Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Шығармашылық жұмыс " Современные технологии на уроках русского языка"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Арысский отдел образования
начальная школа №372
коммунальное государственное учреждение
Предмет: Русский язык
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Выполнила: Кулахмедова Роза
г.Арысь
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
Русский язык – один из самых сложных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимисясвязаныпрежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть.
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо применение педагогом на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения.
Цель данной статьи показать, как выбор современных образовательных технологий учителем решает цели современного урока.
Какие же технологии и их приемы можно использовать на своих уроках?
1. Игровые технологии.
2. Дифференцированное обучение
3. Технология проблемного обучения
4. Здоровьесберегающие технологии
5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Игровая технология – это группа методов и приёмов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).
Примеры:
Дидактическая игра: « Все
наоборот».
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания
типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из
слов включало в свой состав сочетание –чн-.
Игрушка для елки-…(елочная игрушка)
Герой сказки- … (сказочный герой)
Сок яблока-… (яблочный сок)
Суп из молока -…(молочный суп)
Варенье из клубники-… (клубничное варенье)
Каша из гречки-… (гречневая каша)
Вода из речки-… (речная вода)
Скважина в замке -…(замочная скважина)
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.
Игра «Найди
пару».
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и
действия.
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в
один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер,
дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова-
действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит,
печет, сверкает, дует, трещит.
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают
слово, обозначающее действие предмета, отмечая
стрелкой.
Применение игровых технологий на уроках русского языка в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке, раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Технология дифференцированного обучения - это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по достижению необходимого учебного результата отдельными группами класса.
Дифференцированное обучение – вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки. Применяют его не только по отношению к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки, но и к детям, опережающим класс.
Вот некоторые формы и приёмы работы, которые двигают дифференцированное обучение вперёд.
-
Детям предлагайте вставить в данных словах пропущенные орфограммы. Учащиеся с более высоким уровнем подготовки должны самостоятельно подобрать слово с аналогичными орфограммами и обозначить их.
-
Учащиеся должны поставить существительные в форму творительного падежа и подчеркнуть орфограммы. Задача более сильных учеников состоит в следующем: указать, какие ранее полученные знания необходимы для выполнения этого задания.
-
Самостоятельный подбор сильными учащимися дополнительных заданий к упражнению и выполнение их.
-
Предлагается ситуативная задача.
Для слабых учеников:
Представьте, что вы готовитесь к докладу, у вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал. Поставьте ударение в словах, используя словарь.
Для сильных учеников:
Представьте, что вы корректор журнала «Костёр». Вам нужно подготовить для набора научную статью «Какую роль играют в тексте фразеологизмы». Проверьте текст, исправьте орфографические и фактические ошибки. Для проверки используйте словарь.
Благодарядифференцированному обучения успешно развивается познавательная активность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствуют формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности. Основной целью дифференцированного и индивидуального подхода является создание условий для того, чтобы научить детей не бояться проявлять себя и помочь им сформировать и ощутить в себе личность.
Реализация дифференцированного подхода к учащимся требует тщательного подбора дидактического материала. Это трудоёмкая работа.
Технологию проблемного обучения
Технологии проблемного обучения являются весьма распространенным на уроках русского языка. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, и она важна, на мой взгляд, в материале любого урока.
Цели проблемного обучения:
1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Технологическая схема проблемного урока:
Учитель
Создаёт проблемную ситуацию;
Направляет учащихся на её решение;
Организует поиск решения.
Ученик
Приобретает новые знания и способы работы с материалом;
Формирует своё отношение к проблеме.
Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.
Здоровьесберегающие технологии– идут рука об руку с дифференцированным обучением.Разноуровневое обучение бережёт психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по своим силам, обучающийся чувствует себя защищённым. А начинается всё с улыбки, с которой учитель заходит в класс. Его спокойная, но не монотонная речь снимает эмоциональное напряжение школьников, вносит нотку доверительных отношений. Обязательными атрибутами урока можно считать физкультминутку, смену видов деятельности и минутку смеха, что способствует периодической смене позы ученика. Употребление пословиц напоминает учащимся о соблюдении режима дня.
Примеры:
Кончил дело – гуляй смело.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Кто поздно встаёт, тот дня не видит.
Можно предложить составить предложение, отражающие последние спортивные новости. Немаловажным считается момент прощания с детьми. Их обязательно надо похвалить. Допустим, вот таким образом: я сегодня вами довольна… И всё это – здоровьесберегающие технологии.
Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся. Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.
Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Приём « Чтение с остановками»
1.Текст должен содержать проблему , которая лежит не на поверхности ,
а спрятана внутри.
2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последний должен быть задан вопрос « Что будет дальше и почему ? »