Материалдар / Статья "Уроки истории возникновения холодной войны в середине ХХ века"

Статья "Уроки истории возникновения холодной войны в середине ХХ века"

Материал туралы қысқаша түсінік
В данной статье представлен анализ холодной войны, ее источники и этапы. Также затронуты временные рамки "холодной" войны, что позволяет делать выводы и рассуждать о данном вопросе
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Қазан 2020
374
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

УРОКИ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ В СЕРЕДИНЕ ХХ ВЕКА


Жумагазина Аида Агыбаевна

КГУ СОШ-лицей № 7

aida982@mail.ru


В данной статье представлен анализ холодной войны, ее источники и этапы. Также затронуты временные рамки «холодной» войны, что позволяет делать выводы и рассуждать о данном вопросе.


Очевидно, еще долгое время историки будут возвращаться к изучению одного из уникальных явлений ХХ века, затронувшего судьбы миллионов и миллионов людей, на многие годы. Речь идет о холодной войне, разгар которой пришелся на 40-е-50-е годы прошлого столетия. Холодная война коснулась и Семипалатинского региона, по меньшей мере, в двух плоскостях. Первая. В Казахстане, как составной части СССР происходили события идеологического и политического характера, суть которых – «противостояние Западу». Второе. Именно здесь был построен ядерный испытательный полигон, явившийся пиком в холодной войне, фактически готовившей «горячую» войну с западными странами. Хотя, с другой стороны, именно создание атомной бомбы в СССР в значительной мере оказалось тем противовесом, который не позволил США и его союзникам сделать «атомный упреждающий удар» по Советскому Союзу в тот период, когда у него еще не было такого оружия.

Термин «холодная война» введен в политический лексикон западной прессой в 1946 г. и употребляется для характеристики крайне напряженной международной обстановки, острейшего противоборства капитализма и социализма, особенно США и СССР, в период с середины 40-х до начала 90-х г.г. ХХ века [1].

Тем не менее «холодная война» обрушилась на человечество. Поистине уникальный шанс строительства прочного мира для многих поколений, дававшийся после разгрома агрессоров во Второй мировой войне, остался неиспользованным. Может быть, страны антигитлеровской коалиции переоценили собственные потенции?

Или на пути к миру неожиданно для них самих возникли обстоятельства, которых СССР, США и Англия не знали в Тегеране, Ялте и Потсдаме?

На каждый из этих и подобных вопросов возможен категоричный ответ: «холодная война» разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю «по крайней мере, на 85 процентов» (выражение Г.Трумэна) похожей на американский эталон.

Нужно принять во внимание, что «холодная война» разразилась не вдруг. Как ни странно это прозвучит, она родилась в ходе «горячей войны» и наложила на ход последней весьма заметный отпечаток. Увы, очень многие в США и Англии восприняли взаимодействие с СССР в борьбе с агрессорами как вынужденное, противное их привязанностям и интересам, и втайне, а кое-кто и явно мечтал о том, что сражения, которым Лондон и Вашингтон долго были наблюдателями, истощат силы и Германии, и еще больше Советского Союза.

Нет, не просто мечтали, но отрабатывали за плотно закрытыми дверями варианты стратегии и тактики в расчете на обретение «решающего преимущества» на финальной прямой войны, когда пробьет час подводить итоги, и на активное использование этого преимущества против СССР, которого адмирал У.Леги (приближенный Ф.Рузвельта и доверенное лицо Г.Трумэна) с 1943 года именовал в «своем кругу» не иначе как «новым агрессором». В 1944 году руководители американских вооруженных сил начали настраиваться на «неизбежную» третью мировую войну с «тоталитарным государством – агрессором» и сообразно прикидывали состав войск для будущей оккупации, в особенности Германии [2].

«Холодная война», во многих отношениях родственна классическим («горячим») войнам: одни и те же источники (социальные антагонизмы); одинаковая природа (продолжение политики); схожие масштабные политические цели, результаты и последствия; обе выступают формой массового насилия и.т.д. Решающее, специфическое ее отличие состоит в применяемых средствах и способах.

Именно невоенными средствами Запад наносил самые сильные удары, наибольший ущерб СССР и его союзникам, подрывал основы их жизнеспособности.

