Министерство здравоохранения Республики Казахстан
Управление здравоохранения Карагандинской области
Медицинский колледж г. Караганды
КОВСК
Учебно-методический комплекс
Дисциплина: «Фармакология»
Тема: «Средства, действующие на эфферентную иннервацию»
Специальность: 0306013 «Фармация»
Курс: II
Подготовила:
Беспаева Ш.А.
Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД
Председатель ______________
Ихласова А.Ж.
№________протокол
«________»_________2023___г
Караганда 2023 г.
Примерное краткое содержание УМП учебной дисциплины
І. Наименование компонента документа
календарно-тематический план;
ІІ. Общеметодический компонент. Методические рекомендации:
- по планированию занятий;
- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;
- по написанию и защите рефератов;
- по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине;
ІІІ. Методический компонент темы учебной дисциплины:
- конспекты лекций;
- дополнительные информационные материалы о достижениях современной науки, техники,
технологии;
- вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;
- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
- задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
-домашние задания (варианты с указанием примерных затрат времени на выполнение);
- руководство к лабораторным работам;
- руководство к практическим работам;
- методические и инструктивно-методические указания по проведению лабораторных работ;
- методические и инструктивно-методические указания по проведению практических работ;
- методические рекомендации по изучению темы (частная методика преподавателя);
- методическая разработка изучения наиболее сложной темы учебной программы;
- методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с
применением современных технологий обучения;
- основная и допольнительная литература для изучения темы;
- перечень тем рефератов, докладов, сообщений.
IV. Методический компонент «Контроль знаний и умений студентов»:
- тестовые задания по текущему знаний;
- тестовые задания по промежуточному контролю знаний;
- тестовые задания по итоговому контролю знаний;
- перечень вопросов обязательных контрольных работ;
- перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, программные
средства обучения, допускаемых к использованию при проведении занятии по учебной
дисциплине.
V. Компонент «Средство учебной коммуникации»:
- иллюстративный материал;
- информационный материал;
- программное обеспечение;
- перечень технических средств обучения;
VІ . Список использованных источников:
- основной;
- допольнительный.
1.Выписка из типового учебного плана по специальности 0306013 «Фармация»
«Фармацевт ГОСО 2016 г»
Квалификация: 0306013 «Фармация»
Количество часов: 3 семестр 34/90
Итого:30/60
Выписка из типовой учебной и рабочей программы и КТП по предмету:
«Фармакология»
Специальность: 0306013 «Фармация»
Квалификация: 0306013 «Фармацевт»
Об.часов- 90
Часы теоретических занятий -34
Часы практики - 90
На тему: «Средства, действующие на периферическую нервную систему» Средства, действующие на холинергические синапсы.
Средства, влияющие на адренергические синапсы.
Часы теоретических занятий - 2
Часы практических занятий - 4
|
Распределение часового времени |
Общее количество часов |
В том числе |
Контроль |
|
|
Аудиторные занятия |
Практические занятия |
|||
|
1.Всего часов по плану |
124 |
34 |
90 |
Экзамен |
|
2.Запланировано на семестр |
III- 124 |
34 |
90 |
|
|
3.Изучено ранее |
0 |
0 |
0 |
|
|
4.Осталось изучить |
0 |
0 |
0 |
|
|
Наименование разделов и тем занятий |
Количество часов |
Вид занятий Теория Т Практика П |
Дом задание |
|
Средства, действующие на периферическую нервную систему. Средства, действующие на холинергические синапсы. Средства, влияющие на адренергические синапсы. |
2 |
Теория |
Г.М.Пичхадзе., Д.М.Кадырова., И.И.Ким., М.К. Карбаева «Фармакология». Издательство «Литтерра». 2016 г. стр.290-319 |
|
Средства, действующие на холинергические синапсы. Средства, влияющие на адренергические синапсы. |
4 |
Практика |
Г.М.Пичхадзе., Д.М.Кадырова., И.И.Ким., М.К. Карбаева «Фармакология». Издательство «Литтерра». 2016 г. стр.290-319
|
Перечень оснащения теоретического занятия
Раздаточный материал:
-
материал лекции
-
таблицы, рисунки
-
ноутбук
-
мультимедийный проектор
-
лекция-презентация
-
тестовые задания
Перечень оснащения практического занятия
Раздаточный материал:
-
тестовые задания с эталонами ответов
-
рецептурные бланки
-
методические указания для студентов
-
учебно-методическое пособие для проведения занятий на бумажных, электронных носителях
-
таблицы
-
ситуационные задачи
-
аннотации
-
кроссворды
Студент должен знать:
- механизм передачи нервных импульсов в ЦНС и области окончаний эфферентных нервных волокон, медиаторы, специфические рецепторы, реагирующие с медиаторами;
- локализацию М- и N-холинорецепторов в организме, их функциональное значение;
- классификацию фармакологических средств, влияющих на холинорецепторы;
- основные эффекты прямых и непрямых холиномиметиков, показания к применению, побочные эффекты;
- клинические проявления отравлениями мускарином, меры помощи;
- клинические проявления и меры помощи при остром отравлении фосфорорганическими соединениями (ФОС);
основные фармакологические свойства N-холиномиметиков, сравнительную характеристику препаратов, показания к применению;
- токсическое действие никотина, иметь представление о вреде курения, о методах борьбы с табакокурением.
- классификацию ганглиоблокаторов по химической структуре и длительности действия;
- локализацию и механизмы действия ганглиоблокаторов, влияние на сердечно-сосудистую систему, ЖКТ, особенности действия на миометрий;
- применение, побочные эффекты, возможные осложнения, противопоказания;
- клинические проявления и меры помощи при остром отравлении ганглиоблокаторами;
- классификацию миорелаксантов (курареподобных средств);
- особенности конкурентного (антидеполярующего) и деполяризующего блока;
- сравнительную характеристику препаратов, их применение;
- клинические проявления и меры помощи при остром отравлении.
Студент должен уметь:
- выписывать рецепты на препараты изучаемых групп;
- обосновать выбор препаратов при различных патологических состояниях;
- выбрать дозу и путь введения препарата с учетом степени тяжести и наличия сопутствующей патологии, возможного взаимодействия лекарств.
Студенты должны обладать следующими компетенциями специальная:
ПК 1.1. владеть методикой пропаганды зорового образа жизни и навыками гигиенического обучения населения;
ПК 2.1. использовать методы защиты от воздействия вредных факторов для безопасности людей и окружающей среды;
-проводить консультации посетителям по безопасности применения препаратов;
ПК 2.2. знать нормативно-правовую документацию, Государственную фармакопею, справочную фармацевтическую литературу;
-готов к смене технологий в профессиональной деятельности.
СК 3.2. Знает действие лекарственных веществна живые организмы;
-устанавливает характер и интенсивность изменений под действием лекарств в организме, зависимость, действия фармакологических средств от разных условий;
-от физико-химического их строения, дозы, концентрации раствора, способа и места введения в организм;
-от первоначального состояния организмаТехнология обучения теоретических, практических занятии:
Лекция с элементами беседы и презентацией, так как студенты изучили раздел «Фармакология» – мульти дисциплинарная наука, объединяющая данные теоретических наук с клинической практикой, особенно фармакотерапией. Ценность фармакологических исследований в том, что они позволяют выявить клеточные, субклеточные и физиологические механизмы действия лекарственных веществ и изучить влияние фармакотерапии на весь организм. В связи с этим знание основ фармакологии абсолютно необходимо для медицинской сестры.
Программа предусматривает интеграцию с общепрофессиональными дисциплинами (нормальная анатомия, нормальная физиология, потологическая анатомия, латинский язык медицинской терминологией) и специальными дисциплинами ( сестринское дело в терапии, педиатрии, хирургии и реанимации, психиатрии, инфекционных болезнях, офтальмологии, отоларингологии, дерматологии, акушерство и гинекологии) а так же других клинических дисциплин.
Методическая разработка теоретического занятия
Тема: «Средства, действующие на эфферентную иннервацию»
Средства, действующие на холинергические синапсы.
Средства, влияющие на адренергические синапсы.
Методика проведения: лекция с элементами беседы и использованием материалов презентации.
Задачи:
Обучающая: научить студентов выбирать безопасный, качественный и эффективный препарат по его фармакологической характеристике при заданной патологии; заменять один препарат на другой при возможной нежелательной реакции.
Воспитательная: способствовать воспитанию чувства долга, гордости и ответственности к избранной профессии, выработать привычку своевременно и правильно выполнять задания.
Развивающая: развивать логическое мышление и умение анализировать данную тему, культурно и грамотно излагать ее в письменной и устной форме.
МП связь: Латинский язык, Фармакогнозия, Фармацевтическая химия, Физиология и Анатомия человека, Патологическая анатомия.
ВП связь: Фармакология
Время: 90 минут
Оснащение: материалы лекции, материалы презентации, таблицы, ноутбук, мультимедийный проектор.
I. Организационный момент – 2 минуты приветствие, проверить присутствующих, выяснить причину отсутствия студента, уточнить готовность к занятию, контроль за внешний вид студентов. Сообщить тему и провести мотивацию ее изучению. Сообщить тему, план проведения занятия
II. Контроль знаний студентов – 10 мин. Терминологический диктант на тему: «Средства, действующие на афферентную иннервацию».
