Современная речь молодёжи: тенденции, особенности, влияние на культуру общения
Автор: Карипанов Н., студент 2 курса
Научный руководитель: Лукьянова С.Н., преподаватель русского языка
и литературы
Учреждение: КГКП Беткайнарский колледж
№7
Аннотация: В статье рассматриваются особенности
современной молодежной речи как явления, отражающего культурные и
социальные изменения в обществе. Особое внимание уделяется причинам
возникновения сленговых выражений, заимствований, интернет-языка, а
также их влиянию на культуру общения. Автор опирается на примеры из
повседневной жизни и общения в студенческой среде. Делается вывод о
необходимости гармоничного сочетания языковой свободы и соблюдения
норм речевой культуры.
Ключевые слова: молодёжный сленг, интернет-язык, культура речи, неологизмы, речевые нормы, общение
Введение
Современная речь молодёжи представляет собой яркое отражение эпохи цифровизации, глобализации и трансформации социальных коммуникаций. Язык, как живой организм, постоянно развивается, и наиболее чувствительными к этим изменениям оказываются молодые люди. Именно они первыми подхватывают новые слова, активно используют англицизмы, аббревиатуры, интернет-мемы и сленговые выражения. Однако столь стремительные изменения вызывают опасения по поводу утраты языковой культуры, норм общения, грамотности и стиля.
Цель и задачи исследования
Цель статьи: проанализировать особенности современной речи молодёжи, выявить причины её трансформации и оценить влияние на культуру общения.
Задачи:
1. Изучить лексические особенности речи современной
молодёжи;
2.Определить источники пополнения молодёжного
словаря;
3.Проанализировать примеры из студенческой практики;
4. Дать оценку влияния новых речевых форм на общую культуру
речи.
Основная часть
1. Лексические особенности современной речи молодёжи
Современная молодёжная речь включает широкий спектр речевых явлений: сленг, англицизмы, аббревиатуры, мемы, речевые кальки. Это обусловлено стремлением к самовыражению и принадлежности к социальной группе. Такие слова, как "кринж", "хайп", "треш", "флексить", "байтить", "рофл", "база", "угар" и др., прочно вошли в повседневное общение. Многие из них пришли из английского языка и адаптировались под русскую фонетику и морфологию.
2. Влияние цифровой среды
Цифровая среда оказывает значительное влияние на речь: общение в мессенджерах требует краткости, поэтому популярны сокращения типа "лс" (личное сообщение), "лол", "имхо", "афк", "брб". Формируется своеобразный "цифровой диалект", отличающийся неформальностью, визуальными символами (эмодзи) и даже графическим оформлением слов (заглавные/малые буквы чередуются намеренно).
3. Практика и социолингвистическое наблюдение В колледже было проведено анкетирование 60 студентов 1–3 курсов. Почти 98% опрошенных используют сленг, а 68% считают, что соблюдение норм литературной речи — "не обязательно в повседневной жизни". В качестве примеров были приведены фразы: "апнул балл", "зарядил тему", "скипнул пару", "зашёл на кринже", "оформил рофл". Эти выражения понятны в своей среде, но в формальной ситуации воспринимаются как проявление низкого уровня речевой культуры.
4. Речевая культура и вызовы времени
Важно подчеркнуть: молодёжный язык — это не признак деградации, а отражение времени. Однако необходимо сформировать у студентов понимание, где допустимы те или иные языковые формы. Образовательная задача — воспитать гибкость мышления: уметь "переключаться" с неформального общения на деловой стиль, понимать нормы официальной речи, корректно выражать мысли.
Заключение
Современная речь молодёжи — живой и стремительно развивающийся пласт языка, отражающий технологические, социальные и культурные процессы. Вместе с тем возникает задача воспитания речевой культуры, способности использовать язык уместно и грамотно. В этом направлении важно усиливать роль языкового образования, занятий по культуре речи и критическому осмыслению языковых новшеств.
Список литературы
1. Баранов М. Т. Молодёжный сленг: проблемы изучения и толкования. — М.: Наука, 2020.
2. Кузнецова И. С. Культура речи: учебное пособие. — СПб.: Лань, 2019.
3. Стернин И. А. Современная речевая ситуация: язык в условиях цифровизации // Вопросы языкознания. — 2021. — № 4. — С. 34–38.
4. Белянин В. П. Психолингвистика молодежной речи: стиль, сленг, общение. — М.: URSS, 2022.
5. Результаты социолингвистического опроса студентов колледжа (авторское исследование, 2025 г.).
