
Сборник заданий формативного оценивания
География
7 класс

Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей АОО «Назарабаев Интеллектуальные школы»
позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве обучающего пособия в
помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования. Задания с
критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут
предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей
обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить
формативное оценивание.
Сборник подготовлен на основе проектных версий учебной программы и учебного
плана по предмету «Географияа» для обучающихся 7 классов.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
2

Содержание
1 четверть ....................................................................................................................................... 4
Раздел 1. Методы географических исследований .................................................................. 4
Раздел 2. Картография и географические базы данных ...................................................... 11
Раздел 3. Физическая география ............................................................................................ 16
2 четверть ..................................................................................................................................... 28
Раздел 3. Физическая география ............................................................................................ 28
3 четверть ..................................................................................................................................... 56
Раздел 3. Физическая география ............................................................................................ 56
Раздел 4. Социальная география ............................................................................................ 79
4 четверть ..................................................................................................................................... 88
Раздел 5. Экономическая география ...................................................................................... 88
Раздел 6. Страноведение с основами политической географии ....................................... 106
3

1 четверть
Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1. Исследования и исследователи
Тема Объекты географических исследований
Цель обучения
Критерий оценивания
7.1.1.1 Определяет объекты исследования географии
Обучающийся
• Распределяет отрасли науки географии
• Распознает объекты исследования географии
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Распределите науки по отраслям географии.
демография, климатология, почвоведение, география промышленности,
география сельского хозяйства, землеведение.
Физическая география Экономическая география
2. Определите объекты исследования науки география по рисункам.
Дескриптор Обучающийся
- распределяет науки по отраслям географии;
- определяет объекты исследования науки география.
4

Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1. Исследования и исследователи
Тема Развитие географической науки
Цель обучения 7.1.1.2 Характеризует и оценивает вклад
путешественников и исследователей в развитие
географической науки
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет маршрут ис следования
путешественников, исследователей
• Анализирует вклад исследователей в науку
география
• Дает оценку деятельности Казахского
Географического Общества
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Определите маршрут путешественников Ф.Магеллана и Х.Колумб, используя
карту в атласе «Великие географические открытия». Нанесите на контурную
карту их маршрут.
2. Составьте SWOT- анализ о вкладе в науку «Г еография» одного
путешественника или исследователя.
SWOT –анализ
S
Сильные стороны
W
Слабые стороны
O
Возможности
T
Риски
SWOT – пути решения
O T
S
W
5

3.Дайте оценку современной деятельности Казахского Географического
Общества.
a.В каком году образовалось Казахское Географическое Общество?
b.В каких проектах участвует Казахское Географическое Общество?
c.Как вы думаете, помогут ли предовратить изменения в природе современные
географические исследования?
Дескриптор Обучающийся
− о
пределяет маршрут следо вания Ф. Магеллана по карте;
− обозначает на контурной карте маршрут следования
Ф. Магеллена;
− определяет маршрут следования Х. Колумба по карте;
− обозначает на контурной карте маршрут следования Х.Колумба;
− составляет SWOT –анализ о вкладе исследователей в науку
география;
− дает оценку современной деятельности Казахского
Географического Общества.
6

Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1 Исследования и исследователи
Тема Источники географических данных
Цель обучения 7.1.1.3.Работает с источниками географической
информации: карты, рисунки, тексты, фотографии,
графические материалы
Критерий оценивания Обучающийся
•Использует географические источники
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Используя предложенную карту и рисунки:
1.Определите маршрут , какой экспедиции представлен на карте?
2.Объясните значимость данной экспедиции для развития географии?
3.Нанесите на контурную карту основные географические объекты маршрута.
Дескриптор Обучающийся
- определяет экспедицию путешественника по карте;
- объясняет значимость экспедиции для развития науки география;
- наносит на контурную карту основные географические объекты
маршрута экспедиции.
7

Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1. Исследования и исследователи
Тема
Географические опыты
Цель обучения
Критерий оценивания
7.1.1.4 Экспериментальным путем определяет свойства
географических объектов
Обучающийся
• Приводит факты/доказательства свойств
географических объектов
• Делает вывод по свойствам географических
объектов
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Используя интернет - ресурсы/тексты проведите мини исследовательскую работу по
вопросу «Почему Америку назвали в честь Америго Веспуччи, если ее открыл
Христофор Колумб?». Результаты оформите в таблице.
Америго Веспуччи Христофор Колумб
Предположения
Факты/доказательства
Вывод
Примечание: в качестве географического опыта можно провести исследовательскую
работу по проблемному/исследовательскому вопросу. Составленные задания должны
быть направлены на развитие навыков умения доказывать или опровергать, а также
делать вывод.
Дескриптор Обучающийся
− определяет предположения по исследовательскому вопросу;
− определяет факты и доказательства по исследовательскому
вопросу;
− делает вывод по исследовательскому вопросу.
8

Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1 Исследования и исследователи
Тема
Полевые методы исследований
Цель обучения
Критерий оценивания 7.1.1.5 Применяет методы полевых географических
исследований, фиксирует, собирает, обрабатывает и
анализирует данные
Обучающийся
• Составляет алгоритм/рекомендации по сбору
полевых данных
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Составьте буклет, альбом, постер или снимите видеофильм о том, как провести
полевое исследование на примере ориентирования на местности.
1. Ориентирование на местности с помощью компаса
2. Ориентирование на местности по карте
3. Ориентирование на местности по Солнцу
4. Ориентирование на местности по природным признакам
Рекомендации: данная работа имеет практическую направленность, учитель должен
провести работу по правилам безопасного поведения учащихся на улице.
Разделите учащихся класса на малые группы, дайте каждой группе отдельные задания .
Вступительное слово учителя: Географию невозможно изучать сидя в классе или в
кабинете. Увиденное своими глазами, является географической информацией. Описание
географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это является
предметом изучения полевых исследований и наблюдений. Одним из методов полевых
исследований является ориентирование на местности.
Дескриптор Обучающийся
- соблюдает правила безопасного поведения на улице;
- применяет компас для определения сторон горизонта ;
- применяет рулетку для определения расстояния;
- составляет алгоритм/рекомендации по ориентированию на
местности;
- представляет результаты работы в виде буклета/ альбома,
постера/ видеофильма.
9

Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1 Исследования и исследователи
Тема
Применение графических методов в географии
Цель обучения
Критерий оценивания 7.1.1.6 Отображает свойства географических объектов,
явлений и процессов в графической форме: схема,
диаграмма, график
Обучающийся
• Представляет в графической форме свойства
географических объектов, явлений и процессов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. На основе предложенного текста, представьте в графической форме (схем)
круговорот воды в природе.
Круговорот воды в природе заключается в том, что вода в большом количестве
испаряется с поверхностей океанов и под нимается вверх. В атмосфере образуются
облака, которые затем под действием ветров перемещаются по материку. Выпадающие
осадки пополняют воды рек, озер, подземные воды, затем воды рек возвращаю тся в моря
и океаны. Эти процессы происходят под действием энергии Солнца и силы тяжести
Земли.
2. Определите значимость круговорота воды в природе из текста.
Дескриптор Обучающийся
− составляет в графической форме круговорот воды в природе;
− определяет значимость круговорота воды в природе.
10

Раздел 2. Картография и географические базы данных
Подраздел 2.1 Географические карты
Тема
Применение географических картосхем
Цель обучения
Критерий оценивания
7.2.1.1 Выполняет картосхемы по теме
Обучающийся
• Составляет картосхему по теме
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Применяя условные знаки, составьте рассказ и дайте ему название.
Рекомендации: данная работа имеет практическую направленность, учитель должен
провести работу по правилам безопасного поведения учащихся на улице.
Разделите учащихся класса на малые группы, дайте каждой группе отдельные задания.
Вступительное слово учителя: Умение читать карты и планы чрезвычайно полезно. Но
интереснее составлять свой собственный план какого- либо участка местности. Работы
по созданию планов на местности называют съёмкой.
2. Составьте план местности пришкольного участка, применяя:
1 - группа глазомерную съемку
2 - группа маршрутную съемку
3 - группа полярную съемку
Дескриптор Обучающийся
− дает название рассказу;
− составляет рассказ, применяя условные знаки;
− соблюдает правила/принципы съемок местности;
− составляет план пришкольного участка, применяя способы съемок
местности (глазомерная, маршрутная,полярная).
11

Раздел 2. Картография и географические базы данных
Подраздел 2.1 Географические карты
Тема Географическая номенклатура
Цель обучения 7.2.1.2 Показывает объекты географической номенклатуры на
карте
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет на карте объекты географической
номенклатуры
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Составьте классификацию географических карт, используя карты в атласе.
№ Тип карты По содержанию По
масштабу
По охвату
территории
1 Физическая карта мира
2 Политическая карта мира
3 Почвенная карта мира
4
а. Под номером 4 впишите свой пример тематической карты и классифицируйте по
признакам.
2. Распределите условные знаки по группам (впишите цифры)
Топографические знаки Географические знаки
1 2 3
4 5 6
3. Составьте номенклатуру географических объектов Казахстана, используя
физическую карту.
Горы Равнины Реки Озера
12

Дескриптор Обучающийся
− классифицирует карты по признакам;
− распределяет условные знаки на топографические и
географические;
− составляет список номенклатуры географических объектов
Казахстана.
13

Раздел 2. Картография и географические базы данных
Подраздел 2.2. Географические базы данных
Тема Организация географических данных
Цель обучения
Критерий оценивания
7.2.2.1 Группирует и отображает в таблицах
географические объекты
Обучающийся
•Ранжирует географические объекты
•Пр едставляет географические объекты в
табличной форме
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Задания
1.Примените знания о видах масштаба и ответье на вопросы.
А. переведите именованный масштаб в численный.
a.в 1 см — 500 м
b.в 1 см — 10 км
c.в 1 см — 250 км
В. переведите численный масштаб в именованный.
a.1 : 200 000
b. 1 : 10 000 000
c.1 : 25 000
2.По физической карте определите расстояние между пунктами:
a.Астана - Алматы
b.Астана - Актау
c.Москва - Астана
3.Определите географические координаты следующих объектов.
№ Географические объекты Географическая широта Географическая долгота
1 г. Астана
2 г. Бразилиа
3 пик Джомолунгма
4 вулкан Килиманджаро
4.По физической карте определите географические объекты и сгруппируйте их.
Мадагаскар, Миссисипи, Восточно- Европейская, Кавказ, Енисей, Балкаш,
Берингов, Куба, Гималай, Верхнее, Амазонская, Магелланов.
Географические объекты Географическая номенклатура
Река
Озеро
Горы
Равнина
Пролив
Остров
14

Дескриптор
Обучающийся
− переводит именованный масштаб в численный;
− переводит численный масштаб в именованный;
− определяет расстояние между пунктами на карте;
− определяет географические координаты объектов;
− группирует географические объекты.
15

