Материалдар / Статья на тему: «Алгоритм написания статьи по русскому языку и литературе»

Статья на тему: «Алгоритм написания статьи по русскому языку и литературе»

Материал туралы қысқаша түсінік
статья на тему: «Алгоритм написания статьи по русскому языку и литературе»
ЖИ арқылы жасау
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Сагатова Айгерим Адилековна



учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя школа имени Абая» села Акжар Тарбагатайского района ВКО

Тема доклада:

«Алгоритм написания статьи по русскому языку и литературе»


Теоретическая часть.

Одним из требований к педагогическим работникам по повышению или подтверждению квалификационной категории являются публикация статьи и распространение опыта. Подробно рассмотрим понятие статьи как продукта опыта педагогической практики.

Статья́  - жанр  журналистики, в котором  автор  ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе. В статье автор рассматривает отдельные ситуации как часть более широкого явления. Автор аргументированно пишет о своей точке зрения.

«Общественные ситуации» для педагога - педагогический процесс. Например процесс восприятия прочитанного или прослушанного текста, обратная связь учащихся, понимание лексических единиц в тексте или другие.

«Отдельные ситуации» подразумевает конкретные стороны общего явления. Мы не можем исследовать все методы обучения языка. Тему должны сужать. Например, методы работы с текстом художественного стиля. «Аргументированно» – автор должен доказать тезис из собственного педагогического опыта.

Важные критерии педагогической статьи:

  1. Обработка и интерпретация фактов. Статья пишется на основе реально существующих явлений и проблем.

  2. Аргументированная позиция автора.

  3. Анализ происхождения и классификации явления и выработка практических установок для решения проблемы.

  4. Небольшой объем информации.

  5. Тип текста — рассуждение.

  6. Единый предмет исследования.

Структуру статьи: заголовок, вступление, основную часть, заключение.



Требования к педагогической статье:

1. Направление (положения организаторов)

2. Тема статьи

3. Сведение об авторе

4. Аннотация (максимально краткое изложение сути, научного содержания работы)

5. Ключевые слова

6. Текст статьи

7. Список использованной литературы.

2.Практическая часть

Пример опубликованной статьи в международный сборник научной конференции.

Направление: «Эффективные подходы и инновационные технологии обучения»

Статья на тему: «Эффективные подходы обучения на уроках русского языка и литературы»

Сагатова Айгерим Адилбековна

КГУ «Средняя школа имени Абая»

села Акжар Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области

aigera-akjar@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются эффективные методы обучения по предмету «Русский язык и литература». Послетекстовые задания на этапе осмысления значения – основные методы по анализу текста. Педагогические методы планируются поэтапно, так как применение информации по изучению тем является ключевым моментом для развития функциональной и читательской грамотности. Чтобы достичь поставленной цели, а также вовлечь всех учащихся в активный процесс,необходимо тщательное изучение процесса адаптирования и использования эффективных методов. Дается цель и описание использования метода на примерах уроков.

Ключевые слова: процесс обучения, методы, критическое мышление,осмысление, анализ текста

Главная цель современного казахстанского образования – повысить качество знания обучающихся. Современные методы обучения должны отвечать критериям успешности обучения, а также обладать психолого-педагогическим обоснованиям. Успешность применения эффективных подходов зависит от мастерства учителя, адаптированности в педагогический процесс. Педагогические методы планируются поэтапно, и воплощаются последовательно. Главный критерий – гарантия достижения поставленной цели каждым учащимся.

Сегодня часто обращаемся к понятиям «читательской грамотности», «критического мышления», «активное обучение». Понятия взаимосвязаны, технологическая последовательность действий и взамодействий базируются на целевых установках. На уроке русского языка и литературы очень важен аспект чтения, диалога, понимания и применения информации, так как работа по тексту и послетекстовые задания включены на каждом уроке. [2, с.54]

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. [3, с.98]

Что помогает учителю активизировать учебный процесс? Действительно, это инновационные методы обучения, адаптированные в учебный процесс с учетом уровня успеваемости учеников.

По работе с текстом использование эффективных методов развивает читательскую грамостность. Например, активные методы обучения - «Ключевое слово/Ключевая фраза», «Перемешанные события», «РАФТ», «Таблица-синтез», «Фишбоун» и другие. Методы направлены на развитие критического мышления.

На этапе осмысления значения при начальном этапе анализа текста использую карту «Ключевое слово и ключевая фраза».

Цель метода: определить главное слово в тексте и составить предложение, где определена основная идея текста.

Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)

Тема урока: «Поэты и писатели об осени»

Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017

Текст рассказа М.Пришвина «Парашют» [1, с.15]

Ключевое слово

Ключевая фраза

Листок


Паук использовал листок как парашют

При анализе текста одним из эффективных методов обучения является «Перемешанные события».

Цель: определить последовательность событий текста.

Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)

Тема урока: «Повествовать –значит рассказывать»

Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017

Текст сказки по М.Скребцовой «Сердце матери» [1, с.67]

Ученикам раздаются на карточке соббытия по тексту, их цель – последовательно восстановить события текста.

Перемешанные события

Красавица Береза росла в лесу с тремя маленькими дочками

1

Вокруг старого пня растут три стройные березки

2

Береза покачнулась и прошелестела «Не бойтесь,я с вами»

3

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза

4


Для развития навыков письма после анализа текста использую эффективные методы обучения - «РАФТ». Р-роль, А-адресат, Ф-форма, Т-тема. И на этапе рефлексии можно использовать данный метод обучения.

Цель метода: написать письмо или сообщение,выбрав роль и адресат по изучееной теме.

Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)

Тема урока: «Дружба – это дар»

Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017

Текст сказки «Ёжик и Звёздочка» [1, с.95]

Роль – читатель

А- Ёжику

Ф-дружеское письмо

Т- «Очень важное слово - вера».

В изучении русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения очень важна словарная работа. Чтобы ее провести можно использовать метод заполнения «Таблицы-синтеза».

Цель: самостоятельно определить лексическое значение слова и восстановить в тексте.

Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)

Тема урока: «Дружба-богатство бесценное»

Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017

Текст стихотворения Г.Боргуль «Подружка Маша» [1, с.118]

Слово

Толкование

Выписка из текста

Ком

Уплотненный округлый кусок чего-нибудь,мягкого , рыхлого

Он катал нам снежный ком

Астронавт


Человек, проводящий испытания в космическом полете

Поиграли в автронавтов

И домой пошли потом

При выполнении приема «Фишбоун» ученики смогли самостоятельно констатировать факты и причины по содержанию рассказа. Некоторые ученики грамотно сформулировали вывод, аргументируя по конкретной реальной ситуации, соотнеся с жизненным опытом самих обучающихся. Данный прием очень удобен и эффективен при анализе различных текстов произведений.Этот вид схем широко, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.

Цель метода: самостоятельно констатировать факты и причины поднимаемой проблемы.

Урок русского языка и литературы в 5 классе с казахским языком обучения (Я2)

Тема урока: «Дружба-богаство бесценное»

Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017

Текст рассказа В.Осеевой «До первого дождя» [1, с.120]

Shape1


Shape2

Shape3

Shape4


Проблема: «Эгоизм Маши»

Факт: Маша не дала укрыться подруге Тане плащом во время дождя

Причина: Маша думаль только о себе

Вывод: Дружба до первого дождя.

Мы считаем, что для развития критического мышления у учащихся необходимо целенаправленные, продуманные задания по анализу текста. У обучающихся развивается функциональная грамотность, словарный запас, коммуникативные навыки при использовании вышеназванных эффективных методов обучения.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.

Список использованной литературы

1. Учебник: Русский язык и литература - 2 часть /Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А – Алматы: «Атамұра», 2017

2.Зверев, И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе / И.Д. Зверев // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.

3. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. –М., 2002. – 168 c.

Чтобы написать статью вам необходимо знать эффективные образовательные платформы для поиска информации.

Текстовые нейросети:


  1. ChatGPT

  2. Gemini

  3. Claude AI

  4. YandexGPT

  5. GigaChat

  6. Copilot

  7. CopyMonkey

  8. Rytr

  9. Гервин

10.RoboGPT

chat-gpt Это самый эффективный метод поиска информации текста.

Самый популярный многоцелевой чат-бот от OpenAI — одного из лидеров индустрии. ChatGPT справляется с любыми задачами, в том числе и с созданием текстов разной тематики, формата, стиля. 




Gemini Фирменная нейросеть Google, ранее известная под именем Bard. Gemini отличается высоким качеством генерации текста на русском языке, умеет структурировать контент и пишет более естественным языком, а не как робот, в отличие от некоторых своих аналогов. 

Вывод: Если статья будет обладать актуальностью и авторской новизной, нести научную и методическую ценность, то станет хорошим вкладом в ваше портфолио. Мы должны уметь анализировать и генерировать информацию. Сегодня педагогу необходимо научиться фильтровать информацию, найти нужное и важное для педагогической практики.













ЖИ арқылы жасау
08 Сәуір 2025
136
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі