Тема урока: Спряжение
глагола.
Цели:
-
Обучающая
цель: научить распознавать спряжение глаголов
по неопределённой форме через проблемную
ситуацию.
-
Развивающая
цель: активизация познавательной деятельности через
решение логических задач.
-
Воспитательная
цель: создание атмосферы доброжелательности между
учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного
творческого труда.
Оборудование.
Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом
«Как определить спряжение
глаголов».
Ход
урока
I. Организационный момент. Сообщение темы
урока
Слово учителя: (Психологический настрой).
Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас
снова. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с
вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.
Слайд 1
Колокольчик наш
звенит
И урок начать
велит.
Слышишь звонкий
голосок -
Нам пора начать
урок.
Урок у нас действительно необычный, со мной
пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил
SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который
отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял,
поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем
сообщение и ответим на его вопросы.
Слайд 2
Тучи
висят низко. Весь
день идёт дождь.
Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день
сидим в каюте,
скуча(и,е)м.
Меркн(и,е)т день, а море
злей и злей бурлит. Волны
стонут и
плачут.
II. Проблемная ситуация:
-
Какая часть речи подчёркнута?
Глагол.
-
Почему в одних глаголах Незнайка указал
окончание, а в других даёт два варианта окончания?
Незнайка не знает.
-
От чего зависит правописание гласных в окончаниях
глаголов?
От спряжения.
-
А какую тему не знает Незнайка?
Спряжение глаголов.
-
Поможем Незнайке?
Да.
III. Переход к новой теме.
Слово учителя:
Запишите число, тему урока
Слайд 3 «Спряжение глаголов».
Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут
оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных
телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать
SMS-сообщения. Кто больше наберёт, тот получит
хорошие оценки за урок.
-
Что такое спряжение?
Изменение по лицам и числам.
-
Сколько спряжений в русском языке?
Два.
Слово учителя:
Слайд 4
Незнайка совершает
кругосветное путешествие. Мы тоже совершим путешествие по двум
островам:
1 и 2 спряжение. Какой остров самый
сложный?
II cпряжение. Маяк в море указывает путь кораблям, а
нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.
IY. Изложение нового материала.
Обратите внимание на таблицу.
Слайд
5
-
-
-
пишу
пишешь
пишет
пишем
пишете
пишут
|
несу
несёшь
несёт
несём
несёте
несут
|
ворчу
ворчишь
ворчит
ворчим
ворчите
ворчат
|
свечу
светишь
светит
светим
светите
светят
|
-
К какому спряжению относятся глаголы
первых двух столбиков?
К I спряжению.
-
как вы это определили?
По окончаниям.
-
Что вы можете отметить общего в личных
окончаниях? Какая гласная является
основной?
Личные окончания этих глаголов имеют
гласную е, а
в форме 3-го лица множественного числа окончание
-ют.
Сверим наши выводы.
Слайд 6 Открывается остров «I
спряжение»
Работа по таблице.
-
К какому спряжению относятся глаголы
первых двух столбиков?
Ко II
спряжению.
-
Как вы это определили?
По окончаниям.
-
Что вы можете отметить общего в личных
окончаниях? Какая гласная является
основной?
Личные окончания глаголов в последних
двух столбиках имеют гласную и, а
в форме 3-го лица множественного числа – окончания
-ат, -ят.
-
К какому спряжению относятся эти
глаголы?
Ко II
спряжению.
Сверим наши выводы.
Открывается остров
«II
спряжение»
Слайд 7
-
А сейчас внимательно посмотрите на
окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они
отличаются?
Они ударные и безударные.
-
По каким окончаниям легче определить спряжение
глаголов?
По ударным.
-
А как определяется спряжение глаголов с
безударными окончаниями?
Слово
учителя:
Чтобы ответить на этот
вопрос, выполним следующее задание.
Рядом
с каждым глаголом напишите неопределенную форму.
Слайд 8
Пишем –
рисуем -
полем –
пляшем –
|
Чертим –
чиним –
маним –
просим
|
Проверка по слайду
9
Слово учителя:
Сделайте вывод,
какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Все глаголы с
безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в
неопределенной форме, относятся ко 2-му
спряжению.
-
Что мы сделали,
чтобы определить глаголы II спряжения?
Поставили в неопределённую
форму.
Слово
учителя:
Это
действие является самым первым при определении спряжения глаголов.
Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать
дальше, прочитаем по учебнику с. 255. Запомни!
-
Чтение алгоритма по учебнику.
Слово учителя:
Предлагаю вам запомнить это правило в виде
стихотворения:
Учащиеся хором
проговаривают.
Слайд 10
Ко второму же
спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.
Y. Тренировочные упражнения.
-
Физминутка.
Слайд
11
Слово
учителя:
А сейчас
посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять
спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на
плечи. Если увидите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх,
2 спряжения — вперёд.
Платить,
ужинать, ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться,
сеять.
-
А теперь поработаем с текстом.
Слайд 12
В данном тексте вставьте пропущенные буквы,
укажите спряжение глаголов.
Шторм.
Сегодня
с рассвета
Бесну..тся море,
Вороча..т камни,
Встаёт
на дыбы.
И
пен..тся волны
В
широком просторе,
С
разбега дробясь
О
гранитные лбы.
Как
будто бы вызов
Природою
брошен,
И листья
шуршат
На крутом берегу.
|
И ветер
мохнатое
Небо
ерош..т
И гнёт
кипарис
На
бульваре в дугу.
Крикливые чайки
Пугливо
притихли.
Баркасы
укрылись
За
каменный мол.
По
улицам города
Нос..тся
вихри,
И тополь
стоит
Весь до веточки гол.
|
Проверка по слайду 13
Слово учителя:
Слайд 14
Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3
л. ед. ч.)
1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся,
та..т
2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т
3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т
Проверка по слайду 15
Слово учителя:
Слайд 16
А теперь выполним творческое задание.
-
Из данных глаголов выбрать: 1 вариант –
глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II
спряжения, поставить их в 3
лице и составить с ними предложения на тему «Шторм на
море».
Грохотать,
гнать, крутить, расстилаться, сверкать,
катить.
Ученики комментируют.
YI.
Заключение.
-
Что сегодня узнали
на уроке?
-
Чему
научились?
-
А теперь исправим
текст SMS-сообщения Незнайки.
Слайд
17
Рефлексия:
Понравился ли вам урок? Если да, то напишите мне
на память смс-сообщения со своими впечатлениями.
Слайд 18
Д/з: выучить
стихотворение, упр. 681.