Алматинская область, город
Талдыкорган.
КГУ «Средняя школа-гимназия № 10 им. Ч.
Валиханова».
Учитель начальных классов: Сапиева Гулшат
Токтасыновна.
Технологии игрового обучения в начальной
школе.
Технологии
игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие
воспитательные и учебные
задачи.
Игра – одно из
важнейших средств умственного и нравственного воспитания
детей.
В дошкольном
возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в
школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из
игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности
должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить
у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс
осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой
переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью
памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность
школьника должна быть пронизана играми и игровыми
моментами.
Какие
существуют виды игр?
Опираясь на
концепцию Д.Б.Эльконина, выявили наиболее характерные виды
игр:
игра – развлечение;
игра – упражнение;
сюжетная игра;
процессуально – подражательная
игра;
традиционная игра
По
классификации О.С.Газмана игры
бывают:
подвижные;
сюжетно – ролевые;
компьютерные;
дидактические.
Какова бы не
была классификация игр, ясно одно: игра для ребёнка не просто
времяпровождение. Она для него учёба, труд, серьёзная форма
воспитания.
Какие же
функции выполняют игры, используемые
мной?
Формируют устойчивый интерес к учению и снимают напряжение, которое
возникает в период адаптации ребёнка к школьному
режиму.
У младших
школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при
знакомстве со школьной жизнью игры способствуют снятию барьера
между «внешним миром знаний» и психикой ребёнка. Игровое действие
позволяет осваивать то, что заранее вызывает у детей страх
неизвестности.
Например, в
игре «Лото» ребята в непринуждённой обстановке общаются друг с
другом, учатся находить одинаковые предметы, сопоставлять
их.
Игра «С какого
дерева листок?». На доске картинки с изображеним деревьев (берёза,
дуб, клён, ива и т. д.) Дети получают листочки и определяют, с
какого дерева они.
Игра
«Следопыт». Ученики определяют, какое животное оставило следы на
снегу.
Способствуют развитию психических процессов
(восприятия, внимания, памяти, воображения и
пр.)
Например, игра
на развитие восприятия «Выложи сам». Детям показываю картинку с
изображением предмета, составленного из нескольких геометрических
фигур и набор этих фигур. Необходимо выложить из них данное
изображение.
Игра на
развитие воображения. Ученикам раздаю шаблоны круга. Они обводят их
на бумаге и дорисовывают так, чтобы получились новые предметы.
(Получаются часы, солнце, колесо, рыбка, колобок и
др.)
Игра на
развитие мышления, речи «Времена года». Показываю картинку с
изображением времени года. Задания разные, в зависимости от темы
урока: ответить на вопросы, придумать предложения, рассказ,
сравнить и т. д.
Создают условия для освоения социальных
ролей.
Эта функция
реализовывается в большинстве игр, т. к. игры чаще всего носят
коллективный характер и предлагают то или иное разделение
ролей.
Активизируют мыслительную
деятельность.
Примером таких
игр являются сюжетные игры, реализуемые на учебном материале.
Например, Составление примеров может быть представлено в игровой
форме. Пришёл сказочный герой (Буратино, Незнайка, Чебурашка,
Золотая рыбка и т.д.) и просит ребят выполнить
задание.
Часто использую
такие игры, как «Магазин», «Составим букет», «Найди свой цветок» и
другие, в которых примеры написаны на обратной стороне различных
предметных картинок, объединяют в заданную сюжетную
игру.
Способствуют включению детей в учение.
Это
разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается
найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и
т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети
самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди
слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем
слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью
использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши
слово» и другие.
Формирование навыков самоконтроля и
самооценки.
В течение урока
одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые -
ставят задачу, вторые – её решают.
Подобные игры
реализуются в парной, групповой и коллективной
работе.
Например, игра «Передал – садись». Учащиеся
передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из
таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может
передать палочку следующему, задав ему пример, и так по
цепочке.
На уроках
технологии изготавливаем карточки в виде перфокарт, пишем на них
задания (примеры, слова с безударной гласной, слова с парными
согласными и т. д.) Дети заполняют «окна», потом обмениваются и
проверяют друг у друга.
В своей
практике я активно использую игровую педагогическую технологию, как
совокупность различных игр на разных предметах, с различными
учебными задачами и
содержанием.
Нельзя сказать,
что игра выполняет одну какую – либо функцию, обычно она выполняет
сразу несколько функций. Главное, чтобы игра органически сочеталась
с серьёзным и напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от
учения, а наоборот способствовала интенсификации умственной
работы.
При организации
и проведении игр я придерживаюсь следующих
требований:
-
Правила игры должны быть простыми, точно
сформулированными, материал посилен для всех
учащихся.
-
Дидактический материал должен быть прост по
изготовлению и использованию.
-
Игра интересна в том случае, если в ней участвует
каждый ребёнок.
-
Подведение результатов игры должно быть
справедливым и чётким.
Данные обследования говорят, что выбранная мною
технология эффективна на данном этапе, получены хорошие результаты,
но остаётся много вопросов, над которыми нужно работать, чтобы
интерес к учебной деятельности стал устойчивым, а учебная
деятельность для младших школьников
ведущей.
Руководя игрой,
организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития
личности ребёнка, на чувства, на сознание, на волю и поведение в
целом. Игра помогает мне делать урок живым, а общение искренним,
дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к
обучению.