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.1 Литосфера
Тема
Строение и вещественный состав литосферы
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.3.1 Определяет строение и вещественный состав
литосферы
Обучающийся
• Описывает строение и вещественный состав
литосферы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Ответьте на вопросы, используя рисунок.
a. Опишите строение литосферы .
b. Определите тип ы земной коры.
c. Определите различия между типами земной коры.
d. Определите различие между земной корой и литосферой.
2. На какие группы делятся горные породы по происхождению?
Заполните таблицу №1
Таблица №1
Типы горных пород
а. Классифицируйте горные породы по группам (таблица №1).
торф, соль, гипс, песок, мрамор, сланец, гранит, вулканически й туф, щебень,
уголь, мел, базальт.
16

Дескриптор Обучающийся
− определяет строение литосферы;
− определяет различия между типами земной коры;
− определяет горные породы по происхождению;
− распределяет горные породы по происхождению.
Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.1 Литосфера
Тема Тектоническое строение литосферы
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.1.2 Показывает на карте и характеризует тектоническое
строение Земли и размещение литосферных плит
Обучающийся
• Определяет на карте тектоническое строение Земли
• Характеризует тектоническое строение Земли и
размещение литосферных плит
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Используя карту «Строение земной коры»:
a. Определите и перечислите крупнейшие литосферные плиты Земли.
b. Заполните таблицу.
2. Определите тектонические структуры материков, используя карту «Строение
земной коры».
а. Платформы;
b. Геосинклинали.
№ Название литосферной
плиты
Скорость и
направление
движение
К какому материку
относится литосферная
плита?
Дескриптор Обучающийся
− определяет по карте крупнейшие литосферные плиты;
− определяет скорость и направление движения литосферных плит;
− определяет соответствие литосферной плиты материку;
− определяет тектонические структуры материков.
17

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.1 Литосфера
Тема
Тектонические движения литосферы
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.1.3 Анализирует тектонические движения земной
коры: др ейф, коллизия, субдукция,спрединг
Обучающийся
• Обьясняет тектонические движения земной коры:
дрейф, коллизия, субдукция, спрединг
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Ответье на вопросы, используя рисунок «Дрейф материков».
а. Кто является основоположником теории дрейфа материков?
b. По каким признакам он определил, что материки когда -то были единым целым?
2. Используя карту «Строение земной коры» и данные рисунки:
a. Определите, как происходит спрединг ? На границе каких литосферных плит
наблюдается этот процесс? Какие формы рельефа образуются?
b. Определите, как происходит субдукция? На границе каких литосферных плит
наблюдается этот процесс? Какие формы рельефа образуются?
c. Определите, как происходит коллизия? На границе каких литосферных плит
наблюдается этот процесс? Какие формы рельефа образуются?
18

Дескриптор Обучающийся
− определяет основоположника теории дрейфа континентов;
− определяет признаки единства проматерика;
− определяет и объясняет процесс спрединга;
− определяет на границе каких литосферных плит происходит
спрединг;
− определяет, какие формы рельефа образуются в результате
спрединга;
− определяет и объясняет процесс субдукции;
− определяет на границе каких литосферных плит происходит
субдукция;
− определяет, какие формы рельефа образуются в результате
субдукции;
− определяет и объясняет процесс коллизии;
− определяет на границе каких литосферных плит происходит
коллизия;
− определяет, какие формы рельефа образуются в результате
коллизии.
19

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.1 Литосфера
Тема
Литосферные катаклизмы
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.1.4 Объясняет причины и следствия, распространение
литосферных катаклизмов
Обучающийся
• Обосновывает причины и следствия
распространения литосферных катаклизмов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1.По рисункам определите виды литосферных катаклизм.
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
2.Заполните таблицу (используйте тематические карты) .
Рисунок Вид катаклизма Причина Район
распространения
Последствия
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Дескриптор
Обучающийся
− определяет вид катаклизма на рисунке 1;
− объясняет причину возникновения катаклизма на рисунке 1;
− определяет район распространения катаклизма на рисунке 1;
− описывает последствия катаклизма на рисунке 1;
− определяет вид катаклизма на рисунке 2;
− объясняет причину возникновения катаклизма на рисунке 2;
− определяет район распространения катаклизма на рисунке 2;
− описывает последствия катаклизма на рисунке 2;
− определяет вид катаклизма на рисунке 3;
− объясняет причину возникновения катаклизма на рисунке 3;
− определяет район распространения катаклизма на рисунке 3;
− описывает последствия катаклизма на рисунке 3.
20

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.1 Литосфера
Тема
Литосферные катаклизмы
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.1.5 На основе местного компонента объясняет правила
поведения при литосферных катаклизмах
Обучающийся
• С
оставляет свод правил поведения людей при
литосферных катаклизмах (на основе местного
компонента)
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Рекомендации: Данные задания можно проводит в группах/в паре.
1. Составьте свод правил поведения во время землетрясения, если оно застало
людей дома, используя рисунок 1.
Р исунок 1
2. Составьте правила поведения во время землетрясения, если оно застало людей
на улице, используя рисунок 2.
Рисунок 2
3. Составьте свод правил пове дения людей при извержении вулкана, используя
рисунок 3.
21

Р исунок 3
Дескриптор Обучающийся
− составляет свод правил поведения людей во время
землетрясения, если оно застало их дома;
− составляет правила поведения людей во время землетрясения,
если оно застало их на улице;
− составляет свод правил поведения людей при извержении
вулкана.
22

Раздел 3.Физическая география
Подраздел 1. Методы географических исследований
Тема
1.1 Исследования и исследователи
Цель обучения
Критерий оценивания
7.1.1.3 Работает с источниками географической информации:
карты, рисунки, тексты, фотографии, графические материалы
Обучающийся
• Использует географические источники
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Ответьте на вопросы, используя карту.
a. Определите сейсмоопасные пояса мира.
b. Назовите вулканы, расположенные в этих сейсмоопасных поясах мира.
Дескриптор Обучающийся
− определяет сейсмоопасные пояса мира по карте ;
− определяет вулканы каждого сейсмоопасного пояса мира по карте.
.
23