К невоенным средствам «холодной войны» относятся: политико-дипломатические, экономические, технологические, идеолого-психологические, информационные, разведывательные и другие. К середине ХХ в. они вследствие научно-технической революции обрели невиданную мощь: дальнодействие, возможность проникать в глубь социально-политических структур, в жизнь и быт людей, трансформировать общества, мышление и поведение народов. Нарастающий процесс глобализации, усиления взаимозависимости государств, возросшие возможности управлять их «включенностью» в мировые связи и получением благ от этого из центров мировой власти, ослабление защиты государственных границ и контроля за передвижением людей, товаров и идей – все это благоприятствует наиболее полному проявлению колоссальных сил невоенных средств как и созидательных, так и в разрушительных формах [3].

«Холодная война» предстает как милитаризованное явление. В ней выделяются, прежде всего, военные процессы и события: форсированная гонка вооружений, особенно «ядерных»; создание военных блоков, сети военных баз вокруг СССР; взаимные угрозы силой; масса вооруженных конфликтов и локальных войн на периферии, за которыми обычно стояли главные соперники. Военные средства в «холодной войне» применялись по-другому, нежели в «горячих» войнах. Важно подчеркнуть, что как содержание обычных войн не сводится к их сути или специфическому признаку – вооруженной борьбе, а включает в себя подчиненные интересам достижения военных побед политическую, экономическую, дипломатическую, идеологическую, информационную, разведывательную борьбу, так и содержание «холодной войны» не исчерпывается применением невоенных средств (сущностной признак). Оно охватывает и использование военных средств в форме: 1) непрямых действий в отношении главных соперников (изнурение гонкой вооружений, постоянным напряжением, устрашением возможностью, внезапного ядерного нападения, давление, вынуждение к уступкам; создание позиций превосходства, сдерживания и.т.п.; 2) разжигание многочисленных региональных конфликтов на периферии или участия в них. Непрямые применения военной силы носили, подчеркнуто демонстративный и угрожающий характер перемещения и сосредоточения войск, широкомасштабные учения и маневры вблизи границ СССР, объявления ядерных тревог, разнообразные военные демонстрации США и НАТО служили для того, чтобы убедить советский народ и руководство СССР в готовности Запада в любой момент нажать на ядерную кнопку, нанести внезапный сокрушительный удар. Действовал принцип: «враг должен ложиться спать и бодрствовать в полной убежденности, что Запад может в любой момент пустить в дело атомное оружие [4].

Новое здесь заключалось в том, что главная ставка была сделана на невоенные средства и способы, применяемые преимущественно скрытно, при одновременном усилении своей способности разгромить противоположную социальную систему в открытой вооруженной борьбе. В документах 1945-1950 г.г., определявших основные установки политики и стратегии Запада, предусмотрены два варианта и четкая последовательность действий в сокрушении социализма: 1) без войны; 2) посредством «самой настоящей войны»; если не удастся первый вариант.

Итак, «холодная война» задумывалась и осуществлялась Западом как альтернатива настоящей войне, которая в ядерную эру стала самоубийственной.

Таким образом, «холодная война», взятая как целостность, имеет трехуровневую структуру. Высший уровень – преимущественно скрытая «молекулярная» борьба невоенными средствами. Средний – равновесие устрашения непрямым использованием военной силы. Низший – косвенные войны и вооруженные конфликты, манипулирование сателлитами в «третьем мире». Высший и средний уровни соперничества есть «невойна» (настоящая), а низший – ограниченные войны (через «подставных лиц»). Но не все эти войны, следует рассматривать через призму «холодной войны». Масштабы, удельный вес, значение, результативность каждого уровня существенно различаются, строго субординируются по вертикали, образуя качественно своеобразную форму борьбы.

«Холодная война» 1946-1991 г.г. была агрессивным вторжением Запада в важнейшие сферы жизни и деятельности нашего государства и народа при применении в качестве главных невоенных средств и косвенном ограниченном использовании военной силы с целью нанесения нам максимально возможного ущерба, дестабилизации внутренней обстановки, изменения существовавшего строя, основ культуры и морали, подрыва суверенитета, навязывания своей воли.

По масштабам «холодные войны» планировались как – глобальные, региональные (американо-кубинская, против КНДР); по субъектам и аренам развертывания–межгосударственные (межблоковые) и внутригосударственные; по способу применения невоенных средств – с комплексным или относительно самостоятельным применением отдельных их видов (информационные, экономические, психологические войны и др.).

