Материалдар / Суммативное оценивание за четверть
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Суммативное оценивание за четверть

Материал туралы қысқаша түсінік
Мұғалімдерге көмек
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
10 Желтоқсан 2020
786
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Page 1














Спецификация суммативного оценивания

по предмету «География »

9 класс





















Нур-Султан, 2019


Page 2

2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть ............................................................................ 3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть .................. 3
3. Ожидаемые результаты по предмету ........................................................................................ 3
4. Уровни мыслительных навыков ................................................................................................ 4
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей ............................................................................................................................................. 6
6. Правила проведения суммативного оценивания................................................................... 6
7. Модерация и выставление баллов ............................................................................................. 6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ....................... 7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ..................... 16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ..................... 25
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ..................... 32


Page 3

3
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков,
приобретенных обучающимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «География» для 7-9 классов
уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты по предмету
Знает:
методы географических исследований; территориальные комплексы; сущность,
классификацию; особенности распространения и размещения географических объектов,
процессов и явлений; особенности функционирования и сферу применения; основные этапы
развития географической оболочки и географической среды, геосфер; виды, классификацию
и элементы карт; особенности природы материков и океанов, отдельных территорий, стран и
Республики Казахстан; территориальную и отраслевую структуру, условия и факторы
развития современного мирового хозяйства, отдельных регионов, стран и Республики
Казахстан; природно-ресурсный потенциал регионов Казахстана; модели экономических
систем; виды международных связей; меры по сохранению природы и устойчивому
развитию.
Понимает:
сущность природных и социально-экономических закономерностей, процессов и
явлений; особенности современного географического пространства, территориальных
комплексов; взаимосвязи географических объектов, процессов и явлений; причины, этапы,
последствия; значение процессов в географической оболочке и географической среде;
геополитические процессы, роль и сферы влияния, характер взаимодействия субъектов
геополитики.
Применяет:
основные, географические понятия и термины для описания объектов, процессов и
явлений в живой и неживой природе ; методы безопасного проведения опытно-
экспериментальных и исследовательских работ; графические методы представления
результатов; методы определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической оболочки и географической среды; приемы картометрии,
навыки ориентирования и навигации.
Анализирует:
анализирует данные, полученные в результате естественно-научного эксперимента;
информацию, представленную в графической и табличной форме; причинно-следственные
связи между процессами и явлениями, происходящими в географической оболочке и
географической среде; достижения в области естественных наук и сферы использования
научных открытий; факторы размещения географических объектов; естественно-научные,
социально-экономические основы общественного производства; геогр афическое и
геополитическое положение, особенности и факторы политического, экономического и
социального развития Казахстана, его роль и место в мире.


Page 4

4
Синтезирует:
синтезирует собранные и обработанные данные, информацию для представления в виде
таблицы, графика, сообщения, доклада, презентации; научные модели и доказательства для
выдвижения гипотез, аргументов и объяснений; план проведения эксперимента и
исследования; знания о процессах, протекающих в живой и неживой природе, для
систематизации, классификации и выявления эмпирических правил, принципов и
закономерностей.
Оценивает:
оценивает результаты проведенного эксперимента , влияние различных физических и
химических процессов на жизнедеятельность человека и окружающую среду; производства
на сохранение равновесия между компонентами живой природы; значение правильного
использования полезных ископаемых и природных ресурсов; степень пригодности и
использования географических объектов, процессов и явлений для различных целей и видов
деятельности.
4. Уровни мыслительных навыков
Уровни
мыслительных
навыков
Описание

