Материалдар / ССП в произведениях А.С.Пушкина
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

ССП в произведениях А.С.Пушкина

Материал туралы қысқаша түсінік
салалас курмалас сойлемдерди А.С.Пушкиннин шыгармасынан зерттеу
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Желтоқсан 2017
1674
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Министерство образования и науки Республики Казахстан





НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ









Тема: Сложносочиненные предложения и их изучение в школе на примере художественной прозы А.С.Пушкина



Секция: Русский язык и литература





Выполнил: Орынбасар Нурсерикученик 9 «А» класса СШ №44



Научный руководитель: Г.И.Ержигитоваучитель русского языка и литературы



















Кызылорда 2017г









Отзыв руководителяТема: Сложносочиненные предложения и их изучение в школе на примере художественной прозы А.С.Пушкина

Цель научного проекта Орынбасар Нурсерика – описание особенностей использования сложносочиненных предложений в художественной прозе Пушкина.Задачи исследования:1)Рассмотреть различные подходы к определению сложносочиненных предложений.2) описать синтаксические типы сложносочиненных предложений в русском языке.

Методы исследования: описательный, включающий систематизацию и теоретическую осмысление лингвистической литературы по исследуемой проблеме, методы наблюдения и обобщения, метод сплошной выборки.Актуальность темы:В данной работе мы попытались описать функционирование синтаксических единиц, в частности сложносочиненных предложений в текстах художественной прозы А.С.Пушкина.



Руководитель: Учительница русского языка и литературыЕржигитова Гульшат Идрисовна









































Аннотация

Тақырып: Салалас құрмалас сөйлемдерді А.С.Пушкиннің шығармаларынан зерртеу.Ғылыми жобаның мақсаты.А.С.Пушкиннін шығармаларынан салалас құрмалас сөйлемдерді пайдалану ерекшеліктерінің сипаттамасы.

Зерттеудің міндеттері: Салалас құрмалас сөйлемдерді А.С.Пушкиннің шығармаларынан зертеудің әртүрлі тәсілдерін карастыру.

Гипотеза.Егер біз романның кеңістік және уақыт ерекшелігінің суретін түсінсек, онда біз жазушының әдеби әлемін терең түсінеміз.Жұмыс сатысы.Ұйымдастыру – тақырыпты жүйелеу, мақсат, міндеттерді анықтау. Қалыптастыру – мақсат, міндетке сәйкес романмен танысу. Қорытынды – ангименимәтінін зерттеудегі нәтижені жариялау.Зерттеу әдісі:
  • Сипаттау
  • бақылау;
  • жүйелендіру;
  • жалпылау.
Өзектілігі.Бұл ғылыми жобада біз А.С.Пушкиннің шыгармаларынан салалас құрмалас сөйлемдерді анықтай отыра синтаксистік бірліктердің жұмыс істеуін сипаттадық. Жұмыс жаңалыққа толы.

































Аннотация

Тема: : Сложносочиненные предложения и их изучение в школе на примере художественной прозы А.С.Пушкина.Цель: описание особенностей использования сложносочиненных предложений в художественной прозе Пушкина.Задачи исследования: 1)Рассмотреть различные подходы к определению сложносочиненных предложений.2) описать синтаксические типы сложносочиненных предложений в русском языке.

Гипотеза.Если мы изучим особенности изображения пространства и времени в романе А.С.Пушкина«Барышня- крестьянка» и «Станционный смотритель», то мы сможем глубже понять самобытность художественного мира писателя.Методы исследования:1)описание;2)наблюдение;3)сравнение;4) эксперимент.Актуальность. В данной работе я мы попытались описать функционирование синтаксических единиц, в частности сложносочиненных предложений в текстах художественной прозы А.С.Пушкина.

















