Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Статья об Ы. Алтынсарине
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Абдиров Буркит Барликович
учитель русского языка и литературы
КГУ «средняя школа №83»
Кызылординская область, г. Аральск.
Роль и значение Ыбырая Алтынсарина в общественном и духовнонравственном развитии казахстанского общества.
В этом году исполняется 180 лет со дня рождения первого казахского педагога, великого просветителя, Ыбырая Алтынсарина. Это большой праздник для всех казахстанцев. Его труды всегда высоко ценили и при жизни ученого и после его смерти. Даже вероломная политика в тяжелых страницах истории не смогла принизить важность его трудов. Потому что его произведения были настолько просты и гениальны, что проникли в сердца каждого ребенка. Выдающийся педагог В. Сухомлинский говорил: «Если мы можем подарить ребенку радость и счастье, он сможет им стать». Казахский педагог, обучая казахских детей знаниям, привил национальные и патриотические качества. Он акцентировал внимание только на важности воспитания образованных, патриотичных граждан в соответствии с современными тенденциями.
Сознание казахского народа в то время было на другом уровне. Духовное просвещение степи ограничивалась заботой семьи, знаниями имамов, муллы и сохранением своего очага, скотов. Конечно, любовь к стране и народу – наше древнее наследие. Однако незнание и невежество большинства, не давало казахскому народу многого добиться. Великий педагог был не первым, кто переживал об этом, хотел лучшую участь для своего народа. Но, он сделал важный шаг к радикальному изменению вопроса со своими новаторскими идеями.
Ыбырай Алтынсарин уделял особое внимание воспитанию и просвещению казахских девушек. Он рассматривает это одним из способов борьбы со старыми традициями. Он – первый человек, который поднимал вопрос о просвящении казахских девочек и решился открыть образавательные школы, училища для них. В то время, это было очень смелым решением. Однако было ясно, что открытие школ для девочек - новое явление в регионе, важный фактор в распространении образования. Он посвятил свою жизнь цели: будущее нации - в образовании, чтобы казахстанские дети, в том числе девочки, не были лишены возможности получить образование.
Прогрессивные педагогические идеи Ыбырая Алтынсарина сформировались во второй половине XIX века под влиянием демократического российского общественного мнения. Он поддержал просвещение своих современников, посвятил свою жизнь просвещению казахской земли, заложил основы педагогических и демократических взглядов. Он всегда хотел, чтобы его народ был образованным. Еще он говорил: «Стараюсь всеми силами способствовать и на нравственность учеников, чтобы в последствии они не были взяточниками. Можете смеятся, но свободное от занятии время, я иногда являюсь им муллой, рассказываю, что знаю сам». Великий педагог, умело объединял национально-воспитательные традиций нашего народа просветительской работой, повлиял развитию нескольких направлений современной педагогики. Базируясь на народном образовании населения, он строил методики обучения в национальных школах. Он всегда призвал к объединению преподавания и обучения в школах Казахстана. Одним из его новаторских методов было овладение русским языком на основе учебного процесса на родном языке, а одной из новаторских идей в образовательном процессе было создание учебников и учебных пособий на новом алфавите на основе русского алфавита.
В процессе создания учебника Ыбырай Алтынсарин рассматривает учебник как основной инструмент обучения и воспитания казахских детей в школе. Он учит детей аккуратно и внимательно смотреть на родной язык. Его цель - вдохновить их на хорошее поведение с помощью небольших произведений искусства. Ыбырай знал, что необходимо публиковать книги, которые будут повышать знания детей и интересовать их, и считал очень важным печатать их на родном языке. Для этого он написал «Казахскую Хрестоматию». В любом обществе, в любой стране формирование общечеловеческих ценностей, в том числе нравственных, является задачей любой школы, предмет «Литература» имеет большое влияние на самопознание ребенка, признание окружающих. Это – искусство, национальная идентичность, самосовершенствование, самостоятельность в духовной жизни и окружающей среде. Оно учит ребёнка способности принимать самостоятельные решения и чувству ответственности за свои слова и действия, учит знать. Литературное наследие Ыбырая, дошедшее до нашего времени через данный учебник, ясно показывает, что он превратил написание художественной литературы в идею просвещения. Он видел в литературе мощный инструмент воздействия на умы детей и для обучения их добрым и образцовым делам. Чего только стоить его рассказ «Садовые деревья», где отец говорит сыну «- Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я, поправляя твои ошибки, буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком…».
Ыбырай Алтынсарин - выдающийся человек, посвятивший свою жизнь интеграции своего народа в ряды художественно образованных, современных, цивилизованных и культурных стран. Свою образовательную, педагогическую, поэтическую и литературно-историческую деятельность и большой талант, всесторонние знания и энергию он посвятил обучению и воспитанию молодого поколения страны. Открыл новых школы на казахской земле и способствовал обучению учащихся передовым наукам своего времени, обучению профессиям.
Он преодолел множество препятствий и трудностей на своем пути и стал гордым членом своего народа.
Ыбырай Алтынсарин оставил глубокий след в истории казахского просвещения и в развитии образования нации. Также он активно участво в открытии школ для девочек. Он много работал, чтобы поднять казахстанское общество, сделать наш народ грамотным, сделать грамотными и мальчиков, и девочек. Человек, посвятивший свою энергию делу народа.
«Учитель – главный человек для преподавании знаний. Всё наше будущее, будущее народа в руках учителя», писал великий ученый. Наше поколение, даже сейчас, спустя столетии, может многому научится у него. Знание своего дела и ответственность, искать новые, радикальные идеи, несмотря на препятствия – это основные свойства педагога, которому мы должны следовать. Даже сейчас, казалось бы, в просвещенном обществе, в развитой системе образования нас ждет немалая работа, новые вызовы в нашем призвании, достигнув которого, мы можем чувствовать себя первопроходцами, как великий просветитель, поэт, писатель, первый педагог в истории казахского народа – Ыбырай Алтынсарин.
Литература
-
«Учение Ибрая Алтынсарина». Составлен: М. Жармухамедовым. Алматы, 1991 г.
-
М. Ауезов «Время и литература». Алматы, 1962 г.
-
Ы. Алтынсарин «Өнер - білім бар жұрттар». Алматы, 1989 г.
-
Сайт: https://bilim-all.kz/