Рекомендуемый
тип заданий
Знание и
понимание
Характеризует основные орографические
объекты.
МВО - задания с
множественным
выбором ответов
Применение Повествует об исследованиях казахстанцев,
внесших вклад в развитие географической
науки, определяет особенности номинации
географических объектов и явлений,
осуществляет комментированный показ по карте
важных географических объектов, процессов и
явлений, показывает на карте объекты
географической номенклатуры, определяет
закономерности распространения минеральных
ресурсов Казахстана, показывает на карте и
характеризует основные центры добычи и
переработки минеральных ресурсов Казахстана,
на основе классификации казахских гидронимов
объясняет их зна чение и предлагает
транслитерацию на трех языках, определяет
национальный и религиозный состав населения
Казахстана, объясняет направления, причины и
следствия миграций насления мира, на основе
анализа миграционных процессов в Казахстане
определяет основные направления миграций,
классифицирует населенные пункты Казахстана,
характеризует по плану отрасли хозяйства
Казахстана, на основе определения отраслей
хозяйства экономических районов Казахстана
объясняет их специализацию, классифицирует и
характеризует виды международных
экономических отношений, характеризует
показатели развития мирового хозяйства,
КО – задания,
требующие
краткого ответа
РО - задания,
требующие
развернутого
ответа


Page 5

5
валовый внутренний продукт, валовый
национальный продукт, в том числе на душу
населения, с дополнительным охватом
казахстанского компонента группирует страны
по уровню экономического развития.
Навыки
высокого
порядка
Дает оценку минеральным ресурсам
Казахстана, классифицирует проблемы,
связанные с освоением минеральных ресурсов,
и предлагает пути их решения, анализирует
климатообразующие факторы Казахстана,
анализирует климатические условия
Казахстана, оценивает климатические ресурсы
Казахстана, показывает на карте территории
формирования и распространения
неблагоприятных и опасных атмосферных
явлений и предлагает меры защиты от них,
классифицирует, анализирует показатели и
характеризует внутренние воды Казахстана:
реки и озера, ледники и вечная мерзлота,
подземные воды, дает экономическую оценку
водным ресур сам Казахстана, с
дополнительным охватом местного компонента
предлагает пути решения экологических
проблем водных ресурсов на основе их
анализа, классифицирует геополитические
проблемы водных ресурсов Казахстана и
предлагает пути решения: трансграничные
реки, статус Каспийского моря, составляет
сравнительный анализ природных зон и
высотных поясов Казахстана, объясняет цели
создания особо охраняемых природных
территорий: заповедники, заказники,
национальные парки, на основе местного
компонента исследует влияние антропогенного
фактора на природные комплексы, оценивает
природно-ресурсный потенциал Казахстана,
анализирует процесс и направления научно-
технической революции, на основе анализа
инфраструктуры регионов Казахстана
предлагает пути решения связанных с ней
проблем, определяет место Казахстана в
мировом хозяйстве, дает комплексную оценку
социального, экономического и политико-
географического положения Республики
Казахстан.
РО - задания,
требующие
развернутого
ответа


Page 6

6
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть Знание и понимание Применение Навыки высокого
порядка
I 11 % 67 % 22%
II 11 % 89 %
III 55 % 45 %
IV 55 % 45%
Итого 3 % 47 % 50%
6. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы
в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните
обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы.
Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите,
есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно, во время оценивания и у
них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь
им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по
спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачѐркивать неправильные ответы вместо того, чтобы
стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающимися, помогать с
правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая
может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите
обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.


Page 7

7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИ ВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ З А 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 30

Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.

Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить,
пустые места на схемах, заполнять таблицу, элементами дополнительной характеристики
тематических карт. При ответе на вопросы требующие развернутого ответа, обучающийся
дает полный ответ и показывает логический порядок действий. В работе обучающегося
оценивается умение излагать свою точку зрения, географические знания. Задания могут быть
структурированными, состоящими из нескольких вопросов.


Page 8

8
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть

Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий
*

задания

Тип
задания
*
Время на
выполнение,
мин*
Балл
*
Балл за
раздел
Методы
географических
исследований
9.1.1.1 П овествует об
исследованиях казахстанцев,
внесших вклад в развитие
географической науки
Знание и
понимание
1 2 КО 3 3
6
9.1.1.3 Определяет особенности
номинации географических
объектов и явлений
Применение 1 3 КО 3 3
Картография и
географические
базы данных
9.2.1.1 О существляет
комментированный показ по карте
важных географических объектов,
процессов и явлений
Применение

