«Формирование читательской грамотности через работу с текстом»
Читательская грамотность — основа успешного обучения по всем предметам. У учащихся 8 класса уже формируется способность к осмысленному чтению, однако они нуждаются в целенаправленной работе по развитию навыков анализа, интерпретации и критической оценки текста. Целенаправленное формирование этих навыков требует продуманной системы упражнений и приёмов.
Эффективными методами формирования читательской грамотности можно считать:
- Постановку вопросов к тексту (фактуальных, интерпретационных, оценочных) с последующим обсуждением ответов.
- Составление схем, таблиц, графических организаторов информации для структурирования прочитанного.
- Сравнение текстов разных жанров и стилей, выявление общих и отличительных признаков.
- Составление кратких пересказов, аннотаций и рецензий.
- Создание визуальных иллюстраций и коллажей к прочитанному материалу.
Пример таблицы для анализа текста:
|
Фрагмент текста |
Основная мысль |
Ключевые слова |
Вопрос к фрагменту |
|
Описание природы в начале рассказа |
Создание атмосферы, подготовка к событию |
Лес, утро, тишина |
Почему автор начинает рассказ с описания природы? |
Работа с текстами может быть организована в групповой и индивидуальной форме. Использование таблиц, схем и иллюстраций помогает ученикам структурировать информацию и лучше понимать материал. Учитель может предложить учащимся составить интеллект-карту или «кластер» по теме текста.
Систематическая работа с текстом в 8 классе способствует развитию читательской грамотности, умению анализировать и интерпретировать информацию, что положительно влияет на учебную деятельность и формирует основы для дальнейшего образования. Особое значение имеет обратная связь: обсуждение ответов, анализ ошибок, совместное формулирование выводов.
Список литературы
-
Иванова Т.В. Чтение и понимание текста: методика работы. – М.: Академкнига, 2021.
-
Пискунова Е.Е. Формирование читательской грамотности в школе. – СПб.: Питер, 2020.
-
Соловьёва Л.П. Методические приёмы развития навыков чтения. – Екатеринбург: Учитель, 2019.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Статья "Формирование читательской грамотности через работу с текстом" (8 класс)
Статья "Формирование читательской грамотности через работу с текстом" (8 класс)
«Формирование читательской грамотности через работу с текстом»
Читательская грамотность — основа успешного обучения по всем предметам. У учащихся 8 класса уже формируется способность к осмысленному чтению, однако они нуждаются в целенаправленной работе по развитию навыков анализа, интерпретации и критической оценки текста. Целенаправленное формирование этих навыков требует продуманной системы упражнений и приёмов.
Эффективными методами формирования читательской грамотности можно считать:
- Постановку вопросов к тексту (фактуальных, интерпретационных, оценочных) с последующим обсуждением ответов.
- Составление схем, таблиц, графических организаторов информации для структурирования прочитанного.
- Сравнение текстов разных жанров и стилей, выявление общих и отличительных признаков.
- Составление кратких пересказов, аннотаций и рецензий.
- Создание визуальных иллюстраций и коллажей к прочитанному материалу.
Пример таблицы для анализа текста:
|
Фрагмент текста |
Основная мысль |
Ключевые слова |
Вопрос к фрагменту |
|
Описание природы в начале рассказа |
Создание атмосферы, подготовка к событию |
Лес, утро, тишина |
Почему автор начинает рассказ с описания природы? |
Работа с текстами может быть организована в групповой и индивидуальной форме. Использование таблиц, схем и иллюстраций помогает ученикам структурировать информацию и лучше понимать материал. Учитель может предложить учащимся составить интеллект-карту или «кластер» по теме текста.
Систематическая работа с текстом в 8 классе способствует развитию читательской грамотности, умению анализировать и интерпретировать информацию, что положительно влияет на учебную деятельность и формирует основы для дальнейшего образования. Особое значение имеет обратная связь: обсуждение ответов, анализ ошибок, совместное формулирование выводов.
Список литературы
-
Иванова Т.В. Чтение и понимание текста: методика работы. – М.: Академкнига, 2021.
-
Пискунова Е.Е. Формирование читательской грамотности в школе. – СПб.: Питер, 2020.
-
Соловьёва Л.П. Методические приёмы развития навыков чтения. – Екатеринбург: Учитель, 2019.
шағым қалдыра аласыз