ВведениеНесмотря на то, что в современной синтаксической науке на понятия «предложение», «простое предложение», «осложнение простого предложения», «классификация сложноподчиненных предложений» и «сложносочиненных предложений» наблюдаются различные точки зрения, в рамках данной дипломной работы мы опираемся на традиционные взгляды, отраженные в «Русской грамматике-80», в работах Н.С. Валгиной, В.В.Бабайцевой и другие ведущих синтаксистов.В условиях художественного текста границы предложения определяются с точки зрения их смысловой законченности и оформленности.Актуальность исследования. Работа посвящена исследованию сложносочиненных предложений в художественном тексте на материале прозы А.С.Пушкина. Как отмечают лингвисты В.В.Виноградов, В.В.Бабайцева, В.А.Белошапкова, Н.С.Валгина, Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелев существует большое количество научных лингвистических исследований, отражающих различные точки зрения на язык, синтаксис и стиль А.С.Пушкина. В данной работе мы попытались описать функционирование синтаксических единиц в частности сложносочиненных предложений в текстах художественной прозы А.С.Пушкина, провести их количественное и качественное описание.Цель исследования- описание особенности использования сложносочиненных предложений в художественной прозе А.С.Пушкина.Она реализуется в следующих задачах:
  • Рассмотреть различные подходы к определению сложносочиненных предложений.
  • Описать синтаксические типы сложносочиненных предложений в русском языке.
  • Выявить из обозначенных произведений А.С.Пушкина контексты, содержащие сложносочиненные предложения.
  • Проанализировать структурные модели, синтаксические функции сложносочиненных предложений в указанной прозе А.С.Пушкина, описать семантическое наполнение исследуемых единиц.
  • Результаты исследования представить на научно- исследовательской конференции.
Объект исследования- сложносочиненные предложения в художественно прозе А.С.ПушкинаТеоретическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может быть использован в изучении современного русского языка, стилистики, культуры речи, филологического анализа художественного текста. В работе на основе ССп отдельного писателя изучается синтаксическая и стилистическая значимость сложносочиненных предложений в конструировании художественного текста.Практическая значимость исследования состоит в том материалы и результаты исследования могут быть использованы также в школе на практике конструирования уроков русского языка, при осуществлении межпредметных связей.Материалом для исследования послужила картотека, составленная методом сплошной выборки из названных произведений А.С.Пушкина, куда были внесены более 370 сложносочиненных предложений, извлеченных из 2 повестей А.С.Пушкина.Источниками работы послужили повести А.С.Пушкина из цикла «Повести Белкина».











































1.1.Понятие о сложносочиненных предложенияхОбщая характеристика. Принципы классификации сложносочиненных предложений.Первоначальная классификация сложных предложений включала только два вида: сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения. Основное внимание уделялось общих отношений, которые возникают между частями сложного предложения (равноценные и зависимые).Таким образом, основными типами сложного предложения считаются:
  • Сложносочиненные предложения:
  • Сложноподчиненные предложения:
  • Бессоюзные сложные предложения:
-соотносимые с сочинением:-соотносимые с подчинением:-не соотносимые с союзными сложными предложения.Сложносочиненные предложения – это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами: и, ни…ни, а, но, однако, зато, или, то…то, либо…либо, либо ли.Сложносочиненными называются такие сложные предложения, части которых соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг от друга, т.е. находятся в отношениях равноправия, равнозначности.Сложносочиненными являются также предложения, в которых сочинительный союз соединяет несколько сказуемых, относящихся к одному и тому же подлежащему.





















1.2. Разряды ССП по значению

Синтаксическая традиция выработала три принципа классификации сложносочиненных предложений:
  • По средствам связи.
  • По грамматическому значению.
  • По характеру лексического наполнения.
По характеру лексического наполнения предикативных частей ССП открытой ССП закрытой структуры.По средствам связи и по грамматическому значению ССП различаются:
  • С соединительными союзами и, да и, ни…ни, даже, тоже,также.
Соединительные отношения с оттенком следствия, причинно- следственным, условно- следственным
  • С противительными союзами: а, но, же, зато, однако.
Противительные отношения: противопоставление, сопоставление
  • С разделительными союзами или, либо, то…то, не то…не то.
Разделительные отношения: чередования или взаимоисключения, условия, присоединения, сходства, аналогичности.
  • С пояснительными союзами а именно, то есть.
Пояснительные отношения: поправка, оговорка, пояснительно- присоединительный оттенок.
  • С градационными союзами (сопоставительными) не только…но и, как…так и и др.
Сопоставительные отношения: возмещения, уступки, ограничения, условия, присоединения, сходства.
  • С присоединительными союзами да и, притом к тому же, а то.
Присоединительные отношения: дополнение, разъяснение, предостережения.







В школе классификация сложносочиненных предложений дается по средствам связи и грамматическому значению. По определению школьного учебника: «Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое».

1.3. Предложения с разными типами сочинительных союзовВ зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:а) ССП с соединительными союзами (и: да в значении и: ни, ни, тоже: также: не только, но и? как, так и):б) ССП с разделительными союзами (то, то: не то не то: или, либо, то ли то ли):в) ССП с противительными союзами (а, но , да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью(в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла): -явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщих свистнул, и лошади поскаклиВ сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:-временное отношение: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани (сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани):-причинно- следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытах блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться:



-действие и его результат: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.Разговорный характер имеет также и союз да в значении и: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывает на такие явления, которые не могут происходит одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое. Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек: На Пересыпе не то что-то горело, не то восходила луна: Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому. Например: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

1.3.1. Предложения с союзами и…и, ни…ниВ системе сочинительных союзов, выражающих соединительные отношения, союз и представляет сочинение в наиболее чистом, неосложненном виде: он соединяет части сложного предложения на основе равноправия, однофункциональности, полной позиционной равнозначности выражает отношение, полностью противоположные подчинительным. В то же время союз и является потенциальным носителем широкого круга значений, с одной стороны, соединительно- результативного, соединительно- следственного характера, с другой стороны –соединительно- противительных и соединительно- уступительных ( и все- таки, и однако, и тем не менее, т.е вопреки ожидаемому).Неоднозначность, функциональная гибкость союза и не свидетельствуют, однако, о его семантической опустошенности. Его семантическая характеристика устанавливается путем противопоставления союзу или.











При собственно соединительных отношениях допустима обратимость частей, т свободная имена их позиций, никак не изменяющая информации:Мне стало холодно, и лоб мой намок. Лоб мой намок, и мне стало холодно. Шел мелкий снежок, и было довольно холодно: Было довольно холодно, и шел мелкий снежок.Специфическим средством актуализации собственно соединительных отношений является многоместный союз и…и и его аналог с отрицательным значением ни…ни. Этими союзами соединяются структурно и семантически однотипные части сложного предложения.Союз и…и выступает в двух вариантах:
  • Элемент и может повторятся перед всеми частями конструкции, начиная со второй, или
  • Он помещается перед каждой частью, включая и первую: в последнем случае и совмещает функцию союза с функцией усилительной частицы.
  • Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром, И алчную землю поила дождем; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блести.
  • Он, конечно, главенствовал во всех случаях: и когда оценивалось то или иное стихотворение, и когда решалось, куда пойти, и когда стоял вопрос о применении с кем- либо или о ссоре;
И жизнь у него идет по- прежнему, и нового ничего нет.Союз ни…ни всегда совмещает соединительную функцию с функцией усилительной частицы; он употребляется с обязательным повторением ни перед каждой частью сложного предложения, включая и первую. Необходимое условие употребления союзов и…и и ни…ни- тесная смысловая связь всего оформляемого ими правило, содержится предпосылка, требующая мотивировки, разъяснения.Дело не клеилось. И люди не все, и погода давила на душу; Паника произошла громадная! И уж приказ готовился, и на ваше место подыскивали; Все потом само собой разъяснится, покажет, кто прав, кто поторопился. И ты не в раю окажешься, и мне не в рай перебираться.

1.3.2. Предложения с союзами а, но, да и их синонимамиВ предложениях с союзами а, но, да и их синонимами соединительное значение конкретизируется в соответствии с семантикой союза. Все перечисленные союзы в целом противостоят союзу и:Он шутил, а я злобствовал; У комиков много лишнего комизма, а у тебя много лишнего трагизма; Мы инстинктивно знаем ужасно много, а все наши сознательные знания так жалки и ничтожны в сравнении с мировой мудростью; Михаил Иванович читает с начало робко и неуверенно, примериваясь к аудитории, а потом дает волю своему темпераменту; Публика кричала, аплодировала, а я готов был плакать от волнения.Многим бы хотелось видеть Пушкина. А бабушка моя, Екатерина Ивановна Волкова, видела его; теперь борьба спорт, а тогда была только зрелищем, и ее показывали в цирке; Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти; Я открывал французским ключом дверь, а он а в то время, возвращаясь с прогулки, проходила мимо; Пробежал глазами письмо и увидел, что оно получилось деловым и холодноватым, а мне хотелось написать тебе что-то теплое и нежное. Союз а может вступать в соединение со словом, который с разных сторон уточняет, ограничивает или видоизменяет значение этого союза, аналогично тому, как это имеет место по отношению к союзу и. Совместимость или несовместимость с тем или иным словом, а также сам круг этих уточняющих слов у союза а и союза и не совпадают полностью. Кроме того, по отношению к соединениям с союзом а понятие «уточняющий» во многих случаях оказывается условным. Если уточняющее слово при союзе и только акцентирует семантический компонент, потенциально присутствующий в самом союзе, то при союзе а уточняющее слово часто оказывается носителем значения, непосредственно не связанного с семантикой этого союза. В этих случаях конкретизирующее слово выполняет роль семантического центра, основного квалификатора отношения и не может быть опущен. Кроме того, для союза и не характерно соединение с иначе в противном случае, напротив, наоборот. Эти ограничения объясняются тем, что семантика союза и совмещается не со всеми теми значениями, с которыми совмещается семантика союза а. На основе соединения союза а с следующих значений второй части:

  • Результативно-следственное: а потому, а поэтому, а в результате, а значить, а следовательно, а стало быть;
  • Противительное, противительно- уступительное, противительно- возместительное или противительно- ограничительное: а однако, а между тем, а все таки, а темнее менее, а вместе тем, а зато, а только;
  • Аргументирующее: а тем более, а ведь, а иначе, а в противном случае;
  • Уточняющее: а вернее, а точнее, а иначе, а иначе говоря;
  • Присоединения: а также, а еще, а вдобавок, а к тому же, а кроме того, а между прочим, а не только, а потом;
  • Противопоставления или несоответствия: а наоборот, а напротив, а еще.
  • Он был, как все поэты, мягкосердечен, впечатлителен, а поэтому с одного взгляда влюбился в нег. Он – настоящий философ, тех что толкуют про гороскопы, а такой, как Платон или Кант, а значит, у него нет денег.
Союз же
578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!