1 4 КО 4 3
6
9.2.1.2 Показывает на карте
объекты географической
номенклатуры
Применение 1 5 КО 3 3
Физическая
география
9.3.1.2 Характеризует основные
орографические объекты
Знание и
понимание
1 1 МВО 1 1
18
9.3.1.4 Определяет закономерности
распространения минеральных
ресурсов Казахстана
Применение 1 6 КО 3 3
9.3.1.5 Показывает на карте и
характеризует основные центры
добычи и переработки
минеральных ресурсов Казахстана
Применение 1 7 КО 3 3
9.3.1.6 Дает оценку минеральным
ресурсам Казахстана
Навыки
высокого
порядка
1 8 РО 10 5


Page 9

9
9.3.1.7 Классифицирует проблемы,
связанные с освоением
минеральных ресурсо в, и
предлагает пути их решения
Навыки
высокого
порядка
1 9 РО 10 6
Итого 9 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


Page 10

10
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «География»

1. Укажите замкнутную котловину, находящаяся ниже уровня Балтийского моря.
A) Актау
B) Бесшокы
C) Каракия
D) Каратау
E) Мангыстау
[1]

2. Соотнесите ученых географов-казахстанцев и вклад, который они внесли для развития
географической науки
Ученые Ответ Вклад, который они внесли
1.Сатпаев К.И А. Первый казахский ученый, выдающийся
путешественник, географ, этнограф, фольклорист,
исследователь истории и культуры народов Средней
Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. Труды
были опубликованы на немецком, английском и
французском языках.
2.Чокан
Валиханов
В. Основные направления исследований – география
промышленности Казахстана. Дал экономическую
оценку природным ресурсам страны. Автор более 400
публикаций.
3. Двоскин Б.Я С. Ученый в области горнорудной геологии, 1-ый
президент Академии наук Казахской ССР. Открыл
крупнейшее месторождение медных руд в Жезказгане.
Автор многих трудов
[3]

3. Распределите названия географических объектов по классам топонимов. Приведите по 2
примера и впишите в таблицу.



[3]

Классы
топонимов
Оронимы в
терминах цвета
Оронимы по
наличию
полезных
ископаемых
Оронимы в
численности


Page 11

11
4. Сгруппируйте тематические карты и выполните задания.
a. Какой метод был использован при составлении этих карт?



1____________________________________ 2 ____________________________________
b. Определите, что объединяет эти карты.
[3]

5. Приведите примеры объектов географической номенклатуры Казахстана и нанесите их на
контурную карту.


[3]
6. Используя физическую, тектоническую и геологическую карты Казахстана, выполните
задания.
a. Приведите один пример существования определенных закономерностей размещения
полезных ископаемых
[1]
горы равнины
.


Page 12

12
b. Определите, в какой части страны сосредоточены месторождения
полиметаллических руд и покажите их на контурной карте (используйте контурную
карту предыдущего задания)
[2]
7. Используя карту, ответьте на вопросы.


а. Назовите, где размещается металлургический комбинат полного цикла.
[1]
b. Определите, какие виды ферросплавов производятся в Актобе.
[1]
c. Определите, какие виды ферросплавов производятся в Аксу.
[1]

8. Дайте оценку Карагандинскому и Экибастузскому угольным бассейнам Казахстана:
Характеристика Карагандинский Экибастузский
1. Способ добычи
2. Оценка качества угля


3. Применение в хозяйстве


4. Какие трудности и
проблемы возникают в
связи с добычей угля?

[5]


Page 13

13
9. При добыче и переработке полезных ископаемых происходит воздействие на
экологическое состояние региона. Эти процессы затрагивают все сферы Земли: литосферу,
атмосферу, гидросферу, биосферу. Добыча минеральных ресурсов приводит к нарушению
земной коры. В результате этого могут произойти обвалы, оползни, разломы. Возникают
антропогенные формы рельефа, которые могут достиг ать высоты до 300 м, а
протяженность до 50 км. Это карьеры, отвалы, терриконы, овраги.


a. Определите вид антропогенной формы рельефа.
[1]
b.Укажите, какую хозяйственную деятельность можно развивать в данном месте.
[1]
c. Объясните, какие трудности могут возникнуть при развитии хозяйственной
деятельности человека.
[2]
d. Объясните, какие изменения в рельефе могут возникнуть в связи с хозяйственной
деятельностью человека.
[2]