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Статья на тему: "Современная речь молодёжи: тенденции, особенности, влияние на культуру общения"
Статья на тему: "Современная речь молодёжи: тенденции, особенности, влияние на культуру общения"
Современная речь молодёжи: тенденции, особенности, влияние на культуру общения
Автор: Карипанов Н., студент 2 курса
Научный руководитель: Лукьянова С.Н., преподаватель русского языка
и литературы
Учреждение: КГКП Беткайнарский колледж
№7
Аннотация: В статье рассматриваются особенности
современной молодежной речи как явления, отражающего культурные и
социальные изменения в обществе. Особое внимание уделяется причинам
возникновения сленговых выражений, заимствований, интернет-языка, а
также их влиянию на культуру общения. Автор опирается на примеры из
повседневной жизни и общения в студенческой среде. Делается вывод о
необходимости гармоничного сочетания языковой свободы и соблюдения
норм речевой культуры.
Ключевые слова: молодёжный сленг, интернет-язык, культура речи, неологизмы, речевые нормы, общение
Введение
Современная речь молодёжи представляет собой яркое отражение эпохи цифровизации, глобализации и трансформации социальных коммуникаций. Язык, как живой организм, постоянно развивается, и наиболее чувствительными к этим изменениям оказываются молодые люди. Именно они первыми подхватывают новые слова, активно используют англицизмы, аббревиатуры, интернет-мемы и сленговые выражения. Однако столь стремительные изменения вызывают опасения по поводу утраты языковой культуры, норм общения, грамотности и стиля.
Цель и задачи исследования
Цель статьи: проанализировать особенности современной речи молодёжи, выявить причины её трансформации и оценить влияние на культуру общения.
Задачи:
1. Изучить лексические особенности речи современной
молодёжи;
2.Определить источники пополнения молодёжного
словаря;
3.Проанализировать примеры из студенческой практики;
4. Дать оценку влияния новых речевых форм на общую культуру
речи.
Основная часть
1. Лексические особенности современной речи молодёжи
Современная молодёжная речь включает широкий спектр речевых явлений: сленг, англицизмы, аббревиатуры, мемы, речевые кальки. Это обусловлено стремлением к самовыражению и принадлежности к социальной группе. Такие слова, как "кринж", "хайп", "треш", "флексить", "байтить", "рофл", "база", "угар" и др., прочно вошли в повседневное общение. Многие из них пришли из английского языка и адаптировались под русскую фонетику и морфологию.
2. Влияние цифровой среды
Цифровая среда оказывает значительное влияние на речь: общение в мессенджерах требует краткости, поэтому популярны сокращения типа "лс" (личное сообщение), "лол", "имхо", "афк", "брб". Формируется своеобразный "цифровой диалект", отличающийся неформальностью, визуальными символами (эмодзи) и даже графическим оформлением слов (заглавные/малые буквы чередуются намеренно).
3. Практика и социолингвистическое наблюдение В колледже было проведено анкетирование 60 студентов 1–3 курсов. Почти 98% опрошенных используют сленг, а 68% считают, что соблюдение норм литературной речи — "не обязательно в повседневной жизни". В качестве примеров были приведены фразы: "апнул балл", "зарядил тему", "скипнул пару", "зашёл на кринже", "оформил рофл". Эти выражения понятны в своей среде, но в формальной ситуации воспринимаются как проявление низкого уровня речевой культуры.
4. Речевая культура и вызовы времени
Важно подчеркнуть: молодёжный язык — это не признак деградации, а отражение времени. Однако необходимо сформировать у студентов понимание, где допустимы те или иные языковые формы. Образовательная задача — воспитать гибкость мышления: уметь "переключаться" с неформального общения на деловой стиль, понимать нормы официальной речи, корректно выражать мысли.
Заключение
Современная речь молодёжи — живой и стремительно развивающийся пласт языка, отражающий технологические, социальные и культурные процессы. Вместе с тем возникает задача воспитания речевой культуры, способности использовать язык уместно и грамотно. В этом направлении важно усиливать роль языкового образования, занятий по культуре речи и критическому осмыслению языковых новшеств.
Список литературы
1. Баранов М. Т. Молодёжный сленг: проблемы изучения и толкования. — М.: Наука, 2020.
2. Кузнецова И. С. Культура речи: учебное пособие. — СПб.: Лань, 2019.
3. Стернин И. А. Современная речевая ситуация: язык в условиях цифровизации // Вопросы языкознания. — 2021. — № 4. — С. 34–38.
4. Белянин В. П. Психолингвистика молодежной речи: стиль, сленг, общение. — М.: URSS, 2022.
5. Результаты социолингвистического опроса студентов колледжа (авторское исследование, 2025 г.).
шағым қалдыра аласыз