(Приложение № 1)
III. Объяснение нового материала - 50 минуты. Презентация - лекция (Приложение № 2)
1. Средства, действующие на холинергические синапсы
Жүктеу
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
«Средства, действующие на эфферентную иннервацию»
«Средства, действующие на эфферентную иннервацию»
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
Управление здравоохранения Карагандинской области
Медицинский колледж г. Караганды
КОВСК
Учебно-методический комплекс
Дисциплина: «Фармакология»
Тема: «Средства, действующие на эфферентную иннервацию»
Специальность: 0306013 «Фармация»
Курс: II
Подготовила:
Беспаева Ш.А.
Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД
Председатель ______________
Ихласова А.Ж.
№________протокол
«________»_________2023___г
Караганда 2023 г.
Примерное краткое содержание УМП учебной дисциплины
І. Наименование компонента документа
календарно-тематический план;
ІІ. Общеметодический компонент. Методические рекомендации:
- по планированию занятий;
- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;
- по написанию и защите рефератов;
- по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине;
ІІІ. Методический компонент темы учебной дисциплины:
- конспекты лекций;
- дополнительные информационные материалы о достижениях современной науки, техники,
технологии;
- вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;
- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
- задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
-домашние задания (варианты с указанием примерных затрат времени на выполнение);
- руководство к лабораторным работам;
- руководство к практическим работам;
- методические и инструктивно-методические указания по проведению лабораторных работ;
- методические и инструктивно-методические указания по проведению практических работ;
- методические рекомендации по изучению темы (частная методика преподавателя);
- методическая разработка изучения наиболее сложной темы учебной программы;
- методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с
применением современных технологий обучения;
- основная и допольнительная литература для изучения темы;
- перечень тем рефератов, докладов, сообщений.
IV. Методический компонент «Контроль знаний и умений студентов»:
- тестовые задания по текущему знаний;
- тестовые задания по промежуточному контролю знаний;
- тестовые задания по итоговому контролю знаний;
- перечень вопросов обязательных контрольных работ;
- перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, программные
средства обучения, допускаемых к использованию при проведении занятии по учебной
дисциплине.
V. Компонент «Средство учебной коммуникации»:
- иллюстративный материал;
- информационный материал;
- программное обеспечение;
- перечень технических средств обучения;
VІ . Список использованных источников:
- основной;
- допольнительный.
1.Выписка из типового учебного плана по специальности 0306013 «Фармация»
«Фармацевт ГОСО 2016 г»
Квалификация: 0306013 «Фармация»
Количество часов: 3 семестр 34/90
Итого:30/60
Выписка из типовой учебной и рабочей программы и КТП по предмету:
«Фармакология»
Специальность: 0306013 «Фармация»
Квалификация: 0306013 «Фармацевт»
Об.часов- 90
Часы теоретических занятий -34
Часы практики - 90
На тему: «Средства, действующие на периферическую нервную систему» Средства, действующие на холинергические синапсы.
Средства, влияющие на адренергические синапсы.
Часы теоретических занятий - 2
Часы практических занятий - 4
|
Распределение часового времени |
Общее количество часов |
В том числе |
Контроль |
|
|
Аудиторные занятия |
Практические занятия |
|||
|
1.Всего часов по плану |
124 |
34 |
90 |
Экзамен |
|
2.Запланировано на семестр |
III- 124 |
34 |
90 |
|
|
3.Изучено ранее |
0 |
0 |
0 |
|
|
4.Осталось изучить |
0 |
0 |
0 |
|
|
Наименование разделов и тем занятий |
Количество часов |
Вид занятий Теория Т Практика П |
Дом задание |
|
Средства, действующие на периферическую нервную систему. Средства, действующие на холинергические синапсы. Средства, влияющие на адренергические синапсы. |
2 |
Теория |
Г.М.Пичхадзе., Д.М.Кадырова., И.И.Ким., М.К. Карбаева «Фармакология». Издательство «Литтерра». 2016 г. стр.290-319 |
|
Средства, действующие на холинергические синапсы. Средства, влияющие на адренергические синапсы. |
4 |
Практика |
Г.М.Пичхадзе., Д.М.Кадырова., И.И.Ким., М.К. Карбаева «Фармакология». Издательство «Литтерра». 2016 г. стр.290-319
|
Перечень оснащения теоретического занятия
Раздаточный материал:
-
материал лекции
-
таблицы, рисунки
-
ноутбук
-
мультимедийный проектор
-
лекция-презентация
-
тестовые задания
Перечень оснащения практического занятия
Раздаточный материал:
-
тестовые задания с эталонами ответов
-
рецептурные бланки
-
методические указания для студентов
-
учебно-методическое пособие для проведения занятий на бумажных, электронных носителях
-
таблицы
-
ситуационные задачи
-
аннотации
-
кроссворды
Студент должен знать:
- механизм передачи нервных импульсов в ЦНС и области окончаний эфферентных нервных волокон, медиаторы, специфические рецепторы, реагирующие с медиаторами;
- локализацию М- и N-холинорецепторов в организме, их функциональное значение;
- классификацию фармакологических средств, влияющих на холинорецепторы;
- основные эффекты прямых и непрямых холиномиметиков, показания к применению, побочные эффекты;
- клинические проявления отравлениями мускарином, меры помощи;
- клинические проявления и меры помощи при остром отравлении фосфорорганическими соединениями (ФОС);
основные фармакологические свойства N-холиномиметиков, сравнительную характеристику препаратов, показания к применению;
- токсическое действие никотина, иметь представление о вреде курения, о методах борьбы с табакокурением.
- классификацию ганглиоблокаторов по химической структуре и длительности действия;
- локализацию и механизмы действия ганглиоблокаторов, влияние на сердечно-сосудистую систему, ЖКТ, особенности действия на миометрий;
- применение, побочные эффекты, возможные осложнения, противопоказания;
- клинические проявления и меры помощи при остром отравлении ганглиоблокаторами;
- классификацию миорелаксантов (курареподобных средств);
- особенности конкурентного (антидеполярующего) и деполяризующего блока;
- сравнительную характеристику препаратов, их применение;
- клинические проявления и меры помощи при остром отравлении.
Студент должен уметь:
- выписывать рецепты на препараты изучаемых групп;
- обосновать выбор препаратов при различных патологических состояниях;
- выбрать дозу и путь введения препарата с учетом степени тяжести и наличия сопутствующей патологии, возможного взаимодействия лекарств.
Студенты должны обладать следующими компетенциями специальная:
ПК 1.1. владеть методикой пропаганды зорового образа жизни и навыками гигиенического обучения населения;
ПК 2.1. использовать методы защиты от воздействия вредных факторов для безопасности людей и окружающей среды;
-проводить консультации посетителям по безопасности применения препаратов;
ПК 2.2. знать нормативно-правовую документацию, Государственную фармакопею, справочную фармацевтическую литературу;
-готов к смене технологий в профессиональной деятельности.
СК 3.2. Знает действие лекарственных веществна живые организмы;
-устанавливает характер и интенсивность изменений под действием лекарств в организме, зависимость, действия фармакологических средств от разных условий;
-от физико-химического их строения, дозы, концентрации раствора, способа и места введения в организм;
-от первоначального состояния организмаТехнология обучения теоретических, практических занятии:
Лекция с элементами беседы и презентацией, так как студенты изучили раздел «Фармакология» – мульти дисциплинарная наука, объединяющая данные теоретических наук с клинической практикой, особенно фармакотерапией. Ценность фармакологических исследований в том, что они позволяют выявить клеточные, субклеточные и физиологические механизмы действия лекарственных веществ и изучить влияние фармакотерапии на весь организм. В связи с этим знание основ фармакологии абсолютно необходимо для медицинской сестры.
Программа предусматривает интеграцию с общепрофессиональными дисциплинами (нормальная анатомия, нормальная физиология, потологическая анатомия, латинский язык медицинской терминологией) и специальными дисциплинами ( сестринское дело в терапии, педиатрии, хирургии и реанимации, психиатрии, инфекционных болезнях, офтальмологии, отоларингологии, дерматологии, акушерство и гинекологии) а так же других клинических дисциплин.
Методическая разработка теоретического занятия
Тема: «Средства, действующие на эфферентную иннервацию»
Средства, действующие на холинергические синапсы.
Средства, влияющие на адренергические синапсы.
Методика проведения: лекция с элементами беседы и использованием материалов презентации.
Задачи:
Обучающая: научить студентов выбирать безопасный, качественный и эффективный препарат по его фармакологической характеристике при заданной патологии; заменять один препарат на другой при возможной нежелательной реакции.
Воспитательная: способствовать воспитанию чувства долга, гордости и ответственности к избранной профессии, выработать привычку своевременно и правильно выполнять задания.
Развивающая: развивать логическое мышление и умение анализировать данную тему, культурно и грамотно излагать ее в письменной и устной форме.
МП связь: Латинский язык, Фармакогнозия, Фармацевтическая химия, Физиология и Анатомия человека, Патологическая анатомия.
ВП связь: Фармакология
Время: 90 минут
Оснащение: материалы лекции, материалы презентации, таблицы, ноутбук, мультимедийный проектор.
I. Организационный момент – 2 минуты приветствие, проверить присутствующих, выяснить причину отсутствия студента, уточнить готовность к занятию, контроль за внешний вид студентов. Сообщить тему и провести мотивацию ее изучению. Сообщить тему, план проведения занятия
II. Контроль знаний студентов – 10 мин. Терминологический диктант на тему: «Средства, действующие на афферентную иннервацию».
(Приложение № 1)
III. Объяснение нового материала - 50 минуты. Презентация - лекция (Приложение № 2)
1. Средства, действующие на холинергические синапсы
шағым қалдыра аласыз