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 1. Методы географических исследований
Тема
1.1 Исследования и исследователи
Цель обучения
Критерий оценивания 7.1.1.6 Отображает свойства географических объектов, явлений
и процессов в графической форме: схема, диаграмма, профиль, график
Обучающийся
• Представляет в графической форме свойства
географических объектов, явлений и процессов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Допишите названия слоев материковой и океанической коры на схеме.
2. Выделите 2 признака, отличающие материковую кору от океанической.
Дескриптор
Обучающийся
− определяет слои материковой коры по схеме;
− определяет слои океанической коры по схеме;
− выделяет 1- ый признак, отличающий материковую кору от
океанической;
− выделяет 2- ой признак, отличающий материковую кору от
океанической.
24

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 2. Картография и географические базы данных
Тема 2.1 Географические карты
Цель обучения
Критерий оценивания
7.2.1.1 Выполняет картосхемы по теме
Обучающийся
• Составляет картосхему по теме
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Нанесите на контурную карту мира:
a. Литосферные плит ы Земли.
b. Геосинклинальные пояса Земли.
Дескриптор Обучающийся
− обозначает литосферные плиты Земли на контурной карте;
− обозначает геосинклинальные пояса Земли на контурной карте.
25

Раздел 3. Физическая география
Подр аздел 2. Картография и географические базы данных
Тема 2.1 Географические кар ты
Цель обучения
Критерий оценивания
7.2.1.2 Показывает объекты географической номенклатуры
на карте
Обучающийся
• Определяет объекты географической номенклатуры на карте
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Покажите на физической карте мира следующие обьекты.
равнины Амазонская, Великая Китайская, Великие равнины, Восточно -
Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье
горы Альпы, Анды, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Тибет, Уральские,
Эфиопское нагорье
вершины Аконкагуа, Джомолунгма (Эверест), Мак-Кинли, Монблан, Эльбрус,
Народная
вулканы Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Орисаба, Фудзияма,
Эльбрус, Эребус
Дескриптор
Обучающийся
− называет и показывает объекты географической номенклатуры на
карте по теме «Литосфера».
26

Раздел 3.Физическая география
Подраздел 2. Картография и географические базы данных
Тема 2.2. Географические базы данных
Цель обучения
Критерий оценивания
7.2.2.1 Группирует и отображает в таблицах
географические объекты
Обучающийся
• Ранжирует и представляет в табличной форме
географические объекты
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Классифицируйте предложенные географические объекты.
Кордильеры, Аппалачи, Приатлантическая, Анды, Ла - Плата, Великая, Бразильское,
Амазонская
Географические объекты Северная Америка Южная Америка
Равнины, плоскогорья
Горы
Дескриптор
Обучающийся
− распределяет предложенные географические объекты по
материкам.
27

2 четверть
Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.2. Атмосфера
Тема Атмосфера и ее составные части
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.2.1 Характеризует состав атмосферы
Обучающийся
• Описывает состав атмосферы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Постройте круговую диаграмму «Газовый состав атмосферы», используя
цифровые данные.
2 21% - кислород, 78% -азот, 1% -другие газы и смеси
2. Закончите предложения.
Специфическая функция кислорода - это …
Роль углекислого газа в атмосфере заключается …
Озон оказывает влияние на ...
Дескриптор Обучающийся
− строит круговую диаграмму «Газовый состав атмосферы»;
− характеризует функцию кислорода;
− определяет роль углекислого газа;
− характеризует влияние озона на атмосферные процессы.
28

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.2. Атмосфера
Тема Атмосфера и ее составные части
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.2.2 Графически представляет и объясняет строение и
особенности слоев атмосферы
Обучающийся
• Описывает строение и особенности слоев
атмосферы
• Отображает строение и особенности слоев
атмосферы в графической форме
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Заполните таблицу «Строение атмосферы», вставляя пропущенные данные.
Слой атмосферы Высота верхней
и нижней границ
Изменение температуры в
зависимости от высоты
Характеристика
слоев
Тропосфера
18-40км
понижение
Термосфера воздух разрежен
выше 800км
a. Как изменяется температура в слоях атмосферы?
b. Почему тропосфера является «кухней погоды»?
2. Представьте графически строение и особенности слоев атмосферы, используя
данные таблицы из задания 1.
Дескриптор Обучающийся
− определяет особенности тропосферы;
− определяет строение стратосферы;
− определяет границы мезосферы;
− определяет границы и температуру термосферы;
− характеризует экзосферу;
− строит график строения слоев атмосферы;
− указывает на графике границы и температуру слоев атмосферы.
29

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.2. Атмосфера
Тема Погода и метеорологические элементы
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.2.3 Объясняет понятие «погода»
Обучающийся
• Разьясняет понятие «погода»
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Ответье на следующие вопросы.
1. Что такое погода?
2. Какие метеорологические элементы применяются при описании погоды?
3. Опишите погоду своей местности.
4. Объясните, почему выражение «Мы отдыхали в Алматы и там был жаркий климат»
считается неверным?
Дескриптор Обучающийся
− дает определение понятия погода;
− определяет, характеристики, каких метеорологических элементов
применяются при описании погоды;
− описывает погоду своей местности;
− приводит доказательства о несоответствии содержания
выражения.
30
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Су тіршілік көзі
Су тіршілік көзі