Page 14

14
Схема выставления баллов

№ Ответы
Балл
Дополнительная
информация
1 С 1
2 1 – С
2 – А
3 – В
1
1
1

3 Оронимы в терминах цвета – Актау, Каратау,
Сарыарка, Коктобе
1

1


1
за каждые 2
примера дается по
1 баллу Оронимы по наличию полезных ископаемых –
Темиртау, Жезды, Жезказган
Оронимы в численности – Бестобе, Бесбакан,
Жетысуский Алатау
4 а) 1 – точечный, рисунок
2 - картосхема
1
1
1
за каждый верный
ответ дается по 1
баллу b) выполнены в внемасштаба
5 Приводит пример горной системы Казахстана:
Тянь-Шань, Жетысуский Алатау, Қаратау,
Алтай, Сауыр-Тарбағатай и т.д.

1

может привести
другие примеры
Приводит пример равнин Казахстана: Западно-
Сибирская, Туранская, Прикаспийская
1

Правильно нанесет эти объекты на контурную
карту
1
6

а) осадочные горные породы сосредоточены на
равнинах

b) на Алтае и Каратау и верно нанесет эти
месторождения на контурную карту.
1


2
Нефть-
Прикаспийская
низменность
Жетысуский
Алатау
7 г. Темиртау
в Актобе – феррохром
в Аксу – ферросилиций
1
1
1

8 Хар-
ка
Карагандинск
ий
Экибастузский
1 Шахтный Открытый
2 Коксующийс
я
Высокозольный
3 В
металлургии
На ТЭС, ТЭЦ
4

5 по 1 баллу за 1,2,3
пункты таблицы, 2
балла за 4 пункт -
трудности, которые
возникают в связи с
освоением
угольных баз.
9 а) карьер 1
b) сельскохозяйственное, земледелие 1


Page 15

15


c) сели, оползни, обвалы с объяснением
причин.
2 1-ый балл дается за
трудность, а 2-ой
балл за объяснение
причины,
принимается один
из вариантов
ответа, а также
ответы,
раскрывающие
содержание
вопроса
d) изменения: появление оврагов, оползней, из-
за орошения или вспахивания.
2 1-ый балл дается за
вид изменения, а 2-
ой балл за
объяснение
причины
изменения
а также ответы,
раскрывающие
содержание
вопроса
Итого 30


Page 16

16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВ НОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть

Продолжительность – 40 минут
Количество заданий – 30

Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.

Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить
пустые места в схемах, картосхемах словами. При ответе на вопросы, требующие
развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок
действий. В работе обучающегося оценивается его умение излагать свою точку зрения,
географические знания. Задания могут быть структурированными, состоящими из
нескольких вопросов.


Page 17

17
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий
*

задания

Тип
задания
*
Время на
выполнение
, мин*
Балл* Балл за
раздел
Физическая
география
9.3.2.1 Анализирует климато-
образующие факторы Казахстана
Навыки
высокого
порядка
1 2 РО 4 3
13
9.3.2.2 Анализирует климатические
условия Казахстана
Навыки
высокого
порядка
1 3 РО 4 3
9.3.2.3 Оценивает климатические
ресурсы Казахстана
Навыки
высокого
порядка
1 4 РО 4 3
9.3.2.4 Показывает на карте
территории формирования и
распространения неблагоприятных
и опасных атмосферных явлений и
предлагает меры защиты от них
Навыки
высокого
порядка

1 5 РО 5 4
Физическая
география
9.3.3.1 К лассифицирует,
анализирует показатели и
характеризует внутренние воды
Казахстана: реки и озера, ледники и
вечная мерзлота, подземные воды
Навыки
высокого
порядка
1

6

РО

5

4

17
9.3.3.2 На основе классификации
казахских гидронимов объясняет их
значение и предлагае т
транслитерацию на трех языках
Применение 1 1 КО 3 2
9.3.3.3 Дает экономическую оценку
водным ресурсам Казахстана
Навыки
высокого
порядка
1 7 РО 5 3
9.3.3.4 С дополнительным охватом
местного компонента предлагает
пути решения экологических
Навыки
высокого
порядка
1 8 РО 5 4


