ПРОБЛЕМЫ
ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
Ибраимханова Жанар Тулебаевна
,воспитатель
КГУ «Средняя школа-лицей №38»
В настоящее время произошли значительные
изменения в концепции дошкольного воспитания в сторону признания
самоценности дошкольного детства, его уникальности и особой
значимости становлении человека.
Функции современных дошкольных образовательных
учреждений не исчерпываются подготовкой ребенка к школе, а
расширяются до формирования социально-психологических основ его
личности, происходит замена ценности обучения ребенка на ценность
его личностного развития. Новый подход в осмыслении ценностей и
целей дошкольного образования актуализирует разработку и уточнение
содержания воспитательной работы по развитию личности современного
дошкольника.
На
современном этапе человеческое детство представляет собой не только
физиологическое, психологическое, педагогическое, но и сложное
социо-культурное явление. В то же время специалистами дошкольного
воспитания наших дней отмечается, что существующие подходы к
обучению и воспитанию в период детства рассчитаны на ребенка
«вообще», они не учитывают культурно-историческую ситуацию,
специфику исторически нового типа детства, складывающегося на
рубеже XX и XXI веков. Изменение статуса детства в системе
человеческой культуры нуждается в осмыслении учёными и практиками
образования.
Воспитание личности всегда было сложной задачей.
Перед педагогами, кроме традиционных вопросов – чему учить и как
воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как
сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на
нынешнем этапе исторического развития.
Основные структуры личности закладываются в
первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения
возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств
у подрастающего поколения.
Одна из главных целей — способствовать успешной
социализации ребенка.
Успешная социализация дошкольника – проблема
наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения
сегодня. Социализация – процесс усвоения индивидом социального
опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе
социализации человек усваивает общественно одобряемые формы
поведения, необходимые ему для нормальной жизни в
обществе.
В
требованиях к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, выделены четыре направления развития
дошкольников. Одним из которых является социально-личностное
развитие. В это направление включена и образовательная область
“социализация” как область, ориентированная на развитие
интеллектуальных и личностных качеств
дошкольников.
Именно социально-личностное развитие,
целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие
нравственные личностные качества. От успешной социализации в
дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие
его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов
направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной
социализации воспитанников.
Социализация дошкольника
предполагает:
-развитие умения адекватно ориентироваться в
доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность
собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к
миру в соответствии с культурными традициями
общества;
-эмоциональное благополучие ребенка – это прежде
всего комфорт в душе ребенка (высокая самооценка, ориентация на
успех в достижении целей, наличие положительных эмоций). Создание
атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию
его индивидуальности, творчества, навыков созидательной
деятельности и достижения жизненного успеха;
-положительное отношение ребенка к окружающим
людям, воспитание уважения и терпимости. От особенностей
взаимоотношений, складывающихся у ребенка с окружающими, во многом
зависит процесс формирования личности;
-развитие коммуникативной компетентности ребенка
– способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные
контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать,
распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей,
выражать собственные эмоции;-развитие социальных навыков
детей.
Социальные навыки помогают установить
доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой
обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность
адаптироваться. Обогащение предметно-пространственной среды
предоставляет ребёнку возможность для
саморазвития.
В
дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение
становится частью и ее условием. В этом возрасте приобретается тот
сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать
ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к
дальнейшему развитию и совершенствованию.
Этому способствует игровая и различные виды
продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и
т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной
деятельности.
Благодаря игре личность ребенка
совершенствуется:
1.
развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия
мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение
для ребенка, чем личностные (происходит соподчинение
мотивов).
2.
преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок,
принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает
особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо
согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнера по
игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между
людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у
дошкольника.
3.
развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок
стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации
взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои
собственные делания, импульсы и действует в соответствии с
социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать
нормы и правила поведения.
4.
развиваются умственные действия: формируется план представлений,
развиваются способности и творческие возможности
ребенка.
Ещё
одним важным условием является профессионализм воспитателей,
специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на
развитие личности дошкольника:
-
понять и помочь – основной принцип педагога;
-
позитивное отношение к жизни;
-
стремление к лучшему;
-
формирование творческой активности;
-
доброжелательное отношение;
-
обогащение внутреннего мира ребенка
впечатлениями;
-грамотное и педагогически целесообразное
построение воспитательно-образовательного
процесса;
-
создание и обеспечение условий социально-личностного развития
ребёнка дошкольника
Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого
уважают, образу которого бессознательно стараются
подражать.
В
детском возрасте огромное влияние на процесс социализации
оказывают
лица, с которыми у ребенка происходит
непосредственное взаимодействие.
Ими
могут являться:
-
семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с
ребенком, братья или сестры);
-
детский сад (в первую очередь воспитатели);
-
общество (сверстники, друзья).
При
всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду,
дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание,
получаемое ребенком в семье.
Приоритетным фактором в воспитании и развитии
ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как
один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению,
приобретает первый социальный опыт, учится социальному
ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует
нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны
дошкольного учреждения
Отсюда главная задача: создать условия для
эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского
сада. Вот
почему одной из главных задач нашей деятельности является создание
полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог – дети–
родители”. Сотрудничество – общение “на равных”, где никому не
принадлежит при-
вилегия указывать, контролировать, оценивать.
Родители активные участники образовательного
процесса.
Проблема эффективности воспитания и обучения
сегодня, как никогда, остра. За последние годы родители и педагоги
перестали считать детство чем-то очень простым и самоочевидным.
Современные образовательные системы приблизились к потребностям
ребенка. Постепенно уходят в прошлое педагогические установки на
воспитание в детях, прежде всего, послушания, даже в ущерб их
инициативе и самостоятельности. О таких установках писал Я.Корчак:
«Все современное воспитание направлено на то, чтобы
ре-
бенок был удобен, последовательно, шаг за шагом,
стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и
свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований.
Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет в том, что будет
внутренне безволен и жизненно немощен».
Проблема воспитания личности в условиях
современности носит глобальный характер, поскольку от ее решения
зависит не только судьба отдельного человека и его близких, но и
судьба общества. От того, с какими ценностными установками будет
воспитываться современное подрастающее поколение, напрямую связаны
судьбы мира. Качества личности, воспитанные у ребенка дошкольного
возраста, готовят его к эффективному преодолению возрастных и
других личностных кризисов, объективно и неизбежно возникающих в
жизни. Во время кризиса начинается процесс переоценки ценностей, и
в этом процессе человек начинает переосмысливать свое место в жизни
и основные смыслы своего существования на земле. На протяжении всей
жизни он решает проблемы материального, социального и духовного
содержания. Чтобы развиваться дальше, человек должен уметь
преодолевать кризисы разного характера, а это и есть
фундаментальная основа жизнестойкости, жизнеспособности личности,
ее эффективности в противоречивых и динамичных условиях
современности.
Общественное дошкольное воспитание, детский сад –
это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от
признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется,
но, напротив, все становится на свое место.
Литература:
1.
Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Гурович Л.М. Детство: Программа
разви-
тия
и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова,
Л.М.
Гурович. – Спб.: Акцидент, 996. –
115С.
2.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие
детей
дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, Т.В.
Лаврентьев – М.: ГНОМ и Д,
2001. – 144 с.
3.
Власова, А.В. Развитие личности ребенка. Планирование,
рекомендации,
конспекты занятий / А.В. Власова – М:
Просвещение, 2011. – 199 с.
4.
Загуменная, Л.А. Социально – личностное развитие дошкольников /
Л.А.
Загуменная – М: Академия, 2013. –
231с.__