Временные рамки «холодной войны», определяются труднее, чем войны классической. Поэтому характерен разнобой представлений на этот счет. Наиболее распространены взгляды, считающие: а) началом «холодной войны» - 1917 г, 1945 г, 1947 г; начало или вторую половину 40-х г.г., начало 80-х г.г. и.т.п.; б) окончанием – 1989 г, 1990 г, 1991 г; конец 80-х – начало 90-х г.г.; в) неоконченность ее, т.е., что завершился один ее этап и развертывается новый; она сейчас перерастает в поистине всемирную на основе политики глобализации, осуществляемой Западом. Неоднозначно трактуются результаты этой войны к началу 90-х г.г.: как победа Запада, как всеобщая победа; как отсутствие победителей и побежденных.

Необходимо выделить ряд этапов.

Первый этап – с середины 40-х до конца 60-х г.г. Точкой отсчета является речь У.Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне (США), в которой он произвел создать англо-американский блок для борьбы с «восточным коммунизмом». Поддержанная руководством США, она знаменует крутой поворот в политике западных государств, отказ их от союзнических отношений с СССР, утверждение курса на непримиримую конфронтацию с социализмом на грани скатывания к ядерной войне, на основе новой политики разрабатываются концепции, директивы, приказы и инструкции для государственных органов, создаются организационные механизмы, инструменты ведения «холодной войны», важнейшими из которых стала НАТО с ее политической и военной организацией, объединившая 15 стран Запада, системой обслуживающих ее органов. Создается ряд других блоков на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке. В общей сложности в эту блоковую систему было вовлечено 40 государств.

В рамках первого этапа ускоренно развертываются системы информационно-пропагандистских центров, международных экономических и финансовых структур, провоцируются военные конфликты и локальные войны и.т.п. Не раз противоборство достигало пиков, когда обе стороны подходили к последней черте перед прямым вооруженным столкновением, между ними: война в Корее (1950-1953 г.г.); Карибский кризис (1962 г.); вьетнамская агрессия США (1964-1974 г.г.); ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию (1968 г.) и др.

Второй этап (70-е г.г.): ослабление «холодной войны», возникновении тенденции к разрядке, правовое закрепление итогов Второй мировой войны в Европе Заключительным актом совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), подписание Договора по ПРО (1972 г.) и др. Запад, используя расширение связей с соцстранами, стремился усилить подрывную деятельность внутри них, не отказался от своих далеко идущих антикоммунистических целей. Вторжение СССР в Афганистан (1979 г.) нанесло сильнейший удар по разрядке, послужило поводом для развертывания новых атак против СССР на мировой арене, дискредитации социализма и его политики.

Третий этап – (80-е – начало 90-х г.г.): резкая интенсификация Западом борьбы против СССР и его союзников по всем направлениям, перенесение центра тяжести ее внутрь социализма, всемерная активизация внутренней оппозиции как ударной силы для свержения коммунистических режимов, разрушение основ социалистических обществ, систем их безопасности.

Необходимо отметить, что глобализация является исторической стадией, поскольку она появилась в тот момент, когда коммунизм потерпел крах и наступил конец холодной войны – оба явления являются политическими событиями, которые создали новую фазу в истории ХХ в. Описание холодной войны, противостояние между двумя блоками, которое было основано на следующих трех концепциях:

  1. Идеология. Во время холодной войны каждый блок имел свою идеологию, отличную от той, которая была у противостоящего блока. Каждая идеология основывалась на особой философии истории: коммунизм и либерализм / капитализм. Конечно, интерпретация истории представляется как один из элементов этих идеологий. Идеология коммунизма понимала историю как эволюцию государств. Она основана на философии «исторического детерминизма» с четко определенной конечной стадией, которая вела к коммунизму. Вследствие этого, в данном вопросе само понятие «времени» является особым. Есть прошлое, настоящее и будущее; существует «расписание» для истории, в котором, в конце концов, будущее становится самым определяющим. При таком восприятии времени, казалось, что все можно запрограммировать, и все действие человека направлены в будущее, где коммунизм является конечной целью.

