Чтение-верный путь духовного
роста.
Одной из приоритетных целей
воспитания и обучения в Казахстане
является интеллектуальное,
духовно-нравственное
развитие обучающихся. Для достижения этой
цели в
организациях образования
реализовывается один из основных проектов - «Читающая
школа-читающая нация».
О пользе чтения известно с
давних времен. Еще великий А.С.Пушкин говорил
«Чтение — вот
лучшее
учение...»,
а казахская пословица
гласит «Күш — білімде,
білім — кітапта».
К сожалению, в суете рабочих
дней, стремясь угнаться в быстротечном времени будней, мы экономим
время на чтении. Современные дети, отлично использующие
всё обновляющиеся гаджеты,умеющие
ориентироваться в электронном мире информации, отдаляются от чтения
книг, художественной литературы. Наша задача - приобщить детей к
чтению книг, привить такую хорошую привычку читать каждый
день.
Читательская грамотность - один из базовых
навыков в формировании успешной,
коммуникативной,
конкурентоспособной личности.
В новом учебном году
каждая школа внедряет 20-минутное чтение книг по
расписанию в перерывах между уроками. На этих переменах можно
использовать различные методы работы: викторины, конкурсы,
разыгрывание сценических отрывков и самый простой - обсуждение
предварительно прочитанного всеми отрывка, абзаца, или полностью
рассказа. Позволить детям высказать свое впечатление от
прочитанного, какую мысль или чувства хотел передать автор, что
нового, интересного, полезного они узнали, какой урок извлекли, что
их удивило, что заставило задуматься, а может просто после чтения
они получили хорошее настроение или наоборот переживали,
сочувствовали героям.
Польза от чтения
несомненна.
Художественная литература учит
красиво
говорить, лучше
формулировать мысли, обогащает словарный
запас, помогает
представить себя на месте
другого,
понимать
окружающих. Чтение
развивает богатое
воображение и образное
мышление.
«Автор пишет
только половину книги. Другую половину пишет читатель», — так
говорил классик английской литературы Джозеф Конрад. Хороший
писатель действительно рассказывает не всё, а только самое
необходимое, заставляя читателя использовать
воображение. Детали, например,
внешность и
прошлое героев, обстановку, запахи, тембр голоса —мы часто
додумываем самостоятельно. Уход в вымышленную реальность полезен
всем. Считается,
что книга — самое
эффективное средство для тех,
кто испытывает
стресс.
Исследования
показывают, что всего шесть минут чтения снижают пульс и
расслабляют мышцы на 68%. Для сравнения: прослушивание музыки
успокаивает на 61% , прогулка — на 42%, а видеоигра — на
21%. Чтение —
идеальное занятие перед сном. Оно отвлекает, расслабляет и помогает
заснуть. Чтение романов с большим содержанием
персонажей, разными, переплетающимися линиями жизни, массой
происходящих событий, которые надо сопоставить в логической
цепочке, развивает память и логику. Это способствует поддерживанию
работоспособности мозга.
Чем длиннее
произведение, тем лучше работает наш
мозг. Ценители
художественной литературы мыслят шире, открыты новому опыту и
подходят к решению проблем творчески. А главное — они более
уравновешены.
Вот такой далеко не полный
список пользы чтения художественной
литературы.
В целях выполнения плана по
реализации проекта «Читающая школа» в КГУ ОШ № 124 в холлах школы
были организованы уголки по обмену книгами по принципу
«Буккроссинга». Процесс буккроссинга состоит из простейшего
действия: «прочитал – отдай другому». Каждый может внести
свой вклад в этот процесс
– принести прочитанную книгу в школу, чтобы
отсюда она начала увлекательное путешествие, находя новых
читателей.
Книги можно брать без записи и оставлять у себя
для чтения или передавать друзьям.
Ребята могут вместе обсудить,
какое впечатление они получили от чтения той или иной книги,
обмениваться своим мнением , предложить своим друзьям,
одноклассникам прочесть произведение которое им
понравилось. Книги должны читаться, а не стоять на
полках! Этот демократичный метод
позволяет необычно, просто, ненавязчиво прививать интерес к чтению;
развивает коммуникативные навыки; стимулирует желание поделиться
полученной информацией, обсудить и узнать другое видение, что
способствует аналитическому мышлению, умению сопоставлять факты,
прислушиваться и принимать мнение собеседника.
Культура чтения прививается в
семье, поэтому к чтению книг приобщаются и родители учеников. В
начальных классах родители практикуют «Семейные чтения». Предлагают
друг другу почитать понравившиеся произведения, сами читают вместе
с детьми. Многие наши читающие ученики переняли традицию чтения от
своих бабушек, дедушек, пап, мам. Основываясь на этом запланирована
работа с родителями, с читающими семьями по обмену опытом,
организация клубов любителей чтения с приглашением родителей,
представителей общественности. В этом процессе духовного роста
должны участвовать и взрослые и дети.
Отрадно, что этот проект
государство реализует и через места массового отдыха. Так, в парке
имени Ганди, который находится в городском сквере недалеко от
школы, организована зона буккроссинга, где можно выбрать
заинтересовавшую книгу, посидеть почитать или принести свои книги
на обмен.
Чтение книг, художественной
литературы оказывает значительное влияние на наши
нравственные ориентиры и наше духовное развитие.
Это верный, отличный
инструмент в учебно-воспитательной работе.
Тургенбаева Гульмира Абдешевна
- заместитель директора по воспитательной работе КГУ «ОШ № 124»
г.Алматы