Page 18

18
проблем водных ресурсов на основе
их анализа
9.3.3.5 Классифицирует геополити-
ческие проблемы водных ресурсов
Казахстана и предлагает пути
решения: трансграничные реки,
статус Каспийского моря
Навыки
высокого
порядка
1 9 РО 5 4
Итого 9 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


Page 19

19
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету « География»

1. Напишите транслитерацию слова на двух языках.

Русский Қазақша English
Есиль
Алаколь
[2]

2. Проанализируйте рисунки и определите климатообразующие факторы. Кратко дайте
объяснение, того как эти факторы могут влиять на климат.




1 2 3

1 ________________________________________________________________________
2 ________________________________________________________________________
3 ________________________________________________________________________
[3]

3. Рассмотрите внимательно схему-рисунок циклона.
a. Составьте схему антициклона.

Циклон Антициклон
[2]
b. Опишите, погоду при антициклоне.
[1]

4. Вы решили построить дом у подножия гор Алтая.
a.Какие климатические показатели вы будете учитывать при строительстве?
[1]
b.Какие традиционные методы и средства защиты здания нужно обязательно
учитывать при строительстве дома?
[1]


Page 20

20
c. Могут ли эти показатели сказаться на стоимости и сроке эксплуатации здания?
[1]

5. Пыльная буря – одно из неблагоприятных атмосферных явлений, переносящее большое
количество частиц почв, песка ветром с поверхности Земли.

a. Нанесите на контурную карту районы, которые чаще подвержены пыльным бурям.
[1]
b. Объясните, для каких отраслей хозяйства опасно это явление природы.
[1]
с.Опишите, какие две меры необходимо проводить по защите от пыльных бурь.
[2]

6. Внутренние воды Казахстана можно разделить на два типа водоемов.
a. Перечислите эти типы водоемов и приведите примеры
1
2
[2]
b. В таблице предоставлены данные о водообеспеченности водных бассейнов
Казахстана.
Опишите динамику водообеспеченности водных бассейнов и объясните причины,
которые влиют на уровень водообеспеченности.
[2]


Page 21

21
Название
бассейна
Доступные и
надежные водные
ресурсы, км
3

Потребность в воде, км
3

2012 2040 2012 2040
Арал-Сырдария 6,3 5,2 8,1 9,3
Балхаш-Алакол 4,0 3,0 3,3 4,7
Ертыс 8,7 5,2 1,3 2,6
Есиль 0,5 0,5 0,1 0,5
Жайык-Каспий 1,5 -1,0 0,6 1,9
Нура-Сарысу -0,1 0,2 0,6 1,6
Тобыл-Торгай 0,4 0,3 0,1 0,8
Шу-Талас 1,8 1,6 1,7 3,4
Обеспеченность водных бассейнов Казахстана поверхностными водами и водными
ресурсами, добываемыми из прочих источников

7. Проанализируйте гидрограф реки Ертис.

a. Определите месяц, в котором наблюдается самый высокий расход воды
[1]
b. Приведите два примера использования реки в хозяйстве
[2]
8. Наша республика относится к категории стран с дефицитом водных ресурсов.
Увеличение объема потребления пресной воды коммунальными службами городов,
промышленностью, сельским хозяйством, для поливного земледелия, привело к
реальной экологической угрозе: засорению и истощению естественных водоемов.
a. Объясните два последствия загрязнения водоемов страны.
[2]
b.Предложите два пути решения данной проблемы.
[2]

9. Для Республики Казахстан использование вод трансграничных рек – тема очень важная и
достаточно серьезная. Все крупнейшие реки Казахстана являются трансграничными.
Поэтому, проблема использования трансграничных рек для нашей страны является в высшей
степени главной. Почти 44% поверхностных вод поступает с сопредельных государств и
только 56% составляют внутренние стоки. За последние 15 лет наблюдается сокращение
естественных водных ресурсов Казахстана. 90% сокращения водных ресурсов связано с
сокращением стока из сопредельных государств.