Сборник заданий формативного оценивания
География
7 класс

Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей АОО «Назарабаев Интеллектуальные школы»
позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве обучающего пособия в
помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования. Задания с
критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут
предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей
обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить
формативное оценивание.
Сборник подготовлен на основе проектных версий учебной программы и учебного
плана по предмету «Географияа» для обучающихся 7 классов.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
2

Содержание
1 четверть ....................................................................................................................................... 4
Раздел 1. Методы географических исследований .................................................................. 4
Раздел 2. Картография и географические базы данных ...................................................... 11
Раздел 3. Физическая география ............................................................................................ 16
2 четверть ..................................................................................................................................... 28
Раздел 3. Физическая география ............................................................................................ 28
3 четверть ..................................................................................................................................... 56
Раздел 3. Физическая география ............................................................................................ 56
Раздел 4. Социальная география ............................................................................................ 79
4 четверть ..................................................................................................................................... 88
Раздел 5. Экономическая география ...................................................................................... 88
Раздел 6. Страноведение с основами политической географии ....................................... 106
3

1 четверть
Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1. Исследования и исследователи
Тема Объекты географических исследований
Цель обучения
Критерий оценивания
7.1.1.1 Определяет объекты исследования географии
Обучающийся
• Распределяет отрасли науки географии
• Распознает объекты исследования географии
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Распределите науки по отраслям географии.
демография, климатология, почвоведение, география промышленности,
география сельского хозяйства, землеведение.
Физическая география Экономическая география
2. Определите объекты исследования науки география по рисункам.
Дескриптор Обучающийся
- распределяет науки по отраслям географии;
- определяет объекты исследования науки география.
4

Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1. Исследования и исследователи
Тема Развитие географической науки
Цель обучения 7.1.1.2 Характеризует и оценивает вклад
путешественников и исследователей в развитие
географической науки
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет маршрут ис следования
путешественников, исследователей
• Анализирует вклад исследователей в науку
география
• Дает оценку деятельности Казахского
Географического Общества
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Определите маршрут путешественников Ф.Магеллана и Х.Колумб, используя
карту в атласе «Великие географические открытия». Нанесите на контурную
карту их маршрут.
2. Составьте SWOT- анализ о вкладе в науку «Г еография» одного
путешественника или исследователя.
SWOT –анализ
S
Сильные стороны
W
Слабые стороны
O
Возможности
T
Риски
SWOT – пути решения
O T
S
W
5

3.Дайте оценку современной деятельности Казахского Географического
Общества.
a.В каком году образовалось Казахское Географическое Общество?
b.В каких проектах участвует Казахское Географическое Общество?
c.Как вы думаете, помогут ли предовратить изменения в природе современные
географические исследования?
Дескриптор Обучающийся
− о
пределяет маршрут следо вания Ф. Магеллана по карте;
− обозначает на контурной карте маршрут следования
Ф. Магеллена;
− определяет маршрут следования Х. Колумба по карте;
− обозначает на контурной карте маршрут следования Х.Колумба;
− составляет SWOT –анализ о вкладе исследователей в науку
география;
− дает оценку современной деятельности Казахского
Географического Общества.
6

Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1 Исследования и исследователи
Тема Источники географических данных
Цель обучения 7.1.1.3.Работает с источниками географической
информации: карты, рисунки, тексты, фотографии,
графические материалы
Критерий оценивания Обучающийся
•Использует географические источники
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Используя предложенную карту и рисунки:
1.Определите маршрут , какой экспедиции представлен на карте?
2.Объясните значимость данной экспедиции для развития географии?
3.Нанесите на контурную карту основные географические объекты маршрута.
Дескриптор Обучающийся
- определяет экспедицию путешественника по карте;
- объясняет значимость экспедиции для развития науки география;
- наносит на контурную карту основные географические объекты
маршрута экспедиции.
7

Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1. Исследования и исследователи
Тема
Географические опыты
Цель обучения
Критерий оценивания
7.1.1.4 Экспериментальным путем определяет свойства
географических объектов
Обучающийся
• Приводит факты/доказательства свойств
географических объектов
• Делает вывод по свойствам географических
объектов
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Используя интернет - ресурсы/тексты проведите мини исследовательскую работу по
вопросу «Почему Америку назвали в честь Америго Веспуччи, если ее открыл
Христофор Колумб?». Результаты оформите в таблице.
Америго Веспуччи Христофор Колумб
Предположения
Факты/доказательства
Вывод
Примечание: в качестве географического опыта можно провести исследовательскую
работу по проблемному/исследовательскому вопросу. Составленные задания должны
быть направлены на развитие навыков умения доказывать или опровергать, а также
делать вывод.
Дескриптор Обучающийся
− определяет предположения по исследовательскому вопросу;
− определяет факты и доказательства по исследовательскому
вопросу;
− делает вывод по исследовательскому вопросу.
8

Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1 Исследования и исследователи
Тема
Полевые методы исследований
Цель обучения
Критерий оценивания 7.1.1.5 Применяет методы полевых географических
исследований, фиксирует, собирает, обрабатывает и
анализирует данные
Обучающийся
• Составляет алгоритм/рекомендации по сбору
полевых данных
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Составьте буклет, альбом, постер или снимите видеофильм о том, как провести
полевое исследование на примере ориентирования на местности.
1. Ориентирование на местности с помощью компаса
2. Ориентирование на местности по карте
3. Ориентирование на местности по Солнцу
4. Ориентирование на местности по природным признакам
Рекомендации: данная работа имеет практическую направленность, учитель должен
провести работу по правилам безопасного поведения учащихся на улице.
Разделите учащихся класса на малые группы, дайте каждой группе отдельные задания .
Вступительное слово учителя: Географию невозможно изучать сидя в классе или в
кабинете. Увиденное своими глазами, является географической информацией. Описание
географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это является
предметом изучения полевых исследований и наблюдений. Одним из методов полевых
исследований является ориентирование на местности.
Дескриптор Обучающийся
- соблюдает правила безопасного поведения на улице;
- применяет компас для определения сторон горизонта ;
- применяет рулетку для определения расстояния;
- составляет алгоритм/рекомендации по ориентированию на
местности;
- представляет результаты работы в виде буклета/ альбома,
постера/ видеофильма.
9

