речи (разговорный, книжный, просторечный).

Вариант I.             Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.                             А. С. Пушкин

Вариант II.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.                                  А. Грибоедов

Вариант III.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит.

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.            И. Крылов

4. Объяснительный диктант.

Как ни замечательны наши космические корабли, однако есть задачи, которые нельзя выполнить, находясь внутри них5. Сейчас уделяется большое внимание строительству орбитальных2 станций, потому что нам необходимы «промежуточные космодромы на пути к далеким планетам5». Если человек научится работать в открытом космическом пространстве, быстрее будут решаться многие вопросы космонавтики5(По С. Вернову.)

III. Изучение нового материала.

1. Чтение § 28, анализ примеров предложений, построение схем сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

2. Составление плана § 28.

3. Актуализация знаний о постановке знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Анализ теоретического материала на с. 108, § 28. Выполнение упр. 169.

4. Выполнение заданий.

Определить виды подчинительной связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, составить схемы 2–3 предложений (по усмотрению учителя), расставить и объяснить знаки препинания в них.

1) Когда ты стоишь один на пустом плоскогорье, под бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот или ангел разводит изредка свой крахмал; когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал, помни: пространство, которому кажется ничего не нужно, на самом деле нуждается сильно во взгляде со стороны, в критерии пустоты. (И. Бродский.)

2) Тысячи старушечьих и детских сердец замирали, когда в ночи слышался грохот солдатских сапог, громкая немецкая речь. (В. Гроссман.)

3) Если большинство твоих учеников не хочет читать, то ты плохой учитель; если большинство твоих учеников увлечено чтением, то ты хороший учитель; а если в твоем классе все ребята любят читать, пристрастились к чтению, то ты не только хороший учитель, ты хороший воспитатель. (Ш. Амонашвили.)

4) Держался он так, словно хотел показать, что попал сюда случайно, по недоразумению, которое вот-вот разъяснится, и те, кто привел его сюда, будут строго наказаны. (В. Войнович.)

Обратить внимание учащихся на то, что при наличии сочинительного союза между однородными придаточными подчинительный союз часто опускается.

IV. Систематизация и обобщение изученного.

V. Выводы по изученной теме.

Запись в тетради.

1. В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными могут сочетаться разные виды связи.

2. Однородные придаточные могут соединяться сочинительными союзами.

3. При наличии сочинительного союза между однородными придаточными подчинительный союз часто опускается.

4. Знаки препинания между однородными придаточными ставятся так же, как между однородными членами предложения.

5. Между двумя подчинительными союзами (или союзными словами) запятая не ставится, если дальше следует вторая часть союза.

VI. Итог урока.

Домашнее задание. § 28, упр. 172, 173, 174.

 



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!