Page 22

22
a. Перечислите реки, которые являются трансграничными.
[1]
b. С какой страной нас связывают наибольшее количество трансграничных рек?
[1]
с. Какие комплексные технологии и сельскохозяйственные приемы помогут нам
экономить воду?
[2]


Page 23

23
Схема выставления баллов
№ Ответы
Балл
Дополнительная
информация
1 1. Есіл, Esil
2. Aлакөл, Alakol
1
1

2 1. Солнечная радиация, зависимость от угла
падения солнечных лучей
1

по 1-му баллу за
полный ответ
2. Циркуляция атмосферы – воздушные массы,
ветра;
1

3. Характер подстилающей поверхности – зависит
от рельефа, почвы
1
3 a. показывает движение воздуха по часовой
стрелке и низходящее движение в области
высокого давления;
2




ответ сухость
воздуха принимается b. усиливает жару летом и холод зимой 1
4 a.зимы очень холодные, лето достаточно жаркое 1
b.теплоустойчивость, так как большая амплитуда
температур; защита здания от селевых потоков,
возникающих из-за обильных осадков
1

c.да, могут. Это будет зависеть от устойчивости
инженерно-технического сооружения.
1
5 a.зона степей больше подвержена пыльным бурям 1 принимаются
другие ответы,
раскрывающие
содержание вопроса
b. для земледелия, сдувает плодородный слой
почвы
1
c.лесонасаждения,
учитывать прогноз погоды синоптиками и т.д.
1
1
6 a. 1-естественные – реки, озера, болото, ледники
2-искусственные – водохранилища, пруды, каналы
1
1
самый низкий
расход воды за год
1 м³/c
b.уменьшение объемов доступных водных
ресурсов и рост потребления на
водообеспеченность влияет рост численности
населения и рост использования воды в хозяйстве
1

1
принимаются
другие ответы,
раскрывающие
содержание вопроса
7 a. самый высокий расход воды за год 1 м³/c –
июнь
1
b. в промышленности, сельском хозяйстве, для
выработки энергии на ГЭС и т.д.
2 принимаются
другие ответы,
раскрывающие
содержание вопроса
8 a. последствия загрязнения водоемов страны:
уменьшение количества питьевой воды, нарушение
экосистем водоемов, негативное влияние на
жизнедеятельность растений и животных и т.д.
1
1



по 1-му баллу за
каждый правильный
ответ
принимаются
другие ответы,
раскрывающие
содержание вопроса
b. контроль за выбросами санитарными
службами, ограничение сбросов в водоѐмы, а
также усовершенствование технологий
1
1

по 1-му баллу за
каждый правильный
ответ


Page 24

24

производства, очистки и утилизации. Также
важным аспектом является взимание платы за
сброс сточных вод и загрязняющих веществ и
перечисление взимаемых средств на разработку
новых безотходных технологий и сооружений
предлагает путь
решения,
обосновывает
предлагаемое
решение.
9 a. Ертис, Иле, Сырдария, Жайык и др. 1
b. Китай (более 20 рек) 1 принимаются
другие ответы,
раскрывающие
содержание вопроса
c. воздушно-капельное орошение, мелиорация,
севооборот и др. мероприятия.
2
Итого 30


Page 25

25
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть

Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 30

Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.

Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить
пустые места в схемах, картосхемах словами. При ответе на вопросы требующие
развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок
действий. В работе обучающегося оценивается его умение излагать свою точку зрения,
географические знания. Задания могут быть структурированными, состоящими из
нескольких вопросов.