Раздел 1. Методы географических исследований
Подраздел 1.1 Исследования и исследователи
Тема
Применение графических методов в географии
Цель обучения
Критерий оценивания 7.1.1.6 Отображает свойства географических объектов,
явлений и процессов в графической форме: схема,
диаграмма, график
Обучающийся
• Представляет в графической форме свойства
географических объектов, явлений и процессов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. На основе предложенного текста, представьте в графической форме (схем)
круговорот воды в природе.
Круговорот воды в природе заключается в том, что вода в большом количестве
испаряется с поверхностей океанов и под нимается вверх. В атмосфере образуются
облака, которые затем под действием ветров перемещаются по материку. Выпадающие
осадки пополняют воды рек, озер, подземные воды, затем воды рек возвращаю тся в моря
и океаны. Эти процессы происходят под действием энергии Солнца и силы тяжести
Земли.
2. Определите значимость круговорота воды в природе из текста.
Дескриптор Обучающийся
− составляет в графической форме круговорот воды в природе;
− определяет значимость круговорота воды в природе.
10

Раздел 2. Картография и географические базы данных
Подраздел 2.1 Географические карты
Тема
Применение географических картосхем
Цель обучения
Критерий оценивания
7.2.1.1 Выполняет картосхемы по теме
Обучающийся
• Составляет картосхему по теме
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Применяя условные знаки, составьте рассказ и дайте ему название.
Рекомендации: данная работа имеет практическую направленность, учитель должен
провести работу по правилам безопасного поведения учащихся на улице.
Разделите учащихся класса на малые группы, дайте каждой группе отдельные задания.
Вступительное слово учителя: Умение читать карты и планы чрезвычайно полезно. Но
интереснее составлять свой собственный план какого- либо участка местности. Работы
по созданию планов на местности называют съёмкой.
2. Составьте план местности пришкольного участка, применяя:
1 - группа глазомерную съемку
2 - группа маршрутную съемку
3 - группа полярную съемку
Дескриптор Обучающийся
− дает название рассказу;
− составляет рассказ, применяя условные знаки;
− соблюдает правила/принципы съемок местности;
− составляет план пришкольного участка, применяя способы съемок
местности (глазомерная, маршрутная,полярная).
11

Раздел 2. Картография и географические базы данных
Подраздел 2.1 Географические карты
Тема Географическая номенклатура
Цель обучения 7.2.1.2 Показывает объекты географической номенклатуры на
карте
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет на карте объекты географической
номенклатуры
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Составьте классификацию географических карт, используя карты в атласе.
№ Тип карты По содержанию По
масштабу
По охвату
территории
1 Физическая карта мира
2 Политическая карта мира
3 Почвенная карта мира
4
а. Под номером 4 впишите свой пример тематической карты и классифицируйте по
признакам.
2. Распределите условные знаки по группам (впишите цифры)
Топографические знаки Географические знаки
1 2 3
4 5 6
3. Составьте номенклатуру географических объектов Казахстана, используя
физическую карту.
Горы Равнины Реки Озера
12

Дескриптор Обучающийся
− классифицирует карты по признакам;
− распределяет условные знаки на топографические и
географические;
− составляет список номенклатуры географических объектов
Казахстана.
13

Раздел 2. Картография и географические базы данных
Подраздел 2.2. Географические базы данных
Тема Организация географических данных
Цель обучения
Критерий оценивания
7.2.2.1 Группирует и отображает в таблицах
географические объекты
Обучающийся
•Ранжирует географические объекты
•Пр едставляет географические объекты в
табличной форме
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Задания
1.Примените знания о видах масштаба и ответье на вопросы.
А. переведите именованный масштаб в численный.
a.в 1 см — 500 м
b.в 1 см — 10 км
c.в 1 см — 250 км
В. переведите численный масштаб в именованный.
a.1 : 200 000
b. 1 : 10 000 000
c.1 : 25 000
2.По физической карте определите расстояние между пунктами:
a.Астана - Алматы
b.Астана - Актау
c.Москва - Астана
3.Определите географические координаты следующих объектов.
№ Географические объекты Географическая широта Географическая долгота
1 г. Астана
2 г. Бразилиа
3 пик Джомолунгма
4 вулкан Килиманджаро
4.По физической карте определите географические объекты и сгруппируйте их.
Мадагаскар, Миссисипи, Восточно- Европейская, Кавказ, Енисей, Балкаш,
Берингов, Куба, Гималай, Верхнее, Амазонская, Магелланов.
Географические объекты Географическая номенклатура
Река
Озеро
Горы
Равнина
Пролив
Остров
14

Дескриптор
Обучающийся
− переводит именованный масштаб в численный;
− переводит численный масштаб в именованный;
− определяет расстояние между пунктами на карте;
− определяет географические координаты объектов;
− группирует географические объекты.
15