  2. Политика. После второй мировой войны каждый блок усиливал свою политическую структуру. Коммунистический блок всегда был «системой одной партии», которая доминировала в государстве и обществе. Во времена холодной войны не было отмечено каких-либо серьезных усилий, направленных на создание настоящего открытого политического плюрализма - ни в СССР, ни даже в Китае, Албании или Югославии.

На Западе политическая система основана на плюрализме идей. Здесь имелись, по крайней мере, две разные политические структуры – например, «двухпартийная система», в США, или «многопартийная система», в основном, в Европе, например, во Франции, Германии и Италии. Обе эти системы были и остаются демократическими.

С социальной точки зрения, коммунизм проповедовал коллективную концепцию межличностных отношений, в то время как либерализм исторически основывался на индивидуализме. При коммунизме коллектив, или коммуна, довлеет над отдельным индивидуумом и его интересами; при либерализме, индивидуум имеет приоритет перед коллективом. В данном случае идея индивидуализма отлично вписывается в философию свободной рыночной экономики.

3. Экономика. Во времена холодной войны существовали основные направления экономики, которое основывалось на «государственной экономике», коммунистическая система считала государство единственным собственником и действующим лицом на рынке. Не воспринимался никакой индивидуализм – ни в социальной, ни в рыночной сферах, конкуренция считалась врагом номер один для общества. Поэтому практически любые попытки привнести понятие частной собственности жестоко подавлялись.

Конец холодной войны является синонимом конца философии двух противостоящих блоков и этапом исторической эволюции. В мире больше не существует серьезной идеологической, политической или экономической конфронтации между крупными державами и экономическими блоками [5].

Несмотря на это, в мире имеют место такие трудности, как геополитическое разделение, политические диктатуры, и, конечно же, фундаментализм.

Стремясь «похоронить навсегда» коммунизм, Запад расширяет рамки «холодной войны», придавая ей поистине глобальные масштабы, усиливая натиск на КНР, Кубу, КНДР, Вьетнам. «Главная политика США по отношению к Кубе, - отмечает Ф.Кастро,- вымотать страну посредством экономической войны, подрывных действий, террора»[6].

Одной из важнейших проблем Казахстана, наряду с экологической катастрофой в Приаралье, является эколого-социальный кризис в Семипалатинском регионе. Возникновение и обострение экологических проблем в Семипалатинском регионе связано, в первую очередь, с деятельностью ядерного полигона, где на протяжении почти полувека (1949-1991 г.г.) проводились испытания атомных, урановых, плутониевых, водородных бомб. История создания и функционирования СИЯПа связано с обострением международных отношений в послевоенный период и развязыванием «холодной» войны [7].

Таким образом, мир в результате «холодной войны» не стал лучше. Он стал менее предсказуемым, неустойчивым, с большим количеством конфликтов, однообразным. В нем все более воинственно ведут себя западные державы, распоряжаясь судьбами других государств и народов, не считаясь ни с кем и ни с чем.

Не только история, но и отношение с ней знает крупные повороты, обозначающие качественные этапы политического, социального, нравственного развития человеческого сообщества. С достаточной степенью надежности можно прогнозировать: когда цивилизация перешагнет через силовые поверья, все согласятся с тем, что «холодная война» - одна из старых печальных глав ХХ столетия – явилась порождением, прежде всего людских несовершенств и идеологических предрассудков. Ее вполне могло не быть. Ее не было бы, если бы поступки людей и действия государств соответствовали их словам и декларациям. Всегда и во всем.



Литература:

  1. Серебренников В.В. Социально-политические аспекты «холодной войны» 1946-1990 годов // Диалог. – 2002. - №1. с.52-53.

  2. Серебренников В.В. Мировая «холодная война» второй половины ХХ века (к 10-летию разрушения СССР) // Социально-гуманитарные знания. - №1. – 2002.- с.213.

  3. Худаштиан А. Краткое исследование некоторых аспектов глобализации // Евразийское сообщество, 2002, №2. с.6.

  4. Серебренников В.В. Мировая «холодная война» второй половины ХХ века (к 10-летию разрушения СССР) // Социально-гуманитарные знания. - №1. – 2002.- с.222.

  5. Зимовина Е. П. Социально-демографические процессы в зонах экологического бедствия Казахстана (1959-1999 г.г): Дисс … канд.ист.наук / Науч.рук. А.Ш.Алтаев.- Караганда, 2001. – с.40.


7


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