Page 26

26
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительн
ых навыков
Кол.
заданий*

задания

Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
Физическая
география
9.3.4.1 Составляет сравнительный
анализ природных зон и высотных
поясов Казахстана
Навыки
высокого
порядка
1

6
КО

5 4
8 9.3.4.2 Объясняет цели создания
особо охраняемых природных
территорий: заповедники,
заказники, национальные парки
Навыки
высокого
порядка
1

7 КО 5
4

Физическая
география
9.3.5.1 Характеризует по плану
крупные природно -
территориальные комплексы
Казахстана
Применение
1

1
КО

4 3
8
9.3.5.3 На основе местного
компонента исследует влияние
антропогенного фактора на
природные комплексы
Навыки
высокого
порядка
1 8 РО 5 5
Социальая
география
9.4.1.1 Определяет национальный и
религиозный состав населения
Казахстана
Применение 1 2 КО 3

2
9
9.4.1.2 Объясняет направления,
причины и следствия миграций
насления мира
Применение
1

3 КО 4

2
9.4.1.3 На основе анализа
миграционных процессо в в
Казахстане определяет основные
направления миграций
Применение 1 4
КО

4 3
9.4.1.7 Классифицирует населенные
пункты Казахстана
Применение 1 5 КО 4 2


Page 27

27
Экономиxес
кая
география
9.5.1.1 Оценивает природно-
ресурсный потенциал Казахстана
Навыки
высокого
порядка
1 9 РО 6 5 5
Итого 9 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


Page 28

28
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «География»

1. Дополните таблицу, характеризующую природный комплекс Сарыарка.
№ Характеристика Описание
1 Географическое
положение

2 Полезные ископаемые
3 В каких природных
зонах расположена

[3]

2. Дана карта-схема «Национальный состав населения Казахстана».

а. Определите, в какой части Казахстана наибольший процент коренного населения и
чем это можно объяснить.
[1]
b. Назовите языковую семью и группу, к которой относятся русские.
[1]
3. Внимательно рассмотрите карто-схему «Миграционные потоки» и ответьте на вопросы:

a. Объясните причину большого потока миграции населения в Европу.
[1]


Page 29

29
b. Опишите последствия данной миграции.
[1]

4. Проанализируйте данные рисунка «Сальдо внешней и внутренней миграции населения в
Казахстане» и ответьте на вопросы:

a. В каких регионах Казахстана наблюдается внешний приток населения и откуда?
[1]
b. Из каких областей, и каковы причины наибольшего оттока населения за пределы
Казахстана?
[1]
c. Определите регионы в которых наблюдается большой поток внутренней миграции
населения.
[1]

5. Заполните схему «Типы населенных пунктов» и перечислите их функции.

[2]

6. Используя карты атласа, составьте сравнительный анализ природных зон Казахстана.
a. Заполните таблицу и сделайте вывод:
Природная зона Причины образования (кратко)
Степь
Пустыня
[2]
b.Объясните, какими специфическими природными условиями обусловлена
вертикальная поясность в горах.
[2]
?

функции:
1
2
3
4

?


функции:
1

2


Page 30

30

7. Для охраны растений, животных и птиц в республике созданы 10 заповедников, 13
национальных парков, 40 заказников и памятники природы. Эти природоохранные
учреждения находятся в собственности государства.
a. Выявите особенности заповедника, заказника и нацонального парка.
Заповедник Заказник Национальный парк





[3]
b. В списке Всемирного природного наследия ЮНЕСКО значатся несколько объектов.
Назовите одно из них.
[1]

8. Выберите один природный комплекс вашего региона и исследуйте влияние
антропогенного фактора на этот природный комплекс:
a. Название природного комплекса
[1]
b. Факторы, оказывающие прямое воздействие на природный комплекс
[1]
с. Факторы, оказывающие косвенное воздействие на природный комплекс
[1]
d. Дайте оценку экономическим последствиям антропогенного воздействия на
природный комплекс
[2]

9. В недрах страны содержится практически весь комплекс минерального сырья. Природно-
ресурсный потенциал Казахстана также представлен естественными возобновляемыми
лесными ресурсами, которые выполняют важные климаторегулирующие, среда образующие,
поле- и почвозащитные, водоохранные и санитарно-гигиенические функции. Также
наиболее важным в природно-ресурсном потенциале страны являются водные ресурсы.
a. Выделите два плюса в природно-ресурсном потенциале страны
[2]
b. Выделите два минуса в природно-ресурсном потенциале страны
[2]
c. Предложите путь решения по сохранению природно-ресурсного потенциала.
[1]


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!