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.1 Литосфера
Тема
Строение и вещественный состав литосферы
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.3.1 Определяет строение и вещественный состав
литосферы
Обучающийся
• Описывает строение и вещественный состав
литосферы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Ответьте на вопросы, используя рисунок.
a. Опишите строение литосферы .
b. Определите тип ы земной коры.
c. Определите различия между типами земной коры.
d. Определите различие между земной корой и литосферой.
2. На какие группы делятся горные породы по происхождению?
Заполните таблицу №1
Таблица №1
Типы горных пород
а. Классифицируйте горные породы по группам (таблица №1).
торф, соль, гипс, песок, мрамор, сланец, гранит, вулканически й туф, щебень,
уголь, мел, базальт.
16

Дескриптор Обучающийся
− определяет строение литосферы;
− определяет различия между типами земной коры;
− определяет горные породы по происхождению;
− распределяет горные породы по происхождению.
Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.1 Литосфера
Тема Тектоническое строение литосферы
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.1.2 Показывает на карте и характеризует тектоническое
строение Земли и размещение литосферных плит
Обучающийся
• Определяет на карте тектоническое строение Земли
• Характеризует тектоническое строение Земли и
размещение литосферных плит
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Используя карту «Строение земной коры»:
a. Определите и перечислите крупнейшие литосферные плиты Земли.
b. Заполните таблицу.
2. Определите тектонические структуры материков, используя карту «Строение
земной коры».
а. Платформы;
b. Геосинклинали.
№ Название литосферной
плиты
Скорость и
направление
движение
К какому материку
относится литосферная
плита?
Дескриптор Обучающийся
− определяет по карте крупнейшие литосферные плиты;
− определяет скорость и направление движения литосферных плит;
− определяет соответствие литосферной плиты материку;
− определяет тектонические структуры материков.
17

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.1 Литосфера
Тема
Тектонические движения литосферы
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.1.3 Анализирует тектонические движения земной
коры: др ейф, коллизия, субдукция,спрединг
Обучающийся
• Обьясняет тектонические движения земной коры:
дрейф, коллизия, субдукция, спрединг
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Ответье на вопросы, используя рисунок «Дрейф материков».
а. Кто является основоположником теории дрейфа материков?
b. По каким признакам он определил, что материки когда -то были единым целым?
2. Используя карту «Строение земной коры» и данные рисунки:
a. Определите, как происходит спрединг ? На границе каких литосферных плит
наблюдается этот процесс? Какие формы рельефа образуются?
b. Определите, как происходит субдукция? На границе каких литосферных плит
наблюдается этот процесс? Какие формы рельефа образуются?
c. Определите, как происходит коллизия? На границе каких литосферных плит
наблюдается этот процесс? Какие формы рельефа образуются?
18

Дескриптор Обучающийся
− определяет основоположника теории дрейфа континентов;
− определяет признаки единства проматерика;
− определяет и объясняет процесс спрединга;
− определяет на границе каких литосферных плит происходит
спрединг;
− определяет, какие формы рельефа образуются в результате
спрединга;
− определяет и объясняет процесс субдукции;
− определяет на границе каких литосферных плит происходит
субдукция;
− определяет, какие формы рельефа образуются в результате
субдукции;
− определяет и объясняет процесс коллизии;
− определяет на границе каких литосферных плит происходит
коллизия;
− определяет, какие формы рельефа образуются в результате
коллизии.
19

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.1 Литосфера
Тема
Литосферные катаклизмы
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.1.4 Объясняет причины и следствия, распространение
литосферных катаклизмов
Обучающийся
• Обосновывает причины и следствия
распространения литосферных катаклизмов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1.По рисункам определите виды литосферных катаклизм.
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
2.Заполните таблицу (используйте тематические карты) .
Рисунок Вид катаклизма Причина Район
распространения
Последствия
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Дескриптор
Обучающийся
− определяет вид катаклизма на рисунке 1;
− объясняет причину возникновения катаклизма на рисунке 1;
− определяет район распространения катаклизма на рисунке 1;
− описывает последствия катаклизма на рисунке 1;
− определяет вид катаклизма на рисунке 2;
− объясняет причину возникновения катаклизма на рисунке 2;
− определяет район распространения катаклизма на рисунке 2;
− описывает последствия катаклизма на рисунке 2;
− определяет вид катаклизма на рисунке 3;
− объясняет причину возникновения катаклизма на рисунке 3;
− определяет район распространения катаклизма на рисунке 3;
− описывает последствия катаклизма на рисунке 3.
20

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.1 Литосфера
Тема
Литосферные катаклизмы
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.1.5 На основе местного компонента объясняет правила
поведения при литосферных катаклизмах
Обучающийся
• С
оставляет свод правил поведения людей при
литосферных катаклизмах (на основе местного
компонента)
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Рекомендации: Данные задания можно проводит в группах/в паре.
1. Составьте свод правил поведения во время землетрясения, если оно застало
людей дома, используя рисунок 1.
Р исунок 1
2. Составьте правила поведения во время землетрясения, если оно застало людей
на улице, используя рисунок 2.
Рисунок 2
3. Составьте свод правил пове дения людей при извержении вулкана, используя
рисунок 3.
21

Р исунок 3
Дескриптор Обучающийся
− составляет свод правил поведения людей во время
землетрясения, если оно застало их дома;
− составляет правила поведения людей во время землетрясения,
если оно застало их на улице;
− составляет свод правил поведения людей при извержении
вулкана.
22

Раздел 3.Физическая география
Подраздел 1. Методы географических исследований
Тема
1.1 Исследования и исследователи
Цель обучения
Критерий оценивания
7.1.1.3 Работает с источниками географической информации:
карты, рисунки, тексты, фотографии, графические материалы
Обучающийся
• Использует географические источники
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Ответьте на вопросы, используя карту.
a. Определите сейсмоопасные пояса мира.
b. Назовите вулканы, расположенные в этих сейсмоопасных поясах мира.
Дескриптор Обучающийся
− определяет сейсмоопасные пояса мира по карте ;
− определяет вулканы каждого сейсмоопасного пояса мира по карте.
.
23

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 1. Методы географических исследований
Тема
1.1 Исследования и исследователи
Цель обучения
Критерий оценивания 7.1.1.6 Отображает свойства географических объектов, явлений
и процессов в графической форме: схема, диаграмма, профиль, график
Обучающийся
• Представляет в графической форме свойства
географических объектов, явлений и процессов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Допишите названия слоев материковой и океанической коры на схеме.
2. Выделите 2 признака, отличающие материковую кору от океанической.
Дескриптор
Обучающийся
− определяет слои материковой коры по схеме;
− определяет слои океанической коры по схеме;
− выделяет 1- ый признак, отличающий материковую кору от
океанической;
− выделяет 2- ой признак, отличающий материковую кору от
океанической.
24

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 2. Картография и географические базы данных
Тема 2.1 Географические карты
Цель обучения
Критерий оценивания
7.2.1.1 Выполняет картосхемы по теме
Обучающийся
• Составляет картосхему по теме
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Нанесите на контурную карту мира:
a. Литосферные плит ы Земли.
b. Геосинклинальные пояса Земли.
Дескриптор Обучающийся
− обозначает литосферные плиты Земли на контурной карте;
− обозначает геосинклинальные пояса Земли на контурной карте.
25

Раздел 3. Физическая география
Подр аздел 2. Картография и географические базы данных
Тема 2.1 Географические кар ты
Цель обучения
Критерий оценивания
7.2.1.2 Показывает объекты географической номенклатуры
на карте
Обучающийся
• Определяет объекты географической номенклатуры на карте
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Покажите на физической карте мира следующие обьекты.
равнины Амазонская, Великая Китайская, Великие равнины, Восточно -
Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье
горы Альпы, Анды, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Тибет, Уральские,
Эфиопское нагорье
вершины Аконкагуа, Джомолунгма (Эверест), Мак-Кинли, Монблан, Эльбрус,
Народная
вулканы Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Орисаба, Фудзияма,
Эльбрус, Эребус
Дескриптор
Обучающийся
− называет и показывает объекты географической номенклатуры на
карте по теме «Литосфера».
26

Раздел 3.Физическая география
Подраздел 2. Картография и географические базы данных
Тема 2.2. Географические базы данных
Цель обучения
Критерий оценивания
7.2.2.1 Группирует и отображает в таблицах
географические объекты
Обучающийся
• Ранжирует и представляет в табличной форме
географические объекты
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Классифицируйте предложенные географические объекты.
Кордильеры, Аппалачи, Приатлантическая, Анды, Ла - Плата, Великая, Бразильское,
Амазонская
Географические объекты Северная Америка Южная Америка
Равнины, плоскогорья
Горы
Дескриптор
Обучающийся
− распределяет предложенные географические объекты по
материкам.
27

2 четверть
Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.2. Атмосфера
Тема Атмосфера и ее составные части
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.2.1 Характеризует состав атмосферы
Обучающийся
• Описывает состав атмосферы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Постройте круговую диаграмму «Газовый состав атмосферы», используя
цифровые данные.
2 21% - кислород, 78% -азот, 1% -другие газы и смеси
2. Закончите предложения.
Специфическая функция кислорода - это …
Роль углекислого газа в атмосфере заключается …
Озон оказывает влияние на ...
Дескриптор Обучающийся
− строит круговую диаграмму «Газовый состав атмосферы»;
− характеризует функцию кислорода;
− определяет роль углекислого газа;
− характеризует влияние озона на атмосферные процессы.
28

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.2. Атмосфера
Тема Атмосфера и ее составные части
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.2.2 Графически представляет и объясняет строение и
особенности слоев атмосферы
Обучающийся
• Описывает строение и особенности слоев
атмосферы
• Отображает строение и особенности слоев
атмосферы в графической форме
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Заполните таблицу «Строение атмосферы», вставляя пропущенные данные.
Слой атмосферы Высота верхней
и нижней границ
Изменение температуры в
зависимости от высоты
Характеристика
слоев
Тропосфера
18-40км
понижение
Термосфера воздух разрежен
выше 800км
a. Как изменяется температура в слоях атмосферы?
b. Почему тропосфера является «кухней погоды»?
2. Представьте графически строение и особенности слоев атмосферы, используя
данные таблицы из задания 1.
Дескриптор Обучающийся
− определяет особенности тропосферы;
− определяет строение стратосферы;
− определяет границы мезосферы;
− определяет границы и температуру термосферы;
− характеризует экзосферу;
− строит график строения слоев атмосферы;
− указывает на графике границы и температуру слоев атмосферы.
29

Раздел 3. Физическая география
Подраздел 3.2. Атмосфера
Тема Погода и метеорологические элементы
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.2.3 Объясняет понятие «погода»
Обучающийся
• Разьясняет понятие «погода»
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Ответье на следующие вопросы.
1. Что такое погода?
2. Какие метеорологические элементы применяются при описании погоды?
3. Опишите погоду своей местности.
4. Объясните, почему выражение «Мы отдыхали в Алматы и там был жаркий климат»
считается неверным?
Дескриптор Обучающийся
− дает определение понятия погода;
− определяет, характеристики, каких метеорологических элементов
применяются при описании погоды;
− описывает погоду своей местности;
− приводит доказательства о несоответствии содержания
выражения.
30
шағым қалдыра аласыз













